Здавалка
Главная | Обратная связь

ИЗОЛЯЦИОННО-УКЛАДОЧНЫЕ РАБОТЫ.



Изоляционно-укладочные работы при сооружении магистральных трубопроводов выполняют в следующей последовательности: окончательная (финишная) очистка трубопровода, пескоструйная или дробеструйная обработка поверхности трубы, нанесение грунтовки (праймера), нанесение изоляционного покрытия, укладка трубопровода на дно траншеи.

Для защиты трубопроводов от коррозии применяют покрытия на битумной основе, из полимерных плёночных материалов, на основе эпоксидных смол и других полимерных материалов. Антикоррозионные покрытия, наносимые в условиях трассы, состоят из следующих слоёв: грунтовки, мастики и обёртки – на битумной основе; грунтовки, слоя поливинилхлоридной или полиэтиленовой плёнки и обёртки – на основе полимерных материалов. При выборе типов и конструкций покрытий при сооружении трубопровода следует руководствоваться положениями СНиП 3.42 – 80; ВСН 51 – 1 – 97.

При сооружении магистральных трубопроводов выбор типа защитного покрытия осуществляется в зависимости от коррозионной активности грунта. В грунтах высокой и весьма высокой коррозионной активности (до 100 Ом·м) следует применять защитные покрытия усиленного типа. Кроме того, усиленные покрытия применяют независимо от коррозионной активности грунта в случае прокладки трубопроводов в солончаковых и поливных почвах; болотах и заболоченных почвах, а также на поймах рек; на участках бытовых и промышленных стоков; на переходах через железные и автомобильные дороги; на территории КС, ГРС, ПГРС и участках длиной 250м от них; на пересечениях с различными трубопроводами.

На переходах трубопроводов через водные преграды, укладываемых на участки I и II категории, должна применяться изоляция усиленного типа. Обёрточным материалом служит стеклохолст, а при его отсутствии обёрточная бумага (крафт-бумага). Грунтовка используется на битумной основе или клеевой.

При сооружении трубопроводов диаметром до 800мм и температуре транспортируемого продукта не выше 40 ºC чаще всего применяют битумные покрытия из-за несложности нанесения и недефицитности исходного материала. Однако в чистом виде нефтяной битум непригоден вследствие малой вязкости в расплавленном состоянии, невысокой температуры размягчения и низкой механической прочности, поэтому в качестве защитного покрытия используют битумные мастики (битум с наполнителем и пластификатором). Наполнители вводятся для повышения структурной и механической прочности покрытия. Для битумно-резиновой изоляционной мастики наполнителем является резиновая крошка, получаемая путём дробления негодных автомобильных покрышек и отходов резиновой промышленности. Порошок резины не должен содержать более 5% текстиля, 1,5% влаги, 0,1% металлической пыли и посторонних включений. При добавлении в битум резиновой крошки повышаются температура размягчения и эластичность мастики, вязкость мастики, снижается хрупкость, что позволяет получать более толстый слой изоляции (до 6-9мм), чем при добавлении других наполнителей.

 

Состав изоляционных мастик на битумной основе, масс.%

 

Марка БН 70/30 БН 90/10 Резиновая крошка Пластификат
МБР-65 -
МБР-75 -
МБР-90 - -
МБР-100-1 -
МБР-100-2 -

 

При производстве работ в зимнее время обычная битумная мастика теряет свои пластические свойства и становится хрупкой при низких температурах. При этом снижаются также прочность сцепления покрытия с металлом трубопровода и прочность сцепления усиливающей обёртки с битумной мастикой, в результате чего могут быть трещины в мастике. Для предотвращения этого при производстве работ в зимнее время применяют изоляционные мастики с пластифицирующими добавками. При введении пластификаторов в битум мастика приобретает упругопластические свойства, а её вязкость и температура размягчения мало снижаются, поэтому основным назначением пластификаторов является повышение пластичности изоляционных мастик для нанесения их при температуре до – 25 ºC и ниже. Работы ведут при температуре окружающего воздуха до – 30 ºC. В зависимости от температуры окружающего воздуха изоляционные мастики должны нагреваться до рабочих температур.

 

Температура окружающего воздуха, ºC. Температура нагрева мастки, ºC.
Свыше + 30 ºC 145 ºC
+10 + 30 ºC 150 – 155 ºC
-5 + 10 ºC 155 – 165 ºC
- 15 - 5 ºC 165 – 175 ºC
- 25 - 15 ºC 175 – 185 ºC
Ниже – 25 ºC 185 – 190 ºC

 

Изоляционную мастику нагретую до температуры 185 – 190 ºC можно испоьзовать в течение одного часа, до температуры 175 – 185 ºC в течение двух часов. При нанесении битумно-резиновой мастики необходимо поддерживать температурный режим в пределах рабочих температур.

Выбор типа изоляционного покрытия и подбор его состава осуществляется в соответствии с условиями прокладки и эксплуатации трубопровода. Битумно-резиновую мастику выбирают с учётом того, чтобы температура её размягчения была на 30 – 40 ºC выше температуры транспортируемого продукта. Мастика марки МБР-100 рекомендуется для участков трубопроводов с высокой температурой газа на выходе из КС и для ремонтных работ в южных районах летом.

Для улучшения прилипаемости изоляционной мастики к трубопроводу вначале наносится грунтовка (праймер). Праймер готовится путём растворения одной части подогретого битума в двух – трёх частях бензина (по объёму), причём используется битум той же марки, что и для мастики. Наносится при температуре + 30 ºC.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.