Здавалка
Главная | Обратная связь

Следствие 1.1. Сознание имеет текстовое строение.



Для обозначения смыслов, представленных в актуальный мо­мент времени в сознании, предлагается использовать понятие «текст сознания». Текст — это структурированное смысловое со­держание. В данном случае, совокупность смыслов, организован-



Часть II. Смысловая природа сознания


ных в текст, можно считать синонимом сознания, если последнее рассматривать в содержательном аспекте (онтологический план сознания). Текст не является застывшей константной структурой. Как будет далее показано, сохранение существования текста со­знания возможно только в процессе его изменения. Изменение текста — это изменение характера связей между организующими его смыслами, а также изменение мнемических контекстов, за­дающих семантическую канву интерпретаций.

Следствие 1.2. Познавательные контуры (формы познаватель­ной активности) есть частные случаи сознания.

Психическое моделирование действительного мира может быть реализовано на различных уровнях, или, иначе говоря, в различ­ных познавательных контурах. Внутри сенсорно-перцептивного кон­тура традиционно выделяют разные модальности, которые соот­ветствуют формам чувственного отражения. Как уже отмечалось выше, любые психические формы не могут мыслиться в отрыве от наполняющего их содержания. В качестве такого содержания былопредложено рассматривать смысловую материю. Исходя из этого положения продукты работы сенсорно-перцептивного контура в любых своих формах есть смысловые образования.

Помимо сенсорно-перцептивного контура в иерархии уров­ней ментальной репрезентации можно выделить познавательный контур представления, мыслительный контур сознания, а также аффективный и рефлексивный контуры. Познавательный контур есть не более чем форма смыслопорождающей активности созна­ния, способ реализации сознанием процедур понимания соб­ственных текстов.

Определение 2. Сознание — многофункциональный аппарат по­нимания.

Смысл может быть обнаружен только в ходе процедуры пони­мания. Сознание в своем функциональном качестве и есть меха­низм понимания (гносеологический план сознания). Продукты психической активности, как интегральные результирующие пси­хических процессов, даны в сознании только через их обнаружение самим же сознанием. Поэтому в онтологическом плане сознание — это актуальный текст, который есть единство взаимосвязанных смыслов, а в гносеологическом аспекте сознание — это механизм понимания, понимания собственного текста.


Глава 11. Определения, следствия, комментарии



 


В сознании не существует локальных обособленных смыслов. Понимание связано не с пониманием отдельных смысловых об­разований, а с раскрытием смысла всего текста как нерасчлени­мой смысловой констелляции (сумма понимания частей не дает понимания целого). Текст сознания образован из смыслов, в чис­ло которых не может входить смысл самого текста. Он формиру­ется в ходе работы сознания, которая задана необходимым и достаточным для функционирования сознания требованием по­нимания.

Есть основания говорить о понимании как многооперацио­нальном когнитивном действии или, иначе, об операциональном составе понимания. Хотя при этом каждый отдельный акт пони­мания представляет собой самостоятельный, завершенный ког­нитивный интеграл.

Напомню, что Бахтин, описывая процедуру понимания тек­стовых сообщений, выделял в едином, целостном процессе по­нимания его отдельные акты-составляющие: «В действительном реальном, конкретном понимании они неразрывно слиты в еди­ный процесс понимания, но каждый отдельный акт имеет иде­альную смысловую (содержательную) самостоятельность и мо­жет быть выделен из конкретного эмпирического акта.

1. Психофизиологическое восприятие физического знака
(слова, цвета, пространственной формы).

2. Узнавание его (как знакомого или незнакомого). Понима­
ние его повторимого (общего) значения в языке.

3. Понимание его значения в данном контексте (ближайшем
и более далеком).

4. Активно-диалогическое понимание (спор — согласие). Вклю­чение в диалогический контекст. Оценочный момент в понима­нии и степень его глубины и универсальности» (Бахтин М. М., 1995.
С. 129).

Анализ операционального состава восприятия (обнаружение, различение, идентификация, опознание) как частного случая со­знания показывает, что операции, используемые в восприятии, есть не только этапы понимания в процессе формирования обра­за, но эти операции правомерно также рассматривать как само­стоятельные виды понимания на уровне перцепции. Данную точку зрения разделяют и методологи. Так, например, Л. А. Ми-кешина и М. Ю. Опенков отмечают: «...Поскольку любое воспри-









©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.