Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы исследования воли.



1. Уровень волевого усилия (частота пульса, время). Держать в вытянутой руке гантель (1 кг.): начинаю уставать, устал, очень устал, скоро не смогу.

2. Методика Розенбат, Мариной: максимальная сила руки, потом удерживать на 1/3 больше - сколько сможет.

3. Измерение темпа мышечных усилий (теппинг-тест): ставить точки в квадрат, 15 сек - в произвольной форме, 15 секунд - с максимальной скоростью.

4. Удержание ноги.

5. Задания на время, точность. Что преобладает, чтение текста, поиск опечаток? Испытуемый собрался сразу или при повторном чтении?

6. Дисциплинированность - волевая черта характера. Все задания просты, если внимательно слушать и выполнять. Может выполнять не очень сообразительный и не очень развитый умственно. Количественный показатель - число правильно выполнения задач. Качественный показатель - как работал: спокойно, уверенно или отвлекался, исправлял.

7. Время задержки дыхания – одна из моделей изучения волевых реакций.

8. Опросник Стамбуловой - изучение воли у подростков (поведенческие проявления, метод наблюдения, беседа, самооценка).

Развитие воли.

Развитие волевой регуляции осуществляется в нескольких направлениях. Первое из них связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные. В познавательной деятельности воля выступает сначала как внешнеречевая регуляция («сделай так!», «прекрати сейчас же!») и только затем – в плане внутриречевого процесса. В моторном поведении волевое управление вначале реализуется в отношении отдельных произвольных движений (дотягивание до желаемого предмета, его удерживание), а впоследствии – в планировании и управлении сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц.

Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий. Например, для воспитания настойчивости недостаточно кратковременных дел. Для нее необходимы дела, выполняемые в длительные сроки.

Развитие воли связано с обогащением мотивационной и нравственной сферы. Направляя свою активность на высшие нравственные ценности, человек приобретает основу для морального оценивания успеха деятельности («А все-таки мне удалось преодолеть себя!»). Включение в регуляцию деятельности более вы- соких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии мотивов – важный момент в воспитании воли у детей.

Еще одно направление воспитания воли заключается в организации самой деятельности, в которой субъект приобретает опыт волевого усилия. Только тот может проявить сильную волю в большом деле, кто долгим упражнением закалил ее на многих малых делах. Важно, чтобы это были не искусственные упражнения, а тренировка волевых усилий в процессе выполнения повседневных обязанностей.

Совершенствование и развитие волевой регуляции связано и с интеллектуальным развитием, с появлением личностной рефлексии. Воспитывая волю в отрыве от общего психического развития, можно закрепить в опыте субъекта не настойчивость и ответственность, а упрямство и самодурство.

Развитию воли способствует и личный пример воспитателя. Воля воспитывается и через подражание делам и поступкам волевых людей. Велика роль коллектива в воспитании воли. Целеустремленная деятельность членов сообщества влияет на индивида, помогает ему преодолевать трудности, задает моральные нормы и образцы для разрешения конфликтов разноплановых мотивов и целей.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.