Заикание: причины, проявления, прогноз, принципы профилактики
Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. ПРИЧИНЫ ЗАИКАНИЯ в этиологии заикания отмечается совокупность экзогенных и эндогенных факторов В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие(«почву») и производящие(«толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его. К предрасполагающим причинамотносятся следующие: · невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы); · невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность); · конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам); · наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака). При этом необходимо обязательно учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды; поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные — инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях. Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания. К неблагоприятным условиямотносятся: · физическая ослабленность детей; · возрастные особенности деятельности мозга; · большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется: функциональная асимметрия в деятельности головного мозга. · скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; · конфликт между требованием среды и степенью его осознания; · недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне разрешается заиканием; · недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений. . В группе производящих причинвыделяются анатомо-физиологические, психические и социальные. Анатомо-физиологические причины: · физические заболевания с энцефалитическими последствиями; · травмы — внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, · сотрясение мозга; · органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; · истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани; совершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи. Психические и социальные причины: · кратковременная — одномоментная — психическая травма (испуг, страх); · длительно действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание «примерного» ребенка; · хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций; · острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости; · неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; · перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; · несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); · полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке; · подражание заикающимся. · Различаются две формы такой психической индукции: пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная — он копирует речь заикающегося; переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания; неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика — может служить толчком для появления заикания. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|