Глава 9. Об амодааьности смысла 5 страница
То, что человеку представляется свободным желанием, свободным поступком есть проявление действия факторов, которые сам человек не осознает, но которые выступают причинными основаниями мыслей, переживаний, представлений, волевой актив- Глава 4. Проблемы психологии сознания как теоретические аномалии
ности и т. д. Свободная воля (которая, исходя из определения, не имеет причины вне себя) оказывается детерминированной. Психология должна описывать и объяснять каузальные связи в организации психического опыта. На основании того, что психическая деятельность — свободная активность, одной из важнейших задач теоретической психологии является определение характера причинности свободы. Но можно рассуждать и иначе. Свобода себя не гарантирует. Будучи свободным, человек, вопреки этому, не свободен избавиться от всего нежелательного и быть причиной желаемых событий по собственной воле. Желания иметь красивую мысль в своем сознании, испытать катарсис, полюбить другого человека, написать стихи, имеющие хоть какие-либо художественные достоинства и т. д., являются, конечно же, желаниями свободного человека. Но надо заметить: свободно само желание, в то время, когда его исполнение, в некотором смысле, не зависит от свободной воли человека. Ведь от того, что я себе скажу: «Я желаю в данный момент испытать сильное чувство к другому человеку», — не зависит совершение события. События нашей психобиографии являются дискретными точками на жизненном пути. Мы свободны в движении к этим точкам, но не в момент нахождения в них. События инсайта, творческого экстаза, любви, ненависти, безрассудных и героических поступков могут случиться, а могут и нет, независимо от того, свободно ли наше желание относительно них. Что же делать психологии со свободой? Кроме описанных примеров можно было бы выделить и другие формы аномалий сознания, например: эффект контрастных иллюзий при действии установки, парадокс негативных эмоций (феномен получения удовольствия от негативных переживаний), амбивалентность чувств, этические парадоксы, парадокс «множественности — единственности» «Я» (парадокс единомножия «Я»), логические аномалии, парадоксы вербального общения (проблема осмысления значений и означивания смыслов), феномен дежа вю, психотерапевтические аномалии (например, «парадоксальная интенция» В. Франкла) и т. д. Глава 5 ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЕДИНИЦЫ АНАЛИЗА ПСИХИЧЕСКОГО В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ Историю развития психологии вполне оправданно представлять себе как непрерывный процесс поиска первичных единиц анализа психического. Любая психологическая система взглядов, претендуя на роль научной теории, в явном или латентном виде включает в себя в качестве базового постулата положение о нередуцируемой, элементарной психической реальности. Такая реальность выступает не просто как предмет психологического анализа, а именно как единица такого анализа. Следует подчеркнуть, что независимо от того, каким содержанием наполняют предметную область психологии, в «потоке сознания» исследователей всегда можно уловить стремление к обнаружению первичных, неразложимых путем дальнейшего анализа, своего рода атомарных психических составляющих. Как справедливо указывают Н. Д. Гордеева и В. П. Зинченко, «осознанное выделение единицы анализа — признак методологической зрелости того или иного направления в науке, начало систематического построения теории» (Гордеева Н.Д., Зинченко В. П., 1982. С. 5). Несмотря на то, что далеко не всегда происходит осознание методологической значимости выбора единицы анализа, проблема определения исходных, неразложимых психических образований так или иначе возникала в каждом направлении психологической науки. Соответственно, от того, как решалась эта проблема, зависели не только контуры той или иной теории, но, во многом, этим определялся и сам предмет психологии. Развитие научной психологической мысли порой в течение десятилетий было обусловлено тем, что принималось в качестве основополагающего системообразующего психического образования. Можно даже утверждать, что разрешающая способность научной теории задается по- Глава 5. Проблема определения единицы анализа психического
ниманием природы «первоначала» психического. Представления о природе внутреннего мира человека, степени его когнитивной сложности и о познавательных ресурсах сознания производны от того, что мы закладываем в основу анализа феномена человеческой психики. В связи с этим, методологическим следствием обоснованного выбора того или иного психического образования в качестве целостной единицы анализа является объяснение всего многообразия форм психической активности человека исходя из базового аксиоматического положения, фиксирующего выбор той или иной психической реальности в статусе элементарной неразложимой единичной целостности. Еще С. Л. Рубинштейн указывал: «для того чтобы понять многообразные психические явления в их существенных внутренних взаимосвязях, нужно прежде всего найти ту "клеточку" или "ячейку", в которой можно вскрыть зачатки всех элементов психологии в их единстве» (Рубинштейн С. Л., 1946. С. 173). Методологическое значение проблемы определения единицы анализа трудно переоценить. И дума-ется что от того как будет поставлена и решена эта важнейшая для психологии проблема, зависит дальнейшее развитие научно-психологической мысли в XXI веке. В разное время на роль доминанты психического претендовали: «ощущения», «образы», «акты сознания», «реакция», «рефлекс», «фигуро-фоновые отношения», «ассоциация», «стимул — реакция», «установка», «действие» или «живое движение», «схема», «переживание», «значащее переживание» и т. д. Каждая психологическая школа стремилась найти свою уникальную «клеточку» психического. Интересен и тот факт, что противоречия между различными теоретическими системами наиболее ярко обнаруживаются именно при обсуждении характера единицы анализа (Гордеева Н.Д., Зинченко В. П., 1982. С. 5). Несмотря на многочисленные варианты решения, проблема выделения единицы анализа психики и по сей день является исключительно важной. Невозможность решить эту важнейшую методологическую задачу в течение двадцатого столетия никоим образом не делает бессмысленным процесс дальнейшего поиска. Сами по себе попытки найти приемлемые решения проблемы при любом исходе способствуют приращению научного знания, стимулируют ход идеогенеза. Развитие представлений относительно единицы анализа обогащает науку новыми экспериментальными и теоретическими данными, помогая лучше понять многообразие прояв- Часть I. Методология научно-психологического исследования сознания лений психики. Здесь достаточно вспомнить, что, вопреки нарочито ограниченному пониманию единицы анализа, в рамках гештальт-подхода было открыто множество закономерностей в области психологии зрительного восприятия. Пониманию деятельной природы психического способствовали разработки представителей американского функционализма. Бихевиоризм показал характер обусловленности поведения человека физическим и социальным окружением. А психоанализ расширил наши знания о психике, предложив описание природы и механизмов бессознательных процессов. Все известные в психологии теории претендовали на понимание существа человеческой психики в ее характерных, определяющих именно как человеческую, чертах; хотя выбранные единицы анализа далеко не всегда давали возможность экстраполировать полученные экспериментальные результаты, выявленные закономерности, обнаруженные факты наблюдения и т. д., на всю феноменологию психического. Но, несмотря на то что выбирались единицы анализа, не отражающие характер всего психического целого, в силу чего нарушался важный методологический принцип, который можно назвать принципом «разрешающей способности единицы анализа», достижения различных направлений психологии, имевших порой радикально отличные парадигмы, нельзя ставить под сомнение. Произвольность выбора исследовательских установок неизбежна для научного познания, так как научная деятельность не является обезличенной, это всегда деятельность, реализуемая субъектом познания, то есть живым участником научного творчества. Поэтому построение любой теории есть осуществление собственных индивидуальных представлений, убеждений, веро-ваний ученого; а сама теория определяется первоначальным, исходным выбором оснований анализа изучаемого феномена. В силу этого ни одна психологическая концепция, сколь универсальна бы она ни была, не может быть безгрешной. Другое дело, насколько удачно делается выбор. Вторым важным обстоятельством, дающим право быть уверенным в том, что научная психология застрахована от длительной стагнации, является, наверное, ясное для всех понимание того, что теоретическая модель всегда огрубляет репрезентируемую реальность. За рамками теории всегда остается что-то, что не может быть формализовано в рамках одной теории, имеющей Глава 5. Проблема определения единицы анализа психического 63 свой понятийный аппарат. По меткому выражению Аллахвердо-ва, психология как самостоятельная наука находится в состоянии перманентного кризиса (Аллахвердов В. М., 1993. С. 104). Говорить о том, что психология переживает перманентный кризис, стало своего рода чуть ли не проявлением интеллектуального вкуса. Вот, например, пишет В. М. Розин: «...Психологическая наука и отчасти практика переживают перманентный кризис... Необходимы усилия для переориентации психологической мысли, а это., предполагает критическое отношение к истории и сегодняшним тенденциям развития предмета психологии» (Розин В. М., 1994. С. 3). Надо признать, что научная психология в нынешнем ее состоянии представляет собой «многоквартирный дом с очень шатким фундаментом» (Агафонов А. Ю., 1999. С. 108). До сих пор не утихают споры относительно того, чем, собственно, является психология: искусством, самостийной сферой знания или же наукой. А если наукой, то какой: естественной или гуманитарной? B. М. Аллахвердов убежден, что психология может и должна стро C. 16). В настоящее время, как никогда отчетливо, обнаружива Часть I. Методология научно-психологического исследования сознания с одной стороны, все больше и больше осознается важность построения синтетической теории, способной нести в себе такой объяснительный потенциал, который позволил бы концептуально соединить положения различных теорий, с другой стороны, создание такой теории не может быть освобождено от субъективизма, от авторских пристрастий ее создателя. Показательно, что даже в отдельных областях психологии царит идеологическая разобщенность. Так, например, А. В. Либин, выражая сожаление относительно рассогласованности позиций, которые в настоящее время определяют состояние дифференциальной психологии, заметил: «...все большее значение приобретает на современном этапе концентрация усилий исследовательской мысли на пути концептуальной интеграции сложившихся к настоящему времени подходов» (Либин А. В., 1999. С. 19). Хотя это для большинства ученых является очевидным, «несокрушимая сила субъективных авторских предпочтений» не позволяет сколь-либо существенно продвинуться на пути возможной интеграции. Как уже было сказано, важнейшие положения теории выводимы из базовых представлений (в некотором смысле априорных) о единице анализа психического. Любая психологическая теория, моделируя психическую реальность, не может быть абстрагирована от анализа того базового элемента теоретической конструкции, который является в составе самой теории формализацией знания о фундаментальном, базальном, определяющем специфику психического, начале. Логика теоретического построения, реконструирующая логику психической деятельности, отталкиваясь от определения единицы анализа психического, с необходимостью должна разворачиваться в направлении понимания материала, структуры и функций психического, независимо от того, что признается за единицу анализа. Из истории психологии хорошо известно, что за единицу анализа принимались или элементы психического опыта, и тогда анализ психической деятельности (а чаще всего речь шла о сознательном опыте) рассматривался в своем содержательном аспекте, или же в качестве определяющей феноменологию психического выступала структура, способ организации психических элементов. В этом случае описание и анализ проводился с позиций организации психического содержания, то есть акцентировался формальный аспект. Или же природа психического выводилась из имманентно присущей психике активности, и тогда продукты психической деятельности Глава 5. Проблема определения единицы анализа психического
расценивались как эффекты реализованных функций. В последнем случае критериальным атрибутом человеческой психики считалась акция, акт, или, в широком смысле слова, действие, вне реализации которого психическая жизнь невозможна. При этом психическая организация описывалась со своей функциональной стороны. За всю историю психологии единица анализа не выступала в содержательно-структурно-функциональном триединстве. То есть единица анализа никогда не рассматривалась одновременно и как материал, из которого строится психический процесс, и как элементарная психическая форма, и как элементарная функция И, надо отметить, что это не свидетельство однобокости подходов, а, в первую очередь, проявление тех методологических ограничений, которые делают принципиально невозможным видеть за единицей анализа материал, структуру и функцию одновременно. Исторические корни проблемы определения единицы анализа психики, несомненно, следует искать в недрах структурной школы психологии. И не только потому, что работы В. Вундта способствовали оформлению психологии в самостоятельную научную дисциплину, но, в первую очередь, по причине понимания представителями интроспекционизма специфики предмета психологии и, в связи с этим, методов экспериментального исследования. Согласно Вундту, предметом психологической науки, которую он не вполне адекватно собственным идеологическим воззрениям назвал «физиологической психологией», должен стать «непосредственный опыт». То есть начальным пунктом научного психологического анализа является элементарный состав сознания. Поскольку представители структурализма отождествляли психику с сознанием, элементы сознания провозглашались исходной единицей анализа психического. Единственным пригодным для этих целей методом изучения был признан интроспективный анализ. Несмотря на то что в экспериментах, проводимых в Институте экспериментальной психологии в Лейпциге, использовались процедуры, заимствованные из экспериментальной практики физиологии, Вундт, а в дальнейшем и Титченер, считали, что кроме самонаблюдения никакой другой метод не может быть использован в психологии, так как «непосредственный опыт» открыт только носителю сознания и только в том случае, если он не зависит от мнения самого испытуемого во время интроспективного эксперимента. В противном случае, если испытуемый сообщает о своем переживании или восприятии или же 3 А. Агафонов 66 Часть I. Методология научно-психологического исследования сознания выносит суждение о содержании сознания, то речь может идти только об опосредованном опыте, то есть о том знании, которое является следствием накопления полученной в ходе жизни информации. Но не такое знание, по мнению пионера экспериментальной психологии, должно стать предметом изучения. Из чего на самом деле состоит сознание? — вот ключевой вопрос, на который должна ответить психология. На основании такого подхода к определению базовой задачи психологической науки, Вундт определил три важнейших исследовательских цели: 1) описание основных элементарных составляющих сознания, 2) определение характера связей между элементами сознания 3) установление принципов, согласно которым определяется То, что «внутренняя перцепция» не позволяет обнаружить атомарный состав сознания, стало понятным уже во времена существования вундтовской лаборатории экспериментальной психологии. Протоколы интроспективных экспериментов были полны противоречий, с трудом могли быть согласованы между собой, что, в свою очередь, делало невозможным стандартизацию результатов. Маловероятно, что Вундт именно на основе экспериментальных исследований пришел к заключению о том, что ощущения и чувства являются исходным материалом сознания. Скорее всего, такой вывод явился результатом его отвлеченных рассуждений, а в интроспективных отчетах он пытался найти подтверждение своей позиции. Видя за ощущениями и чувствами простейшие компоненты сознания, первичные образующие опыта, Вундт полагал, что ощущения и чувства не просто присутствуют в поле сознания в каждый момент времени, но и являются взаимоотнесенными. Так, каждому ощущению соответствует определенное чувство. В подходе Вундта к анализу состава сознания явственно обнажилось противоречие, которое не могло быть разрешено в силу базовых посылок интроспекционизма. Суть этого противоречия состояла в том, что, с одной стороны, психология была призвана выявить элементы сознания в рафинированном виде, с другой стороны, сами эти элементы в «непосредственном опыте» не существуют изолированно, обособленно друг от друга. Благодаря «творческому синтезу», элементы сознания организова- .Глава 5. Проблема определения единицы анализа психического
ны в сложное целое, имеющее свое качество. «Характеристики любого сложного психического явления не сводятся к сумме характеристик, его составляющих» (Вундт В., 1896). Таким образом, непосредственный опыт сознания не может быть описан на языке свойств ощущений (интенсивность, длительность, модальность) и чувств («удовольствие-неудовольствие», «напряжение-расслабление», «возбуждение—успокоение»), так как наличное содержание сознания представляет собой синтез, интеграцию этих элементов, а не их механическое сочетание. В концепции Вундта механизмом организации опыта служит воля — ничем не детерминированная способность человека, отвечающая за установление взаимосвязей между элементами. Посредством «творческого синтеза» воля соединяет элементы в сложно структурированную целостность, которая атрибутируется иначе, чем элементы этого целого. Хотя испытуемому в эксперименте именно эта целостность содержания сознания и открывалась, он должен был сообщать исключительно о свойствах самих элементов, которые иначе как в составе целого не даны. Рассматривая в качестве основной задачи психологии изучение атомарного состава сознания с помощью расчленения в ходе интроспективного анализа непосредственного опыта, Вундт не считал возможным изучение таких форм психической деятельности, как память, мышление, воля, будучи уверенным, что изучать эти процессы с помощью самонаблюдения не представляется возможным. Разочарование в потенциальных возможностях структуралистского направления и, прежде всего, недоверие к интроспективному методу обусловили значительное падение интереса к теории Вундта. Среди немногих сторонников взглядов Вундта можно выделить Э. Титченера, который остался убежденным приверженцем идей структурализма и, можно сказать, довел интроспективную психологию до своего логического завершения, которое впоследствии оценивалось как логический тупик структурализма. Титченер, вполне в духе вундтовской традиции, предметом психологии считает «непосредственный опыт». Но, в отличие от своего предшественника, Титченер дифференцировал понятия «сознание» и «разум», считая, что «сознание» — есть сумма тех переживаний, которые актуализированы в текущий момент времени, а «разум» — это сумма переживаний, накопленных с течением времени. Титченер, пожалуй, был еще более категоричен, Часть I. Методология научно-психологического исследования сознания чем Вундт, относительно значения и целей психологии. Он был убежден в том, что психология это «чистая наука», и психолога не должны волновать вопросы прикладного характера, как то: воспитание, обучение, психологическая помощь, оптимизация общественных отношений. Психология должна единственно изучать сознательные процессы в их содержательном аспекте и устанавливать законы, согласно которым происходит объединение составляющих сознания в единое целое. Тремя основными элементами структуры сознания Титченер считал ощущения, образы и эмоциональные состояния', никаких других элементов в сознании нет. В ответ на предложение Вюрцбургской школы считать мысль самостоятельным психическим образованием, не редуцируемым к трем перечисленным элементам, Титченер пытается обосновать свою, так называемую «контекстную теорию значения». Согласно этой теории, само значение возникает как множество ощущений. Последние, в свою очередь, явлены в сознании в момент взаимодействия с реальными объектами. Иллюзию того, что в сознании имеется значение, как нечто внесенсорное, Титченер объяснял тем, что испытуемые в процессе эксперимента совершали «ошибку стимула», которая заключалась в том, что в самоотчете смешивались два различных содержания опыта, а именно: содержание процесса восприятия объекта и влияние самого объекта. «Ошибка стимула» имеет место тогда, когда сознание испытуемого поглощено воздействующим объектом, поэтому от испытуемых требовалось описывать свои переживания на языке осознанного восприятия, а не на языке предметных значений. Если при восприятии цветка испытуемый сообщает о форме, цвете, запахе, а не о том, какой предмет он видит, значит, он свидетельствует об истинном содержании актуального сознания. Тем самым значение как продукт мышления иначе как в сенсорном контексте не возникает. Следовательно, само значение выводимо из первичных элементов сенсорного опыта. Случаи (которые, надо думать, были весьма многочисленны), когда при решении интеллектуальных задач испытуемые не способны были обнаружить сенсорный контекст, Титченер склонен был объяснять недостаточным уровнем развития у испытуемых способности к интроспекции. Поэтому придавал большое значение совершенствованию интроспективного эксперимента, считая, что только тренированные испытуемые могут быть источником достоверного знания о событиях, происходящих в сознании. «На- Глава 5. Проблема определения единицы анализа психического
блюдение, — указывал Титченер, — подразумевает наличие двух моментов: внимание к явлению и регистрацию явления. Внимание необходимо поддерживать на максимально возможном уровне концентрации; регистрация должна быть фотографически точной. Такое наблюдение представляет собой тяжелую и утомительную работу, а интроспекция, в целом, оказывается труднее и утомительней наблюдения внешних событий» (Цит. по: ШулъцД. П., Шульц С. Э., 2002. С. 134). Испытуемые, по мнению Титченера, должны обладать хорошим физическим здоровьем, быть лишенными житейских забот, с тем чтобы ничто не могло отвлекать их от утомительного занятия интроспективным анализом (Цит. по: ШулъцД.П., Шульц С.Э., 2002. С. 134). Надо заметить, что еще критики Вундта полагали, что длительный эксперимент с самонаблюдением вызывает у его участников психические нарушения (Цит. по: ШулъцД. П., Шульц С. Э., 2002. С. 95). Идеи структурной школы психологии после Титченера не получили своего развития. Даже сами классики интроспекционизма во многом отмежевались от своих прежних взглядов. Известно, что Вундт в последние годы жизни занялся культурно-исторической психологией, написав десятитомный труд «Психология народов», и больше не возвращался к экспериментальному исследованию сознания. А Титченер даже начал подвергать сомнению сам термин «структурная психология», называя в 20-е годы свою систему взглядов «экзистенциальной психологией». Феноменологический анализ Титченер предпочел интроспективному методу — святая святых структурного подхода. Тем самым попытка разбиения сознания на элементы оказалась безуспешной даже с позиций самих представителей структурализма. Да и сама проблематика структурализма, исходя из логики развития науки, расценивалась как «вчерашний день» психологии. Очевидные недостатки теоретической системы структурализма никоим образом не умаляют достоинств этой школы психологии. Думается, что одним из важнейших методологических вопросов, поставленных апологетами структурализма, был вопрос о ^арактере материала психического. Важно не то, как решался этот вопрос, а сам факт его постановки и стремление экспериментальным методом изучить состав психики. Хотя обычно считается, что представители структурализма не внесли сколь-либо весомый вклад в развитие научных знаний («...ни одно из положений вун-дтовской программы не выдержало испытаний временем» (Яро- Часть 1. Методология научно-психологического исследования сознания шевскш М. Г., 1985. С. 225). С. Холл о В. Вундте: «...экспериментальная психология покинула его», «...компилятор, не сделавший никакого существенного вклада, кроме, может быть, доктрины о перцепции» (Ярошевский М. Г., 1996. С. 194). Однако по сей день проблема определения исходного материала психического является теоретически значимой. Без понимания природы состава психического создание единой теории познавательных процессов и определение структурно-функциональной организации психики едва ли возможно. В этой связи Вундт и его последователи не только стояли у истоков экспериментального направления психологии, но и очертили круг важнейших проблем, которые должны были быть решены в будущем. Общие теоретические основания структурализма не позволяли раскрыть процессуальный, действенный характер психического. Как происходит психическое отражение? Каким образом индивидуум посредством своего сознания адаптируется в условиях средовых изменений? Как он регулирует свою жизнедеятельность? Наконец, каковы детерминанты психической активности? Понятно, что на эти вопросы в рамках структурного подхода не могли быть получены удовлетворительные ответы. Более того, подобные вопросы в русле структурализма вообще не могли быть серьезно поставлены. Если для представителей структурной школы психологии главным предметом исследования являлся материал, из которого состоит сознание, то для американского функционализма, представленного именами У.Джемса, Д.Дьюи, Д.Р.Энджелла, ГА. Кэрра, и европейского функционализма, в лице прежде всего К. Штумп-фа, основной категорией, через призму которой описывался феномен сознания, стало понятие «З^кция сознаншРк Исходя из этого, главной исследовательской задачей функционализма являлось изучение психических актов, понимаемых как функции приспособления сознания к динамической среде. Согласно Джемсу, обнаружить субстрат сознания невозможно, какой бы метод для этого ни использовался. Интроспекция, которую Вундт и Титче-нер считали единственным приемлемым методом изучения атомарного состава сознания, менее всего может быть использована для анализа элементарных составляющих «непосредственного опыта». Даже если бы самонаблюдение, каким бы «систематическим» (Э. Титченер) оно ни было, давало возможность вычленить неразложимые элементы сознания, мы бы все равно не смогли доказать Глава 5. Проблема определения единицы анализа психического
независимость существования «кирпичиков» сознания от самой процедуры интроспективного анализа, то есть, в конечном итоге, отакта сознания, нацеленного на обнаружение этого пресловутого исходного материала. ]Оцной из заслуг функциональной психологии можно признать убедительное доказательствб того, 'что со-держшшёПсознания необособимо от актов сознания, вследствие "рёаТШзадйи которых это содержание явлено в сознании. Не сам очевидный факт наличия у сознания содержания отрицался функционалистами, а подвергалась справедливой критике возможность нахождения материала сознания в своем онтологическом качестве, без учета зависимости характера психического содержания от реализуемых функций, делающих возможным такое нахождение. То обстоятельство, что в некоторых случаях испытуемому удается достичь позитивного результата самонаблюдения, Джемс объяснял действием механизма внимания: «Ни у кого не может быть элементарных ощущений самих по себе. С самого рождения наше сознание битком набито множеством разнообразных объектов и связей, а то, что мы называем простыми ощущениями, есть результат разборчивости внимания, которая часто достигает высочайшего уровня» (James, 1890. Vol. I. P. 224). Помимо этого, в русле функционального подхода было показано, что интроспекция, проводимая в лабораторных условиях, есть всегда ретроспекция, так как человек, испытав некоторый опыт, должен был проанализировать свои ощущения и сообщить о них экспериментатору спустя какое-то определенное время (Боринг Э. Г., анализируя опыт использования интроспективного метода в психологии, пришел к выводу о том, что интроспекции, в качестве способа непосредственного наблюдения, попросту не существует. Нет интроспекции, «которая не лжет». «Наблюдение — это процесс, требующий некоторого времени и подверженный ошибкам в своем течении» (Боринг Э. Г., 1999. С. 56)). Джемс полагал, что таким образом невозможно зафиксировать неизменные психические элементы, уже хотя бы потому, что в сознании нет никакого константного содержания. Сознание — это непрерывное течение, «поток», в котором ни одно ощущение, ни одна мысль не повторяются дважды. Препарировать этот «поток сознания» интроспективным способом — то же самое, что резать струю воды ножницами. Выбор функции как еди-^шцы анализа сознания был продиктован стремлением понять адаптационные способности сознания, что структурной школой психологии вообще не включалось в проблемное поле исследова- ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|