Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕРЕХОДНЫЕ ВОЗРАСТЫ

ПЕДОЛОГИЯ.

 

При установлении сроков отдельных стадий детского возраста затруднения обыкновенно испытываются лишь по отношению к пограничному году. Например: куда отнести 3-й год — к ясельному или дошкольному возрасту? Как считать семилеток — дошкольниками или школьниками? Как исчислить сроки отрочества и юности, поскольку меж­ду ними вклинивается эпоха полового созревания — выде­лить ли эту эпоху особо или считать ее началом юности?

Если бы вопрос состоял только в том, под какую рубрику возрастных названий подвести эти годы, то не стоило бы тратить много труда на решение этого вопроса. Но педаго­гическая практика уже давно обратила внимание на то, что эти так называемые «переходные возрасты» представляют в педагогическом отношении трудности: переходные возрасты {83} в то же время являются педагогически трудными воз­растами. Нередко их называют критическими возрастами.

Название «критический возраст» утвердилось прочнее всего за возрастом полового созревания. При характеристи­ке критического возраста обыкновенно указывают два ряда черт: 1) крайняя впечатлительность, нервозность, легкая ранимость нервной системы; 2) неуравновешенность, взрывчатость поведения, странные, т.е. недостаточно мо­тивированные объективными причинами поступки. Эти черты очень заметны в подростке и делают его трудным как для самого себя, так и для других. Но эти же черты, правда, менее резко выраженные, наблюдаются и у семилетки, что дает основание педологам, имевшим дело с семилетками, называть и этот возраст критическим. Изучением истории возникновения неврозов обнаружено, что ряд этих невро­зов возникает в очень раннем детстве, и психоанализ не­редко упирается в 3-й год. Таким образом, переходные годы действительно оказываются критическими.

Но более внимательное изучение хода развития ребенка показывает, что критических пунктов развития оказывает­ся больше, чем обычно думают. Так, например, известный исследователь Моро находит, что непрерывная кривая ли­ния плохо изображает ход развития в грудном возрасте: более правильное представление об этом развитии дает ло­маная линия, с резким изломом в 2 месяца жизни после рождения, так как первые два месяца этой жизни очень резко отличаются от последующих. Точно так же исследо­ватели раннего школьного возраста уже давно отмечали резкий скачок в развитии сил и интеллектуальных функ­ций приблизительно в начале 11-го года. Наконец, изуча­ющие дошкольный возраст отличают 5-й год как год резко­го увеличения подвижности и социального опыта ребенка. Надо оговорить, впрочем, что вопрос о критических годах еще не изучен как следует. В прежнее время этому мешали всякого рода суеверия, концентрировавшиеся вокруг этих лет. В наше время препятствием являлось неправильное представление о том, что развитие идет всегда обязательно непрерывно («природа не делает скачков»).

На самом же деле развитие ребенка происходит непре­рывно только некоторое количество времени, после которо­го происходит скачок в развитии («кризис»). Поэтому, дей­ствительно, непрерывная кривая дает неверное представление {84} оходе развития ребенка, которое идет временами непрерывно, а временами в определенные моменты имеет известную прерывность, т.е. делает скачки.

Эти критические периоды в развитии ребенка пережи­ваются им довольно болезненно: рождение и время полово­го созревания — наиболее яркие примеры этого. Разумеет­ся, в это время внимание педагога должно быть особенно большим: эти периоды требуют особо внимательного педа­гогического подхода.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.