Здавалка
Главная | Обратная связь

Типы психического дизонтогенеза



В. В. Лебединский, положив в основу классификации вариантов психического дизонтогенеза своеобразные сочетания его патопсихологических параметров, дополнил имеющуюся клиническую классификацию. Он включил в нее варианты, которые были в лучшей степени изучены в дефектологических исследованиях дизонтогенеза, обусловленного, как правило, уже завершенным болезненным процессом (связанного с резидуальными органическими поражениями ЦНС, дефектами анализаторных систем).

В. В. Лебединский выделяет следующие варианты психического дизонтогенеза:

I — недоразвитие;

II — задержанное развитие;

III — поврежденное развитие;

IV — дефицитарное развитие;

V — искаженное развитие;

VI — дисгармоничное развитие.

Приведенная классификация не находится в противоречии с клинической классификацией типов дизонтогенеза. Она детализирует и дополняет ее. При этом варианты психического дизонтогенеза могут быть сгруппированы на основе выделения главного качества нарушения развития. Можно выделить группу аномалий, обусловленных отставанием развития (ретардация): недоразвитие, задержанное развитие. В группу аномалий, в которых ведущим признаком является диспропорциональность (асинхрония) развития, входят искаженное и дисгармоничное развитие. Поврежденное и дефицитарное развитие объединяет то, что они вызываются поломкой отдельных функций.

В. В. Лебединским описаны клинические проявления, являющиеся основными моделями различных вариантов психического дизонтогенеза.

I. Типичным примером стойкого недоразвития является олигофрения. Для этого типа дизонтогенеза характерно раннее время поражения нервной системы, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития.

II. Задержанное психическое развитие характеризуется замедлением темпа формирования познавательной и личностной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. При различных вариантах задержанного развития (задержках конституционального генеза, соматогенных, психогенных задержках и задержках церебрально-органического генеза) соотношение нарушения темпов развития познавательной и личностной сфер может быть различным.

III. Поврежденное развитие имеет сходную с недоразвитием и задержанным развитием (в первую очередь, с ЗПР церебрально-органического генеза) этиологию: наследственные заболевания органические поражения ЦНС. Основное отличие заключается в более позднем времени патологического воздействия на мозг (после 2-3 лет), когда большая часть мозговых систем уже сформировалась. Характерной моделью поврежденного развития является органическая деменция.

IV. Дефицитарное развитие представляет собой особый вид дизонтогенеза, связанный не с психическими заболеваниями, а с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем (зрения, слуха) и речи.

V. Искаженное развитие характеризуется сложными сочетаниями общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к формированию ряда качественно новых, не свойственных нормальному онтогенезу, патологических образований. Как правило, в основе этого типа дизонтогенеза лежит текущий болезненный процесс. Наиболее характерной моделью искаженного развития является дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма.

VI. Основой дисгармонического развития является врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий, а также патохарактерологические формирования личности в результате неправильного воспитания

 

52.Психопатологические синдромы

Синдром — комплекс симптомов. Психопатологический синдром — комплекс более или менее типичная совокупность внутренне (патогенетически) связанных между собой психопатологических симптомов, в особенностях клинических проявлении которой находит свое выражение объем и глубина поражения психических функций, острота и массивность действия на мозг патогенной вредности.

Психопатологические синдромы — это клиническое выражение различных видов психической патологии, которые включают психические заболевания психотического (психозы) и непсихотического (неврозы, пограничные) типов, кратковременные реакции и стойкие психопатологические состояния.

Психические заболевания, как и другие болезни, имеют специфические признаки – симптомы. Причем тот или иной из них никогда не проявляется изолированно. Совокупность отдельных признаков болезни, объединенных под общим патогенезом и характерным проявлением, представляет собой синдром. Синдром определяет качественные особенности и степень тяжести заболевания. В психиатрии большое значение придается синдромальному анализу, так как при психическом заболевании отмечается большой полиморфизм симптоматики.

Синдромы могут быть малыми и большими. Примером может служить астенический синдром, нередко проявляющийся значительным числом неврастенических признаков – раздражительностью, плаксивостью, бессонницей. На фоне астении могут развиться бред, галлюцинации, навязчивые переживания, что говорит о появлении признаков больших (сложных) синдромов, т. е. о генерализации процесса.

Клиническая картина синдромов складывается из позитивных и негативных расстройств. К первым относятся галлюцинаторно-бредовые, кататонические, аффективные и ряд других расстройств, ко вторым – эмоционально-волевое оскудение, психопатизация личности, слабоумие. Позитивные и негативные синдромы обычно проявляются в тесной взаимосвязи.

Следует отметить, что в рамках психопатологического синдрома имеются облигатные симптомы (без них нельзя диагностировать данный синдром) и факультативные (дополнительные), обусловливающие формирование разных вариантов отдельных синдромов.

Синдромы в зависимости от преимущественного поражения той или иной сферы психической деятельности подразделяются на неврозоподобные, бредовые, синдромы расстройства сознания, аффективных и двигательно-волевых нарушений и др.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.