Здавалка
Главная | Обратная связь

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ



Д. Н. ИСАЕВ

ПСИХОПАТОЛОГИЯ

ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

Учебник для вузов

Рекомендовано угебно-методигеским объединением

по специальностям педагогигеского образования

в кагестве угебника для студентов высших угебных заведений,

обугающихся по специальностям: 031500 — тифлопедагогика,

031600 — сурдопедагогика, 031700 — олигофренопедагогика,

031800 - логопедия, 031900 — специальная психология,

032000 — специальная дошкольная педагогика и психология

Санкт-Петербург

СпецЛит

УДК 378 371 376 616.8

И85

Автор приносит искреннюю и глубокую благодарность всем тем,

кто ободрял, помогал и в конегном итоге сделал возможным написание

угебника. В первую огередь это относится ко всему профессорско-преподавательскому

коллективу Института специальной педагогики и психологии

и его ректору профессору Людмиле Михайловне Шипицыной.

А в т о р :

Исаев Дмитрий Николаевиг — доктор медицинских наук, профессор Института

специальной педагогики и психологии Международного университета имени

Рауля Валленберга. Основные научные интересы сосредоточены в области психического

недоразвития и его динамики у детей, соматогенных и психосоматических

расстройств у детей, психосексуального развития и полового воспитания, особенностей

внутренней картины болезни у детей и др. Результатом исследований автора

явились более 250 публикаций, в числе которых 12 руководств и монографий.

Исаев Д. Н.

И85 Психопатология детского возраста: Учебник для вуз

о в . - СПб.: СпецЛит, 2001.-463 с - 15ВЫ 5-299-00187-8

Учебник создан по образовательному стандарту Министерства общего

и профессионального образования.

Основные идеи книги — влияние жизненных ситуаций на развитие

психических нарушений; участие в их формировании как наследственных

механизмов, так и внешних факторов; наличие принципиальных возрастных

различий в клинических картинах психических расстройств. В учебнике

изложены психопатологические симптомы и синдромы, а также их возрастное

своеобразие. Даны представления об особенностях психических

расстройств в раннем возрасте, в детстве и у подростков. Описаны методы

и методики, используемые для диагностики нервно-психических расстройств

у детей.

УДК 378 371 376 616.8

15ВЯ 5-299-00187-8 © Издательство ••СпецЛит»-, 2001

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебник профессора Д. Н. Исаева «Психопатология детского

возраста» является итогом многократно прочитанных и переработанных

лекций, которые предназначены для будущих специальных

психологов и педагогов.

Содержание предлагаемого учебника подготовлено в соответствии

с Государственным образовательным стандартом профессионального

высшего образования по специальностям 031900 — специальная

психология, 031300 — социальная педагогика, тифло- и

сурдопедагогика, 031700 - олигофренопедагогика, 031800 — логопедия,

032000 — специальная дошкольная педагогика, утвержденным

Министерством образования РФ 14 апреля 2000 года.

Образовательный стандарт предопределил название учебника

— «Психопатология детского возраста», однако логика изложения

материала и сам стандарт потребовали осветить происхождение,

распространенность, систематику, динамику и элементы терапии

расстройств психики у детей и подростков, в связи с этим

автор вынужден был выйти за рамки того, что является в узком

смысле содержанием психопатологии. Полагаем, что это увеличение

объема учебника улучшает содержание книги, дает возможность

автору более углубленно излагать материал, что в конечном

итоге сделает более понятным для будущего специалиста значимость

этого предмета и расширит его кругозор. Особую ценность

книга представляет для тех, кто будет работать с подрастающим

поколением, поскольку во всех главах очень подробно излагаются

особенности психопатологических симптомов, синдромов и психических

болезней в детском возрасте. Более того, для того чтобы

показать существующую специфику детской психопатологии, выделено

несколько глав, в которых более подробно описаны психические

расстройства у детей младенческого, раннего, дошкольного,

школьного и подросткового возраста. Следует также подчеркнуть,

что, удовлетворяя потребности будущих специальных психологов

и педагогов в практических рекомендациях, автор дает указания

по коррекционной развивающей педагогической работе при выявленных

психопатологических синдромах и приводит патопсихологические

характеристики некоторых психических заболеваний.

Успешно реализована идея - показать связь возникающих у детей

психических расстройств с социальными и психологическими факторами.

Это безусловно воспитывает у учащихся стремление во

всех случаях организовывать психотерапевтическую, психокоррек-

ционно-педагогическую и социальную помощь.

Красной нитью проводится мысль о том, что невозможно категорично

разделять психические расстройства и отклонения в

развитии на эндогенные и экзогенные болезни. Убедительно показано,

что в действительности возникающая психопатология определяется

как внутренними условиями, так и провоцирующими их

манифестацию внешними факторами. Различие состоит лишь в

том, какие из этих факторов преобладают. Понимание студентами

этой закономерности приведет к выводу о том, что необходимо

разностороннее вмешательство при всех психических расстройствах

вне зависимости от выявленной причины.

В процессе подробного анализа эмоциональных стрессов (психогенных

воздействий) раскрыто значение и механизм действия

таких социальных факторов, как трудные жизненные обстоятельства.

Все изложенное в учебнике должно привести будущего специалиста

к мысли о приоритете профилактики перед коррекционной,

развивающей и психотерапевтической работой. Осознание этого

поможет специалисту уделять больше внимания первичной профилактике,

т. е. предупреждению возникновения нервно-психических

расстройств и патологических состояний, вторичной профилактике

(предупреждению обострений уже имеющихся расстройств)

и третичной профилактике (появлению новых болезней

у инвалидов).

Современный характер предлагаемого учебника определяется

тем, что его клиническая часть структурирована на основе Международной

классификации болезней 10-го пересмотра (1992 г.).

В то же время не игнорируются и традиционные нозологические

представления отечественных ученых о систематике психических

болезней.

С целью ознакомления студентов с детской психиатрией как

наукой, которая играет большую роль в диагностике, индивидуализации

коррекционной работы, реабилитации психически больных

и имеющих отклонения в развитии детей, излагаются ее история

и связи с другими науками.

Расширению знаний о применяемых в психиатрии методических

приемах и использовании их в психолого-педагогической

работе будут способствовать представленные методы обследования

детей с дизонтогенезом и больных с психическими расстройствами.

Разделы учебника, посвященные описанию симптомов, синдромов,

патологических состояний и заболеваний, иллюстрированы

выдержками из истории болезни, что облегчает возможность студентам

получить практические навыки по своевременному выявлению

первых признаков психических расстройств.

Каждый раздел учебника сопровождается тестами или вопросами

для самостоятельной проработки усвоенного материала, а

также рекомендуемой литературой, которая может оказаться по-

лезной не только для студентов, но и для уже завершивших образование

специалистов.

В заключение следует сказать, что учебник профессора

Д. Н. Исаева, преподающего в высших учебных заведениях почти

полвека, восполняет давно существующий недостаток учебных пособий

по психопатологии для специальных психологов и педагогов.

В связи с указанными достоинствами он может быть рекомендован

для использования в учебном процессе при преподавании

психопатологии детского возраста не только будущим специальным

психологам и педагогам, но и другим специалистам педагогических

вузов, социальных факультетов, которые будут работать с

детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и жизнедеятельности.

Учебник будет полезен также педиатрам, детским невропатологам

и психиатрам, нейрофизиологам и нейропсихологам, а также

всем, кто по роду своей деятельности имеет дело с больным и

здоровым ребенком.

Ректор Института специальной педагогики и психологии Международного

университета семьи и ребенка

имени Рауля Валленберга,

действительный глеи Нью-Йоркской Академии наук

заведующая кафедрой специальной психологии

Санкт-Петербургского государственного университета

профессор, доктор биологигеских наук

Л. М. ШИПИЦЫНА

 

В В Е Д Е Н И Е

Роль детской психиатрии в подготовке специальных

психологов и других специалистов, работающих с детьми,

имеющими отклонения в развитии

Следует развеять достаточно распространенное заблуждение о

том, что психолог, как и другие специалисты-непсихиатры, не

должен заниматься психическими больными, так как он с ними не

встречается, а если это и происходит, то ему необходимо сразу направить

больного в психиатрическую больницу, не принимая

участия в его судьбе. В действительности это большая ошибка. Существует

множество патологически измененных личностей, которые

или никогда, или редко лечатся. Они находятся среди психически

здоровых людей. Значительное их число среди подростков с деви-

антным поведением, отклонениями в развитии, нарушениями органов

чувств. Они часто нуждаются лишь в коррекционных педагогических

мерах. Кроме того, даже настоящие психически больные,

требующие лечения, могут долгое время до выраженного

проявления заболевания находиться в обществе, прежде чем им

будет поставлен диагноз. Обе эти группы психических расстройств

требуют психиатрического подхода, который возможен лишь при

понимании границ психического здоровья и болезни. Изучение

этих границ — задача пограничной психиатрии. Последняя — «область

несравненно более тонкая, область более сложная, требующая

гораздо большего опыта, навыков и знания, чем психиатрия

большая, где речь идет о душевнобольных в узком смысле слова»

[Ганнушкин П. Б., 1924]. Одно из приложений психиатрических

знаний — выявление разнообразной психопатологической симптоматики,

нередко наблюдающейся у лиц с отклонениями в развитии,

речевой патологией, нарушениями органов чувств.

В то же время если некоторые психологи и педагоги считают

себя вправе не овладевать психиатрией в достаточной степени, то

человек безо всякого психологического образования (администратор,

юрист, просто обыватель) полагает, что он весьма компетентен

в этой отрасли медицинских знаний, и пытается делать свои

заключения, которые нередко приносят вред тому, кого они касаются.

Детская психиатрия, объединяя медицинские знания, дает профессионалу,

работающему в области специальной психологии и

педагогики, необходимые предпосылки для формирования его мировоззрения.

Она снабжает поучительными и полезными для профессионалов

сведениями. Главной целью преподавания этой кли-

нической дисциплины является развитие мышления, покоящегося

на биологическом основании. Нет соматической медицины, с одной

стороны, и психиатрии - с другой; медицина, так же как и

объект ее изучения — больной человек,— едина; но практическая

жизнь, клиника все же разделяют эти две стороны одного и того

же дела. При этом психиатрическая клиника имеет свои особенности,

которые не встречаются в других отраслях клинической медицины.

Психиатрическое мышление по необходимости и очень

углубленное, и очень широкое. Оно не может игнорировать общего

состояния организма. Наука, всесторонне изучающая ребенка,

исследуя в неотрывной связи его биологическую сущность и душевную

организацию, дает неоспоримые доводы в пользу необходимости

всестороннего изучения клиента (больного).

Каждый нервно-психический больной — в то же время и соматический

больной. По мнению Д. Д. Плетнева (1989), нет соматических

болезней без психических, из них вытекающих отклонений,

как и-нет психиатрических заболеваний, изолированных от

соматических симптомов. В этой связи обследованию психики

обязательно должно предшествовать изучение соматического состояния

любого консультируемого ребенка, даже не имеющего

статуса больного.

Защищая свою самостоятельность, психиатрия в начале своего

формирования в качестве самостоятельной науки стремилась уйти

подальше от соматической медицины. В настоящее время все хорошо

понимают, что от связи психиатрии с общей медициной выиграют

обе науки, лучше будет понят больной, а потому и эффективнее

будет ему помощь. Примером плодотворности такого взаимодействия

могут служить используемые в теории и практике

концепции: внутренней картины болезни, соматизации нервно-

психических нарушений и психосоматических расстройств.

Психика каждого больного ребенка не остается безучастной

при любом соматическом заболевании. В этом случае реакция

личности направлена на само заболевание, соответственно страданиям

и боли, в то же время она соответствует личностным особенностям

больного. Более точно и всесторонне под названием

внутренней картины болезни (ВКБ) описал психическое состояние

соматического больного Р. А. Лурия (1935). Он считал, что

ВКБ — это «все то, что испытывает и переживает больной, всю

массу ощущений, не только местных болезненных, но его общее

самочувствие, самонаблюдение, представление о своей болезни, о

ее причинах, все то, что связано для больного с приходом его к

врачу,— весь тот огромный внутренний мир больного, который

состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения,

эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и

травм». Вся эта комплексная реакция должна учитываться психологом

и всеми, кто работает с детьми, во время их даже кратко-

временных болезней, не боясь ни недооценить психическое состояние,

ни переоценить его. При этом оценка психического состояния

больного будет тем правильнее, чем точнее будет определен

тип личности заболевшего.

Феномен «соматизации», т. е. появление таких симптомов нарушения

телесных функций, как головные боли, бессонница, исчезновение

аппетита, боли в животе, вялость, слабость и т. д., часто

наблюдается при нервно-психических расстройствах. Он является

эквивалентом психопатологических проявлений и может

служить убедительной иллюстрацией существующей тесной связи

между телом и психикой, которая обнаруживается в процессе заболевания.

Широко распространены «болезни адаптации», или психосоматические

расстройства: гипертоническая болезнь, язва желудка,

бронхиальная астма, психическая анорексия и др. болезни. Их

распространенность у детей достигает 40% всех соматических расстройств,

с которыми обращаются к педиатру. Они являются нарушениями

деятельности различных органов и систем тела, происхождение

которых в большей или меньшей степени связано со

стрессами (накоплением отрицательных эмоций в связи с переживанием

житейских трудностей). Эти болезни являются еще одним

убедительным доказательством существующей у людей взаимосвязи

соматического и психического. Сказанное можно обобщить

следующим образом: без осознания профессионалом факта целостности

душевного и телесного невозможно успешно распознавать

нервно-психические расстройства, помогать больным и консультировать

здоровых детей.

Общая психопатология, являющаяся частью психиатрии, изучающей

симптомы душевных болезней и их сочетания, представляет

материалы, необходимые для понимания больного, для диагностики

заболеваний.

Изучение распространенности психических заболеваний обнаруживает

все увеличивающееся число психических больных у

взрослых и детей. Первичная инвалидность вследствие психических

заболеваний в 1990 г. была 2,51 человека на 100 ООО населения,

в 1996 г.— 3,88, то есть выросла на 54,6%. Каждый год в отдельных

регионах России число суицидов увеличивается на 10%.

По сравнению с 60-ми годами в настоящее время риск родить умственно

отсталого ребенка увеличился в 1,5—2 раза. Выявление

причинных факторов, приводящих к возникновению нервно-психических

расстройств, констатирует существование широкого круга

вредностей: от материнской депривации до региональных экологических

катастроф. Все это должно привести специального

психолога и педагога к выводу о необходимости проведения в дет-

ско-подростковой популяции, являющейся контингентом повышенного

риска, психопрофилактики. Вместо признания важности

профилактической работы слушателю необходимо использовать

методики выявления контингентов детей повышенного риска.

В частности, ему придется изучить эпидемиологические методы.

Более того, он должен знать, что никакая превентивная деятельность

невозможна без организации соответствующей работы среди

педиатров, педагогов, воспитателей, служащих открытых и закрытых

детских учреждений, администраторов, без привлечения добровольных

помощников из местной общественности, верующих,

родителей больных, представителей фондов и других организаций,

готовых помогать страждущим. Специальным психологам и др.

специалистам, работающим с детьми, следует освоить методические

приемы для работы с членами семей, где воспитываются дети,

с тем чтобы помочь в создании благоприятного психологического

климата, столь необходимого для адекватного воспитания и

тем самым для сохранения здоровья детей. Следует организовать

совместную деятельность с педиатрами, педагогами, обучить анализу

отношений в семье и методике помощи ее членам, что расширит

круг специалистов, помогающих семье укреплять душевное

благополучие и правильно воспитывать детей. Консультирование

соматически больных детей позволит улучшить вторичную профилактику,

распознать неразвернутые формы или начальные проявления

соматогенных нервно-психических расстройств. Кроме того,

следует направить внимание на психологические проблемы, возникающие

у хронически больных и особенно у умирающих детей

и подростков, а также у физически неполноценных инвалидов-детей

и подростков. Большую роль психолог может сыграть в реабилитации

больных детей после перенесенных соматических болезней.

Значительных успехов в сохранении и укреплении психического

здоровья детей можно добиться организацией психопрофилактики

непосредственно в детских садах и школах, привлекая

для этой цели воспитателей и учителей. Педагогов следует проинформировать

о возрастных психологических особенностях детей, о

различных психических состояниях и типичных проявлениях некоторых

отклонений. Дети и особенно подростки тоже смогут участвовать

в укреплении своего здоровья, для этого их придется

также ознакомить с элементами психологии и некоторыми проявлениями

нервно-психических расстройств. Через педагогов возможно

также привлечение к психопрофилактической работе всех

тех, кто работает с детьми в часы досуга (инструкторов кружков,

тренеров спортивных секций, хореографов и т.д.), а также родителей

и других членов семьи. Следует дать слушателям необходимые

знания по психологии семьи, без чего невозможно анализировать

процессы, происходящие в семье и оказывающие решающее

влияние на формирование личности ребенка, укрепляющие

или разрушающие ее защитные силы. Знания социальной динамики

позволят правильно понять действие на семью положительных

и отрицательных факторов, а также управлять ими. Для специальных

психологов и др. работающих с детьми это имеет особое значение,

так как примерно 80% психогенных расстройств (неврозов,

нарушений поведения), возникающих в детском возрасте, обусловлено

неблагоприятной семейной ситуацией. Психопрофилактика

должна быть приоритетной по отношению к любым другим видам

деятельности: консультированию, коррекционно-педагогическим

мерам больных или аномальных детей и подростков и др.

Знания по детской психиатрии необходимы для определения

границ компетентности непсихиатров в отношении курируемых

детей и очертаний этого контингента. Полученные сведения позволят

уточнить особенности психического состояния детей, а также

учесть возрастную специфику патопсихологии, без которой невозможен

эволюционный подход к диагностике созревающей личности,

понимание динамики заболевания и лечение в соответствии

с возрастом больного.

Определенная психиатрическая подготовка даст будущим специалистам

возможность правильно определить, имеются ли у детей

отклонения, и направить их при необходимости в то или иное

детское учреждение с учетом наличия или отсутствия психопатологических

симптомов.

Для совместной работы с врачами (педиатром, психиатром,

неврологом) необходимо также разбираться в симптоматике нервно-

психических расстройств. Не ориентируясь в ней, невозможно

правильно составить психологическое заключение в случае подозрения

на наличие психического заболевания. Консультируя родителей,

педагогов и других специалистов, работающих с детьми,

имеющими отклонения в развитии, психологи должны использовать

сведения из области возрастной психиатрии. Эти сведения

могут иметь большое значение для успешной абилитации и реабилитации

больных детей и подростков.

Знакомство с отдельными симптомами, их сочетаниями в форме

синдромов и наиболее часто встречающимися заболеваниями

позволит правильно ориентироваться в психопатологии. Откроется

путь для более точной и ранней диагностики различных вариантов

нарушений поведения и патологического развития личности.

Появится возможность разобраться во всех оттенках переживаний

невротических больных и научиться отграничивать их от

психотических расстройств. Исчезнет опасность не распознать у детей

появление припадочных состояний и даже нетипичных проявлений

эпилептической болезни. Соматические заболевания больных

детей не будут рассматриваться в отрыве от их душевного состояния,

от которого эти болезни в той или иной степени зависят.

Особенное значение освоенные знания по психиатрии имеют

для анализа психических аномалий при речевой патологии, некоторых

поведенческих нарушений, парциальных форм психического

недоразвития и задержек психического развития. Они позволят

без больших ошибок диагностировать структуру психических расстройств,

имеющихся при различных степенях умственной отсталости,

задержках психического развития и парциальных нарушениях

психики. Этот анализ облегчит составление рекомендаций по

коррекционной педагогике и абилитации детей с отклонениями в

развитии.

Изучая психиатрию, учащийся получает очень важные знания

по клиническим и другим методикам изучения психически больного

ребенка, а также его семьи. Происходит обучение пониманию

необходимости этих исследований для диагностики и оценки

динамики психических нарушений под влиянием терапии. Осваивается

специфика сбора субъективного анамнеза жизни и болезни,

полученного от больного ребенка. Из объективного анамнеза, собранного

не от самого больного, а от его окружающих, по возможности

незаинтересованных свидетелей его болезни, прежде

всего от родителей и родственников, может быть получен материал,

который, возможно, станет решающим для установления диагноза.

Анамнез также является источником сведений о родителях

больного. Учащийся овладевает схемой обследования психически

больного, фактически представляющей структурированную беседу,

с помощью которой он обучается выявлять отдельные симптомы

и даже распознавать заболевание. При этом необходимо иметь в

виду, что умение беседовать с психически больным дается не только

знанием и опытом, но и определенными психическими качествами

(вдумчивостью, внимательным отношением к больному,

правдивостью, простотой в общении, лишенной лицемерия и слащавости).

Именно это приходится осваивать тому, кто учится собирать

анамнез. Существенное значение имеет наблюдение за поведением

больного. В связи с большой длительностью психических

заболеваний, повторностью приступов, возможностью

неполного выздоровления особенную роль играет катамнез (прослеживание

судьбы больного), исследованию которого следует

также научиться.

Психологам крайне необходимы знания методов патопсихологической

диагностики. Для оценки уровня интеллектуального функционирования,

особенностей созревания личности в целом, выявления

психотравмирующих комплексов, диагностики психических

дефектов, установления функционального диагноза психологи

должны освоить и использовать соответствующие методики и правильно

их интерпретировать.

Уровень профессионального мастерства не может быть высоким

без знания современных систематик заболеваний: «Международной

классификации болезней (10-го пересмотра) - МКБ-10»,

«Диагностического и статистического руководства по психическим

заболеваниям» Американской ассоциации психиатрии (05М-1У) и

других. Освоение этих систематик позволит специалисту не только

правильно кодировать психические расстройства, но и успешно

проводить их диагностику и дифференциальную диагностику.

Эта книга дает представление об основных электрофизиологических,

рентгенологических, биохимических и других лабораторных

методиках. Сведения об этих параклинических исследованиях

и получаемых в результате данных необходимы для понимания

важности изучения биологических основ психических заболеваний

с целью их диагностики. Они используются также для проникновения

в этиологию и патогенез (механизм развития) диагностируемых

болезней.

Осваивая психопатологию, будущий специалист поймет необходимость

приобретения навыков психологического и нейропси-

хологического исследования, способного в сомнительных случаях

уточнить диагноз, облегчить дифференциальный диагноз заболевания,

а также оценить течение заболевания и степень успешности

его лечения.

Жизненно необходимо освоить принципы социальной психиатрии.

Она ставит своей целью учитывать появление в популяции

психически больных, что позволяет иметь представление о распространенности

различных форм психопатологии. Без этих знаний

невозможно оценить степень опасности того или иного заболевания,

очень сложно осуществлять превентивные меры в отношении

групп повышенного риска. В настоящее время это особенно

актуально, так как очень быстрые социальные и экономические

изменения в стране, которые до сих пор не стабилизировались,

приводят к росту нервно-психических расстройств, алкоголизации

и наркотизации. Так, половина дошкольников эмоционально неустойчива,

треть — беспокойна, агрессивна или, напротив, боязлива.

16—29% детей 6-летнего возраста не готовы к обучению в

школе. У трети школьников наблюдаются невротические расстройства.

Только 15—20% детей заканчивает школу практически

здоровыми, остальные страдают язвой желудка, гастритом, колитом,

неврозами, гипертонической болезнью и др. психосоматическими

заболеваниями и нервно-психическими расстройствами.

Столь раннее нарушение детского здоровья объясняется в первую

очередь неблагополучием в семьях, нестабильностью материального

положения, конфликтами между ее членами, пренебрежением

родительскими обязанностями и т. д.

Социальная психиатрия разрабатывает правовые нормы, защищающие

права несовершеннолетних больных и регламентирующие

работу с ними. Она же формулирует правила, определяющие, кого

из детей, как и когда следует консультировать у детско-подростко-

вого психиатра, кто и при каких условиях направляется в стационарные

учреждения. Взаимодействие с психиатрической службой

позволяет успешнее помогать больным, если у них распознаются

 

нервно-психические расстройства и они своевременно направляются

к психиатру для лечения. Кроме того, специалисты, сотрудничающие

с психиатром, могут получить информацию о совпадении

своих заключений о предполагаемых расстройствах с врачебной

диагностикой, а также и о динамике состояний детей, направленных

на лечение. Это поможет проконтролировать уровень психопатологических

знаний и тем самым будет способствовать их

улучшению. Существует понимание важности проблем умственной

отсталости и задержек психического развития, однако не у всех

завершивших высшее психологическое образование достаточно

умения без больших ошибок диагностировать эти и другие состояния.

Освоение- приведенного здесь комплекса знаний и умений

должно ликвидировать этот пробел, дать необходимые знания и

предоставить возможности для получения необходимого опыта.

Изменение структуры семьи, новое положение женщины в обществе,

более свободная сексуальная мораль, акселерация подростков,

опасность заболевания СПИДом и другими заболеваниями,

передающимися половым путем, — все это у детей и особенно подростков

в процессе возрастных изменений создает психологические

трудности, а иногда и приводит к нервно-психическим расстройствам.

Это вместе с другими факторами — важные аргументы

в пользу преподавания психологам закономерностей психосексуального

развития и его аномалий, а также основ полового воспитания.

Не только правовым, но и нравственным ориентиром может

служить принятый в 1992 г. закон Российской Федерации «О психиатрической

помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании

». Основные его положения, касающиеся детей, требуют скрупулезного

их соблюдения, и именно это будет создавать единственно

возможный деонтологический климат в процессе работы с

детьми, имеющими отклонения в развитии, и их семьями. Детальное

изучение других официальных документов также должно являться

не только укреплением юридических знаний, но и способствовать

созданию обязательной высокой моральной атмосферы,

являющейся необходимым условием оказания помощи душевнобольным

детям и подросткам.

 

Г л а в а 1

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ

ПСИХИАТРИИ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.