Здавалка
Главная | Обратная связь

Президент Республики



Характеристика органов государственной власти открывается в конституции Франции перечнем полномочий президента республики. Это, разумеется, не случайно. Главной целью составителей конституции 1958 г. было существенное расширение этих полномочий при некотором ограничении прерогатив парламента. Оправдывалось это желанием сделать государственную власть более устойчивой, стабильной и эффективной.

По конституции, президент следит за ее соблюдением, играет роль арбитра во взаимоотношениях между всеми ветвями власти, является гарантом национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров.

Первоначально конституция предусматривала избрание президента коллегией выборщиков, в которую входили члены парламента, генеральных советов департаментов и ассамблей заморских территорий, а также избранные представители муниципальных советов. Таким образом 21 декабря 1958 г. был избран первый президент V республики Ш. де Голль.

В 1962 г. в конституцию была включена поправка: отныне президент должен был избираться прямым всеобщим голосованием всех граждан Франции, достигших 18 лет и пользующихся всеми гражданскими и политическими правами. Первые всеобщие выборы президента состоялись в 1965 г. Впоследствии президентами Франции избирались: Ж.Помпиду (1969 г.), В. Жискар д' Эстен (1974 г.), Ф. Миттеран (1981 г.), Ж.Ширак (1995 г.).

Президент избирается сроком на 7 лет. До сих пор было два исключения: оказались короче второй срок президентства де Голля (в связи с его добровольной отставкой) и президентство Помпиду (в связи с его смертью). Один и тот же человек может избираться неограниченное число раз (де Голль и Миттеран избирались дважды).

Кандидат в президенты должен быть французским гражданином, достичь 23 лет и соответствовать закону о службе в армии. Его кандидатуру должны поддержать не менее чем 500 граждан, являющихся членами выборных органов, из не менее чем 30 департаментов или заморских территорий (один и тот же департамент или одну и ту же территорию могут представлять не более 10% указанных граждан). Список граждан, выдвинувших кандидатов, публикуется (вместе с указанием их правового положения) в <Официальном вестнике Французской республики> не позднее чем за 8 дней до первого тура выборов.

Список кандидатов публикуется в <Официальном вестнике> не позднее 16 дня, предшествующего первому туру выборов. Кандидаты представляют в Конституционный совет декларацию об имущественном положении (декларация избранного кандидата публикуется после выборов). Каждый кандидат вносит денежный залог, который возвращается тому, кто наберет не менее 5% голосов.

Избирательная кампания начинается со дня официального опубликования списка кандидатов и заканчивается в полночь в пятницу, предшествующую голосованию (оно проводится в воскресенье).

Для ведения избирательной кампании государство предоставляет всем кандидатам одинаковые возможности: эфирное время на национальном телевидении и радио (по два часа перед каждым туром), специально отведенные места для расклейки избирательных афиш, право рассылать избирателям программу с изложением своих позиций (один текст перед каждым туром). После выборов каждый кандидат представляет финансовый отчет, который публикуется в <Официальном вестнике> (установлен потолок расходов, ограничены размеры пожертвований и взносов). Заранее обусловленную часть расходов по проведению избирательной кампании государство возмещает кандидатам.

О назначении выборов президента объявляет правительство. Немедленно после этого создается Национальная комиссия по контролю за избирательной кампанией и подчиненные ей местные комиссии по контролю в департаментах и заморских территориях. Для избрания президентом необходимо получить абсолютное большинство поданных голосов. Если его никто не набрал в первом туре, через две недели проводится второй тур с участием двух кандидатов, получивших наибольшее количество голосов.

 

Конституционный совет наблюдает за правильностью проведения выборов, рассматривает жалобы, устанавливает и объявляет результаты выборов, которые публикуются в <Официальном вестнике> в течение 24 часов после объявления результатов голосования.

Полномочия президента очень велики. Он назначает премьер-министра и прекращает его полномочия по заявлению последнего об отставке; по представлению премьер-министра назначает и прекращает полномочия других членов правительства. Председательствует на заседаниях Совета министров. Подписывает ордонансы (правительственные акты, имеющие силу закона) и декреты, обсужденные Советом министров. Промульгирует (обнародует) законы; имеет право до промульгации потребовать нового обсуждения закона или некоторых его статей, и в этом ему не может быть отказано. По предложению правительства или по совместному предложению обеих палат передает на референдум любой законопроект, касающийся организации государственной власти, реформ в экономической и социальной политике или разрешающий ратификацию международного договора, который отразился бы на функционировании государственных институтов. Президент. имеет право после консультации с премьер-министром и председателями палат распустить Национальное собрание; вслед за этим проводятся новые выборы. При этом новый роспуск невозможен в течение года после этих выборов. Может обращаться к обеим палатам парламента с посланиями, которые зачитываются от его имени. Пользуется правом обращения в Конституционный совет относительно проверки конституционности принятых парламентом законов.

Президент возглавляет вооруженные силы, председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны. Назначает трех членов и председателя Конституционного совета. Производит назначения на некоторые гражданские и военные должности (например, должности членов Государственного совета и Счетной палаты, членов судейского корпуса, профессоров высшей школы, офицеров). Возглавляет Высший совет магистратуры. Осуществляет право помилования.

Много споров и возражений вызвало в свое время предоставленное президенту (ст. 16 конституции) право в случае возникновения серьезной и непосредственной угрозы институтам республики, независимости и целостности страны или выполнению ее международных обязательств в условиях, когда нормальное функционирование государственных властей прекращено, принимать после консультаций с премьер-министром, председателями палат и Конституционным советом меры, которые диктуются этими обстоятельствами. Многие увидели в этом опасность установления авторитарного режима. Опасения, однако, не оправдались. Примечательно, что эта статья запрещает во время применения чрезвычайных полномочий роспуск Национального собрания. Если оно в это время находится на каникулах, то должно немедленно собраться на сессию. Таким образом, чрезвычайное положение не должно мешать нормальной деятельности парламента.

Президент не несет ответственности за действия, совершенные им при исполнении своих обязанностей, кроме случаев государственной измены. В подобном случае обе палаты должны открытым голосованием и абсолютным большинством голосов принять идентичное решение, обвиняющее президента. Судит президента Высокая палата правосудия.

Вне рамок своих должностных обязанностей президент несет уголовную и гражданскую ответственность за свои действия.

Обязанности президента несовместимы с любыми другими функциями.

В случае досрочного освобождения поста президента его функции временно, до выборов нового президента, возлагаются на председателя сената (если это невозможно - на правительство).

Резиденцией президента республики является Елисейский дворец в Париже.

 

Правительство

Согласно конституции, правительство (Совет министров) определяет и проводит политику страны, распоряжается администрацией и вооруженными силами.

Деятельностью правительства руководит премьер-министр. Как говорилось выше, он назначается президентом и им же освобождается от должности после подачи заявления об отставке. По предложению премьер-министра президент назначает и освобождает министров. Отставка премьер-министра автоматически влечет за собой отставку всего правительства. Эта отставка может быть добровольной (президент может попросить премьер-министра уйти в отставку, но принудить не может) или обязательной (после президентских или парламентских выборов, либо если Национальное собрание вынесет вотум недоверия или не согласится с программой правительства).

Правительство несет ответственность перед парламентом. Вопрос об ответственности правительства (доверии ему) может быть поставлен либо по инициативе премьер-министра, одобренной Советом министров, либо по требованию по меньшей мере одной десятой части членов Национального собрания. Резолюция порицания (вотум недоверия) должна быть принята большинством депутатов. Формально президент .может назначить премьер-министром любого человека, не спрашивая согласия Национального собрания. Но поскольку оно имеет возможность вызвать правительственный кризис, президент, если он не хочет проводить новые выборы, должен считаться с парламентским большинством. Так, президент Ф.Миттеран, будучи социалистом, дважды (в 1986-1988 гг. и в 1993-1995 гг.) был вынужден поручить обязанности премьер-министра представителям правого большинства Ж.Шираку и Э.Балладюру, а президент Ж.Ширак в 1997 г. - социалисту Л.Жоспену.

Количественный состав правительства законом не определен. Функции члена правительства несовместимы с парламентским мандатом, с любой должностью профессионального представительства общенационального характера, с государственной службой и любой профессиональной деятельностью (разрешается сохранять лишь местные избирательные мандаты). Будучи избранным в парламент, министр должен сделать выбор между парламентским мандатом и министерским постом. После назначения на должность и освобождения от нее члены правительства обязаны представить декларацию об имущественном положении. Специальная комиссия раз в три года дает отчет об изменениях в их имущественных делах.

Члены правительства несут уголовную ответственность перед судебными органами за правонарушения, не связанные с исполнением ими должностных обязанностей, и перед Судом Республики, если они с этими обязанностями связаны.

Руководя деятельностью правительства, премьер-министр несет ответственность за национальную оборону, обеспечивает исполнение законов, производит назначения на определенные законом гражданские и военные должности, контрассигнует (скрепляет своей подписью) акты президента республики, замещает в случае необходимости президента в качестве председателя в высших советах и комитетах обороны. В исключительных случаях может по специальному поручению президента председательствовать вместо него на заседании Совета министров с заранее определенной повесткой дня.

Члены правительства (министры и государственные секретари) руководят министерствами или выполняют поручения премьер-министра. В случае необходимости акты премьер-министра контрассигнуются министрами, ответственными за их исполнение. Совет министров выступает и как коллегиальный орган: утверждает проекты законов и ордонансов, ходатайствует перед президентом о проведении референдума, дает премьер-министру разрешение поставить вопрос об ответственности (доверии).

В разработке законопроектов правительству оказывает помощь Государственный совет, который дает предварительное заключение о конституционности его актов и подготовленных законопроектов.

По вопросам социально-экономической политики правительство консультирует Экономический и социальный совет..

Парламент

Парламент Французской республики состоит из двух палат: Национального собрания и сената. Обе заседают в Париже: Национальное собрание - в Бурбонском дворце, сенат - в Люксембургском дворце. Для совместных заседаний палат (конгресса) предоставляется Версальский дворец.

Национальное собрание

Национальное собрание избирается на 5 лет прямым всеобщим тайным голосованием. Голосуют граждане Франции, имеющие избирательные права и достигшие 18-летнего возраста. Кандидату в депутаты должно быть не менее 23 лет. Запрещается выставлять свои кандидатуры лицам, выполняющим властные функции в данном департаменте. Каждый кандидат может выставить свою кандидатуру только в одном избирательном округе. Кандидаты вносят денежный залог, который возвращается лишь тем из них, кто получил не менее 5% голосов участников голосования.

 

Всего избирается 577 депутатов по мажоритарной системе. Одновременно избираются депутат и его заместитель, который <замещает> выбывшего депутата (кроме тех случаев, когда депутат уходит в отставку). В первом туре для избрания нужно получить абсолютное большинство голосов, признанных действительными; при этом число поданных за кандидата голосов должно составлять не менее четверти всех избирателей. В округах, где никто не избран в первом туре, проводится второй тур. Здесь, чтобы быть избранным, достаточно получить относительное большинство голосов. Обычно в первом туре партии, выдвигающие своих кандидатов, выступают самостоятельно, чтобы оценить свое влияние на избирателей. Во втором же туре образуются избирательные блоки. Так, например, в период существования в 70-е годы так называемого Союза левых сил, во втором туре социалисты, коммунисты и левые радикалы определяли единого левого кандидата и призывали всех своих сторонников голосовать за него.

О проведении выборов сообщается за 60 дней до истечения полномочий Национального собрания; избирательная кампания официально начинается за 20 дней и прекращается за двое суток до дня выборов. Публикация результатов предвыборных опросов запрещается за неделю до выборов.

Строго регламентировано предоставление эфирного времени на национальном телевидении и радиовещании партиям, участвующим в выборах, так же как и расклейка предвыборных плакатов.

Избирательные участки в крупных городах открыты до 20 часов, в остальных городах и в сельской местности - до 18. Уже в 20 часов становятся известны первые предварительные результаты. В конце дня министерство внутренних дел официально объявляет предварительные результаты выборов, которые по существу являются окончательными (исход выборов на заморских территориях из-за различия во времени становится известен только на следующий день, но в силу малочисленности их населения не влияет на окончательный результат).

Мандат депутата несовместим с некоторыми государственными невыборными и выборными должностями и с некоторыми видами частной предпринимательской деятельности. Государственный чиновник, избранный депутатом, считается откомандированным на период действия своего мандата.

Депутат пользуется правом неприкосновенности за высказанные им убеждения или голосование при исполнении депутатских обязанностей. За преступления или правонарушения он не может подвергаться аресту и мерам, связанным с лишением или ограничением свободы, без разрешения бюро Национального собрания. Такого разрешения не требуется в случае совершения им уголовно наказуемого преступления или задержания на месте преступления или окончательного осуждения.

Депутат получает жалование, равное средней величине между наименьшим и наибольшим окладом государственных служащих, отнесенных к категории <вне служебных классов>, и доплату (<служебное вознаграждение>), размер которой, как правило, равен четвертой части жалования, но меняется в зависимости от участия депутата в работе Национального собрания. Иногородним депутатам оплачиваются жилищные расходы, предоставляются льготы при оплате почтовых, телеграфных и транспортных расходов. Депутаты получают дотации на зарплату их сотрудникам.

От вторника до пятницы депутаты работают в Национальном собрании, а с субботы до понедельника - в своих департаментах.

Регламент Национального собрания устанавливается им самим.

Национальное собрание избирает бюро из 22 депутатов во главе с председателем Национального собрания. В нем представлены все политические течения и партии пропорционально числу полученных ими мандатов. Бюро собирается несколько раз в год. Председатель избирается на весь срок работы Национального собрания данного созыва, до следующих выборов.

Национальное собрание имеет свой аппарат, набираемый по конкурсу. Депутаты нанимают своих помощников лично.

В соответствии со своими политическими воззрениями депутаты могут образовывать фракции численностью не менее 20 человек. При своем оформлении фракция представляет в канцелярию председателя Национального собрания политическую декларацию, подписанную всеми ее членами. Эта декларация вместе со списком членов фракции и с указанием фамилии избранного ими председателя публикуется в <Официальном вестнике>. Один и тот же депутат может быть членом только одной фракции. Для организации своей внутренней работы фракция может создавать свой секретариат. Фракции выделяют представителей в бюро и депутатские комиссии. Председатель фракции участвует в решении вопросов повестки дня и организации прений. Запрещается образование фракций, защищающих частные, местные или профессиональные интересы.

 

Национальное собрание образует на первой сессии каждого созыва шесть постоянных комиссий'. 1) по делам культуры, семьи и социальным проблемам, 2) по иностранным делам, 3) по делам национальной обороны и вооруженных сил, 4) финансов, общих проблем экономики и плана, 5) конституционных законов, законодательства и общего управления республикой, 6) производства и обмена. Кроме этого, по решению Национального собрания могут создаваться специальные комиссии для рассмотрения законопроектов и законодательных предложений, а также комиссии по расследованию и контролю.

Национальное собрание собирается согласно закону на одну очередную сессию, которая открывается в первый рабочий день октября и заканчивается в последний рабочий день июня. Общее количество дней, в течение которых Национальное собрание может заседать во время очередной сессии, не должно превышать 120. Премьер-министр по получении консультации председателя собрания или большинство его членов могут принять решение о дополнительных днях заседаний. Одно заседание в неделю посвящается вопросам депутатов и ответам правительства. Одно заседание в месяц резервируется для определения повестки дня. Предварительно повестка дня и продолжительность дискуссии обсуждаются совещанием председателей постоянных комиссий и фракций.

По просьбе премьер-министра или большинства депутатов президент республики созывает внеочередную сессию, посвященную заранее определенной повестке дня. Кроме того, Национальное собрание собирается по праву: на второй день после своего избрания; на период применения президентом республики статьи 16 конституции (о чрезвычайных полномочиях); для заслушивания послания президента республики.

Заседания Национального собрания открытые (публичные). Полный отчет о прениях публикуется в <Официальном вестнике>. Первые десять человек, явившиеся ко входу в Бурбонский дворец, могут присутствовать на дебатах. Остальных пускают в том случае, если они предварительно подали заявки. По просьбе премьер-министра или одной десятой части членов Национального собрания оно может принять решение провести закрытое заседание (<заседать в качестве секретного комитета>).

Без предварительной записи никто из депутатов выступать не может. Члены правительства имеют право присутствовать на заседаниях Национального собрания и получать слово в любое время.

Депутаты голосуют либо поднятием руки, либо вставанием, либо открытым поименным голосованием, либо открытым голосованием через электронную систему, либо тайным голосованием бюллетенями. Обычно голосуют поднятием руки. Тайное голосование проводится во всех случаях персональных назначений. Голосование считается действительным независимо от числа присутствующих депутатов, если председатель какой-либо фракции не потребовал до начала голосования проверить кворум. Депутат имеет право в исключительных случаях делегировать свое право голосовать другому депутату, уведомив об этом председателя до начала голосования.

К депутатам, нарушающим порядок, могут быть приняты дисциплинарные меры - от призыва председателем к порядку до временного удаления из Национального собрания.

Функция Национального собрания, как и сената, - принятие законов. Конституция особой статьей (ст.34) определяет конкретно круг вопросов, подлежащих регулированию законодательным путем. Парламент может разрешить правительству в течение определенного срока издавать так называемые ордонансы по вопросам, относящимся к сфере законодательства. Они должны быть по окончании установленного срока утверждены парламентом. Законы, принимаемые парламентом, делятся на обычные (или простые), органические (касающиеся порядка деятельности органов, указанных в конституции) и конституционные (изменяющие конституцию).

Законодательной инициативой обладают премьер-министр и члены парламента. Премьер-министр вносит на рассмотрение законопроекты, члены парламента - законодательные предложения. Законопроект предварительно проверяется Государственным советом, затем обсуждается в Совете министров и вносится в одну из палат (финансовые законопроекты обязательно вносятся сначала в Национальное собрание).

Законопроекты и законодательные предложения направляются в одну из постоянных комиссий или в специальную комиссию, создаваемую для их рассмотрения. После принятия одной из палат законопроект (законодательное предложение) направляется в другую палату. Закон должен быть одобрен в идентичной форме обеими палатами парламента. Поэтому в случае расхождений между ними начинается процедура согласования - при необходимости с помощью смешанной паритетной комиссии. Если эта процедура затягивается, правительство имеет право потребовать от Национального собрания принять окончательное решение и утвердить закон без согласия сената. На принятие финансового законопроекта конституция отводит самое большее семьдесят дней. Если в течение этого срока закон не принят, правительство может ввести его положения в действие путем издания ордонанса. Принятый закон передается президенту республики для его промульгации через 15 дней после получения. Президент может потребовать повторного рассмотрения закона или передать его Конституционному совету для проверки его конституционности. Органические законы направляются в Конституционный совет перед промульгацией в обязательном порядке. После промульгации законы публикуются в <Официальном вестнике>.

Парламент и правительство контролируют исполнение финансовых законов при содействии Счетной палаты.

Парламенту принадлежит исключительное право объявления войны. Совет министров может вводить осадное положение, но только парламент имеет право разрешить продлить его на срок более двенадцати дней.

Как уже говорилось, президент может распустить Национальное собрание и назначить новые выборы. Но между выборами должно пройти не менее года.

 

Сенат

Вторая палата французского парламента - сенат, состоящий из 321 сенатора. Он избирается сроком на 9 лет по департаментам выборной коллегией в составе депутатов Национального собрания, региональных советников, генеральных советников, делегатов муниципальных советов и обновляется на треть каждые три года. Общее число выборщиков составляет примерно 145 тысяч человек. Сенат считается представителем местных административно-территориальных подразделений (территориальных коллективов) Франции и французов, постоянно проживающих за пределами страны.

В департаментах, где избирается менее 5 сенаторов, голосование проходит в два тура по мажоритарной системе; там, где избираются 5 сенаторов и более - по пропорциональной. Одновременно с сенаторами избираются их заместители.

Положения конституции о несовместимости мандата с другими функциями, о парламентской неприкосновенности, о жаловании и т. п. распространяются как на депутатов Национального собрания, так и на сенаторов.

В сенате, как и в Национальном собрании, существуют бюро, фракции, постоянные и другие комиссии, проводятся совещания председателей постоянных комиссий и фракций. Председатель сената избирается после каждого частичного обновления этой палаты, т. е. каждые 3 года.

Сенаторы пользуются правом законодательной инициативы. Хотя правительство предпочитает обычно передавать законопроекты в Национальное собрание, закон допускает внесение их (за исключением финансовых) первоначально в сенат. Процедура обсуждения законопроектов и законодательных предложений та же, что и в Национальном собрании. Чтобы быть принятым, закон требует одобрения обеих палат.

В отличие от Национального собрания, сенат не имеет права и возможности <свергнуть> правительство посредством вотума недоверия или отказа в одобрении правительственной профаммы. Однако премьер-министр имеет право просить сенат одобрить декларацию об общей политике правительства.

Сенат не может быть распущен президентом.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.