Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава III. Учение о collatio



 

_ 344. Понятие и два вида collatio

 

Институт collationis возник в качестве дополнения законного права наследования нисходящих. В основании законного права наследования этих лиц лежит идея, что все нисходящие одной степени имеют одинаковое право на наследство. В этих видах наследство и делится поровну между ними. Однако это не всегда приводит к торжеству идеи равенства.

В древнем праве существовало важное различие в имущественных правах между подвластными и эманципированными детьми. Первые не могли иметь собственного имущества; все приобретенное ими поступало в пользу отца; вторые, напротив, могли иметь собственное имущество. Отсюда, как только претор стал призывать по эдикту unde liberi наряду с подвластными и эманципированных детей, то должен был всплыть такой вопрос: при общем разделе все то, что было приобретено при жизни отца его подвластными детьми, поступает в общую массу; не следует ли поэтому потребовать и от эманципированных детей, чтобы они, в свою очередь, внесли, конферировали, в эту массу то, что они успели приобрести на свободе. Претор признал это требование вполне справедливым, и таким путем сложилась collatio bonorum со стороны liberi emancipati. Итак, основанием этого древнейшего вида collationis служит различие в имущественной правоспособности между подвластными и эманципированными нисходящими. В позднейшем праве это различие все более стало сглаживаться. Но зато явилось соображение иного рода, которое заставило удержать collatio в измененном виде. Отец при жизни мог выделить в пользу какого-нибудь из своих детей более или менее крупную часть своего имущества, напр., в форме выдачи приданого, или donatio propter nuptias. Если не принимать в расчет этого при общем разделе, то, очевидно, равенство между детьми будет нарушено. И вот, действительно, признали нужным считаться с такими приношениями, зачитывать их в счет причитающейся сыну (или дочери и т. д.) законной части. Таким путем возникла collatio нового типа, основанием которой служит уже не различие в правоспособности детей, а факт получения одними из них известных выгод из имущества отца при жизни последнего, выгод, которыми не воспользовались остальные дети.

 

_ 345. Древняя collatio emancipatorum и collatio dotis

 

Сущность этой collatio заключалась в том, что эманципированные дети, раз они желали воспользоваться своим правом законного наследования наряду с sui, должны были внести в общую массу (конферировать) все свое имущество, которое они имели в момент смерти отца. С этой целью от них при испрошении bonorum possessio ab intestato требовалось представление особой cautio, особого обещания, на основании которого они обязывались конферировать свое имущество. Подобные же правила были установлены и по отношению к подвластной дочери, получившей при выходе замуж приданое. И это приданое подлежало конферированию, раз она желала выступить в качестве законной наследницы своего отца. Первоначально это было установлено только на случай испрошения ею преторского наследования - bonorum possessio, впоследствии (при Антонине Пие) это было распространено и на тот случай, когда она приобретает цивильную hereditas, притом безотносительно к тому, идет ли речь о dos profecticia или adventicia. Наконец было признано, что dos profecticia должно быть конферировано и в том случае, если с дочерью конкурируют эманципированные братья или сестры ее.

 

_ 346. Collatio позднейшего права

 

Сущность новой collatio заключается в том, что известные выгоды, полученные сыном (или дочерью и т. д.) при жизни отца, не в пример другим, должны быть приняты во внимание при определении размера причитающейся такому лицу законной части. Объектом collatio являются прежде всего полученная данным субъектом dos, donatio propter nuptias и так назыв. militia (т. е. сумма, уплаченная за получение известной должности, что в Риме, при продажности многих должностей, не составляло ничего предосудительного). Что касается дарений inter vivos, то они подлежат конферированию, по общему правилу, только тогда, когда наследодатель прямо предписал зачесть их. Итак, не всякая выгода, а только определенные выгоды составляли объект collationis.

Форма колляции тоже изменилась. Теперь уже не требовалось представление cautio, а просто стоимость полученного принималась в расчет при исчислении следующей данному лицу законной части. Юстиниан предписал, что обязанность конферировать имеет место и в случае назначения нисходящих наследниками по завещанию, если только они назначены таковыми в равных частях. Вместе с тем он постановил, что наследодатель может и освободить данное лицо от обязанности конферирования.

 

Необходимое наследование*(182)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.