Здавалка
Главная | Обратная связь

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИАТРИИ КАК НАУКИ



Ознакомление с формированием психиатрии, ее достижениями

и крупнейшими учеными, создавшими науку, имеет большое познавательное

значение. Наряду с этим понимание пути психиатрии,

прошедшей от наказаний и изоляции душевнобольных до гуманного

их лечения и реабилитации, будет способствовать воспитанию

бережного отношения к пациенту, клиенту, ученику и его

семье.

Изучение истории психиатрии показывает, что развитие представлений

о психических расстройствах связаны с господствующими

в ту или иную эпоху философскими взглядами. В этой связи

можно выделить три основные существующие и развивающиеся

тенденции.

1. Магигеский подход — рассмотрение необъяснимых явлений

в психике как магических. В примитивном обществе ответственными

за болезни души и тела считали духов. В Средние века возникновение

помешательства связывали с кознями дьявола или с

добровольным общением с ним. В некоторых культурах и в настоящее

время все еще психоз считают результатом одержимости бесовскими

силами, вселения в человека дьявола.

2. Органигеский подход — объяснение душевных болезней телесными

причинами. Греческий философ Гиппократ (IVв. до н.э.),

как и некоторые другие его современники, связывал появление

психических расстройств с материальными явлениями (смешением

соков в организме). Мозг он считал органом познания и приспособления

человека к среде: «Надо знать, что, с одной стороны, наслаждения,

радость, смех, игры, а с другой стороны, огорчения,

печаль, недовольства и жалобы — происходят от мозга... От него

мы становимся безумными, бредим, нас охватывают тревога, страхи,

либо ночью, либо с наступлением дня». В XIX веке Т. Мейнерт

(1833—1892) уже определенно связывал возникновение психозов с

болезнями больших полушарий мозга. В. Гризингерг (1814—1868)

указывал на то, что многие нервно-психические болезни обязаны

своим происхождением соматическим заболеваниям. В XX веке

достигнут такой уровень развития психиатрии, что, например,

А. Фёллинг (1934) смог объяснить происхождение фенилкетону-

рии (формы умственной отсталости) отсутствием фермента фени-

лаланингидроксилазы.

3. Психологигеский подход — обнаружение психологических

причин психических нарушений. Возникновение взгляда на психические

расстройства как на последствие людских страстей и пороков

можно представить как трансформацию средневековых представлений

о влияниях злого духа на душу и поведение людей.

В начале XIX веке представители «Психической школы» — И. Гей-

нрот (1773—1843), рассматривавший религиозную мораль как

причину психических расстройств, В. Иделер (1795-1860), отстаивавший

в этом качестве чистую мораль, Бенеке (1789-1854), видевший

в крайнем психологизме ответ на вопрос об этиологии

психических расстройств, и др. — этиологию психических расстройств

сводили к психическим факторам. В конце XIX — начале

XXвека. З.Фрейд (1856—1939) конкретизировал характер психологических

воздействий, способных привести к возникновению

неврозов и психозов, ими он считал вытесненные из сознания

эмоции и побуждения. В течение XX века это направление, связанное

с изучением глубинных психологических механизмов, которые

могут являться, в частности, причиной нервно-психических расстройств,

разрабатывалось трудами его учеников и последователей:

К. Юнга (1875-1961), А.Адлера (1870-1937), Е. Блейле-

ра (1857-1939), К. Хорни (1885-1953) и многих других.

4. Интегральный подход — понимание психических расстройств

как изменение работы сложного физиологического механизма

(организма) и осознающего себя индивида (личности) под

влиянием трудных жизненных обстоятельств и связанных с ними

эмоциональных стрессов, тревоги, гнева, страха, безнадежности.

Г. Селье (1946) при так называемом адаптационном синдроме выявил

цикл органических реакций в ответ на внешние раздражители.

Его учение наряду с работами И.П.Павлова (1849—1936) и

3. Фрейда легло в основу клинических и экспериментальных

исследований взаимодействия между душой и телом. Возникло психосоматическое

направление в медицине (ДойчФ., 1884—1964,

ГроддекГ., 1886-1934, Данбар Ф., 1902-1959, Александер Ф.,

1891-1964 и др.), рассматривающее соматические расстройства в

неразрывной связи с состоянием психики, а психические болезни

неотрывно от телесных изменений По сути, этот подход — отражение

признания того, что не существует ни психической, ни соматической

болезни. Практически у больного человека имеются

представленные в разных пропорциях сочетания как психических,

так и соматических нарушений. От преобладания одних или других

зависит диагноз душевного или телесного заболевания. Преимущество

этого подхода в том, что вне зависимости от того, расстроена

психика или возникло соматическое заболевание, он предполагает

необходимость использования не только лекарственных

 

препаратов, действующих на соматические симптомы, но и на

обязательности применения средств психотерапии.

Развитие психиатрии определяется также потребностями общества

в организации помощи душевнобольным, социальными

условиями, связанными как с преобладающими представлениями

об этиологии душевных расстройств, так и с материальными возможностями

государства и его общественных институтов.

В Средние века, когда в рамках феодальных государств стали

развиваться города, из-за скученности проживания людей возникла

необходимость изоляции психических больных. Однако из-за

преобладания в это время взгляда на душевные болезни как на

одержимость дьяволом больных содержали в монастырях. А в некоторых

странах психических больных даже подвергали уничтожению

на кострах инквизиции.

Позже, в XV—XVII веках, в бывших тюрьмах и казематах стали

организовывать убежища для психических больных, где их содержали

в неприспособленных для существования людей помещениях,

избивали, не кормили и приковывали цепями.

В конце XVIII — начале XIX века буржуазная революция во

Франции провозгласила защиту прав человека. В соответствии с

гуманистическими идеалами того времени Ф. Пинель (1745—1826)

в Париже начал превращать полутюремные убежища для сумасшедших

в медицинские учреждения для душевнобольных. Одно

из важных его нововведений на пути превращения последних из

отвергаемых обществом монстров в ранг больных — ликвидация

цепей. Все же в обиходе больниц оставались смирительные рубашки

и другие меры стеснения больных. Продолжил борьбу с

ограничениями свободы больных британский психиатр Д. Конол-

ли (1794—1866). В Англии он ввел режим нестеснения психических

больных, который оказал большое влияние на создание более

гуманного отношения к пациентам психиатрических больниц

во всем мире. В других странах также были сделаны первые шаги

по организации психиатрических больниц. В США первая психиатрическая

больница была открыта в штате Вирджиния (1773).

В этой стране преобразования в психиатрии связывают с именем

Б. Раша (1745-1813).

В России никогда не обращались с душевнобольными так жестоко,

как в странах Западной Европы. Обвинения в «бесовской

порче» и казни психических больных были единичными. Больных

чаще воспринимали как «Богом наказанными» и потому не относились

к ним как к враждебной силе. Уже в IX—XI веках организовывалось

призрение душевнобольных в монастырях Киева и позже

в Москве. В царствование Петра Великого было запрещено

направлять «сумасбродных» в монастыри и предлагалось помещать

в специальные больницы. Однако первые психиатрические

больницы были открыты в 1876 г. в Новгороде, Риге и Москве, в

1879 г. организовано отделение в Санкт-Петербурге. Гуманистические

преобразования особенно активно проводил главный врач

психиатрической больницы в Москве (с 1828 г.) В. Ф. Саблер. При

нем были уничтожены цепи, организованы досуг и трудовая терапия

больных, заведены истории болезни, рецептурные книги, появились

врачи примерно с теми же обязанностями, что и в настоящее

время. В Санкт-Петербурге такие же изменения в судьбе

больных произвел И. М. Балинский (1827—1902), первый русский

профессор психиатрии (с 1857 г.). Отсталое психиатрическое учреждение

он превратил в передовую клинику. С его участием создавались

проекты новых психиатрических больниц. Реформы в

российских психиатрических учреждениях связаны с именем

С. С. Корсакова (1854—1900), одного из основателей российской

научной психиатрии и нозологического направления. В его московской

психиатрической клинике были ликвидированы все меры

стеснения, упразднены изоляторы, были сняты решетки с окон отделений,

введены постельное содержание острых больных и занятия

на открытом воздухе для больных с затяжными болезнями.

После 1917 г. осуществлялись попытки превращения медицины,

задачей которой было только лечение, в здравоохранение,

целью которого стало бы еще и предупреждение болезней. В русле

этих преобразований в 1919—1923 гг. было начато создание вне-

больничной психиатрии. Опережая зарубежные страны, отечественные

психиатры (Бехтерев В. М., 1857—1927, Ганнушкин П. Б.,

1875-1933, Розенштейн Л. М., 1884-1935 и др.) создали научное

обоснование психопрофилактики, организовали психоневрологические

институты и диспансеры, предназначив их для оказания

медицинской, консультативной и социальной помощи больным,

страдающим психозами, неврозами и прочими пограничными психическими

заболеваниями. Их функциями стали:

1) активное выявление и учет больных, наблюдение за ними

и амбулаторное лечение;

2) восстановление здоровья психических больных и своевременное

направление в больницу в случае необходимости;

3) проведение психиатрической экспертизы больных;

4) оказание консультативной помощи другим специалистам;

5) правовая, социальная и патронажная помощь больным, находящимся

под наблюдением диспансера;

6) реабилитация психических больных, вовлечение в трудовую

деятельность и трудоустройство больных с остаточной трудоспособностью.

Дальнейшее развитие психиатрической помощи пошло по пути

уменьшения крупных больниц, организации дневных и ночных

стационаров, создания профильных лечебных учреждений (детских,

подростковых, геронтологических), изменения структуры и

назначения старых лечебных учреждений с целью максимального

приближения служб к населению и специализации предлагаемых

услуг. Эти изменения позволяют проводить реабилитацию больных,

используя многоступенчатое их обслуживание. Повышает эффективность

лечения и реабилитации больных привлечение для

этого все большего круга профессионалов: врачей-непсихиатров,

медицинских и специальных психологов, логопедов, социальных

работников, педагогов, инструкторов по лечебной физкультуре.

В кратком очерке не упомянуты имена таких зарубежных и

отечественных психиатров, усилиями которых создавалась психиатрическая

наука (Кандинский В. X., Крафт-Эбинг Р., Крепелин Э.,

Кречмер Э., Морель Б., Маньян В., Мержеевский И. П., Сербский

В. П., ЭскирольЖ. и др.), разрабатывались новые терапевтические

средства (Вагнер-Яурегг И., 1917; ДелейЖ., ДеникерП.,

1952; Закель М., 1933; Каннабих Ю. В., 1974 и др.) и осуществлялось

совершенствование психиатрической помощи населению (Кащенко

П. П., Маляревский П. П. и др.). В разделе об истории формирования

детской психиатрии будут приведены имена многих из

тех ученых, которые внесли свой вклад как в детскую, так и в общую

психиатриИ

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.