Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 1 Возрастная физиология



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2011 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Возрастная физиология и психофизиология»

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки « Декоративно-прикладное искусство и дизайн»

профилизации « Дизайн интерьера»

 

Екатеринбург

РГППУ


Рабочая программа дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 39 с.

 

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

 

Автор: к.п.н., доцент кафедры физиологии и БЖД Е.А. Югова
     
     
Рецензент: к.б.н., доцент, зав. каф. физиологии И БЖД С.Г. Махнева

 

 

Одобрена на заседании кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности. Протокол от _____________ №______.

 

Заведующая кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности   С.Г. Махнева

 

Рекомендована к печати методической комиссией Социального института РГППУ. Протокол от _____________ №______.

 

Председатель методической комиссии СоИн   С.П. Миронова
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
Директор СоИн   А.И. Ткаченко

 

 

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011

© Е.А. Югова, 2011

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения учебной дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология» являются формирование у студентов базиса знаний о возрастных особенностях функционирования организма человека и физиологических основах психической деятельности.

Задачи дисциплины:

1. Сформировать у студентов базовые знания о биологической сущности человека, необходимые для полноценного усвоения курсов психологии, педагогики, безопасности жизнедеятельности и других дисциплин.

2. Рассмотреть анатомо-физиологические особенности организма человека на различных возрастных этапах онтогенеза.

3. Опираясь на современные достижения в области физиологии и психофизиологии, вооружить студентов знаниями о физиологических механизмах восприятия, внимания, памяти, функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга, эмоциональных состояний, стресса и других психофизиологических процессов и явлений.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла.

Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные в средней общеобразовательной школе в результате освоения дисциплины «Биология».

Знания и умения, усвоенные студентами в процессе изучения возрастной физиологии и психофизиологии имеют практическую направленность и необходимы для дальнейшего изучения таких учебных дисциплин как «Психология», «Педагогика»,«Введение в профессионально-педагогическую специальность», «Безопасность жизнедеятельности».

Основное значение возрастной физиологии и психофизиологии в образовании бакалавра заключается в приобретении навыков и умений, необходимых для работы с детьми и подростками в школе и средних специальных учебных заведениях. Процесс подготовки будущего бакалавра к пропаганде здорового образа жизни среди учащихся, должен осуществляться планомерно, непрерывно и постепенно, с учетом психофизиологических особенностей студентов.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Биология»:

Знания: закономерностей возникновения и развития живой природы, взаимосвязей между живыми организмами, живой и неживой природой; законов строения, жизни и развития человеческого организма; основных понятий, отражающих процессы развития живой природы; понимание места человека в системе природы, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;

Умения: решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.

Владения: применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· психология;

· педагогика;

· введение в профессионально-педагогическую специальность;

· безопасность жизнедеятельности.

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО.

Общекультурные компетенции:

· Осознает культурные ценности, понимает роль культуры в жизнедеятельности человека (ОК-1)

· Понимает философию как методологию деятельности человека (ОК-3)

· Владеет правовыми и нравственными нормами экологического поведения (ОК-12)

· Имеет целостное представление о картине мира, ее научных основах (ОК-14)

· Способен выявлять естественно-научную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности (ОК-16)

· Готов использовать основные законы естественно-научных дисциплин в профессионально-педагогической деятельности (ОК-17)

· Способен обосновать профессионально-педагогические действия (ОК-25)

 

Профессиональные компетенции:

· Способен проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов) (ПК-16)

· Способен организовать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и Федеральных государственных образовательных стандартов в ОУ НПО и СПО (ПК-3)

 

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

· основные физиологические понятия;

· вопросы общей и частной возрастной физиологии;

· нейрофизиологии и физиологии высшей нервной деятельности подростков;

· физиологические механизмы психических процессов и состояний.

Уметь:

· самостоятельно работать с научной, научно-методической и справочной литературой;

· формулировать положения о возрастных особенностях протекания физиологических функций и психофизиологических процессов;

· использовать физиологические знания для рациональной организации учебно-воспитательного процесса.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· методиками изучения функционального состояния организма;

· методиками оценки психофизиологических показателей человека.

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Семестры
1-й
Общая трудоемкость дисциплины 2/72 1-й
Аудиторные занятия 1-й
лекции 1-й
практические занятия
семинарские занятия -
лабораторные работы -
другие виды аудиторных занятий -
Самостоятельная работа 1-й
изучение теоретического курса 1-й  
курсовая работа -
домашние задания
подготовка к экзамену
Вид промежуточного контроля тест  

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
Возрастная физиология      
1.1 Введение в возрастную физиологию - - Еженед. Контрольные вопросы – 1  
1.2 Организм – сложная открытая саморегулирующаяся система -   Еженед. Выступление на семинаре – 2
1.3 Возрастные особенности соматических и вегетативных функций - Еженед. Практическое задание- 3 Программированный контроль – 3
1.4 Общая физиология нервной системы   Еженед. Практическое задание- 4 Программированный контроль – 4
1.5 Частная физиология центральной нервной системы   Еженед. Анализ и решение конкретной ситуации – 5 Контрольные вопросы проблемного Характера – 5
1.6 Физиология больших полушарий головного мозга   - Еженед. Выступление на семинаре - 6 Практическое задание - 6  
1.7 Физиология сенсорных систем   - Еженед. Практическое задание - 7 Программированный контроль – 7
1.8 Физиология высшей нервной деятельности   Еженед. Контрольные вопросы проблемного характера – 8 Практическое задание – 8    
1.9 Врожденная и приобретенная деятельность организма   - Еженед. Контрольные вопросы проблемного Характера - 9 Выступление на семинаре – 9  
1.10 Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности   - Еженед. Контрольные вопросы проблемного Характера – 10 Практическое задание – 10
1.11 Биологическое созревание и психическое развитие - Еженед. Контрольные вопросы проблемного Характера – 10 Выступление на семинаре – 10
Психофизиология      
2.1 Введение в психофизиологию   - -   Выступление на семинаре - 10  
2.2 Психофизиология эмоционально–потребностной сферы - Еженед. Выступление на семинаре – 11  
2.3 Психофизиология внимания и восприятия информации Еженед. Деловая игра – 11 Анализ и решение конкретной ситуации – 11  
2.4 Психофизиология памяти и научения Еженед. Ролевая игра - 12 Анализ и решение конкретной ситуации - 12    
2.5 Психофизиология речи и мыслительной деятельности   - Еженед. Анализ и решение конкретной ситуации – 13  
2.6 Функциональное состояние - Еженед. Контрольные вопросы проблемного характера – 13 Программированный контроль – 13
2.7 Психофизиология профессиональной деятельности - Еженед. Ролевая игра – 14
2.8 Биологические ритмы - Еженед. Выступление на семинаре – 15  
2.9 Психофизиология умственного труда - Еженед. Анализ и решение конкретной ситуации – 15
  Итого за семестр       зачет

Содержание дисциплины

Раздел 1 Возрастная физиология

Тема 1.1 Введение в возрастную физиологию Возрастная физиология – как самостоятельная ветвь физиологии, - науки о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем и механизмах его деятельности. Предмет, цель и задачи возрастной физиологии, ее связь с другими науками. Значение возрастной физиологии для психологии и педагогики. Исторический очерк развития связей физиологии с проблемами обучения и воспитания подростков. Методы исследований, применяемые в возрастной физиологии. Онтогенез. Понятие о росте и развитии организма. Этапы и периоды онтогенеза. Критические периоды, гетерохронность и гармоничность развития. Физическое и психическое развитие. Роль наследственности и среды в развитии физических и психических признаков человека.

Тема 1.2 Организм – сложная открытая саморегулирующаяся система. Организм человека как единое целое. Уровни организации жизнедеятельности организма. Единство организма и внешней среды. Внутренняя среда организма. Гомеостаз. Саморегуляция и регуляция функции в организме. Гуморальная регуляция. Понятие о гормонах и железах внутренней секреции. Общие закономерности их деятельности.

Возрастные особенности деятельности эндокринной системы. Нервная регуляция как высший этап развития регуляторных приспособлений организма. Взаимосвязь и гармоничное единство гуморальной и нервной регуляции как необходимое условие нормального развития подростков. Положительные и отрицательные обратные связи и их роль в саморегуляции и регуляции функции в организме.

Тема 1.3 Возрастные особенности соматических и вегетативных функций. Строение, функции, развитие и значение опорно-двигательного аппарата человека. Особенности реакций организма на физические нагрузки в различные возрастные периоды. Роль движений в физическом и психическом развитии подростков. Развитие двигательных навыков и совершенствование координации движений в онтогенезе. Утомление и физиологические механизмы его возникновения. Активный отдых. Гигиенические требования к организации труда учащихся. Гигиена физического воспитания.

Система крови и сердечно-сосудистая система. Значение крови и кровообращения в организме. Морфофизиологические особенности крови и кровообращения у подростков. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки. Проблема сердечно-сосудистых заболеваний и их профилактика.

Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у подростков. Регуляция дыхания в детском возрасте. Половые отличия дыхания. Роль физической нагрузки и тренировки в становлении правильного дыхания. Гигиена дыхания. Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений.

Общий план строения и функции пищеварительной системы человека. Физиология, значение и возрастные особенности пищеварения. Особенности нейро-гуморальной регуляции секреции пищеварительных желез в онтогенезе.

Обмен веществ и энергии. Основные этапы обмена веществ в организме. Возрастные особенности энергетического обмена. Изменение с возрастом потребности организма в белках. Значение воды, минеральных солей и витаминов в процессе роста и развития человека. Нормы и режим питания. Первая помощь при пищевых отравлениях.

Строение и функции органов выделительной системы в организме человека и их возрастные особенности. Значение выделения. Правила личной гигиены.

Тема 1.4 Общая физиология нервной системы. Общий план строения нервной системы. Формирование различных отделов нервной системы в онтогенезе. Нейрон-структурная и функциональная единица центральной нервной системы (ЦНС). Классификация нейронов. Структурно-фукнциональная характеристика синапсов. Возбуждающие и тормозные синапсы. Изменение с возрастом морфофункциональной организации нейрона и синапса.

Рефлекс. Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо как основа регулярных процессов. Звенья рефлекторной дуги и их функции. Нервный центр, его морфофункциональные особенности и свойства. Значение обратной афферентации в осуществлении приспособительных реакций организма. Торможение в ЦНС. Современные представления о клеточных механизмах торможения. Движение и взаимодействие нервных процессов. Принцип доминанты в деятельности ЦНС А.А.Ухтомского. Особенности протекания нервных процессов у подростков. Совершенствование координации нервных процессов в онтогенезе. Характерные морфофизиологические особенности соматической и вегетативной нервной системы.

Тема 1.5 Частная физиология центральной нервной системы. Строение и функции спинного мозга. Основные спинальные рефлексы. Развитие головного мозга в постнатальном периоде онтогенеза. Физиология продолговатого мозга. Средний мозг. Зрительные и слуховые ориентировочные рефлексы. Рефлексы выпрямления и установки тела в пространстве. Промежуточный мозг. Таламус как коллектор афферентных путей. Гипоталамус, его структурные и функциональные характеристики. Гипоталамо-гипофизарная система. Строение и основные функции мозжечка. Структура и функции лимбической системы. Особенности нейронной организации и функции ретикулярной формации, ее роль в формировании бодрствования, концентрации внимания и работоспособности. Ретикуло-кортикальные взаимоотношения.

Тема 1.6 Физиология больших полушарий головного мозга

Структурно-функциональная организация коры головного мозга. Базальные ганглии как центры организации различных видов моторной активности организма. Локализация функции в коре. Сенсорные и моторные зоны коры. Ассоциативные области коры. Нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций. Развитие коры больших полушарий в онтогенезе. Парная деятельность больших полушарий и особенность ее развития в онтогенезе. Билатеральная симметрия и функциональная асимметрия правого и левого полушарий головного мозга. Принцип иерархии в деятельности отделов ЦНС. Рефлексометрия как метод оценки функционального состояния ЦНС. Электроэнцефалография как метод изучения функциональной активности коры больших полушарий и ее взаимоотношений с подкорковыми структурами. Основные ритмы электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Формирование ЭЭГ в онтогенезе.

Тема 1.7. Физиология сенсорных систем. Учение И.П.Павлова об анализаторах. Структурно-функциональная характеристика анализатора. Анализаторы и сенсорная система. Органы чувств. Классификация и значение анализаторов в познании окружающего мира. Морфофункциональные особенности и развитие зрительного и слухового анализаторов. Профилактика нарушений зрения у подростков. Гигиена слуха. Функциональное значение и возрастные особенности вестибулярного, двигательного, кожного, обонятельного и вкусового анализаторов.

Тема 1.8.Физиология высшей нервной деятельности. Развитие представлений о ВНД. Работы И.М.Сеченова как естественнонаучная материалистическая основа философского принципа первичности бытия и вторичности сознания, первичности материй мозга и вторичности психических процессов. И.П.Павлов – основоположник учения о ВНД. Понятие низшей, высшей нервной деятельности и психической деятельности. Методы изучения ВНД. Безусловные и условные рефлексы, их отличительные особенности и классификации. Условия и физиологический механизм образования условных рефлексов. Онтогенез безусловных и условных рефлексов. Условный рефлекс как сложная целостная многокомпонентная поведенческая реакция. Архитектоника целостного поведенческого акта с точки зрения теории функциональной системы П.К.Анохина. Торможение условных рефлексов. Безусловное (внешнее) и условное (внутреннее) торможение условных рефлексов. Механизм внешнего торможения. Ориентировочно-исследовательская реакция и ее значение для ВНД. Охранительное (запредельное) торможение. Угасание, дифференцировка, условный тормоз, запаздывание – разновидности внутреннего торможения. Современные представления о механизмах внутреннего торможения.

Тема 1.9. Врожденная и приобретенная деятельность организма. Инстинкты как сложные безусловные цепьевые рефлексы, формирующие врожденную форму поведения. Характерные особенности и механизм развития инстинктов. Ведущая роль биологической мотивации в инстинктивной деятельности. Значение инстинктов в жизни животных и человека. Динамический стереотип, его физиологическая сущность, особенности и значение в процессе обучения и формирования навыков. Трудность переделки стереотипов как педагогическая проблема при ошибках в обучении.

Тема 1.10. Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Свойства нервных процессов. Генотип и фенотип. Понятие типа ВНД. Классификация и характеристика типов ВНД. Тип ВНД и темперамент. Изменения ВНД в подростковом возрасте. Развитие свойств нервных процессов и влияние на них генотипа и среды.

Типологические особенности ВНД человека. Представление И.П.Павлова о первой и второй сигнальных системах действительности. Слово как сигнал сигналов. Формирование второй сигнальной системы в онтогенезе. Художественный и мыслительный типы ВНД. Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга как основа типологических особенностей ВНД человека. Этапы формирования ВНД в онтогенезе человека. Особенности педагогического подхода к подросткам с различными типами ВНД.

Тема 1.11. Биологическое созревание и психическое развитие Общие понятия о созревании. Критерии созревания. Биологический возраст. Проблема акселерации и ретардации развития и подростков. Индивидуальный темп развития. Предикторы развития. Пластичность ЦНС в онтогенезе. Эффекты обогащения и обеднения среды. Критические и сензитивные периоды развития, их характерные особенности. Динамика и гетерохронность созревания основных блоков головного мозга и психическое развитие. Системность мозгового обеспечения психических функций. Гетерохронность в созревании больших полушарий головного мозга и формирование особенностей психики человека. Изменение гормонального фона в организме в период полового созревания, адаптации, процессов внутреннего торможения и эмоционального состояния как возможные причины неадекватного поведения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.