Методика работы над задачами на кратное сравнение.
С задачами этого типа в учебнике М.И. Моро учащиеся знакомятся в 3 классе, часть 1, с. 37- 38. Подготовительная работа связана с пониманием двоякого смысла кратного отношения (если одних объектов в несколько раз больше, чем других, то других во столько же раз меньше, чем первых ) и повторяется решение задач на деление по содержанию: - Положите в первый ряд 8 кружков, а во второй – 2 треугольника. Нужно узнать, во сколько раз кружков больше, чем треугольников и во сколько раз треугольников меньше, чем кружков. - Узнаем, сколько раз по 2 содержится в 8 – ми (раздвигаем кружки по 2). - Получили 4 раза по 2, т. е. кружков в 4 раза больше, чем треугольников, а треугольников в 4 раза меньше, чем кружков. Ознакомлениеначинаем с рассмотрения задачи конкретного содержания. №1 . У слоненка 15 бананов, а у мартышки – 5 бананов. Во сколько раз у слоненка больше бананов, чем у мартышки? С. – 15 б. 15б. ?, во сколько раз С. I--------I--------I--------I--------I--------I М. – 5 б. больше М. I--------I Б. Выполняем краткую запись, строим графическую модель и организуем беседу по усвоению условия и выбору арифметического действия. - Сколько бананов у слоненка? (У слоненка 15 бананов.) - Сколько бананов у мартышки? (У мартышки 5 бананов) - Повторите вопрос задачи? (Во сколько раз у слоненка больше бананов, чем у мартышки?) - Узнаем, сколько раз по 5 содержится в 15, для этого разложим 15 бананов по 5. - Сколько раз по 5 получилось? (По 5 в 15-ти содержится 3 раза.) - Во сколько раз у слоненка больше бананов, чем у мартышки? (В 3 раза больше.) - Каким действием это узнали? (Действием деления.) Запишем решение и ответ задачи: 15 : 5 = 3 ( раза ) Ответ : в 3 раза больше. Затем делаем вывод (правило сравнения чисел): Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее. В последующем при решении задач на кратное сравнение, для обоснования арифметического действия используем этот вывод. В учебниках математики Л.Г. Петерсон и Н.Б. Истоминой раскрытие двоякого смысла кратного отношения проводится через предметные действия с дидактическим материалом и построение графических моделей (М 2, часть 2, с. 45). Уже на этапе практических упражнений формулируется правило сравнения чисел. Задачи конкретного содержания на этом этапе содержат два вопроса и для обоснования выбора арифметического действия используем правило сравнения чисел . ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|