Государственного университета
относятся к трехлетнему возрасту, когда он уже умел читать и писать по-английски и когда отец начал преподавать ему древнегреческий. Время обучения английскому он просто не запомнил — в столь раннем возрасте это происходило. (Дачиная с двенадцати лет мальчик перешел в основном на самообразование — в объеме, значительно превышавшем любые университетские курсы того времени. К четырнадцати годам это был блестящий, необычайно широко эрудированный юноша, обладавший глубокими познаниями в таких областях, как история2__математика^ логика, философия и политическая экономия^ Кроме того, он владел древними и новыми языками (древнегреческим, латынью, французским, немецким), был начитан в древней и новой литературе. Некоторая разбросанность и несистематический характер, уклон в сторону так называемого классического образования (древние языки и т. д.) искупались тем, что эти знания были добыты самостоятельным трудом и усвоены критически. Какую же роль сыграло своеобразное домашнее воспитание в формировании такого выдающегося ученого, каким стал Милль-сын впоследствии? Сам Милль придавал особенностям своего воспитания решающее значение. Он с осуждением писал о том экстенсивном и позднем обучении, которое является уделом большинства его сверстников. Будучи человеком чрезвычайно скромным, никогда не переоценивавшим своих достижений, он тем не менее считал, что к четырнадцати годам обогнал своих сверстников в объеме познаний на четверть века! 14 Знакомясь с объемом и уровнем его детских занятий, нельзя сказать, что он преувеличил дистанцию разрыва. Сомнение вызывает другое. Никакие десятилетия не позволили бы уму обыкновенному освоить те знания, которые за считанные годы впитал ум гениального ребенкаДТакие интенсивные занятия в столь раннем возрасте имели и свою печальную сторону. С грустью отмечал Милль в зрелые годы: «Я никогда не был ребенком, никогда не играл в крикет; лучше было бы, если бы природа шла своим путем»^ Впрочем, менее всего соответствует действительности представление о Милле как о далеком от жизни, замученном умственными занятиями книжнике. С детских лет и 14 А. В a i п. John Stuart Mill: A Critisism. London, 1882, p. 21. буквально до последних дней жизни он избрал свой способ сочетания умственных и физических занятий: длительные пешие прогулки и походы по живописным английским лугам, по горам Южной Франции, во время которых обду-мувались и обсуждались его лучшие замыслы(_Кргда Мил-лю было тринадцать лет, отец изложил ему во время ряда пеших прогулок только что вышедшие в свет «Начала политической экономии и налогового обложения» Д. Рикардо? Это знакомство состоялось очень кстати; (в_скором времени молодой Милль уехал на год во Францию, где ему представился случай познакомиться со многими выдающимися учеными того времешТ} Во Франции он жил в семье брата английского философа Бентама. Эта семья много путешествовала. шруг ее интересов лежал в сфере общественной жизни и общественно-политической мысли Франции. Это обстоятельство позволило Миллю встретиться со сторонниками французского философа и социалиста Сен-Симона, с известным экономистом Ж. Б. Сэеш Перемены, связанные с путешествиями, позволили несколько отвлечь Милля от того сурового режима занятий, который стал для него привычным с ранних детских лет. Обычно он ежедневно занимался по 9—10 часов. История сменялась логикой, логика математикой, математика языками. Дневник, начатый во Франции, показывает, что первые недели проходили в столь же неукоснительном режиме 15. Поражает объем прочитанного, глубина критических замечаний по ходу чтения. Уже в четырнадцать лет Милль был способен остро подмечать ошибки изложения, несовершенство логического построения доказательств. Но в дальнейшем светский образ жизни семьи Бентамов, переезды с места на место ломают этот изнурительный ритм занятий, что, безусловно, благотворно повлияло на будущее физическое и духовное здоровье Милля. Однако по- отношению к своим собеседникам Милль выступает как зрелый ум, поражая их глубиной и широтой познаний. Эти беседы завершали определенный этап воспитания юноши, готовили его к той практической социальной деятельности^ в которую ему в скором времени предстояло окунуться. (Вернувшись в Англию, Милль поселился в Лондоне и в скором времени приобщился к по- 15 A. Bain. John Stuart Mill: A Critisism, p. 13—23. 9* 2 19 / литической деятельности своей страны] Англия 20-х годов прошлого столетия давала богатую пищу для размышлений впечатлительной натуре молодого человека. Ужасающая бедность трудящихся слоев населения, скученность и антисанитария лондонских трущоб, вид бедных рабочих семей, в которых, как правило, было не менее десяти детей, — вот впечатления, вынесенные Миллем из его прогулок по Лондону. В сознании современного человека Англия того времени ассоциируется с романами Ч. Диккенса. Вспоминая его описания лондонских трущоб, невольно представляешь себе молодого Милля, размышляю-нщш о возможных путях искоренения социального зла. JC непосредственностью молодости семнадцатилетний Милль занялся пропагандой ограничения рождаемости среди трудящихся женщин^ Он раздавал составленные им самим листовки, в которых содержались рецепты сознательного ограничения размера семьи. В Англии того времени откровенный разговор на тему ограничения рождаемости был столь вызывающим нарушением благопристойности, что Милль даже попал на несколько дней под арест. После бурного эпизода с пропагандой ограничения рождаемости ПИилль в скором времени с помощью отца занял место скромного чиновника Ост-Индской компании, где его отец к тому времени занимал видное положение. В это же время он приобщился к деятельности политического кружка молодых, радикально настроенных интеллигентов, издававших свой собственный журнал «Вестминстер ревыо». Этот кружок не был удовлетворен сложившейся к тому времени в Англии двухпартийной борьбой тори и вигов, прежде всего потому, что не видел в ней перспектив для осуществления более широких политических реформ. Злободневные политические лозунги Англии того времени были направлены против так называемых «гнилых углов» — обезлюдевших избирательных округов, за счет которых тори получали места в парламенте, — а также против «хлебных законов», обрекавших трудящихся на дороговизну продовольствия. радикальный кружок, в который вступил Милль, стремился к большему: к подлинному расширению народного представительства в парламентер По существу, его деятельность составляла ядро будущего движения за всеобщее избирательное право. (К кружку примыкали Д. Рикар- до и Джеймс Милль. Его идейным вдохновителем был философ и проповедник Иеремия Бентам.7 Этот человек был основателем утилитаризма — нравственно-философского учения, которое впитало в себя многие идеи английских рационалистов и французских просветителей. И. Бентам разработал принцип «наибольшего счастья для наибольшего числа людей», который он положил в основу нравственного разграничения между добром и злом. По его мысли, общество должно быть построено таким образом, чтобы чувство долга — понимаемого как социальный долг индивидуума перед обществом—и стремление к собственной выгоде не вступали в конфликт друг по отношению к другу. Одним из выводов его системы было требование представительного правительства, которое, выражая интересы большинства граждан, разрабатывало бы нравственный кодекс, обязательный для всех. Бентам также впервые предпринял попытку своеобразной анатомии понятия «счастье», рассмотрев его как сложный психологический объект, характеризующийся длительностью, интенсивностью, близостью или отдаленностью во времени, вероятностью и т. д. Известно, что К. Маркс высмеивал нравственное учение И. Бентама, рассматривая его как квинтэссенцию буржуазного «здравомыслия» 1б. Однако политические выводы Бентама в пользу расширения избирательного права, безусловно, находились в русле прогрессивного буржуазного реформизма своего времени. Характер политической направленности философии Бентама больше всего вдохновлял молодых радикалов на деятельность, поскольку сообщал ей конкретную социальную цель: борьбу за избирательную реформу. Но осознание этой цели шло чрезвычайно медленно, наталкиваясь на укоренившиеся предрассудки социальной среды, из которой вышли участники радикального кружка. Насколько сильны были эти предрассудки, можно судить по тому, что один из идейных вождей этого движения, Милль-старший, в своем «Эссе о правительстве» («Essay on Government», 1820) решительно вычеркнул женщин из состава буду- «Ни никакую эпоху, ни в какой стране не было еще философа... который с таким самодовольством вещал бы обыденнейшие оанальности»,—писал К. Маркс о Бентаме.—К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, с. 623. тцих избирателей. Так же он поступил и с большей частью рабочего класса. По его мысли, избирательный корпус должен состоять из самостоятельных граждан: чиновников, буржуа, ремесленников, квалифицированных рабочих — отцов семейств старше сорока лет. Консервативный английский политический деятель Маколей в своем критическом обзоре этого 'сочинения не замедлил подметить его внутреннюю непоследовательность и противоречия. Критика Маколея произвела глубокое впечатление на молодого Дж. С. Милля, поскольку она обнажала слабость идейных позиций их движения. Отсутствие глубокой теоретической базы восполнялось в нем спорными нравственными установками, которые выдавались за знание законов человеческой природы. Помимо того что сочинение отца вызвало несогласие сына в политическом плане, поскольку он уже тогда значительно шире смотрел на задачи избирательной реформы, оно обнажило перед ним пороки философии утилитаризма, основанной на соединении эмпирического подхода к действительности с «вечными» нравственными нормами. Эмпиризм восходил к традиции английской философии, связанной с именами Бэкона, Локка и Юма. Будучи перенесена на сферу нравственной жизни, эта традиция в утилитаризме Бентама достигла степени логического абсурда. Человек, согласно представлениям утилитаристов, рассматривался как своеобразная вычислительная машина, строго рассчитывающая «издержки» и «удовольствия» от всякого своего поступка 17. Джон Милль никогда окончательно не порывал с философией утилитаризма, поскольку соображения всеобщего человеческого «блага» с юных лет и до конца жизни занимали центральное место в его мировоззрении. Но узкая трактовка этого вопроса в сочинениях Бентама стала для него совершенно неприемлемой. [Крушение авторитета учителей, к которым относился и его отец, вызвало в душе двадцатилетнего юноши ощущение тягостной пустоты. К этому еще добавился ряд обстоятельств личного порядка. Он чувствовал, что все больше превращается в своего 17 Автор «Аписы в стране чудес» Льюис Кэрролл, подшучивая над принципами утилитаризма, заставляет свою героиню размыпг-лять над тем, послужит ли удовольствие от сплетенного венка до~ ^статочной наградой за хлопоты, связанные с собиранием ромашек. рода «рассуждающую машину»] Он также чувствовал, что и окружающие все больше воспринимают его как эрудированного, но сухого логика и полемиста, готового даже поэзию, музыку, литературу разложить на составные элементы. Трагедия его воспитания, лишившая его живых жизненных впечатлений, тяготела над ним подобно npo* клятшо. (Все это соединилось вместе, приведя двадцатилетнего Милля в состояние тяжелого душевного кризиса, поставившего молодого человека на грань полной психической катастрофы^_Вспоминая этот период, Милль писал в своей «Автобиографии»: «Я был в подавленном душевном состоянии... состоянии, в котором, как мне кажется, обычно пребывают методисты, когда их впервые постигает «сознание греха». В этом душевном состоянии мне захотелось задать самому себе вопрос: «Предположим, что все цели твоей жизни осуществлены, что все изменения в учреждениях и воззрениях, которых ты добиваешься, могут быть реализованы в это самое мгновение: доставит ли это тебе полную радость и счастье?» И неумолимая совесть отчетливо сказала: «Нет!»,Сердце во мне оборвалось, и основание, на котором покоилась моя жизнь, рухнуло» 18. 'уПуть Дж. С. Милля к душевному выздоровлению был продолжителен и труден. Впоследствии сам он считал, что главную роль на этом пути сыграло проснувшееся в нем чувство сострадания к ближним} По-видимому, в той конструкции всеобщего человеческого счастья, которую возвел в своей душе молодой Милль, не хватало простого чувства участия к человеку. Вместе с пробуждением этого чувства пришел и бескорыстный интерес к поэзии, музыке. ^Одновременно происходит решительный поворот в направлении философских интересов. Милль обращается к немецкой философии. Здесь его глубоко интересует система Иммануила Канта) Этот интерес был реакцией на эмпиризм английской школы. Его привлекает мысль Канта о фундаментальной закономерности всего сущего: как физического, так и нравственного мира. Впоследствии: учение Канта о трансцендентности объективного мира и об интуитивном постижении этого мира своеобразным образом преломилось в философии научного познания, раз- 18 J. S. Mill. Autobiography. Ed. by J. Stillinger. Boston, 1969, P. 80-81. работанной Миллем. Соотношение между фундаментальными и эмпирическими законами науки, данное в этой •философии, еще несет на себе следы кантианского подхода, но одновременно разрушает непроходимую стену между «вещью в себе» и «вещью для нас». \К этим же годам относится встреча и оживленная переписка Милля с видным последователем учения Сен-Симона д'Эйшталем. Это было первое серьезное обсуждение проектов социалистического переустройства общества^ впоследствии Милль неоднократно возвращался к этой теме.[К двадцатипятилетнему возрасту можно отнести завершающий этап формирования основных особенностей мировоззрения Милля. Свой основной девиз Милль заимствовал у Гёте — многосторонность- Он относил этот девиз не только к широте и многообразию познаний, но и к развитию самой личности. Жизненная позиция Дж. С. Милля оформилась в основных чертах в десятилетие, последовавшее за описанным душевным кризисом. В этот период, в возрасте между двадцатью и тридцатью годами, в его жизни произошли события, завершившие тот процесс, который начался душевным кризисом и пересмотром утилитаристского нравственного идеала. В ряду этих событий\важное место заняло посещение Франции в период революции 1830 г. Впечатление от этого посещения нашло свое выражение в серии статей под характерным названием «Дух времени» («The Spirit of the Age», 183 l).j Революционные события во Франции 1830 г., завершившиеся свержением короля Карла X, явились первой ласточкой, знаменовавшей грядущую череду революционных потрясений после длительного периода реакции, порожденной последствиями Великой французской революции. Под воздействием этих событий Милль разрабатывает свою философию истории, в которой черты необходимости, взаимосвязи отдельных исторических событий занимают центральное место. Эта, по сути дела, эволюционная концепция исторического процесса противостояла учителям Милля из лагеря утилитаристов, включая его отца, которые склонны были рассматривать историю как набор случайных, зачастую нелепых событий, в которые интеллектуальная элита призвана внести порядок, приведя человечество к Просвещенному Парламентаризму в духе английского прогрессивного идеала. Недаром один из последователей
Бентама заявил: «Счастлива та нация, у которой нет истории» 19. Напротив, Милль полагал, что всякий исторический этап развития общества содержит в себе не толька урок на будущее, но и несет определенное положительное содержание в процессе прогрессивного восхождения человечества. Рабство, средневековье, абсолютизм — необходимые звенья такого восхождения. На этом пути человечество постоянно претерпевает смену органических и переходных фаз развития. Именно в очередной переходной фазе оказалось европейское общество, по мнению Милля, в 30-е годы XIX в. В этот период, не отказываясь от попыток осмысления генеральных тенденций исторического развития, не следует пренебрегать возможностью даже небольшого продвижения по пути прогресса. По мысли Милля, развитие общей социологии не должно застревать в бесплодных спорах и мешать практическому социальному действию, коль скоро такое действие назрело. Эти размышления были тесно привязаны к развитию-событий в самой Англии. Начало 30-х годов было временем бурных рабочих выступлений, восстаний крестьян-арендаторов, смены правительственных кабинетов. Было очевидно, что тори не могли далее править страной. Пришедшие им на смену виги провели в 1832 г. через парламент «Билль об избирательной реформе». Говорить о-значительной победе революционных сил не приходилось. Этот закон был явным компромиссом между буржуазией и дворянством. Ни рабочие, ни женщины не получили избирательных прав. Не был даже осуществлен умеренный проект избирательной реформы Милля-отца, поскольку наиболее населенные промышленные округа не получили пропорционального представительства. Но к этому времени Дж. С. Милль уже был достаточно умудрен житейским опытом, чтобы не ждать непредвиденных и крутых перемен на том пути эволюционного развития, который он считал желательным для Англии. Ш публицистической деятельности Милля в 30-е годы проявляется тенденция противопоставлять различные идеологические течения, иногда противоположные, с тем чтобы из этого столкновения извлечь некий положительный результат} В двух биографических очерках его вид- Е- August. John Stuart Mill. A Mind at Large. New York, иых современников — Бентама и Кольриджа — противопоставлялись «разумный эгоизм» бентамовского толка и традиционализм известного поэта и философа Кольриджа. Попытка рассмотреть законы разумной организации человеческого общества в контексте исторических традиций своей страны и сообразовывать свои политические программы с силой этих исторических традиций — вот, собственно, тот конкретный философский и социальный опыт, который Милль извлек из столкновения Бентама и Кольриджа. Здесь как нельзя лучше проявилась та особенность методологии Милля, которую К. Маркс назвал «синкретизмом», т. е. сплавом, составленным из разнородных оснований. Вопрос состоит в том, насколько органичным был этот сплав, насколько в нем преобладали черты единства над чертами простой эклектики. В той открытости, с которой Милль относился к различным философским и идейным традициям, существовала своя избирательность. Его увлечение консервативным радикализмом — историком Карлейлем, философом Коль-риджем — было данью интересу к английской истории и английской традиции. В дальнейшем он решительно разошелся с этим идейным течением, имевшим откровенно реакционный политический оттенок. Зато ^постоянным и всевозрастающим был его интерес к социализму во всех тех проявлениях, которые были ему доступны (марксистское учение пришло в Англию, когда Миллю было уже за шестьдесят).] Будучи последовательным защитником самой широкойЛтредставительной демократии, Милль одновременно извлек чрезвычайно важный для себя урок из особенностей развития США. Большое впечатление произвела на него книга французского историка де Ток-вилля «Демократия в Америке» (A. de Tocqueville. La democratie en Amerique, 1835). Милль рано осознал опасность «тирании большинства», когда оно направляется злой политической волей. Поэтому в его позднейших сочинениях, посвященных философии политической деятельности, в частности в трактате «О представительном правительстве» («Considerations on Representative Government», 1861), особое внимание наряду с защитой принципа представительной демократии уделено гарантии прав всякого рода политических меньшинств: по расовому, половому, возрастному, этническому и другим признакам. Фигура Милля, со всеми ее противоречиями, стоит у ис- токов идеологии буржуазного реформизма — идейного течения, вобравшего в себя наиболее умеренные и осторожные силы буржуазии, объединенные в середине прошлого-столетия непримиримым классовым антагонизмом европейского общества. [Крушение утилитаристского идеала, увлечение поэзией. и музыкой, интерес к происхождению эстетического и этического идеала — все это было связано с;одним событием в жизни Милля, определившим всю его последующую биографию, а во многом и развитие его мировоззрения. В 1830 г. он познакомился с женщиной, которой, впоследствии, через двадцать лет, предстояло стать его женой. Это была Гарриет, Тэйлор, жена состоятельного буржуа, мать двоих детей. Она интересовалась радикальными политическими идеями, и ее дом стал местом встреч для Милля и его друзей. Духовное общение этих двух людей сообщило, по свидетельству Милля, новый стимул и новое качество всей: его последующей деятельности. Более того, Милль утверждает, что от Г. Тэйлор непосредственно исходили наиболее глубокие идеи его сочинений в области логики, философии, политической экономии и т. д. К этому утверждению, высказанному Миллем на склоне лет в его «Автобиографии», необходимо отнестись с определенной, осторожностью. Г. Тэйлор обладала блестящим умом, необычайно живым характером, глубоко эмоциональной натурой. Под ее влиянием Милль стал буквально апостолом знаменитого суфражистского движения, прокатившегося во второй половине XIX столетия по Европе, Россини Америке. (Мысли Дж. С. Милля относительно необходимости гармоничного сочетания артистического и логического, или интуитивного и рационального, начал во всех областях деятельности прослеживаются во многих сочинениях, начиная с 40-х годов"Д°. Милль считал, что наука и искусство, как две взаимодействующие сферы духовной деятельности, необходимо дополняют друг друга] При этом за каждой из этих сфер закрепляются свои специфические задачи. Наука, будучи выражением рационального, 20 Основные работы Дж. С. Милля, где раскрываются эти вопросы: «Система логики...» («The System of logic...», 1843), «Утшда-тарианизм» («Utilitarianism», 1863). анализирующего начала человеческой психики, способна лишь на частичное освоение и объяснение действительности. Поэтому в области практической деятельности, где как перед человеком, так и перед обществом возникает вопрос цели, наука сама в себе не содержит ответа на этот вопрос. Всякая практическая задача есть интегральная цель деятельности, зависящая от такого понимании действительности, которое неизбежно включает в себя некий аналитически неразложимый остаток. Всякий переход от науки к практической деятельности, от исследования к постановке практической цели есть, пользуясь гегелевской терминологией, прыжок из царства необходимости в царство свободы и как таковой не может быть осуществлен методами науки. Практическая деятельность как в личном, так и в общественном плане выходя за рамки собственно науки, есть область искусства, понимаемого в самом широком значении, т. е. область, связанная со способностью к интуитивной интегральной оценке действительности21. Наука может дать лишь способы решения практических задач, которыми пользуется искусство, проверяя соответствие этих способов поставленным целям. Всякая практическая деятельность человека начинается с постановки цели, но конечным основанием всякой цели служит достижение блага, т. е. определенного удовлетворительного результата. Однако то, что для одних представляется удовлетворительным результатом, для других может быть величайшим злом. Тем самым Милль приходит к обоснованию моральной стороны всякой практической деятельности. Этическая проблема, таким образом, состоит в нахождении критериев общественного блага. Вся деятельность Милля в конечном счете направлялась поисками этического идеала, критерия различения добра и зла в конкретно-историческом социальном аспекте. Его первоначальное разочарование в утилитаризме отнюдь не прекратило эти поиски, а, наоборот, придало им новую энергию. Дж. С. Милль рано осознал, что применительно к обществу решающий вопрос состоит в том, что есть общее благо, является ли оно суммой индивидуальных благ либо 21 Английское слово «art» означает одновременно «искусство» и «мастерство». же напротив, индивидуальные блага есть лишь аспект единого, сознательно предпринятого социального действия. При решении проблемы общественного блага он пытался сочетать личностный подход с обобщенно-социальным подходом. Иными словами, его мысль в отношении общественного блага развивалась в сугубо этическом русле, лишь временами достигая уровня рекомендаций в области социальной политики. Важность учитывать интересы разного рода меньшинств при решении задач достижения наибольшего общественного блага (о чем мы уже упоминали), разнока-чественность различных благ и разное их значение для разных людей, что ведет к невозможности суммирования их и создания однозначного количественного выражения суммы благ, — вот лишь некоторые проблемы, с которыми столкнулся Милль при разработке своей этической концепции. К примеру, что значит лозунг утилитаристов «Наибольшее счастье для наибольшего числа людей», если учесть разнокачественный и несопоставимый характер разных видов «счастья», или «удовлетворения». Ведь с точки зрения этого лозунга футбольный матч следует явно предпочесть симфоническому концерту, поскольку первый приносит значительно более острое удовлетворение большему числу людей, чем второй. С другой стороны, может ли вообще «удовлетворение» или «удовольствие» входить в качестве ингредиента в понятие общего блага? Ведь сугубо «человеческое» в человеке стремится не к «удовольствию», а к духовному совершенствованию, к известной полноте жизни. Критикуя традиционный утилитаризм с этой стороны, Милль афористически пишет: «Лучше быть неудовлетворенным человеком, чем удовлетворенной свиньей» 22. Отмечая все эти пункты критического осмысления этических проблем, необходимо ясно отдавать себе отчет в том, что изыскания Милля в области этики пролегали по очень узкому и опасному маршруту, ограниченному, с одной стороны, трясиной интуитивизма, а с другой — плоской равниной утилитаризма. Критикуя последний, Милль не отказывался от категории «общественное благо», как отражающей социальную дей- 22 J. S. Mill. Utilitarianism, On Liberty and Considerations on Representative Government. Ed. by H. B. Acton. London, 1972, p. 9. ствительность, как имеющей реальное значение в качестве руководства к социальному действию. Однако эта категория перестает у него быть результатом наивного арифметического подсчета, а предстает в виде сложного, исторически подвижного идеала, постижение которого требует методов как искусства, так и науки. В отстаивании своей позиции относительно объективного характера категории «общественное благо» Мшшю, как это ни парадоксально, больше всего приходилось опасаться самого себя. Критика утилитаристского идеала относительно возможности подсчитать общее благо открыла дорогу разного рода интуитивистским и религиозным концепциям целей исторического процесса (так же, как в области политической экономии отступление от классической теории трудовой стоимости, как будет показано ниже, открыло дорогу «маржиналистской революции»). На своем жизненном пути Дж. С. Милль отдал дань увлечения и историку Карлейлю с его теорией героев и толпы, и традиционалисту Кольриджу, и проповедникам идеалов доброй старой Англии поэтам Уордсворту и Тен-нисону. Но в то же время он решительно боролся с идеологией консерватизма и реакции, отрицавшей самое право на существование за понятиями «общее благо», «общая польза». Столь же решительно боролся он и с религиозными философами, стремившимися перенести проблему «добра и зла» в сферы «миров иных»АНе стремясь упростить отношение Милля к религии — ггоно было достаточно сложным, о чем свидетельствует одно из последних его сочинений «Три эссе о религии» (1873), — следует подчеркнуть его твердое убеждение в том, что борьба за благо человечества в этом мире составляет достойную цель деятельности моралиста, философа и политического активиста. Это убеждение послужило для Милля твердой основой его собственной научной и политической деятельности, снискавшей ему репутацию одного из основателей буржуазного реформизма, решительного противника консерватизма и реакции.^ \ Период между 1836 и 1848 годами оказался, пожалуй, самым плодотворным для научной, теоретической деятельности Милля^В этот период временно затихли страсти вокруг избирательной реформы, столь возбуждавшие ранее политическую активность Милля. С другой стороны, еще не разразилась революционная буря в Европе, за- ставившая Милля вновь обратиться к решению злободневных социальных проблем. Служба в Ост-Индской компании оставляла время для научных занятий, и Милль со свойственной ему исключительной интеллектуальной энергией полностью воспользовался этими возможностями. Одновременно он отнюдь не пренебрегал своими обязанностями чиновника, принимая активное участие в решении разных вопросов, связанных с английским управлением Индией. Известно, что при разработке проекта реформы образования для Индии он решительно возражал против перевода всей системы образования на английский язык. ^За эти годы Милль написал и опубликовал два своих наиболее фундаментальных произведения: «Система логики» и «Основы политической экономии»? К написанию «Системы логики» он, можно сказать, готовился всю жизнь. Еще детские годы были посвящены штудированию курсов логики. В юности Милль непосредственно столкнулся со спорами вокруг проблемы эмпирической либо априорной природы общих понятий. Развитие эмпирической школы в европейской философии XVIII в. предшествовало бурному расцвету экспериментального естествознания и в известном смысле подготовило этот расцвет. В области логики эмпирическая школа отвергала метод дедукции, считая его схоластикой, не имеющей отношения к науке. Напомним, что дедуктивная логика состоит в построении силлогизмов, состоящих из большой посылки (тезы), малой посылки (антитезы) и вывода (синтеза) . (Например: все люди смертны; Петр — человек; Петр смертен.) Со времен Аристотеля развитие логики сводилось к построению и анализу разных типов силлогизмов. Наибольшей «тонкости» эта наука достигла во времена средневековых схоластов, но тогда же она наиболее далеко ушла от каких бы то ни было практических задач. Выступая против метода силлогизмов, эмпирическая школа возражала прежде всего против того, что начало всякого научного знания в рамках данного метода постулируется в виде «большой посылки», т. е. вводится априорно. «Эмпирики» утверждали, что в «большой посылке» силлогизма содержится либо интуитивная истина (в частности, не подлежащее обсуждению религиозное откровение, что и являлось отправным пунктом для схоластов), либо некая очевидность, в скрытой форме служащая обобщением «малой посылки» силлогизма. Но в последнем случае дедукция лишь прикрывает индукцию, т. е. обобщение суммы фактов, данных нам наблюдением или экспериментом. Таким способом «эмпирики» пытались отрицать значение априорных положений даже для таких наук, как геометрия и арифметика, считая, что и в этих науках исходные понятия суть не что иное, как обобщение множества наблюдений. В области логики эмпирическая школа добилась определенных успехов, разрабатывая правила индукции, т. е. правила обобщения частных положений. Тем временем в образовании господствовала традиционная дедуктивная логика. Кроме того, распространение эмпирической школы вызвало реакцию со стороны «интуитивистов», утверждавших, что основные истины как физического, так и психического мира даны нам «от бога» и постигаются нами интуитивно, a priori. Основную точку опоры «интуитивисты» находили в философии Канта, доказывавшей априорный характер исходных положений как естественных, так и моральных наук. При написании своей «Логики» Милль поставил перед собой задачу известного обобщения и сплава двух упомянутых школ логического анализа. «Система логики» открывается изложением отношения языка к понятиям (первая книга) и традиционных законов дедукции, сформулированных еще Аристотелем (вторая книга). Однако третья книга этого капитального труда представляет фронтальную атаку против применения априорных положений в науке. Этим Милль не хочет отрицать продуктивность применения дедукции. Он стремится лишь ограничить этот принцип, найти ему подходящее место в процессе научного познания, в процессе установления фактов, их доказательства (проверки) и последующего обобщения. Согласие относительно наиболее фундаментальных, общих положений в любой науке, утверждает Милль, достигается не в начале развития науки, а в ее завершающей стадии, когда накоплен огромный эмпирический материал и достигнуты многие частные обобщения. Он писал: «Истины, которые в конечном счете принимаются в качестве первых принципов любой науки, в действительности являются последними результатами философского анализа, основанного на элементарных понятиях, с которыми данная наука хорошо знакома; их отношение к науке можно сравнить не с отношением фундамента к зданию, но с отношением корней к своему дереву: они служат одинаково хорошо, если даже мы их не раскопали и не рассмот- 9 Ч рели» . В ходе развития научного знания необходимо сознавать условность общих положений, их гипотетический характер и возвращаться к ним по мере накопления экспериментального материала. В области экспериментальных наук эти положения в дальнейшем стали общепризнанными. Вместе с тем положение Милля, что развитие всякой науки не зависит от выбора общих предпосылок и может плодотворно идти по пути эксперимента и накопления частных обобщений, вызвало ожесточенную критику. Критику дедуктивного метода, проведенную Миллем, нужно оценивать на фоне достигнутого уровня развития естественных наук, где экспериментальный метод все более вытеснял прежние научные теории, основанные на априорных «законах» (теория флогистона, теория эфира) . Поэтому не случайно, что наиболее разработанной частью сочинения Милля явилась его третья книга, трактующая законы индукции. В этой книге Милль выступает как подлинный преемник великих естествоиспытателей и философов естественнонаучного знания Ф. Бэкона, Дж. Локка, Д. Юма. Большое влияние в этой области на него оказала также книга его отца Джеймса Милля «Анализ человеческого мышления» («Analysis of the Phenomena of Human Mind», 1829). Милль формулирует и иллюстрирует многочисленными примерами четыре основных закона индукции в качестве методов установления причинной связи между явлениями и обобщения этой связи. Метод сходства состоит в установлении причинной зависимости (посредством повторного эксперимента) между двумя явлениями, следующими друг за другом, если при этом все другие сопутствующие явления меняются. Метод различия служит проверкой метода сходства: явление Б отсутствует, когда исключается явление А. Затем следует метод остатков: «Если из явления вычесть ту его часть, которая, как известно из прежних индукций, есть следствие некоторых определенных предыдущих, то-остаток данного явления должен быть следствием осталь- л J. S. M i 11. Utilitarianism..., p. 2. 3 Заказ ЛЬ 363 go ных предыдущих»24. Последний метод, замечает Милль, оказывается чрезвычайно полезным при обнаружении неизвестного явления и дальнейшем его исследовании. Так, химический элемент литий был открыт при исследовании фосфатов с избыточным удельным весом. Поскольку удельный вес фосфата был известен из прежних исследований, то остаточный вес послужил указанием на неизвестную причину, которой оказался элемент литий. Последним является метод сопутствующих изменений: «Всякое явление, изменяющееся определенным образом всякий раз, когда некоторым особым образом изменяется другое явление, есть либо причина, либо следствие этого явления, либо соединено с ним какою-либо причинною связью» 25. Предположим, согласно одному из примеров Милля, что мы желаем установить характер воздействия Луны на Землю. Мы не в состоянии устранить Луну и после этого посмотреть, что произойдет с Землей. Но мы можем сопоставить лунный календарь с графиком приливов и отливов. В результате мы придем к заключению, что Луна в целом либо частично есть причина этих явлений. Последний метод Милля тесно связан с получившими в дальнейшем большое распространение в ряде наук способами регрессионного анализа. В период работы над своей «Логикой» Милль познакомился с книгой французского философа Огюста Конта «Курс позитивной философии» («Cours de philosophic positive», 1842). Затем последовала переписка этих людей и их многолетние противоречивые отношения. О. Конт представлял собой тип философа-пророка, считавшего себя призванным дать миру новую религию, открыть человечеству глаза на его конечные цели. В его первой книге • содержалось много чрезвычайно метких наблюдений и обобщений относительно истории развития человеческого : знания. Конт много сделал в области классификации наук и обобщения эволюционного характера их развития. Как достоинства, так и недостатки его «Курса» (последующие его работы носили значительно более догматический характер) были связаны с применением позитивногометода научного познапия. Суть этого метода заключалась в том, чтобы идти от фактов к обобщению и рассматривать эти обобщения не в качестве объективных законо- 24 Д ж. С. Милль. Система логики. М., 1914, с. 361. 25 Там же, с. 365. мерное? ей, а лишь как относительные вехж_на пути по • знания. Позитивный метод Конта явился в некотором роде логическим завершением односторонности эмпири-ческого направления в философии, в рамках которого развивались естественные науки в предшествующие два столетия, начиная с Галилея и Ньютона. Однако если великим естествоиспытателям были свойственны стихийный материализм и преклонение перед объективными закона-It ми природы, то Конт па место природы ставил нечто без- гласное и хаотичное. Однако полное значение Копта раскрывалось в области общественных наук, чему главным образом и была посвящена его деятельность. Здесь, по его мнению, позитивный метод исследования оказывается особенно пригоден. поскольку обычная причинно-следственная связь явлений не может иметь место в человеческом обществе. Люди обладают свободной волей, и поэтому их действия не носят столь детерминированного характера, как это имеет место вне человеческого общества, в области живой и неживой природы. Методы частных наблюдений, их обобщение, типизация, количественное измерение должны, по его мысли, занять господствующее положение в новой науке об обществе, которую Конт назвал социологией. Эта наука придет на смену, по мысли Конта, прежним наукам об обществе, прежде всего политической экономии, которая строится на признании общих закономерностей общественного развития. Конт ввел в общественные науки понятия социальной статики и социальной динамики. Первое он трактовал как пространственную взаимосвязь социальных явлений, второе — как исторический процесс развития. При знакомстве со взглядами Конта Милль был поражен совпадением в направлении их независимых усилий. Разработка, обобщение и уточнение законов индукции в качестве основы всех экспериментальных наук, предпринятые в «Системе логики», во многом совпадали с идеями позитивного метода Конта. В обоих случаях вывод состоял в том, что всякое знание подтверждается и исчерпывается опытом. Иными словами, в науке не должно оьггь места
, е должно места для таких положений, которые не были бы 3B И3 римента HTT ' ' ' л ния в Д- Такая постановка проблемы » вела к глубоким противоречиям, которые Милль час- экспе-научного зна- тично осознавал (что видно хотя бы из его попытки рассмотреть науку и искусство как взаимодополняющие области человеческой деятельности) . Поскольку любой опыт не может исчерпать многообразия реального мира, то и любое обобщение опыта, не стремящееся выйти за его пределы, в согласии с позитивным методом Конта или с последовательно проведенным методом индукции Милля, не может претендовать на значение объективного закона. В результате в философском плане ставится под сомнение сама возможность, основываясь па опыте, ответить на коренные вопросы относительно объективности и познаваемоси! мира. В этом отношении теория познания Милля и 1тонта наследует теоретические взгляды Д. Юма. В области точных наук стремление изгнать общие понятия либо изобразить их как обобщение личного опыта, например вывести понятие геометрической фигуры или числа из сопоставления ряда наблюдений или экспериментов с конкретными геометрическими фигурами и числами, вызвало решительное возражение со стороны ряда видных ученых и историков науки 26. Взгляды Конта и Милля легли в основу позитивизма — буржуазного философского течения второй половины XIX в. Вместе с тем нельзя не видеть глубокого различия в самой основе философских воззрений этих двух людей, — различия, приведшего к диаметрально противоположным социально-политическим позициям. Конту принадлежит в истории философии наиболее радикальная попытка изгнать категорию объективной закономерности из оценки опытных данных. В этом отношении он довел до логического завершения односторонность эмпирической школы, одновременно распространив ее выводы на об- щественные пауки. Совсем иначе следует оценить позиции Милля в философии научного знания. Его попытки сочетания индукции и дедукции в развитии знания, хотя и имели привкус, контовского позитивизма, в целом представляли собой значительно более уравновешенный взгляд на методы науки, отражавший уровень достижений широкого круга естественных наук того времени. Кроме того, Милль решительно порвал с Контом при оценке методов научного позна- 26 См.: Э. К а с с и р е р. Познание и действительность. СПб, 1912, с. 20—53. ния человеческого общества. Его широкое знакомство с классической политической экономией, прежде всего с теорией Рикардо, не позволило ему признать правомерность изгнания методов дедукции и абстракции в качестве орудий познания закономерностей общественной жизни. Правда, знакомство с Контом натолкнуло его на необходимость изучения социального поведения людей в качестве самостоятельного раздела обществоведения. Известно, что он стремился к созданию особой науки о социальном характере и поведении человека, которую он называл этологией. Необходимость создания такой науки он усматривал в том, что в обществе поступки людей связаны с побудительными причинами иным способом, чем проявляется причинно-следственная зависимость в природе. При оценке социального поведения людей Милль в полной мере осознал и поставил проблему выбора. Если всякий социальный поступок человека, рассуждал он, мы можем оценить с точки зрения породившей его социальной причины, то такая ретроспективная оценка пе означает возможности определенного (детерминированного) определения или предсказания поступка на основе той же самой причины. Всякая причина, проходя через волю и сознание человека, определяет лишь спектр выбора. Такая постановка вопроса привела Милля к решительному возражению против детерминистской теории социального характера, связанной в тот период с именем социалиста-утописта Р. Оуэна, согласно которой индивидуальный характер человека целиком определяется социальной средой. В этом же контексте Миллем был поставлен вопрос об индивидуальной ответственности человека за свое социальное поведение. Но если Милль решительно выступал против механистического детерминизма при рассмотрении формирования человеческого характера в обществе, то не менее решительно он возражал «интуитивистам», выводившим характер из природных свойств человека. По мнению этой школы, женщины по природе зависимы, ирландцы по природе ленивы, негры по природе интеллектуально отсталы. Однако, возражал Милль, то, что выступает на поверхности как отражение природных свойств различных социальных страт, на деле есть результат неравных условий, ^ оторые они были поставлены ходом исторического рэз- Интерес к изучению социальной действительности, который всегда находился на первом плане в деятельности Милля, заставил его продолжить работу над «Системой логики» и написать дополнительную книгу, которая вошла в окончательный текст труда под названием «О лотке в моральных науках». В этой части поставлен вопрос о> методах научного познания общества. Поскольку экспериментальный метод, который имел решающее значение в естественных науках, может иметь в общественных науках лишь ограниченную сферу применения, то на место эксперимента Милль ставит метод конкретной дедукции. Суть его состоит в том, чтобы выдвигать в качество общих постулатов в сфере социальных наук обобщение примеров социального поведения 27. Поскольку такое обобщение не может в силу особого характера общественной деятельности претендовать на характер точного закона, то его следует рассматривать как указатель тенденцийсоциального движения. В помощь этому методу Милль привлекает так называемый исторический метод, или метод обратной дедукции. Из истории, по мнению Милля, можно извлечь эмпирические законы. Соединение этих законов с законами человеческого поведение по методу дедукции может служить целям создания науки о социальной динамике, т. е. о развитии общества. Последняя книга «Системы логики» Дж. С. Милля оказалась наиболее неоконченной с точки зрения степени решения поставленных в ней проблем, поскольку она вышла далеко за пределы традиционной логики и коснулась широких мировоззренческих вопросов. В частности, здесь был подробно рассмотрен вопрос об ограниченности научных методов в познании действительности, в практической и общественной деятельности человека. Здесь же было намечено дальнейшее расхождение со взглядами Конта на задачи и цели социального развития, получившее более полное выражение в книге Дж. С. Милля «О. Конт и позитивизм» («August Comte and Positivism», 1865). Взгляды Конта на задачи социального прогресса и на будущую организацию общества, поначалу будучи развитием взглядов Сен-Симона, выросли в теорию элитарного общественного устройства, в котором господствующее положе- 27 Нельзя, в частности, не усмотреть связь этого положения с концепцией «homo economicus». ние займет духовная и научная элита. Милль, соглашаясь тем что формирование морального кодекса должно исходить от просвещенных людей, считал, что доверить управление обществом любой организованной духовной элите означало бы подвергнуть общество невыносимому духовному деспотизму. Ничто не могло быть более далеким от политических идеалов Милля, состоявших во? всемерном развитии децентрализма и парламентской демократии. Безусловно, в своем мировоззрении Милль придавал большое значение общественной роли просвещенных, образованных слоев, питая иллюзии относительно возможности исправления нравов, в том числе и социальных пороков, посредством воздействия одного просвещения. Но эти идеи, развитые наиболее полно в книге «О свободе» («On Liberty», 1859), были далеки от мертворожденной схемы элитарного общества Конта, согласно которой аристократия духа должна запять положение господствующего класса. В плане политической деятельности этот идеал означал борьбу за создание равных условий всеобщего образования. «Идея интеллектуальной аристократии, когда все остальные пребывают в невежестве, совершенно не соответствует моим устремлениям», — писал он своему сотруднику и будущему биографу А. Бей-ну28. Выступая против подавления свободы духа и против «тирании большинства», угрозу которой в условиях буржуазной демократии он остро осознавал, Милль одновременно призывал к тому, чтобы общество заботилось о создании равных начальныхвозможностей для всех своих членов. В экономической области он выступал за ограничение права наследования, считая, что результаты предприимчивости родителей не должны переходить по наследству их детям. После необычайно напряженного десятилетия 40-х годов, проведенного почти исключительно за письменным столом,,50-е годы представляются в биографии Милля временем раздумий, оценки того, что сделано, подготовки к заключительному, чрезвычайно напряженному и деятельному этапу жизнЗ. В 1851 г. судьбы Джона Милля и арриет Тэйлор скрепились наконец узами формального нейТ лП°Сле того как в 1849 г- скончался муж послед- )• '-'Упруги много путешествовали, проводя большую ^T.m>:E.August.Op.cit.,p.l56. часть времени на юге Франции и в Швейцарии. В эти годы под влиянием жены окончательно оформились социально-политические взгляды Милл>Ц В продолжительных разговорах этих двух людей намечались и темы последующих произведений Милля, разрабатывались их основные идеи. Многое из написанного в эти годы подвергалось дальнейшему обсуждению, выжидая часа для публикации. 1858 г. внес значительный перелом в этот жизненный уклад. В этом году умирает его жена. Тяжелую потерю друга и единомышленника, его alter ego, Милль перенес благодаря твердой решимости довести до конца все заду-J манное и в значительной мере разработанное совместной Уже W1859 г. выходит его сочинение «О свободе» с по-Г священней Гарриет Тэйлор и с указанием в тексте, чтс| основные идеи этого произведения принадлежат ей) СоЗ держание его состоит во всестороннем обсуждении вопро-1 са о границах взаимоотношений государства и личности. Обсуждая правовые и моральные аспекты этой проблемы, Милль приходит к выводу, что государство имеет право ограничивать свободу личности лишь постольку, посколь-j ку эта свобода сопряжена с ущербом для других. Чрез-1 вычайно подробное обсуждение всех аспектов защиты прав личности и прав самых разных меньшинств в уело виях «представительной» буржуазной демократии сделало эту книгу влиятельной в продолжение многих десятп-j летий. 1 Публикация <4) свободе» стала для Милля своего роде этапом к тому, чтобы вновь, после многолетнего перерыва, тесно связать воедино политическую, публицистиче-1 скую и научную деятельность. Оставив работу государственного чиновника в Ост-Индской компании, Милль получает право открыто включиться в политическую борьбу. в частности выставить свою кандидатуру в парламент (государственные чиновники были лишены этого права). Q3ce острые политические коллизии викторианской Англии 60-х годов проходили при непосредственном его участии. Его политическая деятельность в парламенте служила поводом к написанию статей и брошкга и получала дальнейшее обоснование и обобщение в более серьезных политических, философских и социальных трудах. Многочисленные выступления Милля в парламенте и вне его по самым злободневным политическим вопросам становилист! достоянием общественности, поскольку к тому времени oflj •40 уже пользовался репутацией признанного метра в области ониальных наук и философии. Среди его многочисленных политических выступлений этого времени отметим такие как борьба за права местного и негритянского населения Британской Вест-Индии, кампания за привлечение к суду губернатора о. Ямайка, зверски расправившегося с восставшими сельскохозяйственными рабочими, кампания за объявление Гайд-парка в Лондоне местом свободных политических собраний и другие. Более многолетний характер носила его деятельность против помещичьего землевладения в Ирландии, за предоставление крестьянам помещичьих земель или закрепление их за крестьянами на условиях долговременной аренды. Реакционная печать обвинила Милля в «коммунизме», в пропаганде лозунга Прудона «Собственность — это кража!». Но за выступлениями Милля против системы лендлор-дизма стояли многолетние изыскания политэконома, убежденного в том, что лишь предоставление земли в собственность тем, кто ее обрабатывает, поможет решить проблему нищеты ирландской деревни, заставит крестьян заботиться о поддержании и умножении плодородия земли и о сознательном ограничении размера семьи. Многочисленное потомство нищих ирландских коттеров (крестьяне — мелкие арендаторы, вынужденные возобновлять свою аренду ежегодно) заполняло детские приюты Англии, составляя резерв бродяжничества и преступности. Однако наиболее прочное место в политической деятельности Милля по-прежнему занимали вопросы расширения представительной демократии и избирательной реформы. В 1867 г. острое соперничество между двумя основными политическими партиями Англии позволило провести через парламент закон об избирательной реформе, значительно расширявший избирательные права населения Англии и положивший в основу выборов в нижнюю палату парламента принцип строго пропорционального представительства. Впервые в число избирателей была включена большая часть рабочего класса. Милль активно содействовал продвижению и принятию этой ре-Формы. Вместе с тем его внимание было привлечено к о стоятельству, которое он считал важнейшим и глубо-гаипцщ пороком реформы, — к тому, что женщины, ^ к и прежде, были лишены избирательных прав. Он ус-Тивал в этом факте тесную связь с общим граждан- ским и правовым положением женщин даже в просвещенных и развитых странах. [ТГлодом многолетних размышлений Дж. С. Милля над женским вопросом была книга «Угнетение женщин» («The Subjection of Women», 1869J/ за короткий срок переведенная на основные европейские языки и вызвавшая огромный интерес и бурную дискуссию во всем мире. Книга Милля была хорошо известна и в России. Вспоминая образ Веры Павловны из романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?», не следует забывать, что Н. Г. Чернышевский был прекрасно знаком с творчеством Милля, будучи его давним (с конца 50-х годов) переводчиком и критиком. В кругах «мужского истэблишмента» того времени книга Милля и возникшее в то время широкое суфражистское движение за равноправие женщин во всех областях вызвали крайне отрицательную и гневную реакцию. Нескончаемое число памфлетов, карикатур и пасквилей обрушилось на это движение и па Милля как его идеолога. Во всем этом Милля больше всего беспокоило то, что многие передовые люди проявили полное непонимание важности движения за гражданские права женщин. В этом он усматривал свидетельство глубоко укоренившегося социального предрассудка. Движение обвиняли в том, что оно ставит целью разрушить семью, лишить женщину всех тех качеств, которые делают ее привлекательной и ценной в обществе. За представительницами его закрепилась презрительная кличка «синий чулок»; и действительно, простая и строгая одежда «суфражисток» как бы бросала вызвов привычному кокетству «слабого пола». Конечно, в этой первой волне широкого движения за женское равноправие были, как и в любом другом широком общественном движении, свои крайности. Но выступление против движения за женское равноправие делало акцент не на крайностях, а на самом праве женщин на самостоятельную деятельность. В позиции Дж. С. Милля как одного из признанных идеологов этого движения не было ничего такого, что призывало бы женщин к обязательному соперничеству с мужчинами во всех областях общественной и профессиональной деятельности. В своем подходе к проблемам жен-j ского равноправия, как и в других случаях, он подчерки-1 вал необходимость создания равных начальных условий] для мужчин и женщин. Между тем такие условия совер- пенно отсутствовали в Англии и в других просвещенных транах. В области юридических отношений женщина сама по себе не могла выступать как правомочное лицо. Ее имуЩественные1 семейные, гражданские и иные права регулировались через посредство отцов и мужей. Неравенство в области образования и политической жизни лишь завершало собой более всестороннее и глубокое неравенство женщины как личности. Милля возмущала гражданская и чисто человеческая беззащитность женщин во многих семейных и общественных конфликтах. Он также считал, что, если создать соответствующие социальные условия, женщины смогут внести огромный вклад в дело всестороннего общественного прогресса. «...Принцип, регулирующий существующие социальные отношения между двуг.: т полами — юридическое подчинение одного пола другому, — неверен сам по себе и составляет в настоящее время одно из главных препятствий для дальнейшею прогресса; его следует заменить принципом совершенного равенства, не признающим власть и привилегии на одной стороне и бесправие — на другой» 29. Многое в движении за равноправие женщин XIX в. представляется теперь наивным. Но для своего времени это была чрезвычайно актуальная и болезненная социальная проблема. И в наши дни подъем движения за равноправие женщин на Западе свидетельствует о том, как много еще в этой области скрыто явного и неявного неравенства и угнетения. \ Самые последние годы жизни Милль провел в своем имении во Франции, продолжая работать над рукописями, часть из которых была опубликована уже после его смерти. Умер он в мае 1873 г. после короткой болезни, простудившись во время одной из своих продолжительных прогулок^ Приступая к созданию фундаментального сочинения в области политической экономии, Дж. С. Милль уже имел за плечами «Очерки относительно некоторых нерешенных проблем политической экономии» («Essays on some Unsett-lf£_Questions of Political Economy», 1843)30. Однако на 29 J. S. Mil 1. The Subjection of Women. London, 1869 (Цит. по: E- August. Op.cit.,p.2li). «Те Шенно эти «Очерки...» подверглись критическому разбору в отс риях прибавочной стоимости» К. Маркса. Критикуя Милля за упления от теории стоимости классической школы, К. Маркс этот раз он поставил перед собой более сложную задачу систематического изложения предмета, включая ряд теоретических приложений для социальной философии и практические выводы для всех сфер общественной жизни. Время создания этого произведения в сильнейшей степени ускоряло работу Милля над «Основами политической экономии», придавая ей характер политической злободневности. Социальная обстановка 40-х годов уже предвещала революционные бури 1848 г. «Рабочий вопрос» повсюду/ выдвигался на передний план, хотя мало кто опознавал его как узловую проблему предстоящей социальной истории европейского капитализма. В Англии после нескольких неурожайных лет до предела обострились социальные отношения в деревне. Задача более справедливого распределения земельной собственности подталкивалась крестьянскими бунтами, массовым отъездом эмигрантов за границу. Из России доносились первые отголоски массового крестьянского движения за отмену крепостничества. Восстания в колониях поставили под вопрос «цивилизаторскую» миссию европейцев. Повсюду видимые проявления социальной несправедливости, эксплуатации и бедности трудящихся масс ставили перед наиболее либерально настроенной частью европейской интеллигенции вопрос о дальнейших судьбах капиталистического общественно-экономического устройства. В своем политико-экономическом трактате Дж. С. Милль хотел наметить пути как экономического, так и социального развития европейского общества, создать теоретическую основу для программы социальных реформ. Этим сознанием социальной ангажированности и можно, вероятно, объяснить ту энергию, с которой Милль выполнил поставленную перед собой задачу, написав свои фундаментальные «Основы...» за полтора года! Знаменательно и совпадение даты выхода этой книги, ставшей на долгие годы теоретическим фундаментом программы либеральных реформ, с публикацией «Манифеста Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, провозгласившего призыв к социалистической революции. считает, что в ряде мест Милль поднимается над своими учителями, особенно там, где «капитал правильно рассматривается как производственное отношение».—К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т, 26, ч. III, с. 244. Характеристика собственно научного содержания «Основ...» наталкивается на определенные трудности, поскольку нигде в марксистской литературе такая задача в целостном виде прежде не ставилась. Правда, в России у Милля были пристрастные и глубокие критики, в первую очередь Н. Г. Чернышевский. О Милле писали и такие видные русские экономисты, как О. И. Остроградский, М. И. Туган-Барановский и др.31. В ортодоксальной экономической теории на Западе отношение к Миллю постоянно менялось. В XIX в. его рассматривали как автора наиболее авторитетного учебника политической экономии, довершившего дело строительства здания «классической» политической экономии, начатое А. Смитом и Д. Рикардо. В XX в. фигура Милля-экономиста как бы отступает в тень, и крупнейший историк экономической мысли И. Шумпетер рассматривает его как систематизатора и классификатора классического направления, прежде всего научной школы, связанной с именем Д. Рикардо 32. С этим мнением решительно спорят видные западные экономисты Дж. Стиглер и Л. Роббинс, которые подчеркивают научную оригинальность Милля в решении ряда проблем, в первую очередь связанных с теорией стоимости 33. Эту оригинальность они усматривают в том, что Милль, сам того не сознавая, подорвал логические основания теории трудовой стоимости классиков и тем самым проложил дорогу «маржипалистскоп рево-иии» в буржуазной политической экономии. Дж. Кейнс критикует Милля за то, что он решает проблему экономического равновесия в духе Сэя 34. Роббинс возражает ему, считая, что Милль вполне сознавал проблему «недостаточности эффективного спроса», только не всегда последовательно ее формулировал 35. О. .И. Остроградский. Предисловие к кн.: Д ж. С, Милль. Основания политической экономии. Киев—Харьков, 1896; М. И. Туга н-Б а р а л о в с к и и. Д ж. С. Милль. Его жизнь и уче~ но-литоратурная деятельность. СПб., 1892. , , ,/• A. Schumpeter. History of Economic Analysis and Method. New York, 1954. т« ^3 *' '• Sti gler. Essays in the History of Economics. Chicago— London, 1955; L. Robbins. The Evolution of Modern Economic-i heory. London, 1973. м ,i(V7o ' ^' Кейнс. Общая теория занятости, процента и денег. Lvl-, ia/о, с. 72—75. 35 L. R о Ь b i n s. Op. cit, p. 122—123. Нас не должны смущать эти разногласия. Новому прочтению книги Милля глазами советского читателя способствует ряд проницательных замечаний К. Маркса, который неоднократно обращался к экономическим сочинениям Милля36. Задача систематизации и классификации также не может рассматриваться как чисто механическое соединение основных теоретических разработок классической школы. Сама по себе систематизация в отношении достаточно развитых научных идей, теорий, фактов несет на себе печать открытия, что наилучшим образом было доказано систематизацией химических элементов, приведшей к открытию Периодической таблицы Менделеева. Здание, построенное Дж. С. Миллем из «кирпичей» своих великих предшественников и скрепленное им законами логики, требует целостного охвата, выявляющего его основные элементы. Композиция «Основ политической экономии» содействует уяснению логической структуры этого произведения. Три первые книги посвящены соответственно производству, распределению и обмену. Они представляют как бы три последовательные ступени конкретизации закономерностей капиталистической экономики: от наиболее общих, связанных с производством богатства, через промежуточные, связанные с собственностью на элементы производства, к заключительным, связанным с процессом обмена, в ходе которого устанавливаются цены и реализуются доходы основных социальных классов — капиталистов, землевладельцев, рабочих и крестьян. В своей совокупности эти книги представляют собой очерк статики капиталистического производства. Напротив, четвертая книга специально посвящена рассмотрению влияния прогресса на производство и распределение. Эта книга содержит первое последовательное изложение взглядов классической школы на проблему экономического роста и пределов роста. И наконец, заключительная, пятая книга рассматривает уже ставший традиционным для классической школы вопрос о роли государства (правительства) в экономике. Таким образом, сочинение Дж. С. Милля представляет 36 См., например: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, с. 624. пример построения целого согласно правилам дедукции — от общего через особенное к частному, — развитым в-формальной логике. В чем же сказывается здесь опыт Милля-эмпирика, Милля — социального философа? Влияние этого ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|