Здавалка
Главная | Обратная связь

Семена не есть ещё плод.



Великая дидактика,

заключающая универсальную теорию

учить всех всему

или верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и сёлам каждого христианского государства такие школы, в которых бы всё юношество того и другого пола, без всякого где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в правах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни.

 

 

Кратко, приятно, основательно,

где для всего, что предлагается,

основания почерпаются из самой природы вещей;

истинность подтверждается параллельными примерами из области механических искусств;

порядок распределяется по годам, месяцам, дням и часам, наконец, указывается

лёгкий и верный путь для удачного осуществления этого на практике.

Началом и концом (руководящим началом) нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся же больше бы учились; в школах было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха, и в христианском государстве было бы меньше мрака, смятения, раздоров, а больше света, порядка, мира и спокойствия.

Привет читателям

Мы решаемся обещать Великую Дидактику, т.е. универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с верным успехом; так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием для той и другой стороны; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинной науке, добрым нравам и глубокому благочестию.

 

 

Наконец, всё это мы выясняем apriori, т.е. из самой настоящей неизменной природы вещей, точно заставляя вытекать из живого источника неиссякающие ручейки; затем, соединяя их в одну большую реку, мы устанавливаем некоторое универсальное искусство создавать всеобщие школы.

 

Польза дидактического искусства

Правильная постановка дидактики важна:

1. Для родителей [1], которые до сих пор большей частью были не осведомлены, чего им ждать от своих детей. Они нанимали учителей, обращались к ним с просьбами, задабривали их подарками, даже меняли их часто так же напрасно, как и с некоторой пользой. Но если метод воспитания доведён до безошибочной верности, то результат, на который не всегда надеются, не может, с божией помощью, не воспоследовать.

2. Для учителей, большинство которых совершенно не знало дидактики и вследствие этого, желая выполнить свой долг, мучило себя и истощало свои силы трудолюбием и старательностью; стремясь достигнуть успеха то тем, то другим способом, они меняли метод не без тягостной потери времени и трудов.

3. Для учеников, чтобы можно было довести их до вершин наук без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя.

4. Для школ, которые при правильном методе не только можно будет сохранить в цветущем состоянии, но и без конца умножить. Ведь они будут поистине местами игр, домами наслаждения и удовольствий. И когда (вследствие непогрешимости метода) из какого угодно ученика выйдет учёный (в большей или меньшей степени), никогда не будет недостатка в хороших начальниках школ и научные занятия всегда будут процветать.

5. Для государств - по приведённому ранее свидетельству Цицерона (Сноска: Имеется в виду следующая цитата из Цицерона: «Какой больший и лучший дар мы можем предложить государству, как не тот, чтобы учить и образовывать юношество, особенно при настоящих нравах и в наше время, когда юношество так испорчено, что его нужно обуздывать и сдерживать общими силами») [2].

С этим согласно знаменитое выражение Диогена-пифагорейца (у Стобея): «Что составляет основу всего государства? - Воспитание юношей» [3].

Наш ум сравнивается (Сноска: Сравнение Коменским ума с землёю и с садом здесь опущены):

1) с землёю,

2) с садом,

3) с чистой доской.

Аристотель сравнил человеческую душу с чистой доской, на которой ещё не было ничего написано, но на которой, однако, можно было бы написать всё. Итак, подобно тому как на чистой доске сведущий в своём деле писатель мог бы написать, а живописец - нарисовать, что угодно, так в человеческом уме одинаково легко начертить всё тому, кто хорошо знает искусство обучения. Если этого не происходит, то вернее, что вина не в доске (если только она иногда не бывает шероховата), а в неумении пишущего или рисующего. Разница в том, что на доске линии можно проводить лишь до пределов её краев, между тем как для письма и чертежа в уме ты никакой границы не найдёшь, потому что (как сказано выше) ум безграничен.

4) с воском, на котором оттискиваются бесчисленные печати.

10. Удачно также наш мозг (эта мастерская мыслей) сравнивается с воском, на котором оттискивается печать или из которого лепятся фигурки. Как воск принимает любую форму и из него можно слепить и снова переделать любую слепленную фигуру, так и мозг, отражая образы всех вещей, всё принимает, что только содержит мир. Этим сравнением вместе с тем удачно обозначается, что такое наше мышление и наше знание.

Глава 6.Человека, если он должен стать человеком, необходимо воспитывать и обучать

Семена не есть ещё плод.

1. Семена знания, нравственности, благочестия даёт, как мы видели, природа, но она не даёт самого знания, добродетели, благочестия. Это приобретается с помощьюмолитвы, учения, деятельности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.