Здавалка
Главная | Обратная связь

ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП



 

Психастенические проявления в детстве незначительны и ограничиваются робостью, пугливостью, моторной не­ловкостью, склонностью к рассуждательству и ранними «интеллектуальными интересами». Иногда уже в детском возрасте обнаруживаются навязчивости, особенно фо­бии — боязнь незнакомых людей и новых предметов, темноты, боязнь остаться за запертой дверью и т. д. Реже можно наблюдать навязчивые действия, невротические тики.

Критическим периодом, когда психастенический харак­тер развертывается почти во всей полноте, являются пер­вые классы школы. В эти годы безмятежное детство сме­няется первыми заботами — первыми требованиями к чувству ответственности. Подобные требования пред­ставляют один из самых чувствительных ударов для псих­астенического характера.

В нашу эпоху материального благополучия пришлось столкнуться с иной формой воспитания в условиях «по­вышенной ответственности». Родители лелеют слишком большие надежды на успехи своего чада, требуя только отличной учебы или заметных достижений в какой-либо престижной для них области — в занятиях музыкой или языками, или отдавая дань какой-либо очередной моде вроде фигурного катания на коньках. Склонный к псих­астении ребенок не остается безучастным к родительским надеждам, чутко воспринимает эти высокие экспектации и страшится их не оправдать, дабы не потерять всей полноты родительского внимания и любви.

Главными чертами психастенического типа характера в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнитель­ность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость воз­никновения обсессий — навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений.

Психологической защитой от постоянной тревоги за бу­дущее становятся специально придуманные приметы и ри­туалы. Если, например, шагая в школу, обходить есе люки, не наступая на их крышки, то «не провалишься», отвечая уроки, на экзаменах и т. п.; если не дотрагиваться до ручек дверей, то не заразишься и не заболеешь; если при всякой вспышке страха за мать произносить про себя самим выдуманное заклинание, то с нею ничего плохого не случится.

Нерешительность в действиях и рассуждательство у психастенического подростка идут рука об руку. Такие подростки бывают сильны на словах, но не в поступках. Всякий самостоятельный выбор, как бы малозначим он ни был (например, какой фильм пойти посмотреть в воскре­сенье), может стать предметом долгих и мучительных колебаний. Однако уже принятое решение должно быть немедленно исполнено. Ждать психастеники не умеют, про­являя здесь удивительное нетерпение.

Самооценка, несмотря, казалось бы, на склонность к самоанализу, далеко не всегда бывает правильной. Часто выступает тенденция находить у себя самые разнообраз­ные черты характера.

ШИЗОИДНЫЙ ТИП

Наиболее существенными чертами данного типа счи­таются замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении. Сочетание противоречи­вых черт в личности и поведении — холодности и утонченной чувствительности, упрямства и податливости, настороженности и легковерия, апатичной бездеятельнос­ти и напористой целеустремленности, необщительности и неожиданной назойливости, застенчивости и бестактности, чрезмерных привязанностей и немотивированных антипа­тий, рациональных рассуждений и нелогичных поступков, богатства внутреннего мира и бесцветности его внешних проявлений — все это заставило говорить об отсутствии «внутреннего единства».

Шизоидные черты выявляются в более раннем возрас­те, чем особенности характера всех других типов. С первых детских лет поражает ребенок, который лю­бит играть один, не тянется к сверстникам, избегает шум­ных забав, предпочитает держаться среди взрослых, иног­да подолгу молча слушая их беседы. К этому может добавляться какая-то недетская сдержанность в проявле­нии чувств, которая воспринимается как холодность.

Недостаток интуиции и неспособность сопереживания обусловливают, вероятно, то, что называют холодностью шизоидов. Их поступки могут казаться жестокими, но они связаны с неумением «вчувствоваться» в страдания дру­гих, а не с желанием получить садистическое наслаждение. Ко всем этим недостаткам можно добавить еще неуме­ние убеждать своими словами других.

Внутренний мир шизоида почти всегда закрыт от по­сторонних взоров. Лишь иногда и перед немногими избран­ными занавес внезапно приподнимается, но никогда не до конца, и столь же внезапно может вновь упасть. Шизоид скорее раскрывается перед людьми малознакомыми, даже случайными, но чем-то импонирующими его прихотливому выбору. Но он может навсегда оставаться скрытой, непо­нятной вещью в себе для близких или тех, кто знает его много лет.

Реакция эмансипации нередко проявляется весьма своеобразно. Шизоидный подросток может долго терпеть мелочную опеку в быту, подчиняться установленному рас­порядку жизни, но реагировать бурным протестом на малейшую попытку вторгнуться без позволения в мир его интересов, фантазий, увлечений.

Реакция группирования внешне выражена довольно слабо. Как правило, шизоидные подростки стоят особня­ком от компаний сверстников. Попав же в подростковую группу, нередко случайно, они всегда остаются в ней на особом положении. Иногда они подвер­гаются насмешкам и даже жестоким преследованиям со стороны других подростков, иногда же благодаря своей независимости, холодной сдержанности, неожиданному умению постоять за себя они внушают уважение и застав­ляют соблюдать дистанцию. Но успех в группе сверстников может оказаться одним из сокровенных желаний шизоид­ного подростка. В своих фантазиях он творит подобные группы, где занимает положение вождя и любимца, где чувствует себя свободно и легко и получает те эмоцио­нальные контакты, которых ему недостает в реальной жизни.

Суицидальное поведение шизоидам не свойственно — шизоидность, видимо, не располагает к подобному спо­собу решения жизненных трудностей.

Самооценка шизоидов отличается признанием того, что связано с замкнутостью, одиночеством, трудностью контактов, непониманием со стороны окружающих. Отно­шение к другим проблемам оценивается гораздо хуже. Противоречивости своего поведения шизоиды нередко не замечают или не придают этому значения. Любят подчер­кивать свою независимость и самостоятельность.

Шизоидные акцентуации обычно не ведут за собой ни социальной дезадаптации, ни тяжелых нарушений поведе­ния, ни невротических расстройств. Поэтому эти подростки редко попадают под наблюдение психиатра.

Скрытая шизоидная акцентуация мо­жет обнаруживаться, если ситуация предъявляет непо­сильные для данного типа характера требования — например, быстро установить широкий круг неформаль­ных и достаточно эмоциональных контактов. Шизоиды также срываются, когда к ним настойчиво и бесцере­монно «лезут в душу».

ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП

 

Главными чертами эпилептоидного типа являются склонность к дисфории и тесно связанная с ними аф­фективная взрывчатость, напряженность инстинктивной сферы, иногда достигающая аномалии влечений, а также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всей психике — от моторики и эмоциональности до мышления и личностных цен­ностей.

Дисфории, длящиеся часами и днями, отличает злоб­но-тоскливая окраска настроения, накипающее раздраже­ние, поиск объекта, на котором можно сорвать зло. Все же, чем спокойнее обстановка вокруг, тем легче протекают дисфории и в одиночестве скорее достигается успокоение.

Аффективные разряды эпилептоида лишь на первый взгляд кажутся внезапными. Их можно сравнить со взрывом парового котла, который прежде долго и посте­пенно закипает. Повод для взрыва может быть случай­ным, сыграть роль последней капли. Аффекты отличаются не только большой силой, но и продолжительностью — эпилептоид долго не может остыть.

С первых лет такие дети могут подолгу, многими часами плакать, и их невозможно бы­вает ни утешить, ни отвлечь, ни приструнить. В детстве дисфории проявляются капризами, стремлением нарочито изводить окружающих, хмурой озлобленностью. Рано мо­гут обнаружиться садистские склонности — такие дети лю­бят мучить животных, исподтишка дразнить и бить млад­ших и слабых, издеваться над беспомощными и неспо­собными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина, устанав­ливающего свои правила игр и взаимоотношений, диктую­щего всем и все, но всегда выгодно для себя. Можно видеть также недетскую бережливость одежды, игрушек, всего «своего». Любые попытки покуситься на их детскую собственность вызывают крайне злобную реакцию.

В первые школьные годы выступает мелочная скрупу­лезность в ведении тетрадей, всего ученического хозяйст­ва, но эта повышенная аккуратность превращается в самоцель и может полностью заслонить суть дела, саму учебу. Пишут они очень чисто, нередко «бисерным» почерком.

В подавляющем большинстве случаев картина эпилептоидной психопатии развертывается лишь в период поло­вого созревания — от 12 до 19 лет. По нашим наблюдениям, в этом возрасте на первый план выступают дисфории. Подростки сами нередко начинают отмечать их спонтанность («на меня находит»), а прояв­ляться они могут не только злобой, раздражитель­ностью и тоской, но и апатией, бездельем, бесцельным сидением с угрюмо-хмурым видом. Такие состояния разви­ваются постепенно и так же медленно ослабевают.

Аффективные разряды могут быть следствием дисфо­рии — подростки в этих состояниях могут сами искать повод для скандала. Повод для гнева может быть мал и ничтожен, но он всегда сопряжен хотя бы с незна­чительным ущемлением интересов. В аффекте выступает безудержная ярость — циничная брань, жестокие побои, безразличие к слабости и беспомощности противника и, наоборот, неспособность учесть его превосходящую силу.

Любовь у представителей этого типа почти всегда бывает окрашена мрачными тонами ревности. Измен, как действительных, так и мнимых, они никогда не прощают. Невинный флирт трактуется как тяжкое предательство. Ревность нередко заостряется в периоды дисфории — тогда безо всяких оснований они терзают ревностью объект влюбленности. При ревнивом отношении к другим сами эпйлептоидные подростки склонны к измене.

У эпилептоидных подростков истинные суицидные действия крайне редки. У подростков этого типа нам приходилось сталкиваться только с демонстративным суицидальным поведением, нередко носящим характер явного суицидального шантажа. Суицидаль­ные демонстрации чаще всего были спровоцированы нака­заниями, которые подростками трактовались как неспра­ведливые, и были окрашены чувством мести в отношении обидчика и предназначены, чтобы доставить ему серьез­ные неприятности. Другой причиной суицидальных демонстраций бывает ревность к объекту влюбленности. Попытка обычно совер­шается во время самой сцены ревности, «на глазах», испуг на лице объекта влюбленности доставляет немалое удо­вольствие.

Реакция группирования со сверстниками тесно сопря­жена со стремлением к властвованию. Поэтому охотно выискивается компания из младших, слабых, безвольных, неспособных дать отпор. В группе эпилептоидные под­ростки желают установить свои порядки, всегда выгодные для них самих. Симпатиями они не пользуются, и их власть держится на страхе перед ними.

Реакция увлечения обычно бывает выражена достаточ­но ярко. Почти все эпилептоидные подростки отдают дань азартным играм. В них легко пробуждается почти инстинктивная тяга к легкому обогащению. Азарт их опьяняет, играть они могут запоем, порою теряя контроль над собой. Коллекционирование их привлекает прежде все­го материальной ценностью собранного. В спорте заманчи­вым им кажется то, что позволяет развить физическую силу (тяжелая атлетика, борьба, бокс и т. п.). Совершенст­вование ручных навыков, особенно если это сулит опре­деленные материальные блага (прикладное искусство, ювелирная работа) также может оказаться в сфере увле­чений. Многие из них любят музыку и пение.

. На эпилептоидный тип падает также наибольшее число психо­патий тяжелой степени.Явная акцентуация эпилептоидного типа обычно проявляется тем, что при внешне удовлетвори­тельной адаптации жизненный путь может быть перепол­нен конфликтами и поведенческими нарушениями.

ИСТЕРОИДНЫИ ТИП

Главная черта данного типа — беспредельный эгоцент­ризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть окружающих в свой адрес, но только не без­различие и равнодушие — только не перспектива остаться незамеченным. Все остальные качества истероида питаются этой чертой. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашение своей персоны.

С наступлением пубертатного периода обычно наблю­дается заострение истероидных черт. Среди поведенческих проявлений истероидности у под­ростков, которые служат причиной обращения к пси­хиатру, на первое место следует поставить суицидальные демонстрации.

В качестве причины, толкнувшей истероидного под­ростка на. «суицид», им самим чаще всего называется «неудачная любовь». Действительной причиной обычно служат уязвленное са­молюбие, утрата ценного для данного подростка внима­ния, страх упасть в глазах окружающих, особенно сверстников, лишиться ореола «избранника».

Другой причиной суицидальной демонстрации может служить необходимость выпутаться из опасной ситуации, избежать серьезных наказаний, вызвав сочувствие, жа­лость, сострадание.

Сама же суицидальная демонстрация с переживания­ми окружающих, суетой, скорой помощью, любопытством случайных свидетелей дает немалое удовлетворение истероидному эгоцентризму.

Реакция группирования со сверстниками всегда сопря­жена с претензиями на лидерство или, во всяком случае, на исключительное положение в группе, подросток рвется к лидерству доступными для него путями. Но они всегда оказываются вожа­ками на час — перед неожиданными трудностями пасуют, друзей легко предают, лишенные восхищенных взоров, сра­зу теряют весь задор. Главное, приятели вскоре распоз­нают за внешними эффектами их внутреннюю пустоту. Все это ведет к то­му, что истероидные подростки не склонны слишком долго задерживаться в одной и той же подростковой группе и охотно устремляются в другую, чтобы начать все сна­чала. Если от истероидного подростка слышишь, что он разочаровался в своих друзьях, можно не сомневаться, что именно те уже раскусили его.

Увлечения почти целиком сосредоточиваются в области эгоцентрического типа хобби. Увлечь может лишь то, что дает возможность покрасоваться перед другими. Если есть способности, то художественная самодеятельность открывает здесь наибольшие возможности.

Самооценка истероидных подростков далека от объек­тивности. Выставляются те черты характера, которые в данный момент могут произвести впечатление.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

 

В детстве представители этого типа отличаются непослушанием, часто не­поседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусли­вы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются ими с тру­дом. За ними все время приходится следить.

Все дурное словно липнет к ним. Образцами для подражания служат лишь те моде­ли поведения, которые сулят немедленные наслаждения, смену легких впечатлений, развлечения. Еще детьми они начинают курить. Легко идут на мелкие кражи, тянутся к уличным компаниям. Когда же они становятся подрост­ками, то прежние развлечения вроде кино их уже не удовлетворяют. В ход идут более сильные и острые ощуще­ния — хулиганские поступки, алкоголь и другие дурманя­щие средства.

С наступлением пубертатного периода такие подростки стремятся высвободиться из-под родительской опеки. Реакция эмансипации у неустойчивых тесно сопряжена все с теми же желаниями удовольствия и развлечения. Истин­ной любви к родителям они никогда не питают. К бедам и заботам семьи относятся с равнодушием и безразличием. Родные для них — лишь источник средств для наслаж­дений.

Их увлечения целиком ограничиваются информативно-коммуникативным типом хобби да азартными играми. К спорту они испытывают отвращение. Только автомаши­на и мотоцикл сохраняют дли них заманчивость как источ­ник почти гедонического наслаждения бешеной скоростью с рулем в руках. Но упорные занятия и здесь отталки­вают их. Все виды хобби, требующие хоть какого-то труда, для них непостижимы.

Романтическая влюбленность проходит мимо них, на искреннюю любовь они неспособны, как и на преданную дружбу. Компания для развлечений для них всегда предпочтительнее настоящего друга.

Побеги из дому и интернатов — нередкий поступок не­устойчивых подростков. Во время побегов они ищут асо­циальные компании, подходящего спутника, под влияние которого легко подпадают. Первые побеги служат прими­тивным способом избежать неприятностей или по крайней мере отсрочить наказание. По­вторные побеги нередко обусловлены уже поиском развлечений, желанием избавиться от всякого труда, тягой к «свободной жизни».

Кроме явной акцентуации по неустойчивому типу, когда все особенности поведения и характера налицо, приходит­ся сталкиваться со скрытой акцентуацией. В этих случаях нарушения поведения, свойственные типу неустойчивых, выявляются внезапно на фоне предшествующего благопо­лучия. Обнаруживаются они при сочетании двух факто­ров — неожиданного для подростка положения относи­тельной бесконтрольности со стороны старших и пагубно­го влияния приятелей.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

 

Этот тип встре­чается только в форме акцентуации характера.

Эти люди «плывут по течению», слепо подчиняются своей среде. За них думает и действует общество, совершенст­вование у них ограничивается подражанием. Черты этого типа— постоянную готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к ходячей морали, благонравию, консерватизму.

Представители конформного типа — это люди своей среды. Их главное качество, главное жизненное правило — жить «как все», думать, поступать «как все», стараться, чтобы все у них было «как у всех» — от одежды и домаш­ней обстановки до мировоззрения и суждений по живо­трепещущим вопросам. Но под «всеми» всегда подразу­мевается привычное непосредственное окружение. От него они не хотят ни в чем отстать, но и не любят выделяться. Это касается всего в жизни, но особенно отчетливо высту­пает на примере отношения к модам одежды.

В хорошем окруже­нии — это неплохие люди и исполнительные работники. Но, попав в дурную среду, они постепенно усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и поведение, как бы это ни противоречило всему предыдущему в их жизни и как бы пагубно ни было.

Конформность сочетается с поразительной некритичностыо. Все, что говорится в привычном для них окруже­нии, все, что они узнают через привычный для них канал информации,— это для них и есть истина. И если через этот же канал начинают поступать сведения, явно не соот­ветствующие действительности, они по-прежнему долго принимают их за чистую монету.

Нелюбовь к но­вому прорывается наружу беспричинной неприязнью к чу­жакам. Это касается как просто новичка, который появил­ся в их группе, так и представителя другой среды, другой манеры держать себя и даже, как нередко приходится наблюдать, другой национальности.

Реакция эмансипации ярко проявляется только в том случае, если родители, педагоги, старшие отрывают кон­формного подростка от привычной ему среды сверст­ников, если они противодействуют его желанию быть «как все» его ровесники, перенять распространение в его груп­пе моды, увлечения, манеры, намерения. Увлечения кон­формного подростка целиком определяются его группой и модой времени.

СМЕШАННЫЕ ТИПЫ

 

Смешан­ные типы представляют почти половину случаев явных акцентуаций характера и более половины — психопатий.

Несмотря на кажущееся разнообразие смешанных ти­пов, встречающиеся сочетания не случайны. Как в отно­шении акцентуаций характера, так и в отношении пси­хопатий эти сочетания подчиняются определенным зако­номерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других практически никогда.

 

Заключение

Если обратиться к истории человечества, то можно увидеть, что временами наступали периоды, когда под­растающее поколение становилось жгучей социальной про­блемой.

«Молодежь теперь любит роскошь. У нее плохие мане­ры. Ояа презирает авторитет, у нее нет уважения к стар­шим. Она занимается болтовней, в то время как должна работать. Молодые люди уже не встают, когда входят старшие... Они противоречат своим родителям, пусто­словят в обществе, заглатывают за столом еду, кладут йогу на ногу и тиранизируют отца и мать» — этим сло­вам уже более двух тысяч лет, они принадлежат Сокра­ту и живоописуют молодежь древних Афин.

В эпохи исторического застоя ничего не было слышно о подростках — они легко включались в привычную, ста­бильную, испокон века регламентированную обществен­ную жизнь. В периоды бурного развития, ломки привычных жизненных устоев этот процесс осуществляется гораздо труднее.

Во второй половине нашего столетия поколение под­ростков росло после того, как отошли в прошлое ужасы второй мировой войны и трудные, для многих полуго­лодные, первые послевоенные годы. Оно росло во времена наконец наступившей сытости, достатка, быстро растущих потребностей и кипучей, насыщенной событиями, полной напряженного темпа жизни, когда здоровью и развитию детей и подростков стали уделяться небывалые дотоле внимание и заботы. Неожиданно для старших именно с этим поколением подростков оказались связаны опреде­ленные трудности. Психиатрия среди всех областей ме­дицины, возможно, одной из первых эти трудности почувст­вовала. Интересно, что биосоциальные сдвиги, происшед­шие в новом поколении, относительно мало отразились на заболевании эндогенными психозами. Течение и проявле­ния «ядерной» шизофрении у подростков в описаниях последних лет почти не отличаются от того, что было известно в прежние годы (за исключением большой ред­кости кататонического синдрома). Типичные дебюты ма­ниакально-депрессивного психоза в подростковом возрас­те как были, так и остались весьма нечастыми. Отмечена лишь «психопатизация» эндогенных психозов — появле­ние более разнообразных и более частых психопатоподобных картин.

Новое обнаружилось там, где патология теснее всего соприкасается с нормой, - в области так называемых по­граничных состояний и прежде всего в той их части, где наиболее ярко выступают нарушения характера и пове­дения, т. е. при психопатиях и при психопатоподобных расстройствах. В итоге психопатии и психопатоподобные нарушения поведения стали одним из главных полей дея­тельности подростковой психиатрии. Более двух третей госпитализированных в психиатрические стационары под­ростков и еще большая доля наблюдаемых психоневроло­гическими диспансерами относятся к этой области рас­стройств.

 

 

Классификация типов психопатий и акцентуаций, как и всякая научная систематика, оправдывает затраченный на нее труд, если открывает перспективы для ее практи­ческого использования. Дифференциация между психопа­тиями и акцентуациями характера, разделение психопа­тий по степени тяжести и акцентуаций по выраженности служат прежде всего делу прогноза и связанным с ним вопросам экспертной практики. Довольно сложная систе­матика типов психопатий и акцентуаций, пристальное внимание к особенностям, отличающим 'внешне довольно сходные варианты, например гипертимно-неустойчивый от неустойчивого, шизоидный от сенситивного, лабильно-истероидный от истероидного и т. п.,— все это предназна­чено для решения главной задачи: отыскать правильные терапевтические и профилактические пути, эффективнее использовать разные формы психотерапии, - дать нужные медико-педагогические рекомендации. Если эта цель не бу­дет всегда и везде видеться перед собой, самые изощрен­ные наблюдения, самые обстоятельные описания, самые тщательно разработанные систематики теряют свой смысл.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Ленинград, «Медицина, 1983 г., 255 с.

 

2. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статистика, динамика, систематика.. – В книге Избранные труды. М., 1964 г.

 

3. «Мир психологии», Психологический словарь, Психопатии

 

4. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика»

 

5. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997г. - 544с.

 

6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. -- Санкт-Петербург: Речь, 2009. - 256 с. - 1000 экз. - ISBN 978-5-9268-0828-6

 

7. Ненси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», глава «Уровни развития организации личности», изд. «Класс», 1998.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.