Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 1. Организация смысловой семантики сознания.



Вопросы:

1. Категория смысла в трудах отечественных психологов.

2. Значение и смысл слова.

3. Формы презентации смысла самосознанию личности.

4. Процесс вербализации смысла.

5. Эмпирическое исследование смысловых образований личности.

6. Виды смысловых конструктов и форма существования «смысла» в сознании.

Проблема субъективного, пристрастного отношения человека к окружающей его действительности является одной из основных в психологии личности. Взаимосвязь жизнедеятельности субъекта и его созна­ния, отражения и отношения, мотивации и сознания не раз служила пре­дметом теоретического анализа в работах выдающихся советских психологов С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.М. Мясищева. Эта проблема особым образом ставилась и решалась в концепции личностного смысла, разработанной А.Н. Леонтьевым в рамках выдвинутой им теории деятельности [158]. Согласно этой концепции, личностный смысл является одной из образующих сознания наряду со значением и чувственной тканью. Своим происхождением личностный смысл обязан не процессам, происходящим внутри сознания, он не замкнут в его сфере, но возникает в реальной жизнедеятельности субъекта, отражая отношение целей и обстоятельств совершения действий к мотивам деятельности. Однако в структуре сознания личностный смысл вступает в новые связи с другими образующими сознания и выражает себя в значениях и эмоциональных, чувственных переживаниях (чувственной ткани).

Предложенное А.Н. Леонтьевым теоретическое решение проблемы смысла как порождения его одновременно в двух системах − деятельности и сознания, не только намечает путь эмпирического изучения личностных смыслов, но и ставит сложную методическую проблему: как явление сознания, личностный смысл не может быть понят безотносительно к выражаемому в значениях содержанию и чувственной основе (образам, эмоциональной окраске), в то же время личностное, означенное и чувственно окрашенное переживание может быть понято как «смысл» лишь в том случае, если естьотношение обстоятельств реализации Я-целей к мотивам, которые они выражают

Личностный смысл, являясь образующей сознания, одновременно характеризуется и другой системой связи, выходящей за рамки сознания. Эта другая система связей − те отношения, в которых оказываются цели и условия совершения действия к мотиву деятельности [158].

Можно выделить четыре отношения, в которых оказывается то или иное явление в структуре деятельности:

1) оно само является мотивом деятельности,

2) оно представляет собой цель или условие, способствующее достижению мотива,

3) представляет собой условие, препятствующее достижению мотива, и, наконец,

4) представляет собой условие, содействующее достижению одного мотива и препятствующее достижению другого.

Этим четырем отношениям соответствуют и четыре возможных смысла-явления: смысл мотива, смысл способствующего условия (позитивный смысл), смысл препятствующего условия (негативный смысл) и смысл условия, в одно и то же время способствующего и пре­пятствующего (конфликтный смысл). Можно предполагать, что разные личностные смыслы, возникающие в реальной деятельности испытуемого и фиксирующие аспекты этой деятельности, в сознании приобретают особое строение и особую семантику, определяемую различиями во внесознательном, деятельностном содержании смыслов.

Смысл часто может быть вербализуемым: субъект может сформулировать специфику его собственного видения и понимания вещей. Однако часто смысл невербализуем, человек может привести лишь зна­чение, т.е. как бы процитировать толковый словарь. Это может быть как результатом неспособности субъекта в данный момент подобрать нужные слова, так и следствием действия механизма психической защиты, препятствующей осознанию тех или иных неприятных для человека смыслов. Однако любое явление, обладающее для человека личностным смы­слом, обязательно должно иметь какую-то форму проявления.

 

В ходе работы В.В. Столин и Кальвиньо пришли к выводу о том, что личностный смысл существует в сознании в форме значений, и уже отдельно взятое значение может насыщаться личностным смыслом, становиться его переносчиком. В сознании значение существует не само по себе, а в системе ассоциаций, возможных для данного значения. Ассоциативные связи значения как единицы сознания не тождественны ассоциативным связям, образующимся у данного значения тогда, когда оно становится переносчиком личностного смысла.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.