Здавалка
Главная | Обратная связь

Аллексия – полное отсутствие чтения у мальчиков, чаще чем у девочек.



ПРИЧИНЫ ДИСЛЕКСИИ

· Возможна наследственная предрасположенность

· врожденная форма дислексии,

· патологические факторы, которые воздействуют в пренатальный, натальный и постнатальный период – эти факторы могут быть биологические и социальные

· Нарушения чтения могут вызываться причинами органического и функционального характера.

· Дислексии бывают обусловлены органическими повреждениями зон головного мозга, принимающих участие в процессе чтения (например, при афазии, дизартрии, алалии).

· Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов) факторов, которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе чтения.

· с тяжелыми нарушениями устной речи, с церебральными параличами, с нарушениями слуха, у умственно отсталых детей.

КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСЛЕКСИЙ (Р. И. Лалаева).

С учетом нарушенных операций процесса чтения Р. И. Лалаева выделяет следующие виды дислексий:

1) фонематическую,

2) семантическую,

3) аграмматическую,

4) мнестическую,

5) оптическую,

6) тактильную.

1. Фонематическая дислексиясвязана с недоразвитие функций фонематической системы, т. е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. Каждая фонема отличается от всякой другой либо одним смыслоразличительным признаком, либо несколькими. В тех случаях, когда фонемы отличаются одна от другой несколькими смыслоразличительными признаками, говорят о звуках далеких, не сходных между собой (твердые, мягкие, глухость, звонкость, место, способ). Если фонемы отличаются одним смыслоразличительным признаком, то тогда они являются близкими, оппозиционными. Например, звуки с и з отличаются одним признаком (с — глухой, з — звонкий). В языке выделяются целые группы оппозиционных фонем (твердые и мягкие, звонкие и глухие и т. д.).

2. Семантическая дислексия(механическое чтение) проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения. Эти нарушения могут отмечаться при послоговом чтении. Нарушения понимания читаемых предложений могут наблюдаться и при синтетическом чтении, т. е. чтении целыми словами.

Причины:

· трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью,

· недифференцированностью представлений о синтаксических связях внутри предложения.

3. Аграмматическая дислексияобусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических, и синтаксических обобщений.

· изменение падежных окончаний и числа существительных («из-под листьях», «у товарищах», «кошка» — «кошки»);

· неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («сказка интересное», «детей веселую»);

· изменение числа местоимения («все» — «весь»);

· неправильное употребление родовых окончаний местоимений («такая город», «ракета наш»);

· изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени («это был страна», «ветер промчалась»), а также формы времени и вида («влетел» — «влетал», «видит» — «видел»).

4. Мнестическая дислексияпроявляется в трудности усвоения букв, в их недифференцированных заменах. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3—5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова.

5. Оптическая дислексияпроявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л — Д, 3 — В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (Т — Г, Ь — Р, Н — П — И). Данная дислексия связана с нерасчлененностью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений, а также с нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза.

6. При литеральной оптической дислексиинаблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы. При вербальной дислексиинарушения проявляются при чтении слова.

При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение.

7. Тактильная дислексиянаблюдается у слепых детей. В основе ее лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. В процессе чтения наблюдаются смешения тактильно сходных букв, состоящих из одинакового количества точек, точек, расположенных зеркально и, ж — х), расположенных выше или ниже или отличающихся одной точкой б, б — л, л — к).

У слепых детей с тактильной дислексией имеются нарушения схемы тела, временной и пространственной организации, доминантности, задержки в развитии речи.

Читая слово, слепой ребенок с дислексией воспринимает каждую букву изолированно от другой. У него наблюдается не глобальное чтение, а аналогическое восприятие букв. Чтение часто замедляется из-за поисков потерянного слова или предложения. Читаемое искажается инверсиями, пропусками букв.

Отмечается прерывистость, скачкообразность движений пальцев, возвращения назад для более точной расшифровки воспринятого знака (точек), колебания, неловкость, лишние движения. Эти особенности являются следствием трудностей в процессе чтения.

ДИСГРАФИЯ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.