Глава 9. Об амодааьности смысла 8 страница
что от того, какой и как язык мы усваиваем, каким образом мы лингвизируем свой мир, зависит и наше знание о мире1. Известная и достаточно популярная в настоящее время концепция лингвистической относительности Сепира-Уорфа базируется на представлении, согласно которому язык организует поток чувственного опыта и позволяет строить осмысленный мир на основе тех языковых норм, которые усваиваются с раннего детства в Определенной общественной и культурной среде. Трудности же понимания друг друга представителями различных языковых культур обусловлены тем, что в языке «содержится своеобразный взгляд на мир, и различия между картинами мира тем больше, чем больше различаются между собой языки» (Лебедев М. В., 1998. С. 83). Если к этому добавить и отличия, связанные с индивидуальным употреблением понятий внутри однородной языковой среды, сохраненная способность к человеческому взаимопониманию воистину может считаться чудесной. Краткий анализ дает основания считать смысл психическим продуктом, в то время как значения (предметные и лингвистические) принадлежат внешнему относительно психики миру, причем важно подчеркнуть, что смыслы как содержание психического уникальны, как уникален сознательный опыт каждого человека, как уникальна любая человеческая жизнь. Это утверждение нисколько не противоречит положению о том, что структура и функции человеческой психики и сознания имеют общий для всех людей вид, который не зависит от национальных, половых, возрастных, культурных и других особенностей. Каждый уникальный человек похож на всех остальных людей. Его сходство определяется инвариантными для всех людей принципами, лежащими в основе строения психики и общими законами ее функционирования, а уникальность — неповторимостью психического содержания памяти, отчего и опыт осознания в актуальный момент времени приобретает индивидуальную специфику. 1М. Хайдеггер называл язык «домом бытия, где человек пребывает». Глава 9 ОБ АМОДАЛЬНОСТИ СМЫСЛА Окружающий эмпирического субъекта действительный мир сам по себе (то есть как мир ноуменальный) не является зримым, слышимым, осязаемым или обоняемым. Таковым его делают формы отражения: зрение, слух и т. д. Картина мира, что строится субъектом познания, или иначе, та психическая проекция феноменов действительного мира, который репрезентирован носителю сознания через формы психического отражения («познавательные контуры сознания») есть модельное знание субъекта о том, как устроен мир, какие свойства имеют объекты действительного мира, какие отношения существуют между этими объектами, чем детерминировано то или иное явление. Картина мира в данном случае может быть понята как упорядоченное содержимое памяти, поскольку именно в памяти хранится вся информация, усвоенная и накопленная субъектом до момента текущего настоящего, Помимо этого, работа сознания, те или иные эффекты понимания (а соз-нание и есть аппарат понимания, тогда «сознавать» = «понимать») возможны лишь на основе ранее накопленного опыта. Такое пред- ставление лишь в том случае оправданно, если память в аспекте сохранения информации принимать за бессознательное психическое. Поскольку сознание не является потенциальным, а всегда работает в актуальном режиме («здесь и сейчас»), то содержанием сознания будет только то, что составляет наличный, буквально: текущий, сенсорный, перцептивный опыт или опыт представления, мышления, эмоционального переживания. Об этом отдельно пойдет разговор в дальнейшем. Сознание в каждом акте познания стремится верифицировать уже имеющиеся знание субъекта об окружающем мире, то есть проверить на достоверность построенную ранее картину мира. В психологии познавательной активности это выражается в разнокачественных эффектах последействия памяти, начиная с эф- Глава 9. Об амодааьности смысла
фектов влияния установки на восприятие, эффектов константности, эффектов инерции поведенческих стереотипов и заканчивая эффектами фантомных конечностей и даже фактами сохранения автором научной теории ее базовых положений путем «защитного пояса» теории (И. Лакатос) в ответ на логические или эмпирические опровержения. Память имеет тенденцию к после-действию. В противном случае oна не нужна., Работу сознания в актуальном режиме невозможно представить себе без априорного пред-понимания. Познавательные контуры сознания: сенсорно-перцептивны, контур представления, мыслительный и рефлексивный — есть формы, содержащие смыслы. Сами процессы формирования интегральных продуктов познавательной деятельности, например, перцептогенез или мыслительный процесс следует рассматривать как различные виды смыслогенеза, как процессы понимания. Согласно закону Ланге, формирование, например, зрительного перцептивного образа проходит ряд стадий и начинается с применения сознанием самых слабых критериев соответствия ожиданий воспринимаемому объекту, когда объект опознается как «нечто», а не как «что-то». Затем ужесточаются критерии соответствия, сужается мнемический (бессознательный) контекст понимания и перцепт приобретает свои специфические свойства: константность, целостность, предметность и обобщенность, то есть достигается стадия ясного осознания. Динамика формирования перцептивного образа, а если обобщить, то и динамика мышления, процесс построения научной концепции, развитие отношений с другим человеком или отношения к собственному «Я» — это разнообразные формы смысловой динамики, процессы последовательного различения и уточнения смысла. Забегая вперед, укажем, что сознание есть синоним самосозна-ния: сознание, которое понимает, и сознание, которое понимается как актуальное смысловое содержание «текста» познавательного контура, - это одно и то же сознание, само себя понимающее сознание. Если же за явлениями, данными в текущем настоящем в сознании, за мыслью, представлением или любым переживанием, в широком смысле слова, включая и сенсорные эффекты, допускать существование некой инстанции, реализующей акты понимания этих явлений, некоторого субъекта, который инициирует процедуру интерпретации, то мы будем вынуждены за этой инстанцией, этим субъектом предполагать еще одну инстанцию или субъекта познания, то есть еще одно ago-сознание, а за ним еще Часть I. Методология научно-психологического исследования сознания одно и т. д. Поэтому необходимо совершать редукцию на уровне анализа самих феноменов. А это означает, что 1) кроме памяти за феноменом сознания ничего не стоит, 2) феномен сознания сам себя обнаруживает, сам себя понимает. Поэтому, например, на вопрос: «Чем мы видим сон?» не следует отвечать, что вопрос поставлен некорректно, ведь мы действительно переживаем факт визуального наблюдения и часто понимаем, что наблюдаем мы, а не кто-то за нас. Сон сам себя видит, сам себя понимает. Тот экран, на котором разворачиваются события сновидения («онтологический план сознания»), не предполагает зрителя перед экраном («гносеологический план сознания»). Экран сам себя рассматривает. Как нельзя лучше подходят для иллюстрации эффекта самообнаружения сознания поэтические строчки О. Мандельштама: «Я и садовник, я же и цветок...» Смысл, заключенный в активном познавательном контуре, не есть сам познавательный контур сознания, но вне формы своего существования (явления в сознании) он актуально не проявляется. Смысл выражается в продуктах сознательной активности. Напротив, в памяти (бессознательной психике) смысл хранится без означающих его носителей. Ни ощущения, ни образы, ни мысли, ни эмоций, ни действия не сохраняются в памяти. (Это чрезвычайно важный тезис, который я отстаиваю, и к обсуждению которого не раз еще буду возвращаться.) Нет поэтому и оснований для выделения зрительной, слуховой или моторной памяти. Человек запоминает в зрительной модальности, на слух или с помощью осязания, но это не означает, что способ запоминания, форма определяют характер мнемического следа, а следовательно, тип памяти. Другими словами, память записывает и сохраняет только смыслы, порождаемые в тот или иной момент времени в сознании, аде: сами"продукты психической активности, поскольку последние обнаруживаются и существуют только в тот момент, когда переживаются в сознании. Память же, хотя и существует как актуальное бессознательное содержание психики, хранит информацию о прошлом. В силу этого семантическая модель мира или картина мира является амодальной по своей природе. Амодален и смысл как психический субстрат памяти. Аргумент I Психологическая экспериментатика также подтверждает сказанное. Если испытуемому зрительно предъявлять предметные ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|