Здавалка
Главная | Обратная связь

Психопатологические синдромы



(бред высокого происхождения, антагонистический, протектората, величия и т. д.) или бред Котара. К особенностям бреда относится то, что грандиозные последствия переживаемых больным событий или еще не свершены и только ожидаются, или уже имеют место, но вне поля рецепции пациента. Психомоторные расстройства все больше отрываются от содержания бреда и приобретают кататонический налет, проявляясь то психомоторной заторможенностью, то патетическим возбуждением с ускорением речи.

На этапе иллюзорно-фантастической дереализации и деперсонализации ориентировка остается двойной. Нарастает отрешенность, начинает превалировать ложная (психотическая) ориентировка в месте, ситуации, окружающих людях, собственной личности. Характерно появление дезориентировки во времени (фантастическое определение даты) и его течении (скачкообразность, замедление, вплоть до полной остановки). Возникает переживание раздвоения собственной личности, перевоплощения в других людей или сказочных героев, инопланетян, животных и т. п. Резко нарастает лабильность выраженных полярных аффективных расстройств. Наиболее характерной особенностью этого этапа является визуализация продукции фантастического воображения, которое из переживания внутреннего, психического, идеаторного, локализованного в субъективном мире пациента переносится в чувственно-перцептивную сферу. Возникают иллюзии, обычно зрительные, их содержание по тематике соответствует фантастическому бреду. Бывают непродолжительные периоды псевдопареидолии, эпизоды ярких мобильных псевдогаллюцинаторных сценоподобных картин. Больным кажется, что они находятся во дворце, на корабле, в тюрьме, а находящиеся вокруг больные, медперсонал, родственники одеты в фантастические сказочные одеяния, покрыты чешуей, шерстью или волосами. Это сочетается со своеобразным расстройством внимания, которое порой становится скользящим, суженным, недостаточно емким. От-


Глава 3

дельные предметы, события реальной жизни не воспринимаются больным — вещи то вдруг исчезают, то вновь появляются как по волшебству, то как бы покрыты дымкой и выглядят несколько тусклыми, то, наоборот, выделяются яркостью, рельефностью. Грезоподобные бредовые переживания достигают большой образности, чувственной яркости. Так же образны и фантастичны психические автоматизмы. Характерной особенностью является большая пластичность, изменчивать переживаний больных — новые фабулы, фантастические перевоплощения возникают под влиянием отдельных событий и деталей реальной обстановки, ощущений и сновидений. В мышлении начинает преобладать символика, замещающая причинно-следственные связи ассоциаций, ослабляется логическое осмысление. Психомоторные расстройства приобретают четкие черты кататонического торможения (субступор, порой с восковой гибкостью) или возбуждения (экстатического, импульсивного, кататоно-гебефренно-го). При экстатическом (растерянно-патетическом) возбуждении больные принимают вычурно-патетические театральные или скульптурно-монументальные позы, стереотипно манерно танцуют, поют, декламируют. На лице — маска восторга, мистической проникновенности, экстаза, иногда чрезмерной серьезности, не соответствующей господствующему аффекту. Речь непоследовательная, выспренняя.

Для этого этапа характерна частичная конградная амнезия реальных событий, фактов, своего поведения и собственных высказываний при достаточной сохранности воспоминаний о содержании болезненных переживаний.

Для этапа истинного онейроидного помрачения сознания характерно появление алло- и аутопсихической дезориентировки. Реальность, даже в фантастически искаженном виде, как это наблюдалось на предшествующем этапе, перестает восприниматься. Больные полностью отрешены от окружающего мира. Грубо нарушено самосознание. Происходит растворение, дробление, сказочное перевоплощение своего








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.