Здавалка
Главная | Обратная связь

Свойства изоляционных мастик на битумной основе



 

Марка мастики Температура транспортируемого продукта, ºC Температура размягчения, ºC Растяжимость при 25 ºC, см Глубина проникновения при 25 ºC, см Температура воздуха, ºC
МБР-65 + 5 - 30
МБР-75 + 15 - 15
МБР-90 + 35 - 10
МБР-100 + 40 - 5

 

Изоляционное покрытие наносится на очищенные трубы по просохшей грунтовке, но не позже, чем через 36 часов после нанесения её на трубы. Грунтовка считается просохшей, если при проведении по нижней части трубы рукой, на руке не останется следов от грунтовки. На поверхности трубы, покрытой грунтовкой, перед нанесением покрытия не должно быть пыли, грязи, влаги, наледи, снега. Толщина наносимого битумного слоя, его прилипаемость (адгезия) и сплошность, степень погружения стеклохолста или другого армирующего материала в слой мастики в основном зависят от её вязкости, которая при данном составе регулируется изменением температуры в ванне котла или изоляционной машины в зависимости от температуры окружающего воздуха.

В качестве армирующей и защитной обмотки трубопроводов применяют различные материалы, которые служат для армирования изоляции, увеличения толщины её, фиксации наносимого слоя мастики, не позволяя ей стекать с трубы. В качестве обёрточных материалов для защиты изоляционных покрытий от механических повреждений применяют полимерные плёнки толщиной не менее 0,5мм (полимерно-дёгте-битумные – ПДБ и полимерно-резино-дёгте-битумными – ПРДБ) или бикарул, бризол марки БРП, стеклорубероид (обертки ОП) с прочностью на разрыв не менее 2,5кгс на 1см ширины полотнища. Бризол (битумно-резиновый рулонный материал) изготавливается в основном из битума с добавлением рабракса, асбеста, резиновой крошки по ТУ. Поставляется в виде рулонов, намотанных на картонный сердечник диаметром 70мм.

При производстве мастик в полевых условиях используют битумоплавильные установки, состоящие из битумоплавильного котла, котла смесителя с передвижной электростанцией. Приготовление мастики может осуществляться непосредственно на месте производства работ или доставляться к месту битумовозом, представляющий собой автомобильную цистерну, оборудованную манометром, сливным пробковым краном со шлангом, утеплённую стекловолокном. Застывшая мастика разогревается переносной горелкой. Чаще всего приготовление мастики осуществляется непосредственно на месте производства работ. Кроме того, процесс можно механизировать, используя изоляционные машины. Это самоходные машины, применяемые при строительстве трубопроводов, наносящие покрытие и обёртывающие газопровод обёрточным материалом. Изоляцию нормального типа следует наносить изоляционной машиной, используя вторую скорость передвижения, а усиленного – первую скорость.

Изоляционная машина состоит из следующих основных узлов, смонтированных на металлической раме: двигателя внутреннего сгорания с коробкой перемены передач и цилиндрическим редуктором для передачи вращения от двигателя к фрикционам ходового механизма и битумных насосов, ходового механизма, конического редуктора для передачи вращения от двигателя на ходовой механизм и цевочной обод со шпулями, бензинового бака, обечайки, при помощи которой осуществляется нанесение мастики на трубы, обертывающего механизма, резервуара с битумными насосами, напорными трубопроводами для перекачки мастики из котла в резервуар и подачи её резервуара в обечайку. Машина снабжена керосиновым баком и переносной горелкой для разогрева застывшей мастики в трубопроводах машины.

Одним из наиболее перспективных путей повышения эффективности протикоррозионных покрытий является применение полимеров. Тонкоплёночные покрытия не разрушаются при гнутье труб, обладают высокой химической стойкостью. Широкое распространение получили изоляционные полимерные ленты на основе поливинилхлорида и полиэтилена со слоем клея на одной стороне для приклеивания к трубопроводам. В США полимерные ленты из аналогичных материалов, предназначенные для изоляции подземных трубопроводов, подразделяют на две группы: основные функции защитного покрытия выполняет полимерная плёнка, а клей служит для приклеивания плёнки к трубе; защитной изоляцией является сам клей, а плёнка играет роль подложки и обмотки. У нас полимерные ленты покрывают бризолом, плёночным материалом ПДБ или другими обёртками. Защитные обёртки применяют для предохранения полимерного покрытия от повреждения в скальных и щебенистых грунтах, а также на болотах, на участках трубопроводов с температурой транспортируемого продукта свыше 50 ºC.

Применение полимерных лент позволяет увеличить срок изоляционного покрытия, упростить технологию производства работ, повысить производительность труда. Применяют поливинилхлоридные ленты различных типов – ПИЛ, ПВХ – СЛ, ПВХ –БК, ПВХ –СК, ЛМЛ и ЛТЛ. В летний период и осенне-зимний период применяют ленты ПИЛ, ПВХ –СК, ПВХ – СЛ, в зимний – ленты ЛМЛ-1, ЛМЛ-2 и другие, а для изоляции горячих участков трубопроводов – теплостойкие ленты ЛТЛ.

Кроме поливинилхлоридных лент на трубопроводах применяют ленты, изготовленные из полиэтилена низкой плотности – ПЭЛ. Лента ПЭЛ обладает более высоким электросопротивлением, лучшей прилипаемостью, меньшим водопоглощением, высокой химической стойкостью и сохраняет механическую прочность в более широком интервале температур, чем поливинилхлоридная лента ПИЛ, но имеет более высокую стоимость. Ленту ПЭЛ можно наносить на трубопроводы при температурах до – 25 ºC и ниже. Полиэтиленовые ленты толщиной 0,3 – 0,35мм, применяемые для изоляции трубопроводов, имеют ширину 100 – 500мм в зависимости от диаметра труб – ПЭЛ-100, ПЭЛ-200, ПЭЛ-300, ПЭЛ-400 и ПЭЛ-500.

За рубежом наиболее распространены ленты типа «Поликен» на основе полиэтилена со слоем клея из синтетического каучука. Для каждого типа ленты следует применять только соответствующую клеевую грунтовку.

Для предохранения изоляции из полимерных лент от механических повреждений на трубопроводы диаметром 1020мм и более дополнительно наносят обёртки из одного слоя рулонного материала. При меньших диаметрах обёртки выполняют на трубопроводах, проложенных в скальных, щебенистых, сухих комковатых, глинистых и суглинистых грунтах, а также на болотах. При поземном пересечении трубопроводами железных и автомобильных дорог, а также на подводных переходах защитную обёртку следует выполнять из негниющих материалов и наносить в два слоя, накладывая по ним футеровку из деревянных реек, капролона или бетонируя эти участки.

Поверхность трубопровода не должна иметь острых выступов, заусениц, задиров, брызг металла, шлака, флюса, которые должны быть срублены, опилены или зачищены специальными машинками. Подготовленная поверхность покрывается сплошным равномерным слоем грунтовки, которую перед нанесением размешивают, не допуская сгустков, пузырей и т.д. Температура грунтовки перед нанесением 10 – 30 ºC. При жарком климате и летом допускается и выше 30 ºC. При температуре окружающего воздуха ниже 10 ºC рулоны ленты предварительно выдерживают в тёплом помещении не менее 48 часов при температуре не ниже 15 ºC. При температуре окружающего воздуха ниже 3 ºC поверхность трубопровода должна быть подогрета до температуры не ниже 15ºC. Лента должна наносится без перекосов, морщин, отвисаний с нахлёстом 3 – 5см. Изоляция с гофрами недопустима. Важным условием, обеспечивающим плотное прилегание ленты по всей защищаемой поверхности и создающим герметичность в нахлёстке, является натяжение ленты с усилием около 50кгс на ширину полотнища ленты.

Расход полимерных лент, а также рулонных материалов для защитной обёртки может быть подсчитан по следующим формулам:

 

; ;

где Sл – площадь поверхности ленты (обёрточного материала) на трубе; D – наружный диаметр изолируемого трубопровода; L – длина изолируемого трубопровода; B – ширина ленты (обёрточного материала); П – нахлёст витков ленты (обёрточного материала); G – расход полимерной ленты; 1,1 – коэффициент для учёта потерь ленты при смене рулонов, обрывах, торцовке и пр.; М – масса 1м2 ленты («Поликен 980-20» толщиной 0,51мм М=0,55кг).

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.