Здавалка
Главная | Обратная связь

Основоположение VIII



Всё для внешних чувств.

39. Природа всячески себе помогает.

Отклонение.

40. Итак, жесток тот учитель, который, предложив ученикам работу, не разъясняет достаточно, в чём она заключается, не показывает, как её выполнять, а ещё менее того помогает им при их первых попытках, но обязывает их самих работать изо всех сил и волнуется и свирепеет, если они что-либо делают не совсем правильно.

Но что это такое, как не истязание юношества? Это равносильно тому, как если бы няня пожелала заставить свободно ходить ребёнка, который ещё боится стоять на ногах, и принуждала бы его к этому побоями, если он ещё не может этого сделать. Природа нас учит другому: до тех пор нужно терпеливо относиться к слабому, пока у него не хватает сил.

41. Итак, на основании этого:

Исправление.

I. Не следует прибегать при обучении ни к каким телесным наказаниям (так как если ученье идёт плохо, то чья это вина, как не самого преподавателя, который или не умеет сделать ученика способным к ученью, или не прилагает к этому достаточно старания).

II. Всё, что ученики должны выучить, нужно преподать им и изложить так ясно, чтобы они знали его как свои пять пальцев.

III. А для того чтобы всё воспринималось легче, надо насколько это возможно, привлекать к восприятию внешние чувства.

42. Например, слух постоянно нужно соединять со зрением, язык (речь) с деятельностью рук. Следовательно, о том, что надо знать, надо не только рассказать, чтобы это было воспринято слухом, но это же следует зарисовать, чтобы через зрение предмет запечатлелся в воображении. Со своей стороны, пусть ученики немедленно учатся всё воспринятое произносить вслух и выражать деятельностью рук. Не следует отступать ни от одного предмета, пока он не запечатлеется достаточно в ушах, глазах, в уме и памяти. А для этой цели будет полезно, чтобы всё, что обыкновенно изучается в каждом классе, будь то теоремы или правила, или образы и эмблемы из преподаваемого предмета, изображалось наглядно на стенах той же аудитории. Такая постановка дела исключительно сильно способствовала бы твёрдому усвоению предмета.

Основоположение IX

Всё направляется преимущественно на пользу.

43. Природа не производит ничего такого, польза чего не стала бы вскоре очевидной,

Подражание.

44. Итак, ты облегчишь ученику усвоение, если во всём, чему бы ты его ни учил, покажешь ему, какую это приносит повседневную пользу в общежитии. Этого правила нужно придерживаться везде: и в грамматике, и в диалектике, и в арифметике, и в геометрии, и в физике и пр. Иначе, что бы ты ни рассказал, всё будет представляться детям каким-то чудовищем с того света. Не доведённый до понимания того, существует ли это в природе и в порядке ли это вещей, ребёнок скорее будет верить, чем знать. Но если ты покажешь назначение всякой вещи, то ты действительно обеспечишь его подлинным знанием и умением действовать.

45. Следовательно, нужно учить только тому, в чём есть очевидная польза.

Основоположение X

Всё единообразно.

46. Природа действует во всём единообразно.

Отклонение.

47. Вот почему разнообразие методов обучения только затрудняет юношество и осложняет обучение. Между тем, не только различные преподаватели различным образом преподают предметы, но и один и тот же преподаватель преподаёт различно, например, иначе преподаёт грамматику, иначе - диалектику и пр., тогда как всё это можно было бы преподавать однообразно, в соответствии с гармонией целого и с тем, что вещи и слово имеют связь и родство между собой.

Исправление.

48. Поэтому нужно позаботиться, чтобы в дальнейшем:

I. Один и тот же метод был принят для преподавания всех наук, один и тот же метод - для преподавания всех искусств, один и тот же метод - для преподавания всех языков (Сноска: Здесь термин «метод» употребляется Коменским в смысле основного принципа - природосообразности, что не противоречит принятому у нас разнообразию методов).

II. В одной и той же школе был один и тот же порядок и метод во всех упражнениях.

III. Насколько это возможно, были одни и те же издания книг, по одному и тому же предмету.

Так всё пойдет вперёд легко и без затруднения.

Глава 18. Основы прочности (основательности) обучения и учения.

Поверхностность обычного обучения.

1. От многих раздаются жалобы, да и жизнь это подтверждает, что только немногие ученики выносят из школ основательное образование, а большинство - только поверхностное образование или даже только намёк на образование.

Причина того двоякая

Это происходит либо потому, что в школах, пренебрегши существенным, обращают внимание на ничтожное и пустое, либо по тому, что ученики снова забывают то, что они выучили, так как большая часть знаний только скользит по поверхности ума и не внедряется в него.

4. Но этого можно достигнуть:

I. Если основательно будут рассматриваться только те вещи, которые должны приносить пользу;

II. Занимаясь, однако, всеми этими вещами уже без всякого изъятия;

III. Если всему будет положено прочное основание;

IV. Если указанные основания будут закладываться глубоко;

V. Если всё затем будет опираться только на эти основания;

VI. Всё, что нужно различать, должно быть различаемо с полной определённостью;

VII. Всё последующее должно опираться на предыдущее;

VIII. Всё, что связано между собой, должно быть связываемо постоянно;

IX. Всё должно быть распределяемо пропорционально между разумом, памятью и языком;

X. Всё должно закрепляться постоянными упражнениями.

Рассмотрим отдельные положения подробнее.

Основоположение I







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.