Предварительные замечания
В любой области человеческой деятельности практика намного опережает развитие науки: систематичное изучение законов проявления силы природы выступает как отстающий результат длинной цепи усилий по использованию этих сил в практических целях. Соответственно и концепция политической экономии как отрасли науки возникла совсем недавно, но сам предмет ее исследований во все века неизбежно оказывался в центре практических интересов человечества, а иногда даже неоправданно поглощал все его внимание. Этим предметом является богатство. Авторы работ по политической экономии провозглашают своей целью преподавание или исследование сущности богатства, законов его производства и распределения. Прямо или косвенно сюда включается действие всех причин, обусловливающих процветание или прозябание человечества в целом и всякого сообщества людей в зависимости от степени достижения богатства — этого всеобщего предмета человеческих желаний. Разумеется, никакой трактат по политической экономии не в состоянии рассмотреть или хотя бы перечислить все подобные причины, но в каждом из них предпринимается попытка изложить в максимально полном объеме уже известные законы и принципы, на основе которых они действуют. Каждый человек имеет достаточно верное для житейских целей представление о том, что подразумевается под понятием «богатство». Никому не придет в голову смешивать исследования о богатстве с исследованиями, посвященными каким-либо другим великим человеческим интересам. Все знают, что одно дело быть богатым, а другое быть образованным, храбрым или гуманным, что изучение вопроса о том, как нация становится богатой, коренным образом отличается от изучения путей ее превращения в свободную, или добродетельную, или в славящуюся литературой, искусством, воинской доблестью, государственным устройством. Правда, все эти вещи косвенно связаны и влияют друг на друга. Иногда народ обретает свободу в результате того, что стал богатым, или достигает богатства вследствие того, что раньше стал свободным. Вера и законы народа оказывают мощное влияние на его экономическое положение, а последнее в свою Заказ № 363 очередь, воздействуя на его духовное развитие и общественные отношения, сказывается на его вере и законах. Но при всей тесной связи этих факторов, между ними имеются существенные различия, которые никто никогда не отрицал. В данном трактате не ставится задача давать метафизически строгие определения, если идея, выраженная каким-либо термином, уже получила четкое обозначение, отвечающее практическим целям. Но сколь ни трудно ожидать возникновения вредной путаницы по такому простому вопросу, а именно: что следует считать богатством, тем не менее сама история свидетельствует, что такая путаница существовала, ей были подвержены и теоретики, и практические политики, а одно время она даже получила всеобщее распространение, причем на протяжении многих поколений она придавала совершенно ложное направление политической жизни в Европе. Я имею в виду теоретическое направление, известное со времен Адама Смита под названием меркантилистской системы. В период господства этой системы вся политика государств гласно или негласно основывалась на посылке, что богатство составляют только деньги или драгоценные металлы, которые, если они еще и не выступают в форме денег, можно прямо превратить в деньги. Согласно распространенным тогда теориям, все, что способствует накоплению в стране денег или слитков драгоценных металлов, обогащает ее. Вывоз же из страны драгоценных металлов делает ее беднее. Если в стране нет золотых и серебряных рудников, то единственная отрасль хозяйства, которая может ее обогатить, — это внешняя торговля, ибо только последняя может обеспечить приток денег. Всякая отрасль хозяйства, относительно которой считалось, что она вывозит больше денег, чем ввозит, рассматривалась как убыточная, как бы ни были велики и ценны ее доходы в иной форме. Экспорт товаров поддерживали и поощряли (даже такими способами, которые были чрезвычайно обременительны для реальных ресурсов страны), поскольку предусматривалось, что вывозимые товары оплачиваются деньгами, и, следовательно, можно было рассчитывать, что выручка действительно будет состоять из золота и серебра. Импорт любых товаров, кроме драгоценных металлов, расценивался как потеря страной всей суммы стоимости этих товаров. Исключение составляли лишь те товары, которые можно было с прибылью реэкспортировать, или же материалы и оборудование для собственных отраслей промышленности, позволяющие производить экспортные товары с меньшими издержками и таким образом обеспечить больший объем экспорта. На мировую торговлю смотрели как на борьбу между государствами из-за того, какому из них удастся забрать себе самую большую долю из существующего в мире золота и серебра. В этом состязании ни одна нация не может что-либо приобрести, не заставив другие нации потерять или по крайней мере не помешав им приобрести столько же. Часто случается, что всеобщее убеждение, свойствен^ ное людям какой-либо эпохи в истории человечества, — убеждение, от которого в то время никто, за исключением величайших гениев и храбрецов, не был и не мог быть свободен, — становится в последующую эпоху настолько очевидным абсурдом, что трудно даже вообразить, как можно было вообще когда-нибудь в подобное поверить. Так произошло и с теорией, согласно которой деньги служат синонимом богатства. Приписывание деньгам такого свойства выглядит слишком нелепо, чтобы относиться к этому мнению серьезно. Оно похоже на примитивные фантазии детства, мгновенно разрушаемые одним лишь словом взрослого. Но пусть никто не возомнит, что избежал бы этого заблуждения, живи он в то время, когда оно господствовало. Все представления, порождаемые обыденной жизнью и повседневной хозяйственной практикой, способствовали его распространению. Пока эти представления служили единственной основой для оценки роли денег, то, что 'мы сегодня считаем полным абсурдом, воспринималось тогда как само собою разумеющееся. Правда, как только такое понимание сущности денег было поставлено под сомнение, оно было обречено на исчезновение. Однако никому не приходило в голову усомниться в его правильности, пока не получили распространение определенные приемы характеристики и анализа экономических явлений, проложившие себе путь в широкий мир лишь под влиянием Адама Смита и его толкователей. В житейской речи богатство выражается в деньгах, вы спросите, как богат такой-то, вам ответят, что У него столько-то тысяч фунтов. Все доходы и расходы, барыши и убытки, все, что делает человека богаче или беднее, расценивается как поступление или утрата столь- 6* 83 ких-то денег. Правда, в опись состояния какого-либо лица включают не только деньги, фактически имеющиеся у него в наличии или ему причитающиеся, но и все другие обладающие ценностью предметы. Однако последние вы-ступают при этом не в своем собственном качестве, а в виде некоторого количества денег, за какое их можно было бы продать; если же за них давали бы меньшую сумму, то их владельца сочли бы менее богатым, хотя сами эти предметы оставались бы неизменными. Верно также, что люди не становятся богаче, когда держат свои деньги без употребления, и что во имя получения прибыли они должны быть готовы идти на расходы. Те, кто обогащается посредством торговли, достигают этого, отдавая деньги за товары и отдавая товары за деньги; первая часть процесса столь же необходима, как и вторая. Но человек, покупающий товары с целью наживы, совершает такую куплю с тем, чтобы снова их продать за деньги, рассчитывая получить за них больше денег, чем сам отдал. Следовательно, получение денег представляется даже ему самому конечной целью операции. Зачастую ему платят не деньгами, а какими-либо другими товарами, стоимость которых равна той, за какую он продал свои. Однако он принимает их по денежной стоимости в надежде в дальнейшем выручить за них большую сумму денег, чем та, в которую они были оценены, когда он их брал. Торговец, ведущий крупное дело с быстрым оборотом капитала, в каждый данный момент располагает лишь небольшой его долей в виде наличных денег. Но ценность находящихся у него на руках товаров он видит только в том, что они могут быть обращены в деньги, никакую сделку он не считает завершенной до тех пор, пока ее конечный результат не выразится в уплате ему денег или в денежном долговом обязательстве. Когда торговец отходит от дел, все свое состояние он обращает в деньги и полагает, что лишь в таком виде обрел свою прибыль. Он руководствуется тем, будто только деньги составляют богатство, а другие ценности, которые можно обратить в деньги, служат лишь средством для его достижения. Вопрос о том, для какой же цели нужны деньги, если не для удовлетворения потребностей и доставления удовольствий себе или другим, нисколько не смутит поборника этой системы. Правда, скажет он, именно в этом назначение богатства, причем весьма похвальное, когда оно огра- ничено отечественными товарами, поскольку, приобретая их вы обогащаете своих соотечественников ровно на ту сумму, какую вы израсходуете. Пожалуйста, тратьте,, если вам угодно, свое богатство на удовлетворение каких угодно желаний по собственному вкусу, но ваше богатство образуют не сами эти желания, а та сумма денег или годовой денежный доход, с помощью которых вы их удовлетворяете. В то время как существует много обстоятельств, придающих правдоподобие посылке, лежащей в основе меркантилистской системы, имеются также и некоторые, хотя далеко не достаточные, аргументы в пользу различия, которое столь настойчиво проводит эта система между деньгами и всеми другими видами ценной собственности. Мы действительно и по праву определяем выгоды, приносимые человеку богатством, не по количеству полезных и приятных вещей, которыми он на деле пользуется, а по той власти, какую он имеет над всей совокупностью полезных и приятных вещей, по его способности удовлетворять любую свою потребность, приобрести все, что пожелает. А такая сила заключена в деньгах, тогда как все-другие вещи в цивилизованном государстве обнаруживают ее только своей пригодностью к обмену на деньги. Владеть каким-либо другим ценным предметом — значит' владеть только этим предметом и ничем иным; если же-вы пожелаете приобрести вместо него другой предмет,, вам нужно сначала его продать или же, если это воообще возможно, обречь себя на неудобства и затяжки, связанные с поисками человека, который располагает тем, что нужно вам, и готов обменять это па вашу вещь. Но с помощью денег вы можете немедленно купить любую вещь, имеющуюся в продаже, и человек, чье состояние заключено в деньгах или в предметах, которые легко обратить в деньги, владеет, как представляется ему самому и другим, не одним только предметом, а сразу всеми вещами, какие деньги позволяют ему по своему усмотрению приобрести. Полезность подавляющей части богатства, за исключением весьма небольшой его доли, состоит не в возможности удовлетворять повседневные желания, а в находящейся в распоряжении его владельца скрытой в богатстве способности обеспечить достижение любых целей вообще. А такой способностью не обладают столь непосредственно никакие другие виды богатства, кроме- денег. Деньги — единственная форма богатства, пригодная не для какого-нибудь одного лишь конкретного употребления, а для всякого употребления вообще. Это их свойство не могло не привлечь внимания правительств, поскольку оно имеет для них существенное значение. Цивилизованное правительство извлекает сравнительно небольшую пользу из налогов, если они поступают не в виде денег. Когда у него возникает необходимость произвести крупные и внезапные платежи, особенно платежи за границу на ведение войны или на субсидии, будь то в завоевательных целях или для предотвращения собственного поражения (а в этом до последнего времени состояли две главные задачи национальной политики), то для этой цели едва ли найдется лучшее платежное средство, чем деньги. Все эти причины заставляют как отдельных лиц, так и правительства при оценке имеющегося в их распоряжении богатства придавать почти исключительное значение деньгам — in esse (наличным) или in posse (потенциальным) — и считать все другие вещи (рассматриваемые как часть их ресурсов) практически слишком сложным средством для приобретения того единственного, что, будучи приобретенным, мгновенно предоставляет безграничную власть над предметами желаний, т. е. того единственного, что лучше всего выражает понятие о богатстве. Однако нелепость не перестает быть нелепостью даже в том случае, если выявлены внешние признаки, придающие ей правдоподобие. Вот почему подлинный смысл меркантилистской теории должен был неизбежно обнаружиться, когда люди начали, пусть и несовершенным способом, исследовать самую суть вещей и искать причины их возникновения в реальных фактах, а не в словах и выражениях обыденной речи. Как только люди спросили себя, что такое деньги на самом деле, какова их внутренняя сущность, какова подлинная природа выполняемых ими функций, они тотчас обнаружили, что деньги, как и другие вещи, мы стремимся приобрести лишь в силу их полезного назначения и что последнее вопреки обманчивой видимости отнюдь не беспредельно и имеет строго определенные и ограниченные рамки, а именно: способствует распределению результатов производства к выгоде тех, между кем они делятся. Дальнейшее исследование показало, что полезная роль денег ни в каком отношении не возрастает от увеличения наличного и обращающегося в стране их количества; они в равной мере выполняют свою функцию и при малой и при большой совокупной массе. 2 млн. квартеров хлеба не в состоянии накормить столько же человек, сколько 4 млн., а на 2 млн. ф. ст. можно осуществить такой же объем перевозок, купить и продать такое же количество товаров, как и на 4 млн. ф. ст., но лишь по более низким номинальным ценам. Сами деньги, как таковые, не удовлетворяют никакой личной потребности; их ценность для человека заключается в том, что они представляют собой удобную форму получения им всякого рода доходов, которые он впоследствии, в наиболее подходящее для него время, превращает в другие могущие быть для него полезными формы. Сколь бы велико ни было различие между страной, имеющей деньги, и страной, вовсе не применяющей деньги, такое различие сводится лишь к проблеме удобства, к проблеме экономии времени и труда; вроде помола зерна на водяной мельнице вместо ручной или (если употребить пример, приведенный Адамом Смитом) вроде пользы от дорог; смешивать деньги с богатством — значит совершать такую же ошибку, как смешивать шоссе, представляющее самый удобный путь к вашему дому или полям, с самим домом или полями 5. Деньги, являющиеся важным орудием в руках государства и частных лиц, справедливо считаются богатством; но и все другое, что служит для удовлетворения человеческих потребностей и что природа не отдает без приложения труда, также составляет богатство. Быть богатым — значит обладать большим количеством полезных предметов или денег, чтобы их купить. Следовательно, все, что имеет покупательную силу, образует часть богатства, за которую в обмен можно приобрести всякие полезные или приятные предметы. Вещь, за которую ничего нельзя получить взамен, как бы полезна или необходима она ни была, не является богатством в том смысле, в каком этот термин применяется в политической экономии. Например, воздух, хотя и является абсолютной необходимостью для человека, на рынке никакой цены не имеет, так как его можно получить безвозмездно, собирать же его в запас бессмысленно, так как это не принесет никому 5 [См. Приложение А. «Меркантилистская система».] никакой прибыли или пользы; законы его производства и распределения составляют предмет не политической экономии, а совершенно иной науки. Но хотя воздух и не является богатством, человечество, получая его даром, становится намного богаче, поскольку труд, который пришлось бы затратить на удовлетворение этой самой насущной из всех потребностей, можно употребить на другие цели. Между тем вполне возможно представить себе обстоятельства, при которых воздух окажется частью богатства. Если бы стало обычным длительное пребывание в местах, куда воздух естественным путем не проникает, как, например, в погруженный в море водолазный колокол, искусственно нагнетаемый туда воздух, подобно воде, подаваемой в дома, имел бы свою цену. В свою очередь если бы в результате какого-либо переворота в природе атмосферного воздуха оказалось бы слишком мало для потребления или его можно было бы монополизировать, то он мог бы обрести очень высокую рыночную цену. В этом случае владелец воздуха в количестве, превышающем его собственные потребности, располагал бы им как своим 'богатством, причем на первый взгляд общий размер богатства человечества возрос бы в результате столь великого для него бедствия. Ошибка здесь заключалась бы в игнорировании того обстоятельства, что, каким бы богатым ни стал владелец воздуха за счет остальной части общества, все другие люди стали бы беднее на ту сумму, какую они вынуждены были бы заплатить за то, что прежде получали бесплатно. Отсюда вытекает важное расхождение в значениях •слова «богатство» в его применении к собственности отдельного лица, страны или человечества в целом. В богатство всего человеческого рода включается только то, что может принести пользу или доставить удовольствие. Для отдельного человека богатством является все, что, будучи само по себе бесполезным, позволяет ему рассчитывать на получение взамен от других части их запаса полезных или приятных вещей. Возьмем, например, закладную в 1 тыс. ф. ст. на земельный участок. Она составляет богатство для того лица, которому она приносит проценты и который, вероятно, может продать ее на рынке за всю сумму долгового обязательства. Но для страны такая закладная не является богатством: при аннулировании сделки страна не станет ни беднее, ни богаче. Кредитор потеряет 1 тыс. ф. ст., а владелец земли выиграет ее. В масштабе страны закладная сама по себе не является богатством, она просто предоставляет А право на часть богатства Б. Она оказалась богатством для Л, богатством, которое он мог передать третьему лицу, но то, что он таким образом передавал, на деле оставалось совместной собственностью — в размере 1 тыс. ф. ст. — на землю, единственным номинальным владельцем которой был Б. Положение держателей государственных ценных бумаг, т. е. владельцев долговых обязательств страны, аналогично. Они — кредиторы по закладным на общее богатство страны. Аннулирование этого долга не означало бы уничтожение богатства, а просто его передачу, несправедливое его изъятие у определенной части членов общества в пользу правительства или налогоплательщиков. Вот почему государственные ценные бумаги нельзя считать частью национального богатства. Это не всегда учитывают составители статистических расчетов. Например, при исчислении валового 'дохода страны, основанном на поступлениях подоходного налога, не всегда исключаются проценты по государственным облигациям:, тогда как у налогоплательщиков учитывается весь их номинальный доход, включая ту его часть, которая у них изымается в виде налогов и образует доход держателей государственных облигаций. В результате такого исчисления часть общего дохода страны учитывается дважды и совокупный национальный доход выводится в сумме, почти 6 на 30 млн. превышающей его подлинный размер. Но в то же время страна может включать в состав своего богатства принадлежащие ее гражданам ценные бумаги других государств и иные долги, причитающиеся им из-за границы. Однако и эти суммы представляют для данной страны богатство лишь потому, что ее граждане являются совладельцами собственности других стран. Они не составляют части коллективного богатства всего человечества. Эти суммы образуют элемент распределения, а не действительную часть общей массы богатства. Другим примером собственности, составляющей богатство для лица, которому она принадлежит, но не для страны или человечества, являются рабы. Лишь в силу ° [В 1-м издании (1848 г.) «около»; в 5-м (1862 г.) —«почти».] [Этот абзац добавлен в 6-е издание (1865 г.).] странного смешения понятий «собственность на рабов» {как это именуется) включают, причем по численности рабов, в оценку богатства или капитала той страны, которая терпит существование подобного рода собственности. Если человеческое существо, рассматриваемое в качестве объекта, обладающего производительной силой, образует часть национального богатства, когда эта его сила находится в собственности другого человека, то оно в такой же мере должно составлять часть богатства страны, когда его производительная сила принадлежит ему самому. То, что раб стоит для своего хозяина, — это только отнятая у него собственность, и ее отчуждение не может ничего прибавить к совокупной собственности обоих — раба и хозяина — или к богатству страны, жителями которой оба являются. Но правильный подход к делу не допускает, чтобы народ страны включали в состав его богатства. Он, народ, и есть тот объект, ради которого и существует национальное богатство. Сам по себе термин «богатство» требуется для обозначения совокупности желательных предметов, которыми люди обладают, не только не включая сюда их собственные личности, а, наоборот, противопоставляя их этим предметам. Люди не являются богатством для самих себя, хотя они и служат инструментом его приобретения. Предлагалось определять богатство как «орудия», причем включить в это понятие не только одни инструменты и машинное оборудование, а всю находящуюся во владении отдельных лиц или сообществ накопленную совокупность средств для достижения своих целей. Например, поле — это орудие, так как оно служит средством для получения зерна. Мука — орудие, поскольку она является средством получения хлеба. И хлеб — орудие, позволяющее утолять голод и поддерживать жизнь. Далее, однако, мы переходим уже к вещам, которые не есть орудие и служат предметом желания сами по себе, а не лишь как средство получения чего-то совсем другого. Такое понимание вопроса философски правильно, или, лучше сказать, эту формулировку можно с пользой употреблять наряду с другими, причем не потому, что она дает отличное от обычно принятого представление о нашем предмете, а потому, что она придает большую четкость и подлинность обычному понятию. Между тем приведенное определение слишком резко отличается от его традицион- ного языкового значения, чтобы получить всеобщее признание или более широкое применение, нежели лишь для иллюстрации отдельных примеров. Итак, богатство можно определить как понятие, охватывающее все полезные или приятные вещи, которые обладают меновой стоимостью, или, иными словами, все полезные или приятные вещи, за исключением тех, которые в желательном количестве можно приобрести без затрат труда или принесения чего-либо в жертву. Против этого определения можно возразить лишь то, что оно оставляет без ответа многократно обсуждавшийся вопрос: следует ли считать богатством так называемые нематериальные продукты? Нужно ли, например, причислять к богатству мастерство работника или любую другую природой данную или благоприобретенную способность тела или ума? Но этот вопрос не имеет очень большого значения, и, поскольку он требует подробного разбора, его лучше будет рассмотреть в другом месте *8. После этих предварительных соображений о богатстве мы обратимся теперь к рассмотрению вопроса о чрезвычайно больших различий в уровне богатства между отдельными странами и между разными эпохами в истории человечества. Различия эти заключаются как в размерах богатства, в его составе, так и в способе распределения имеющегося в данном обществе богатства между его членами. Едва ли теперь найдется такой народ или такое общество, которые целиком поддерживали бы свою жизнь продуктами дикой растительности. Но многие племена все еще живут исключительно или почти исключительно за счет диких животных, продуктами охоты и рыбной ловли. Одеждой им служат шкуры зверей, а жилищем — грубо сложенные шалаши или кроны деревьев, которые можно мгновенно покинуть. Употребляемую ими пищу нельзя сколько-нибудь долго хранить, запасов ее у них нет, они часто подвержены большим лишениям. Богатство такого сообщества состоит лишь из шкур, в которые эти люди одеты, нескольких украшений, вкус к которым .имеется у большинства дикарей, кое-какой примитивной * См. ниже, кн. 1, гл. III. ; ,. [См. Приложение В. «Определение богатства».] утвари, оружия для охоты и сражения со своими жестокими соперниками в борьбе за средства к существованию, челнов для переправы через реки и озера или для рыбной ловли на море, а также иногда из небольшого количества мехов или других даров дикой природы, собранных для обмена с цивилизованными людьми на одеяла, водку и табак, причем какую-то часть этих иностранных продуктов можно держать в запасе. К этому скудному перечню материального богатства следует добавить их землю — средство производства, которое они по сравнению с более оседлыми сообществами очень слабо используют, но которое тем не менее служит для них источником существования и которое может иметь рыночную стоимость, если* по соседству окажется какая-либо сельскохозяйственная! община, нуждающаяся в дополнительных землях. Это —I состояние глубочайшей нищеты, в котором, как известно,' пребывают целые сообщества людей. Однако имеются и гораздо более богатые общества, в которых условия жизни части населения — по средствам к существованию и житейским удобствам — не намного лучше, чем у дикарей. Первым крупным шагом на пути преодоления такого состояния явилось одомашнивание наиболее полезных животных, приведшее к возникновению пастушеского или кочевого образа жизни, при котором человечество живет уже не охотой на диких зверей, а питается молоком и его продуктами, используя также ежегодный прирост поголовья овец и крупного рогатого скота. Это положение не только само по себе лучше прежнего, по благоприятствует дальнейшему прогрессу, при нем происходит гораздо более значительное накопление богатства. Пока обширные естественные пастбища на земле еще не захвачены человеком полностью, пока потребление не обгоняет стихийное воспроизводство продуктов, можно собирать и накапливать в запас большую и постоянно возрастающую массу средств к существованию, почти не прилагая никакого труда, помимо того, чтобы стеречь стада от нападений диких зверей и налетов грабителей. Поэтому со временем многочисленные стада овец и крупного рогатого скота оказываются во владении отдельных предприимчивых и бережливых людей в результате их собственных усилий или во владении вождей кланов и племен в результате использования труда зависимых от них людей. Таким образом в пастушеских обществах возникает имущественное неравенство — явление, которое едва ли существовало у диких племен, где каждый располагал в основном лишь самым необходимым, а в случае отсутствия и этого должен был даже делиться последним со своими соплеменниками. У кочевых народов одни владеют огромными стадами, способными обеспечить пропитание множеству людей, тогда как другие не сумели присвоить и удержать какие-либо излишки, а некоторые и вовсе не имеют скота. Однако самые жизненно необходимые средства к существованию теперь уже перестали быть столь случайными и ненадежными, как прежде, поскольку наиболее преуспевающие скотоводы не могут использовать свои излишки иначе, как для того, чтобы кормить ими менее удачливых. При этом любое увеличение числа людей, существование которых связано с ними, означает также возрастание их безопасности и могущества. Таким образом, они оказываются в состоянии избавить себя от всякого труда, кроме управления и надзора, и приобретать себе подвластных, которые сражаются за них в войнах и служат им в мирное время. Одно из свойств такого состояния общества заключается в том, что часть его членов, а до известной степени даже и все они, располагают свободным временем. Только какая-то доля времени требуется на обеспечение пищи, остальное же не поглощается тревожными мыслями о завтрашнем дне или необходимым отдыхом от физического труда. Такой образ жизни весьма благоприятствует возникновению новых потребностей и открывает возможность их удовлетворения. Появляется желание иметь одежду, утварь, 0РУДия труда лучше тех, какими довольствовались первобытные племена, а излишек пищи позволяет посвятить достижению этих целей усилия части племени. У всех или большинства кочевых народов мы находим грубые, а иногда и искусные изделия домашнего производства. Имеется много свидетельств тому, что, когда в тех районах мира, которые явились колыбелью современной цивилизации, люди еще вели кочевой образ жизни, уже было достигнуто значительное искусство прядения, ткачества и крашения шерстяной одежды, выделки кожи и — что представляется еще более сложным изобретением — обработки металлов. Даже первые зачатки отвлеченной науки обязаны своим зарождением досугу, присущему этой стадии общественного прогресса. Самые первые астроно- мические наблюдения приписываются, согласно весьма правдоподобному преданию, пастухам Халдеи. Переход от описанного выше состояния общества к земледельческому совершился отнюдь не легко (ибо никакие крупные перемены в образе жизни людей не происходят иначе, как в трудных формах, и они вообще носят либо болезненный характер, либо происходят очень медленно), но он осуществился, так сказать, в стихийном ходе событий. Увеличение численности населения и поголовья скота со временем начало превышать способность земли обеспечивать их достаточными естественными пастбищами. Это, несомненно, послужило причиной первой вспашки почвы, точно так же как позднее эта же причина заставила бесчисленные орды народов, еще остававшихся кочевыми, обрушиться на те народы, которые уже перешли к земледелию. А затем уже, когда последние обрели достаточную силу, чтобы отражать такие набеги, народы-захватчики, лишенные этой возможности, вынуждены были также заняться земледелием. Но после того, как этот великий шаг был сделан, дальнейший прогресс человечества был вовсе не таким стремительным (за исключением редких случаев стечения особо благоприятных обстоятельств), как можно предположить. Количество продовольствия, какое способна дать земля даже при самой несовершенной системе земледелия, настолько превышает возможности чисто пастушеского хозяйства, что неизбежным результатом этого является громадный рост населения. Однако это добавочное продовольствие получается лишь путем больших дополнительных затрат труда. Между тем земледельцы не только не располагают таким свободным временем, как пастухи, но. применяя в течение длительного времени несовершенные орудия труда и методы обработки земли (которые на большей части нашей планеты применяются даже еще и теперь), они, за исключением случаев возникновения необычно благоприятных климатических и почвенных условий, не производят такого большого количества продовольствия сверх необходимого для их собственного потребления, чтобы можно было прокормить многочисленный класс работников, занятых в других отраслях производства. К тому же излишек, будь он мал или велик, обычно изымается у производителей либо правительством, которому они подвластны, либо частными лицами, которые, пользуясь превосходящей силой или религиозными и традиционными чувствами подчинения, утвердились в качестве хозяев земли. Первый из указанных способов присвоения, присвоение правительством, характерен для обширных монархических государств, с незапамятных времен занимавших азиатские равнины. В этих странах правительства, хотя они и различались между собой по своим достоинствам, обусловленным случайными особенностями личного характера, редко оставляли земледельцам что-либо сверх их насущных потребностей, а часто отнимали у них даже все без остатка, вследствие чего оказывались вынужденными, забрав у землепашца весь его урожай, вернуть ему часть в долг, чтобы обеспечить его семенами и дать ему возможность просуществовать до следующего урожая. При таком способе управления, хотя основная масса населения плохо обеспечена, правительство, собирая небольшую дань с большого числа людей, оказывается в состоянии, практикуя сколько-нибудь разумное управление, блистать богатством совершенно несоразмерно с общим положением страны. Вот откуда возникло укоренившееся превратное представление о несметном богатстве восточных государств, от которого европейцы лишь недавно избавились. Совладельцами этого богатства, не считая большой доли его, перепадающей тем, кто его собирает, являются, конечно, и многие лица, не принадлежащие ко двору повелителя. Значительная часть богатства распределяется среди различных чиновников правительства, раздается фаворитам, а также случайным людям по капризу монарха. Некоторая 'его часть время от времени направляется на сооружение общественно полезных объектов. Водоемы, колодцы и оросительные каналы, без которых во многих районах с тропическим климатом едва ли возможно было бы земледелие, дамбы, защищающие от разливов рек, базары для торговцев, караван-сараи для путешественников — все эти сооружения не могли быть созданы на скудные средства тех, кто ими пользовался, и обязаны своим существованием щедрости и просвещенному своекорыстию лучших из венценосцев или благотворительности, а то и тщеславию какого-нибудь богача, чье состояние, если проследить его происхождение, всегда оказывалось почерпнутым прямо или косвенно из государственных доходов, чаще всего в виде части их непосредственно дарованной верховным властителем. Правитель такого рода общества, обильно обеспечив себя и всех тех лиц, к кому он питает какой-то интерес, а также приняв на свое содержание столько солдат, сколько он сочтет необходимым для собственной безопасности или престижа, все еще располагает остатком средств, которые он рад обменять на отвечающие его склонностям предметы роскоши. Такой остаток оказывается в распоряжении целого класса людей, обогатившихся по милости правителя или в ходе сбора государственных налогов. В результате возникает спрос на искусные и дорогостоящие изделия, находящие сбыт на ограниченном, по богатом рынке. Этот спрос часто удовлетворяется почти целиком торговцами из более цивилизованных государств, но нередко вызывает к жизни в самой стране класс ремесленников, создающих такие великолепные изделия, какие могут явиться только плодом терпения, смекалки, наблюдательности и мастерства, хотя и без досконального знания свойств обрабатываемых материалов. Примером тому служат хлопчатобумажные ткани Индии. Такие ремесленники кормятся за счет того излишка продовольствия, который правительство и его агенты изымают, рассматривая указанный излишек как свою долю продукта. Дело обстоит буквально именно так. В некоторых странах работник, вместо того чтобы брать работу на дом и получать плату после того, как она выполнена, отправляется со своим инструментом в дом заказчика и кормится там, пока не завершит дело. Однако опасности, угрожающие всякому имуществу в таком обществе, побуждают даже самых богатых покупателей отдавать предпочтение предметам, не подверженным порче, имеющим большую ценность при малом объеме, которые поэтому легко прятать или унести с собой. Вот почему золото и драгоценности составляют большую часть богатства этих народов, и многие богатые азиаты почти все свое состояние надевают на себя или на женщин из своего гарема. За исключением монарха, никто здесь и не думает о таких формах помещешт богатства, которые исключают возможность его унести или увезти с собой. Монарх же, если чувствует себя прочно на троне и твердо рассчитывает передать его своим потомкам, иногда позволяет себе удовольствие возводить вековые сооружо ния, строить пирамиды, или Тадж-Махал, или мавзолей в Сикандре. Грубые изделия, предназначенные для нужд земледельцев, изготовляются деревенскими ремесленниками, получающими вознаграждение за свой труд либо в виде предоставляемой им бесплатно земли для обработки, либо в натуре из той доли урожая, которую правительство оставляет крестьянам. Этот тип общества, однако, имеет и свой класс торговцев, подразделяющийся на два слоя: одни торгуют зерном, другие — деньгами. Торговцы зерном обычно покупают его не у производителей, а у правительственных чиновников, которые, получая налоги в натуре, предпочитают возлагать на других перевозку собранного зерна в населенные пункты, где размещаются сам монарх, его главные гражданские и военные сановники, основная часть его войск и ремесленники, обслуживающие нужды всех этих людей. Торговцы деньгами ссужают несчастных земледельцев, разоренных недородом или казенными поборами, средствами к существованию и для обработки земли, а затем из следующего урожая возвращают свою ссуду с огромными процентами. В более широких масштабах они предоставляют займы правительству или чиновникам, которым правительство выделило часть доходов, возмещенных либо из сумм, собранных сборщиками налогов, либо путем передачи в их распоряжение определенных округов, где они сами могут взыскивать налоги и таким образом возвращать себе следуемые им суммы. Чтобы они могли это осуществить, правительство обычно переуступает им значительную часть своих полномочий, которыми кредиторы пользуются там до тех пор, пока соответствующий округ не сдал все налоги или пока сумма сборов не погасила всю задолженность правительства. Таким образом, коммерческие операции этих двух разновидностей торговцев распространяются главным образом на ту часть продукта страны, которая образует доход правительства. Из этого дохода их вложенный капитал периодически возмещается с прибылью, и он же почти всегда служит источником, из которого торговцы черпают свой первоначальный капитал. Таковы в общих чертах экономические условия, существовавшие в странах Азии еще с доисторических времен и сохраняющиеся поныне [1848 г.] всюду, где они не нарушены в результате внешних воздействий. По-иному дело обстояло в земледельческих обществах 7 Заказ № 363 древней Европы, история которых нам лучше известна. Они возникали преимущественно в виде маленьких городов-общин, располагавшихся либо на никем не занятой территории, либо на территории, прежнее населенно которой было изгнано; превращенная в собственность земля с самого начала строго распределялась между составлявшими общину семьями равными или пропорциональными участками. В некоторых случаях возникал не один город, а союз городов, населенных людьми, которые считали себя соплеменниками и обосновались в данной стране, как полагают, в одно время. Каждая семья производила для себя пигцу и материал, из которого изготовлялись здесь же, обычно женщинами, грубые одеяния, удовлетворявшие требованиям того века. Никаких палого» не существовало, как но было и оплачиваемых правительственных чиновников, а если таковые и были, то их вознаграждение обеспечивалось специально выделенной частью земли, обрабатываемой рабами для государства; армия состояла из всех граждан. Поэтому все продукты земли, без всякого вычета, принадлежали семье, которая ее обрабатывала. Пока развитие событий допускало сохранение этого способа присвоения собственности, для большинства свободных земледельцев такое устройство общества было, очевидно, приемлемым. При нем в ряде случаев прогресс духовной культуры человечества был чрезвычайно быстрым и блестящим. Особенно это было характерно для тех стран, где преимущества расовых черт населения и климатических условий, а также, без сомнения, и многие другие благоприятные обстоятельства, все следы которых теперь утеряны, сочетались с выгодным рассе-; лением на берегах огромного внутреннего моря, другие бе-; 1 рега которого уже были заняты более развитыми народами. Такое местоположение способствовало приобретению! знаний об иностранных производствах, облегчало доступ к иностранным идеям и изобретениям, подрывало силу рутины, обычно сковывающую отсталые общества. Доста-) точно сослаться на развитие производства у этих народов: они рано обрели разнообразные потребности и желания, которые побуждали их извлекать из своей собственной земли все, что они могли заставить ее давать: когда же почва оказывалась бесплодно]! или когда они достигали предела ее производительных возможностей, жители страны становились торговцами, покупали товары в одних 9< странах для того, чтобы продавать их с прибылью в других странах. Но такое положение вещей с самого начала оыло непрочным. Маленькие общины находились почти непрерывно в состоянии войны. Тому было много причин. У более примитивных и чисто сельскохозяйственных общин такой причиной служило то обстоятельство, что возраставшая численность населения наталкивалась на ограниченность земельных площадей, причем положение зачастую осложнялось еще и низкими урожаями в условиях примитивного способа ведения сельского хозяйства, а также зависимостью обеспечения населения продовольствием от малой территории страны. В подобных случаях община либо в полном составе переселялась на другую территорию, либо отправляла отряды вооруженных молодых людей на поиски какого-либо менее воинственного народа, который можно было бы согнать с его земли или превратить в рабов и заставить обрабатывать землю для своих поработителей. То, что менее развитые племена предпринимали в силу необходимости, более процветающие делали, побуждаемые тщеславием и воинственным духом. Со временем все эти города-общины оказались либо победителями, либо побежденными. В некоторых случаях государство-победитель довольствовалось наложением дани на покоренного, причем последний в виде компенсации за это бремя освобождался от расходов и хлопот, связанных с защитой своей территории от нападений с суши и моря; в результате побежденный народ получал возможность пользоваться значительной долен плодов экономического процветания, а победившая нация — излишком богатства, который можно было употребить на публичную роскошь и великолепие. За счет такого излишка были построены Парфенон и Пропилеи, оплачены скульптуры Фидия, устраивались народные торжества, для которых сочиняли свои трагедии и комедии Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан. 1о такой строй политических отношений, чрезвычайно-полезный, пока он существовал, для прогресса и высших целей человечества, не обладал свойствами долговечности. „ольшая На1шя-победительница, которая не вбирает в свои состав побежденных, всегда кончает тем, что сама огтя ся покоренной. Поэтому всеобщее господство алось в конечном счете за тем народом, который вла-_ 7* 99 .: дел искусством побеждать, а именно за римлянами. Какими бы другими методами они ни пользовались, они всегда начинали или кончали захватом большой части земли для обогащения своих видных граждан и включением в правящее сословие крупнейших собственников оставшейся части земель. Здесь нет нужды останавливаться на мрачной экономической истории Римской империи. Неравенство в распределении богатства, раз возникнув, затем получает стремительное развитие в обществе, которое не берет на себя труд постоянно исправлять несправедливости судьбы; громадные массы богатства поглощают малые состояния. В конце концов территория Римской империи оказалась покрытой обширными земельными владениями сравнительно небольшого числа семей, ради роскошного образа жизни, а еще больше ради тщеславия которых выращивались самые дорогие продукты, тогда как возделывали землю рабы или мелкие арендаторы, находившиеся в положении, близком к рабству. С этого времени богатство империи неуклонно оскудевает. Вначале государственных доходов и средств богачей хватало по крайней мере на то, чтобы покрыть Италию великолепными сооружениями — общественными и частными. Но постепенно эти источники средств настолько истощились в результате плохого управления, что остатки не могли обеспечить даже уход за указанными сооружениями и защиту их от разрушения. Мощи и богатств цивилизованного мира оказалось недостаточно, чтобы противостоять натиску кочевых племен, скопившихся на северных границах империи. Они наводнили империю, и установился иной порядок. При новой форме, которую теперь принимает европейское общество, можно считать, что население каждой страны состоит из двух неравных, совершенно различных наций или рас, из победителей и побежденных: к первой относятся владельцы земли, ко второй — те, кто ее возделывает. Этим землепашцам разрешалось пользоваться землей на условиях, которые, будучи порождены насилием, всегда лежали на них тяжким бременем, хотя редко доводились до абсолютного рабства. Уже на последних этапах истории Римской империи земельное рабство повсеместно превратилось в форму крепостничества: римские «колоны» были, скорее, крепостными, а не настоящими рабами. Неспособность и нежелание варваров-завоевате- лей осуществлять личный надзор за производственной деятельностью не оставляли им иного пути, как разрешить земледельцам в качестве стимула к труду получать некоторый реальный доход от земли. Если, например, их заставляли работать три дня в неделю на своего хозяина, то результаты труда в оставшиеся дни принадлежали им самим. Если от них требовали поставлять в замок различные виды продовольствия, обычно необходимые для пропитания его обитателей, если даже при этом у них реквизировали продукты и сверх установленной нормы, то они все же могли распорядиться по своему усмотрению дополнительной продукцией, которую они могли собрать. При этой системе, господствовавшей в средние века, как и в современной России (где до недавней освободительной акции действовала практически такая же система) 9, для крепостных не исключалась возможность приобретать собственность. В самом деле, их накопления составляют первоначальный источник богатства современной Европы. В тот век насилия и произвола крепостной, которому удалось накопить хоть небольшой запас, употреблял его прежде всего на то, чтобы купить себе свободу и отправиться в какой-либо город или укрепленное поселение, уцелевшие со времен римского владычества, или же чтобы укрыться там, даже не выкупив свободы. В этом убежище, окруженный людьми своего класса, он пытался жить, ограждая себя от грабежа и посягательств военной касты собственной храбростью и мужеством своих товарищей. Освободившиеся крепостные в большинстве случаев становились ремесленниками и обеспечивали себе существование, обменивая продукты своего труда на излишки продовольствия и материалов, которые земля приносила феодальным собственникам. Так возник европейский двойник экономического строя азиатских стран. Разница заключалась лишь в том, что вместо одного монарха с толпою постоянно меняющихся фаворитов и слуг в Европе существовал многочисленный и в значительной степени устойчивый класс крупных землевладельцев, гораздо меньше блиставших роскошью, поскольку каждый из них в отдельности располагал намного меньшим излишком про- [Добавление в скобках сделано в 6-м издании (1865 г.).] дукта земледельцев и в течение долгого времени был вынужден расходовать большую часть этого излишка на содержание отрядов телохранителей для обеспечения своей безопасности из-за господствовавших в обществе воинственных нравов и непадежной защиты со стороны правительства. Большая стабильность, прочное личное положение, отличавшие этот общественный строй от азиатского государства, с которым он был схож в экономическом отношении, послужили одной из главных причин, почему тогдашнее европейское общество оказалось более восприимчивым к прогрессу. С этого времени экономическое развитие общества уже не прерывалось. Безопасность личности и собственности неуклонно, хотя и медленно, возрастала; ремесла постоянно совершенствовались; грабеж перестал служить единственным источником накопления; феодальная Европа перерастала в торговую и мануфактурную Европу. На последнем этапе средних веков в городах Италии и Фландрии, в вольных городах Германии, в некоторых городах Франции и Англии сосредоточилось многочисленное население предприимчивых ремесленников и богатых бюргеров, приобретших свое богатство путем создания предприятий обрабатывающей промышленности или посредством торговли изделиями этой промышленности.' Общины Англии, третье сословие Франции, буржуазия континента вообще происходят от этого класса. Поскольку это был класс сберегающий в отличие от потомков феодальной аристократии, являвшихся классом расточительным, первый постепенно заменил вторых в качестве владельцев громадной доли земель. Эта естественная тенденция в одних случаях замедлялась законами, преследовавшими цель удержать землю в собственности традиционных землевладельческих династий, в других она ускорялась политическими революциями. Постепенно, хотя и довольно медленно, собственно земледельцы во всех цивилизованных странах избавились от крепостной или нолукрепост-ной зависимости, хотя их правовые и экономические условия резко различались между собой в разных странах Европы и в больших поселениях, основанных потомками европейцев по ту сторону Атлантики. В мире теперь существует ряд обширных регионов, обладающих разнообразными видами богатства в таком изобилии, какое в прежние века невозможно было даже представить. Без принудительного труда на земле ежегодно выращивается громадная масса продовольствия, дающая пропитание не только его фактическим производителям, но и такому же, а иногда и большему числу работников, занятых производством бесчисленного множества разного рода предметов первой необходимости и роскоши или перевозкой их из одного места в другое, а также массе людей, занятых управлением и надзором за всеми указанными работами. А над всеми этими слоями возвышается более многочисленный, чем в самых роскошествовавших обществах древности, класс людей, чье занятие не является непосредственно производительным, или людей, вовсе ничем не занятых. Теперь продовольствие, производимое на той же площади, обеспечивает пищей намного большее, чем когда-либо прежде, население {по крайней мере в данных регионах), причем обеспечивает стабильно, без периодически возникавших вспышек массового голода, которые столь часто повторялись на ранних этапах европейской истории и которые нередки даже теперь в странах Востока. Па-ряду с громадным увеличением количества продовольствия существенно улучшилось его качество, оно стало также значительно разнообразнее. Вместе с тем предметы комфорта и роскоши уже перестали быть достоянием лишь небольшого богатого класса, а в изобилии получили распространение среди многих других, численно возрастающих слоев общества. Каждая из этих стран располагает теперь невиданными доселе совокупными ресурсами, которые она может направить на достижение каких-либо непредусмотренных целей, например содержать флот и армию, строить общественные объекты, будь то полезного или декоративного назначения, осуществлять акты общенациональной благотворительности, вроде выкупа вест-индских рабов, основывать колонии, давать образование своему населению, короче говоря, выполнять всякие мероприятия, требующие издержек, причем не принося в жертву насущные потребности или даже некоторые значительные удобства своего населения. Однако все эти черты, присущие современным промышленным обществам, в каждом из них резко различаются по степени своего проявления. Хотя все они намно-io богаче по сравнению с обществами прежних эпох, относительные размеры их богатства весьма неодинаковы. [Даже из числа тех стран, которые справедливо считаются самыми богатыми, некоторые более целесообразно применили свои производительные ресурсы и в результате достигли большего объема продукции пропорционально своей территории, нежели другие. Различаются они также между собой не только по размерам богатства, но и по темпам его возрастания. Неравномерность в распределении богатства проявляется еще больше, чем в его производстве. Существует резкая разница в жизненных условиях беднейшего класса в разных странах, а также в относительной численности и в степени обогащения классов, возвышающихся над беднейшим. Сам характер и роль классов, между которыми производится первичное распределение продуктов земли, весьма неодинаковы в разных странах. В одних случаях землевладельцы представляют собой отдельный класс, почти полностью обособленный от классов, занятых трудом. В других собственник земли почти всецело занят ее возделыванием, владеет плугом и часто сам идет за ним. Там, где собственник сам не обрабатывает землю, между ним и работником появляется посредник, фермер, который предоставляет работникам пропитание, обеспечивает их орудиями производства \л получает после внесения арендной платы землевладельцам весь урожай. В других случаях продукт делится только между собственником земли, его наемным управляющим и работниками. Промышленная деятельность в: свою очередь также иногда осуществляется отдельными лицами, которые либо владеют необходимыми инструментами и оборудованием, либо арендуют их и почти не пользуются наемной рабочей силой, ограничиваясь лишь приложением труда своей семьи. Но в других случаях большое число людей совместно работает в одном здании на дорогих и сложных машинах, являющихся собственностью богатого промышленника. То же различие наблюдается в торговом деле. Оптовые операции, разумеется, ведутся владельцами крупных капиталов повсюду, где эти капиталы имеются. Но розничная торговля, в совокупности охватывающая очень большой объем капитала, иногда ведется в маленьких лавках, преимущественно самими торговцами, членами их семей и лишь изредка с использованием труда одного или двух учеников; иногда же она ведется в больших торговых заведениях, которые финансируются либо отдельным богачом, либо торговым общест- им и в которых работает многочисленный персонал продавцов и продавщиц. Наряду со странами, образующими так называемый цивилизованный мир, при всем различии в их экономическом устройстве, в тех или иных регионах планеты и поныне сохранились все те древние государства, которые мьг охарактеризовали выше. 'Охотничьи общества все еще существуют в Америке, кочевые — в Аравии и степях Северной Азии. Восточное общество осталось в главных чертах тем же, чем оно всегда было. Обширная Российская империя 10 даже сегодня еще во многих отношениях являет собою лишь слегка измененную картину феодальной Европы. Таким образом, продолжают сохраняться все великие типы человеческого общества, вплоть до эскимосов и патагонцев п. Эти примечательные различия в производстве и распределении богатства у разных частей человечества должны, как и всякое другое явление, зависеть от определенных причин. Было бы неправильно усматривать их исключи- '•/ тельно в степени познания законов природы и овладения трудовыми навыками и ремеслами в разные эпохи и в разных районах земли. Здесь действует также и много других причин. Сам прогресс и неравномерное распределение знаний о природе частично являются следствием, а • частично причиной того или иного состояния производства и распределения богатства. В той мере, в какой экономическая организация наро- v дав зависит от состояния естественных наук, она остается предметом изучения самих естественных наук и производных от них прикладных наук. Однако в той мере, в' какой причины экономической организации общества кроются в моральных и психологических факторах, в институтах и общественных отношениях или в свойствах человеческой натуры, исследованием этих причин должны заниматься не естественные, а этические и социальные науки, они являются уже предметом науки, называемой «политическая экономия». Производство богатства, извлечение из недр земного шара средств для человеческого существования и наслаж- 10 [Так в тексте, -начиная с 2-го издания (1849 г.). В 1-м издании (1848 г.) значилось «Россия и Венгрия».] u [См. Приложение'С. «Типы общества».] 10S дения, совершенно очевидно, не может происходить про-нзвольно. Здесь действуют определенные условия. Из них некоторые естественные, зависящие от свойств материи и от глубины познания этих свойств человеком в той или иной стране или в ту или иную эпоху. Эти условия политическая экономия не изучает, а принимает как допущение, основываясь на данных естественных наук или житейском опыте. Соединяя с этими фактами внешней природы другие истины, относящиеся к человеческой натуре, политическая экономия пытается выявить.вторичные, или производные, законы, управляющие производством богатства, содержащие объяснение различиям богатства и бедности в настоящем и прошлом и позволяющие предвидеть, какое увеличение богатства возможно в будущем. •/В отличие от законов производства, законы распределения частично создаются самими людьми, поскольку способ распределения богатства в каждом данном обществе зависит от принятых в нем законов и обычаев. И хотя правительства и народы полномочны решать, какие должны существовать институты, они не могут произвольна определять, как этим институтам надлежит функционировать. Условия, от которых зависят их власть над распределением богатства, и способ воздействия на распределение с помощью различных кодексов поведения, какие общество может счесть целесообразным ввести, в такой /ке-мере служат предметом научного исследования, как и: любые естественные законы природы. Законы производства и распределения и некоторые вытекающие из них следствия составляют предмет вастояг-щего трактата. КНИГА I ПРОИЗВОДСТВО ГЛАВА I ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|