Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 9. Об амодааьности смысла 4 страница



ать (воспринимать, представлять, мыслить, эмрционально пере-вать) определенным образом есть такое условие, без которого работа сознания невозможна. Пародоксальнаяатрибутика созна­ния открывается только в фокусе соответствующего «взгляда».

Именно связь, событие человека и объекта, человека и друго­го человека, человека с самим собой и, наконец, человека и мира, структурирует область познавательного открытия. По существу, продукты познавательной деятельности локализованы внутри этой связи. Познание не просто связывает познающего субъекта и объект познания, а является формой существования и того, и другого. Онтологическое присутствие объекта познания опи­рается на гносеологическую основу. Это, естественно, не означа­ет, что объект не существует вне познания. Для психологии не столь важен вопрос об онтологическом статусе познаваемого. Куда важнее решение проблемы представленности объектного в мире человеческой субъективности. Вещи в действительности могут быть чем угодно, и существенно не то, чем они являются реаль­но, а то, что они значат для нас и каким образом существуют в


Глава 4. Проблемы психологии сознания как теоретические аномалии



нас. Таким образом, объект познания не есть тот же самый объект вне познания! Объект и субъект познания связываются в нераз­рывное целое, которое есть суть одно. О недопустимости разгра­ничения субъектного и объектного миров говорил Павел Фло­ренский, считая, что познание, являясь как онтологическим, так и гносеологическим актом, одновременно представляет собой и идеальный, и реальный процесс: «познание — есть реальное вы­рождение познающего из себя или, — что то же, — реальное вхо­ждение познаваемого в познающего, — реальное единение позна­ющего и познаваемого» (Флоренский П. Д., 1990). Это справедливо для любых форм познавательной активности человека. Как ука­зывает Э.К.Лиепинь: «... простейшие образы уже изначально существуют в системе соотнесения с внешними предметами, при­чем верно и обратное, — механизм соотнесения является одно­временно механизмом формирования чувственного образа... Об­раз существует до тех пор, пока продолжается процедура соотнесения» (Лиепинь Э. К., 1986). Здесь для нас главным обра­зом важно указание на взаимонеобходимость, взаимозависимость человека как носителя сознания и действительного мира как отра­жаемой реальности. В свою очередь, Кассирер, отмечая роль на­правленности познания на предмет, рассматривает последний не вне нахождения субъекта, не как нечто внеположенное ему, а как единственно существующее в процессе познания. Предмет кон­ституируется сознанием входе познавательной деятельности. (См.: Лиепинь Э. К., 1986). Аналогично М. К. Мамардашвили предлагал понимать процедуру чтения литературного текста: «текст пишется актом его чтения» (Мамардашвили М. К., 1997).

Характер познавательного отношения человека выражается в
специфических продуктах познания. Если говорить о научном
познании, то такими продуктами являются гипотезы, концепции,
теории, результаты экспериментальных исследований. Достиже­
ния в научном поиске есть, по существу, устранение научных ано­
малий.

4.1. АНОМАЛИЯ ПОЗНАНИЯ

Человек нерасторжимо связан с природой, с другими людь­ми, со всей человеческой культурой. Но вместе с тем он обладает особой сущностью, и с момента сознательного выделения себя из мировой стихии он противостоит миру в своей единичности.



Часть I. Методология научно-психологического исследования сознания


 


Будучи частью мира, человек одновременно является завершен­ным целым. Является и участником происходящего, и, вместе с тем, сторонним наблюдателем. Но, так или иначе, человек уста­навливает отношения с миром и с самим собой как его частью благодаря своим познавательным возможностям.

Продукты психической активности в своих конечных интег­ральных характеристиках не только соотносятся с внешней, от­носительно психической, реальностью, но и описываются исклю­чительно на языке этого соответствия (Веккер Л. М., 1974).

Существо перцептивного отражения и природа первичного образа могут быть раскрыты и описаны только исходя из анализа предметных свойств объекта.

Вторичный образ представления также может быть атрибути­рован носителем сознания только на языке характеристик и от­ношений того предметного содержания, которое раскрывается в образе.

Существо феномена понимания как конечного интегрально­го продукта мышления может быть охарактеризовано только ис­ходя из раскрытия отношений между операндами мышления.

Эмоция, являясь выражением непосредственного отношения, а также состояния субъекта, в качестве конституционального ос­нования предполагает наличие того плана реальности, который вызывает эмоциональный отклик, инициирует эмоциональное реагирование.

Волевые действия характеризуются исходя из связи субъекта с теми событиями, явлениями, лицами, в отношении которых совершаются произвольные действия и поступки.

Другими словами, нельзя воспринимать, представлять и мыс­лить Ничто. Если бы содержанием сознания могло быть Ничто, оно обязательно было бы чем-то. Результирующие образования психической деятельности всегда содержательно наполнены. Та-ким образом, психический мир человека в своем содержатель-ном аспекте есть проекция существующего вне организующей эту проекцию реальности, даже если этой внешней реальностью будёт являться собственное психическое содержание субъекта по­знания, Каким образом человек создает проекцию мира, если он еще не имеет психического содержания и соответствующих по­знавательных механизмов? С другой стороны, если с момента рождения у человека уже есть все познавательные средства, не­обходимые для построения моделей мира, то резонно спросить,


Глава 4. Проблемы психологии сознания как теоретические аномалии



 


откуда они берутся, ведь отражение как базовая психическая фун­кция возможно, когда есть что отражать. Другими словами, как возможно отражение до отражения?

Пример еще одной аномалии — гносеологическая амбивалент­ность человека, которая состоит в том, что человек одновременно выступает и в качестве субъекта познания, и в качестве объекта познания самого себя. В актах самопознания субъект и объект являются слитыми, находясь при этом в раздельном существова­нии. Когда содержание собственной психической жизни (обра­зы, мысли, переживания) становятся предметом анализа (мыш­ления, представления, эмоционального реагирования), само это содержание становится такой же внешней относительно когиталь-ной способности субъекта реальностью, как и объекты и явления физической и социальной природы. Собственное содержание сознания познающего субъекта становится объектно заданным. Но если содержание, на которое направлено сознание, становится внешней реальностью, то тогда чьим содержанием оно является? Именно в актах самоотражения становится объектным психи­ческий мир человека (если при этом мы введем ограничение, что система координат находится в «Я»), что, естественно, не может быть редуцировано только к элементарным актам интроспекции. Возможны более сложные механизмы самоопосредованного от­ражения, например, через отражение своей отраженной субъект-ности в другом, через диалог субличностей, через совершенный поступок и т. д. Самоотражение может быть реализовано на раз­личных рефлексивных уровнях. («Я думаю о том, что я думаю», «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю», «Я думаю, что думает дру­гой, о чем я думаю», «Я думаю, о чем другой думает относительно того, что думаю я, относительно того, что думает он»). Проблема рефлексии (в классической трактовке этого понятия) рассматри­вается в работах В. Лефевра (см., например, Лефевр В., 1978). Уди­вительно не то, что человек способен к самопознанию, а то, что в момент реализации познавательных актов, направленных на себя, он выступает в единстве субъектно-объектной взаимоотнесенно­сти. И, словно двуликий Янус, воплощает в неразрывном целом две противоположные, антагонистические сущности. Субъектная и объектная реальности самопознания оказываются единой реальностью. Хотя само понятие «субъект» могло возникнуть только потому, что существует объектный мир как его противо­поставление, внеположение. Самоотражение есть форма парадок-



Часть I. Методология научно-психологического исследования сознания


сального существования субъекта и объекта познания в одном лице в один и тот же момент времени.

4.2. АНОМАЛИИ ВОСПРИЯТИЯ

Тот факт, что любой психический процесс в своих конечных, итоговых характеристиках может быть описан только в терминах свойств и отношений внешних объектов, является опознаватель­ным признаком (критерием) психического (Веккер Л. М., 1974). Так, восприятие, с одной стороны, являясь функцией органов чувств, описывается не иначе, чем в терминах формы, величины, твердости, упругости, проницаемости и т. д. воспринимаемого. Другими словами, в образе восприятия находят парадоксальное воплощение свойства предметного мира. Зрительно восприни­маемый или осязаемый объект дан в отражении агенту познания как образ этого объекта и, характеризуя этот образ, мы использу­ем язык описания свойств внешней, относительно психики, ре­альности, хотя при этом сам психический образ свойствами этой предметной реальности не обладает. Л. М. Веккер в этом загадоч­ном «перевоплощении» собственного «нутра» носителя психики в свойства другого, внешнего по отношению к нему физического тела, усматривает специфичность любого психического, в том числе перцептивного, процесса. Субъективно мы воспринимаем не само раздражение зрительного нерва и видим не световые пят­на, проецируемые на сетчатку, а предмет таким, каким он суще­ствует вне нашей способности к восприятию, хотя, еще раз под­черкнем, сам объект отражения существует в сознании как образ. ^Сами изменения в физиологическом органе (глаз, ухо, рука, мозг, нервная система в целом), являясь необходимым условием фор­мирования образа, субъектом не осознаются, а обнаруживаются им только как изменения в пространстве воспринимаемого. Еще раз подчеркнем: объект, обладающий предметными свойствами, существует в субъекте перцептивного отражения как образ, ко­торый свойствами своего предметного содержания не обладает, но который при этом описывается исключительно на языке этих свойств. Перцептивный парадокс демонстрирует ту таинствен­ность, с которой пытаются справиться на протяжении всего идео-генеза: каким образом физика мира представлена в психике че­ловека? Очевидно то, что психический процесс и психические гештальты как интегральные, конечные продукты этого процес-


Глава 4. Проблемы психологии сознания как теоретические аномалии



 


са построены из иного материала, нежели физический. Эти про­дукты, в том числе и перцептивный образ, не обладают свойства­ми физического мира. Из чего же состоит образ?

Топология воспринимаемой реальности и пространство само­го физиологического органа перцептивного отражения (глаз, ухо, рука или кожная поверхность участка тела, мозг) никогда не явля­ются тождественными. Однако это не делает невозможным постро­ение метрически-инвариантного образа предметной реальности. «Наши очи малы, но безбрежность мира меряют собой и в себя вмещают» (Цит. по: Веккер Л. М., 1974). Кардинальное различие метрики самого субъекта восприятия, пространства его телесной организации и метрики отображаемого объектного мира не стано­вится ограничением для адекватного восприятия пространства и отражения пространственной локализации объектов. Чтобы вос­принять объект, необходимо вместе с тем воспринять то место, ко­торое занимает он в пространстве, то есть, иначе, «переместить» объект в пространство носителя образа. Несмотря на то что размеры объекта могут значительно превышать метрику телесного органа, мы воспринимаем место, занимаемое объектом в пространстве отражения, соответственно топологической организации внешнего пространства, а не метрики физиологического органа субъекта восприятия. Способность воспроизведения места, которое занима­ет реальный объект в пространстве отражения, Л. М. Веккер назы­вает «уникальным и таинственным свойством» перцептивной проекции... Место в системе отсчета является монопольной при­надлежностью каждого данного объекта... Разные объекты не мо­гут обладать одним и тем же местом. Ибо обладать местом — зна­чит находиться в нем. Поэтому воспроизвести в одном объекте местонахождение другого можно, только заняв его место. Между тем именно такое воспроизведение места одной вещи — объекта в другой вещи — органе (носителя образа. —А. А.), но без того, чтобы это место реально занять, как раз и составляет самое существо описываемого феномена проекции» (Веккер Л. М., 1974). Иными словами, объект, «занимая место» в пространстве субъекта отра­жения (но осознаваемый как внешний объект, а не как его копия), реально в нем не локализован. Вместе с тем если бы объект не был представлен в субъекте и, следовательно, не имел своего местона­хождения в нем, становилось бы невозможным не только осозна­ние принадлежности этого объекта к внешнему предметному миру, но и его обнаружение,



Часть I. Методология научно-психологического исследования сознания


Условием формирования перцептивного образа является на­личие соответствующего функционирующего физиологического органа. Понятно, что видящий глаз есть условие зрения, ухо — условие восприятия звука, а тактильно-кинестетическая чувстви­тельность руки необходима для построения осязательного обра­за при ощупывании предметов. Если физиологический орган не­обходим как средство, механизм или условие (в данном случае не столь важна терминологическая точность) формирования перцеп­тивного образа, если орган участвует только в качестве условия построения, образа, то посредством чего мы «видим» этот образ? Аналогичное недоумение испытывает Аллахвердов, спрашивая: «... Кто же смотрит на расположенный в мозгу экран?. . Пусть даже существует... некое загадочное внутреннее «Я», однако как это внутреннее «Я» может смотреть на экран? У него есть что-то на­подобие глаз? И тогда внутри него тоже есть экран?.. Но кто же тогда смотрит на этот экран?» (Аллахвердов В. М., 1998).

Иллюзии или ошибки восприятия, обусловленные влиянием установки субъекта, также относятся к аномальным фактам вос­приятия. Эти факты еще раз доказывают огромную роль памяти в построении перцептивного процесса. Перцептивные гипотезы, проверяемые в опыте восприятия, служат своего рода основанием для интерпретации имеющихся сенсорных данных. Тем самым ос­мысленность воспринимаемого объекта во многом определяется самим субъектом и часто вопреки тому, чем является объект на са­мом деле. Поэтому видеть можно одно, а воспринимать при этом нечто совершенно другое. Случаи иллюзорного восприятия явля­ются убедительным тому доказательством. По этому поводу крас­норечиво высказался Роже де ля Тай: «Сколько раз дерево прини­малось за продолжение дороги, а тень от скалы — за поворот? Страховые компании располагают статистикой, доказывающей, что от зрительного образа до реальности — целая пропасть...»

Парадокс восприятия картин. Картины, по выражению Р. Л. Гре­гори, «ведут двоякое существование» и сами по себе, как физи­ческие объекты, заключают в себе парадоксальность. В чем же она состоит и каким образом человек, воспринимая картину, спо­собен видеть одновременно сразу две принципиально отличные друг от друга сферы отражаемого? За видимым на картине откры­вается реальность незримого по отношению к тем линиям, кон­фигурациям, хроматическим переходам и светотени, то есть ко всему, что определяет картину в ее физическом, объективирован-


Глава 4. Проблемы психологии сознания как теоретические аномалии



 


ном виде. С одной стороны, можно видеть только то, что видишь. Но при восприятии картин мы встречаемся с удивительной спо­собностью, которая, по всей видимости, является прерогативой только человека; воспринимать актуально невозможное и даже несуществующее в актуальном времени и в пространстве зримо­го. М. Мерло-Понти в своем эссе, посвященном анализу воспри­ятия живописи, писал: «...У меня вызвал бы значительные зат­руднения вопрос о том, где находится та картина, на которую я смотрю. Потому что я не рассматриваю ее, как рассматривают вещь, я не фиксирую ее в том месте, в котором она расположена, мой взгляд блуждает и теряется в ней, как в нимбах Бытия, и я вижу, скорее, не ее, но сообразно ей или с ее участием» (Мерло-Понти М, 1989). Восприятие по ту сторону визуальных данных и составляет существо парадоксального видения картины.

Картины, в большинстве своем, это отражение или проекция трехмерного объектного мира на плоскость холста или бумаги. Человек, воспринимая картину, «бессознательно умозаключая» о существовании еще одной размерности за пределами воспри­нимаемой плоскости, фактически осуществляет операцию, об­ратную той, которую совершал художник. На примере зритель­ного восприятия картинных изображений можно показать, что перцептивное моделирование представляет собой поиск наилуч­шей интерпретации имеющейся сенсорной информации, так как действительные объекты, изображенные на картине, могут быть совсем иными, нежели они являются в проекции. Более того, ни одно изображение действительного объекта не является точно выполненной проекцией этого объекта, что совсем не мешает нам осмысленно воспринимать видимое и даже испытывать при этом эстетические переживания. Восприятие живописи таит в себе немало тайн, которые пытается разгадать «разумный глаз». М. Мерло-Понти указывал: «Сущность и существование, вооб­ражаемое и реальное, видимое и невидимое, — живопись смеши­вает все наши категории, раскрывая свой призрачный универсум чувственно-телесных сущностей, подобий, обладающих действи­тельностью, и немых значений» (Мерло-Понти М., 1989).

Р. Грегори в своей работе выделяет несколько разновидностей парадокса картин.

1. Все картины парадоксальны в силу того, что каждая из них есть — физически — узор на плоскости, но — зрительно — по­мимо узора на плоскости содержит еще и трехмерное простран-



Часть I. Методология научно-психологического исследования сознания


ство объемных объектов. В этом заключается двойственная ре­альность картин, делающая их уникальными предметами зритель­ного восприятия.

2. Картины могут содержать несовместимые указания на глу­
бину пространства. Поскольку художник свободно выбирает при­
емы и планы, которыми пользуется для передачи глубины, он
волен создавать большое число разных вариантов возможного пара­
докса этого рода. Но в мире объектов такой парадокс невозможен.

3. Картины могут оказаться парадоксальными случайно или
направленно — когда у наблюдателя создается впечатление, при­
водящее к выбору неверной перцептивной гипотезы вместо той,
которая необходима, чтобы дать правильную интерпретацию, то
есть увидеть картину в соответствии с законами нормального
объективного мира (Грегори Р. Л., 1972).

Картины, которые содержат несовместимые элементы или противоречивую информацию, могут быть однозначно «прочи­таны» путем выбора такой перцептивной гипотезы, которая бы позволяла снять противоречие, разрешив тем самым парадокс. Однако это не всегда возможно. Известные гравюры Мориса Эшера — яркий пример неразрешимых парадоксов. Ни одна перцептивная гипотеза, ни один вариант интерпретации изобра­жения не позволяют совместить не просто невозможное, а про­странственно несоединимое. Сама композиция таких картин по­строена на совмещении в одном пространственном контуре разноплановых фрагментов изображения. Поэтому восприятие целостности глубинного строя картины встречает непреодолимое противоречие.

4.3. АНОМАЛИИ ПАМЯТИ

Что из себя представляет мнемический след? Какова его при­рода?

Если все продукты психической активности, начиная от эле­ментарных сенсорных образов и заканчивая мыслительными и эмоциональными гештальтами, существуют только в рамках ак­туального времени, значит, они не могут сохраняться в памяти в том виде и качестве, в каком они существуют, когда пережива­ются в сознании. Память хранит информацию о прошлых со­бытиях, то есть о том, что когда-то случилось. Понятно, что не все содержание памяти осознается в ходе текущего познаватель-


Глава 4. Проблемы психологии сознания как теоретические аномалии



 


ного процесса. И все же, безусловно, согласимся с тем, что, не имея в определенные моменты времени в качестве предмета осознания свое собственное имя, мы, тем не менее, не переста­ем помнить его. Не означает ли это, что огромный массив ин­формации, хранящейся в памяти, есть бессознательное содер­жание? И можно ли столь скандальную в психологии проблему бессознательного рассматривать в плоскости психологии мне-мических процессов?

Вопрос о том, что из себя представляет мнемический след, имлицитно заключает в себе проблему опознания или же, в тер­минах метафизических спекуляций, проблему узнаваемости мира. Акты идентификации и опознания возможны только вследствие работы механизма сличения. Если актуально существующий про­дукт, например, перцептивный образ, который одним из четырех определяющих его свойств имеет константность, сличается со следом в памяти, то возникает вопрос о том, каким образом это возможно, ведь:

а) в памяти не может храниться образ (равно как и мысли, пе­реживания), поскольку он есть, когда он есть, то есть только в
актуальный момент времени, следовательно, актуальный образ
не сличается с образом, который якобы хранится в памяти;

б) в рамках текущего настоящего в перцептивном познаватель­
ном контуре сознания присутствует только один образ и нет ни­
какого другого, с которым можно было бы его сопоставить и на
основании этого сопоставления принять решение о характере и
качествах воспринимаемого. Из чего же тогда состоит память? Из
чего и как она сделана, что процедура узнавания (осознавания)
становится возможной, ведь без участия памяти не может про­изойти ни одного сознательного события в психической жизни?

Происходит ли стирание мнемических следов и если проис­ходит, то каким образом? Что в психике может выступать крите­рием, на основании которого могла бы происходить селекция информационного материала памяти? Что значимо и что полез­но будет для нас завтра, нам не известно сегодня, поэтому или никакая информация из памяти не исчезает, или стирание сле­дов зависит от действия других факторов, а не от фактора полез­ности информации.

Примером классической аномалии в психологии памяти мо­жет служить известный феномен «на кончике языка». Желая вспомнить «забытое» имя или какое-либо слово, человек зачас-



Часть I. Методология научно-психологического исследования сознания


 


тую не способен актуализировать в сознании нужную информа­цию, хотя при этом он не может не помнить то, что тщетно пыта­ется вспомнить. Если помнит (а в этом нет сомнений, ведь когда человек пытается и не может воспроизвести искомое слово, он всегда способен назвать любое слово, которое «забытым» не яв­ляется), что же тогда блокирует доступ к нужному содержанию памяти? Почему, будучи уверенным (будучи абсолютно субъек­тивно уверенным) в том, что информацию, которую я безуспеш­но пытаюсь вспомнить (актуализировать в настоящем), я действи­тельно помню, я тем не менее, воспроизвести не могу?

Почему, осознавая ошибочность результатов воспроизведения некоторого информационного материала, зная, что я воспроиз­вожу неверно, я не воспроизвожу безошибочно? Чтобы знать, что я неточно воспроизвожу, я должен знать, как надо воспроизводить точно. Почему же тогда я воспроизвожу неточно, ведь мне извес­тен правильный результат, я о нем помню, почему же тогда вспо­минаю не то, о чем помню? (На эту аномалию обратил мое вни­мание В. М. Аллахвердов.) Этот вопрос можно сформулировать иначе: «Отчего происходят мнемические ошибки?» Как содержа­нием воспоминания становится то, что не хранилось в памяти?

Почему я трачу достаточно много времени для того, чтобы что-то вспомнить, хотя само воспроизведение сопровождается чув­ством субъективной уверенности в том, что мое воспоминание верно (хотя в действительности оно может оказаться ошибо*ч-ным)? Для чего я тратил столько времени, чтобы вспомнить то, что я и так помню?

Разрешение этих мнемических загадок возможно, на мой взгляд, только в том случае, если нам станет понятным психо­логика работы сознания. В рамках модели функционирования сознания мы могли бы понять, почему память устроена так, а не иначе, ведь любая форма познания опирается на память.

4.4. АНОМАЛИЯ МЫШЛЕНИЯ

Как известно, отправным пунктом мышления является осоз­нание субъектом проблемной ситуации. Та ситуация, по опреде­лению, считается проблемной, которая несет в себе неопре­деленность, содержит дефицит информации. Собственно, мышление и есть движение мысли от осознания неопределен­ности связей и отношений между элементами в структуре про-


Глава 4. Проблемы психологии сознания как теоретические аномалии



 


блемной ситуации к пониманию как результирующему эффекту
мыслительного процесса. Таким образом, снятие неопределен­ности, преодоление энтропии, порождение смысла является ко­нечной целью мышления. Для того чтобы понимание состоялось,
необходимо исходное непонимание. Без начального непонима­ния мышление невозможно. Оно определяет подготовительный
этап мышления. Обнаружение собственного непонимания мож­но расценивать как старт психической активности мысли. Узна­вание собственного непонимания также требует от человека ког­нитивных усилий. Выявление, «опознание» своего непонимания,
в свою очередь, происходит только вследствие его понимания.
Непонимание выступает в качестве продукта акта понимания как
следствие понимания. Не понимая что-либо, человек при этом

всегда понимает свое непонимание и только таким o6наруживает последнее.

Сознание можно рассматривать как механизм смыслопорож-дения. И те смыслы, которые служат эффектами понимания (в том числе и смысл понимания того, что является непонятным), представляют собой продукты активности рефлексирующего со­знания. Если смысл обнаружен, то в момент «завершения геш-тальта» субъект знает об этом. Поэтому понять — означает по­нять свое понимание.

То понимание, к которому стремится мышление, не прира-щаясь в ходе мыслительного процесса, а возникая всегда как «ага-переживание», как симультанное целостное узнавание, как «эврика», в качестве соответствующего искомому дефициту ин­формации, принимается сознанием за такой образец понимания, который соответствует решению мыслительной задачи. Итоговое, понимание всегда должно быть оценено самим сознанием в ка­честве пригодного варианта решения проблемы. В чем же состо­ит аномалия? Ведь в формуле понимания: «я понимаю свое понимание непонятного», не содержится ни малейшего проти­воречия? Второй стороной парадокса понимания является факт того, что всякая мысль, порождаемая в мышлении, является но­вой мыслью. Мышление совсем было бы не нужно, если бы не требовалось разрешать проблемную ситуацию, которую разре­шить можно только новым способом, иначе бы она не была про­блемной. Если итоговое понимание — понимание качественно новое, каким образом субъект может узнать его (ведь он понима­ет, что он понимает) и, следовательно, признать пригодным? Если



Часть I. Методология научно-психологического исследования сознания


понимание в качестве решения проблемы субъектом узнается, то выходит, что это понимание существовало априорно, и уже до момента его узнавания было человеку знакомо. Тогда что? Мысль невозможна? Платон прав?

4.5. АНОМАЛИЯ СВОБОДНОЙ ВОЛИ

Человеческая психика есть совокупность систем с избыточным количеством степеней свободы. Каждый с определенностью мо­жет утверждать, что способен вспомнить все, что пожелает (или, по крайней мере, способен все что угодно пожелать вспомнить), обратить свое внимание на то, что захочет, представить и помыс­лить все, что угодно... В самом простейшем, элементарном виде свободная воля выражается в идеомоторном акте. Каждый строит свой внутренний мир по собственному усмотрению. Избыточность степеней свободы есть непременное условие относительной адек­ватности познания мира, точности в работе когнитивных механиз­мов. По выражению И. М. Сеченова, человек всегда способен действовать «на много ладов». Психическая активность — по оп­ределению — активность свободная. Ни физиология организма, ни социология окружения, ни физика предметного мира не устанав­ливают законы психической деятельности человека. Человек сам способен инициировать свою активность. Что же является причи­ной свободного выбора субъекта? Да и как возможно свободное, а значит недетерминированное, поведение живой системы? Очевид­но, что сам свободный выбор, оставаясь свободным, с необходи­мостью должен иметь причинные основания. Если бы таких осно­ваний не существовало, не было бы возможным прогнозирование поведения человека, предвидение последствий его действий. Да и само существование психологии как научной дисциплины было бы невозможным. Если свобода замыкается на самой себе, явля­ясь «возможностью еще большей свободы», значит, человек не не­сет ответственность за совершенное, так как беспричинная свобо­да может существовать лишь в сфере случайного. Не неся ответственность за проявления своей свободной воли, человек ста­новится несвободным в возможности свободного выбора.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.