Здавалка
Главная | Обратная связь

ДЕТСКИЕ ВОЗРАСТНЫЕ СТРАХИ



Возраст: 0 – 6 месяцев; возрастные страхи: любой неожиданный громкий звук; быстрые движения со стороны другого человека; падение предметов; общая потеря поддержки.

Возраст 7 – 12 месяцев; возрастные страхи: громкие звуки (шум пылесоса, громкая музыка и др.); любые незнакомые люди; смена обстановки, одевание одежды и раздевание; отверстие стока в ванной или бассейне; высота; беспомощность перед неожиданной ситуацией.

Возраст 1 – 2 года; возрастные страхи: громкие звуки; разлука с родителями; любые незнакомые люди; отверстие стока ванны; засыпание и пробуждение, сновидения; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями.

Возраст 2 – 2,5 года; возрастные страхи: разлука с родителями, отвержение с их стороны; незнакомые ровесники; ударные звуки; ночные кошмары; изменение в окружающей обстановке; природные стихии (гром, молния, град и др.).

Возраст 2 – 3 года; возрастные страхи: большие, непонятные, угрожающие объекты (например, Мойдодыр и др.); неожиданные события, изменение порядка жизни (новые члены семьи, развод, смерть близкого родственника); исчезновение или передвижение внешних объектов.

Возраст 3 – 5 лет; возрастные страхи: смерть (дети осознают конечность жизни); страшные сны; нападение бандитов; огонь и пожар; болезнь и операция; природные стихии; ядовитые змеи; смерть близких родственников.

Возраст 6 – 7 лет; возрастные страхи: зловещие существа (ведьма, призраки, и др.); потеря родителей или страх потеряться самому; чувство одиночество (особенно ночью из-за черта, дьявола и др.); школьный страх (быть несостоятельным, не соответствовать образу «хорошего» ребенка); физическое насилие.

Возраст 7 – 8 лет; возрастные страхи; темные места (чердак, подвал, и др.); реальные катастрофы; утрата любви окружающих (со стороны родителей, учительницы, ровесников и т.д.); опоздание в школу или оторванность от домашней и школьной жизни;
физическое наказание и непринятие в школе.

Возраст 8 – 9 лет; возрастные страхи: неудачи в школе или игре; собственная ложь или отрицательные поступки, замеченные другими; физическое насилие; ссора с родителями, их потеря.

Возраст 9 – 11 лет; возрастные страхи: неудачи в школе или спорте; заболевания; отдельные животные (крысы, табун лошадей и др.); высота, ощущение верчения (некоторые карусели); зловещие люди (хулиганы, наркоманы, грабители, воры и т.п.)

Возраст 11 – 13 лет; возрастные страхи: неуспех; собственные странные поступки; недовольство своей внешностью; сильное заболевание или смерть; собственная привлекательность, сексуальное насилие; ситуация демонстрации собственной глупости; критика со стороны взрослых; потеря личных вещей.

 

60. синдром ухода и бродяжничество

Данный синдром, весьма разнородный по генезу, но довольно однообразный по внешним проявлениям, выражается в повторяющихся уходах из дома или школы, интерната или другого детского учреждения с последующим бродяжничеством, нередко многодневным. Синдром встречается в возрасте от 7 до 17 лет, но наиболее часто в пре-пубертате, преимущественно у мальчиков. По данным, он встречается у 0,5% школьников 10—11 лет.

Как показывают работы ряда авторов, формирование данного синдрома психопатологически различно и отчетливо зависит от особенностей личности, ситуационных факторов и нозологической принадлежности синдрома. Особое значение имеют личностные особенности. Так, у детей и подростков с преобладанием астенических, эмоционально-лабильных, сенситивных черт характера первые уходы связаны либо со сверхценными переживаниями обиды, ущемленного самолюбия, представляя собой реакцию пассивного протеста, либо со страхом перед наказанием или тревогой по поводу какого-либо проступка . При психическом инфантилизме с эмоционально-волевой незрелостью наблюдаются преимущественно уходы из школы и прогулы, обусловленные боязнью трудностей, связанных с учебой. При преобладании аффективно-возбудимых и гипертимных черт характера у подростков уходы связаны с реакциями эмансипации. У подростков с шизоидными чертами в основе мотивации уходов лежит стремление избежать общения с людьми. Первые уходы и побеги у подростков с истероидными чертами связаны с осознаваемым или неосознанным стремлением привлечь к себе внимание, вызвать жалость и сочувствие, добиться удовлетворения желаний. Перечисленные варианты начальных уходов и побегов можно отнести к группе реактивных. Начало формы

Другим типом мотивации начальных уходов является «сенсорная жажда», т. е. потребность в новых, постоянно меняющихся впечатлениях, а также сочетающееся с ней стремление к развлечениям. Уходы, связанные с такой мотивацией, встречаются в основном у детей и подростков с преобладанием эмоционально-волевой неустойчивости. Непосредственным поводом к уходу могут стать впечатление от приключенческого кинофильма, телепередачи или книги, случайно услышанное сообщение о каком-либо происшествии неподалеку (драка, автомобильная авария, пожар и т. п.).

Дети и подростки чаще убегают вдвоем или небольшой группой, могут уезжать далеко, в другие города, в поисках приключений, для розыска кладов и т. п.

Третьим типом являются «безмотивные», т. е. не имеющие содержательной мотивации, уходы. В их основе лежит либо изменение настроения (дисфория или депрессивный сдвиг с неосознанным стремлением уйти от стесняющего режима, из привычной обстановки), либо нарушение влечений с импульсивным («неодолимым)» стремлением к уходу. Импульсивные уходы, связанные с патологией влечений, называют дромоманией, или пориоманиеи.

Причины: В формировании синдрома уходов и бродяжничества немалая роль принадлежит неблагоприятным микросоциальным факторам. Так, 84% детей и подростков с этим синдромом в наблюдениях А. Г. Большакова (1981) росли в неблагополучных, в том числе неполных, семьях. Развернутый синдром уходов и бродяжничества характеризуется более или менее стойким стремлением к бродяжничеству, обычно в одиночку. Дети и подростки во время своих блуждений, нередко многодневных, ездят на транспорте, заходят в магазины и другие общественные места, ночуют в подъездах, подвалах, на чердаках, как правило, домой самостоятельно не возвращаются. Их приводят работники милиции, родственники, посторонние лица. Дети подолгу не испытывают усталости, голода и жажды, что свидетельствует о важной роли патологии влечений в генезе синдрома.

Прогноз: Синдром уходов и бродяжничества, как правило, ведет к микросоциально-педагогической запущенности и различным формам асоциального поведения (хулиганские поступки, мелкое воровство, сексуальные действия, алкоголизация), что связано с негативным влиянием окружения, а также отрывом от семьи и школы. Длительное бродяжничество, кроме того, способствует появлению неискренности, лживости, стремлению к примитивным удовольствиям, отрицательному отношению к труду, оппозиции к любой регламентации поведения. Бродяжничество часто становится источником патологического формирования личности по аффективно-возбудимому, неустойчивому и псевдошизоидному типу.

После 14—15 лет проявления синдрома постепенно сглаживаются, причем у одних подростков личность не меняется, у других обнаруживается микросоциально-педагогическая запущенность с делинквентным поведением, а в части случаев, как указывалось выше, происходит психогенное патологическое формирование личности.

Синдром уходов и бродяжничества в основном встречается при пограничных состояниях, включая ситуационные личностные реакции протеста, депрессивный невроз, психогенные патологические формирования личности, формирующиеся истинные психопатии, резидуально-органические неврозои психопатоподобные состояния. Синдром нередко наблюдается у детей и подростков с пограничной интеллектуальной недостаточностью и дебильностыо. При всех перечисленных формах патологии динамика синдрома может проходить 3 этапа:

1. психогенная реакция ухода (в связи с психотравмирующей ситуацией или «сенсорной жаждой»);

2. 2) этап привычных, фиксированных уходов, в основе которых лежит патологический стереотип поведения и определенное усиление влечений (однако не импульсивных);

3. этап импульсивного непреодолимого стремления к уходам и бродяжничеству (т. е. этап истинной дромомании).

Третий этап синдрома наблюдается относительно редко, в основном у подростков с выраженными патологическими чертами личности неустойчивого, аффективно-возбудимого и особенно эпилептоидного типов при формирующихся психопатиях и резидуально-органических психопатоподобных состояния

 

Синдром мутизма

МУТИЗМА Синдром - результат поражения ретикулярной формации оральных отделов мозгового ствола опухолевым, травматическим или воспалительным процессом. Больные лежат неподвижно с открытыми глазами, движения Которых сохранены, не говорят, не контактируют с окружающими. Болевые и звуковые раздражения вызывают ответную двигательную реакцию.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.