Здавалка
Главная | Обратная связь

КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ



Классификации психических расстройств отражают в краткой

форме достижения психиатрии, методологию этой науки, перспективы

ее развития, теоретические основы и практические подходы.

Одни классификации предназначаются для теоретических, другие

— для клинико-диагностических, а третьи - для статистических

целей. Принципы, на которых строились систематики, по мере

развития психиатрии менялись. Первоначально они основывались

на преобладающих психопатологических проявлениях, т.е.

по синдромологическому принципу.

Классификация В. Моге1 (1857) пронизана идеями о вырождении

(дегенерации), согласно которым синдромы, отмечаемые

у родственников, утяжеляются из поколения в поколение.

№. Оп5т§ег (1867) в своей систематике различные психопатологические

проявления рассматривал как стадии одного и того же

единого психоза.

Е. КгереНп (1899) создал нозологическую классификацию,

в которой впервые появились психические болезни, имеющие

определенную этиологию, динамику развития клинической картины

и исход. Эта систематика с учетом национальных особенностей

наук стала прототипом клинических классификаций нервно-психических

заболеваний в нашей и некоторых других европейских

странах. Нозологические систематики нередко критикуются на том

основании, что сегодня неизвестны причины почти всех психических

расстройств, а потому и невозможно их группировать, основываясь

на том, что еще не открыто. Другой упрек этому подходу

— чрезмерное увлечение клиническими описаниями в ущерб

изучению личности, ее истории развития и ее участию в болезненном

процессе.

А. Меуег (1922) выявлял типы реакций личности (эргазии),

являющиеся результатом приспособления к определенным условиям

жизни, и вместо болезней группировал их. Американские классификации

психических болезней были основаны на этих идеях.

Эти систематики основаны на антинозологических позициях, при

которых размываются границы между нормой и патологией. В них

не делается различий между основными и сопутствующими факторами,

участвующими в возникновении психических расстройств,

многими психиатрами они оцениваются скептически.

Международная классификация психических расстройств

детского возраста. В 1969 г. создана первая международная

классификация психических расстройств детского возраста [Ки1-

1егМ., ЬеЪо\ча 5., Е1$епЬег§Ь. е* а1.]. В ней предложена трехосевая

классификационная схема, где первая ось — клинигеский психи-

атригеский синдром, вторая ось — интеллектуальный ______________уровень,

третья ось — сопутствующие или этиологигеские факторы. Несовершенство

этой систематики видят в отсутствии связи с классификацией

психических заболеваний взрослых, в недостаточной

клинической дифференцированное™ и разграничении ряда рубрик

[Ковалев В. В., 1995]. В следующей классификации детских психических

расстройств [Кийег М., 5Ъа#ег В., ЗЪерЪеп! М., 1975] были

учтены замечания и введена четвертая ось - биологигеских

факторов. В 1988 г. была предложена еще одна-пятая о с ь -

психосоциалъная. Таким образом, классификация детских психических

расстройств стала многоосевой.

Первая ось — клинигеский психиатригеский синдром.

0. Нормальные отклонения,

1. Адаптационные реакции.

2. Специфические расстройства развития.

3. Поведенческие расстройства.

4. Невротические расстройства.

5. Психозы.

6. Расстройства личности.

7. Психосоматические расстройства.

8. Другие клинические синдромы.

9. Проявления легких психических отклонений.

Вторая ось — интеллектуальный уровень.

0. Нормальные варианты интеллекта.

1. Легкая отсталость.

2. Умеренная отсталость.

3. Тяжелая отсталость.

4. Глубокая отсталость.

5. Отсталость, степень которой невозможно оценить.

6. Неизвестно, отсталый ребенок или нет.

Третья ось — биологигеские (соматигеские) факторы.

0. Неневрологические состояния.

1. Инфекционные и постинфекционные иммунологические заболевания

центральной нервной системы.

2. Новообразования (опухолевые) и сосудистые заболевания.

3. Нарушения питания и обмена веществ, поражающие центральную

нервную систему.

4. Хромосомные аномалии.

5. Врожденные пороки центральной нервной системы.

6. Семейные наследственные и дегенеративные заболевания центральной

нервной системы.

7. Специфические нарушения развития.

8. Хронические неврологические синдромы.

9. Нарушения органов чувств, спинного мозга и периферических

нервов.

Четвертая ось — сопутствующие влияния.

Пятая ось — психосоциальная.

0. Нормальная психосоциальная ситуация.

1. Нарушенные внутрисемейные отношения.

2. Психические расстройства, отклонения или инвалидность у

воспитателей детей.

3. Неадекватная или искаженная внутрисемейная коммуникация.

4. Плохое качество воспитания.

5. Нарушенное непосредственное окружение.

6. Неблагоприятные жизненные события.

7. Социальные стрессоры.

8. Хронические межперсональные трудности, связанные со школой

или работой.

9. Стрессогенные события, ситуации, вызванные инвалидностью

или расстройствами, имеющимися у ребенка.

В этой классификации почти не использована нозологи-

чески-этиологическая ось, а заболевания заменены отдельными симптомами

или группой симптомов.

Отечественная классификация детских психических расстройств.

В. В. Ковалев и О. Д. Сосюкало (1984) предложили для

клинико-диагностических целей классификацию, основанную на

четырех осях.

1. Патогенетигески-динамигеская ось систематизирует психические

расстройства: а) патологические реакции и неэволютивные

состояния; б) нарушения психического развития и эволютивные

патологические состояния; в) болезненные процессы.

2. Патогенетигески-уровневая ось обозначает: а) психотический

уровень; б) непсихотический уровень.

3. Клинико-нозологигеская ось позволяет отнести психическое

расстройство к тому или иному заболеванию (шизофрения, эпилепсия,

органические заболевания головного мозга, психогенные

заболевания головного мозга).

4. Клинико-синдромологигеская ось определяет синдромы заболеваний:

формы шизофрении (кататоническую, гебефреническую,

простую, параноидную), клинические варианты неврозов (невроз

страха, истерический невроз, невроз навязчивости, астенический

невроз) и т. п. К сожалению, в этой классификации не нашли места

оценка интеллектуального уровня, неврологические и соматические

расстройства, личностные особенности больного ребенка и

социальные влияния.

Американская классификация (05М-1У, 1994), используемая

во многих странах, предназначена для систематизации психических

расстройств у взрослых и детей. Она оценивает психического

больного по пяти главным осям:

ось 1 — клинигеские синдромы;

ось 2 — расстройства лигности, умственная отсталость;

ось 3 — соматигеские заболевания;

ось 4 — психосоциальные проблемы;

ось 5 — наивысший уровень функциональной адаптации в тегение

истекшего года.

Из 17 разделов Б5М-1У первый посвящен расстройствам младенческого,

детского или подросткового возраста. Он состоит из

10 подразделов:

1) умственная отсталость;

2) расстройства обучения;

3) расстройство развития моторных навыков;

4) расстройства общения;

5) общие расстройства развития;

6) расстройство с дефицитом внимания и расстройство с деструктивным

поведением;

7) расстройства пищевого поведения в младенчестве и в раннем

детстве;

8) расстройства в виде тика;

9) расстройства, связанные с выделениями организма;

10) другие расстройства младенческого, детского или подросткового

возраста.

Одна из задач этой диагностической системы — создание облегчающего

диагностику инструмента связи как между специалистами,

участвующими в лечении, воспитании и коррекционной педагогике,

так и между учреждениями. Другая важная задача

- способствовать целостному подходу к анализу психических

расстройств у детей на основе многоосевой систематики.

Международная систематика болезней взрослых и детей

(МКБ-10, 1992) и в частности, ее пятая, или Р, глава, создана

для унификации (в клинических, образовательных и служебных

целях) диагнозов психических расстройств в разных странах.

Основное ее назначение — статистический учет заболеваний, необходимый

для организации служб помощи психическим больным.

Она используется также для сравнения заболеваемости в разных

регионах одной страны или в различных государствах, что может

улучшить выяснение причин психических расстройств. В десяти

разделах пятой главы МКБ-10 психическая патология представлена

не болезнями, а синдромами, исключение составляют лишь де-

менции и употребления психоактивных веществ. Из-за этих ее

особенностей она адаптируется для применения в клиниках нашей

страны. Психические расстройства, характерные для детского и

подросткового возраста, группируются в разделах Р80—Р89 (нарушения

психологического развития) и Р90-Р98 (поведенческие и

эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и

подростковом возрасте). Некоторые расстройства, кодируемые в

других разделах, могут возникать почти в любом возрасте, и их

коды могут использоваться и у детей, и у подростков. Примерами

могут служить расстройства пищевого поведения (Р50), сна (Р51)

и половой идентификации (Р64). Кроме того, для кодирования

психических расстройств используются рубрики и других глав.

Например, при наличии у ребенка припадков могут быть исполь-

зованы рубрики С40, при страдании головными болями - рубрики

043—С44 из седьмой(О) главы. Здесь полностью приводятся

разделы Р80-Р89 и Р90-Р98.

 

Р8 НАРУШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Р80 Специфические расстройства развития речи

Р80.0 Специфические расстройства артикуляции речи

Р80.1 Расстройство экспрессивной речи

Р80.2 Расстройство рецептивной речи

Р80.3 Приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клеффнера)

Р80.8 Другие расстройства развития речи

Р80.9 Расстройства развития речи, неуточненные

Р81 Специфические расстройства развития школьных навыков

Р81.0 Специфическое расстройство чтения

Р81.1 Специфическое расстройство спеллингования

Р81.2 Специфическое расстройство навыков счета

Р81.3 Смешанное расстройство школьных навыков

Р81.8 Другие расстройства школьных навыков

Р81.9 Расстройство развития школьных навыков, неуточненное

Р82 Специфическое расстройство развития двигательных функций

Р83 Смешанные специфические расстройства

Р84 Общие расстройства развития

Р84.0 Детский аутизм

Р84.1 Атипичный аутизм

Р84.2 Синдром Ретта

Р84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста

Р84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью

и стереотипными движениями

Р84.5 Синдром Аспергера

Р84.8 Другие общие расстройства развития

Р84.9 Общее расстройство развития, неуточненное

Р88 Другие расстройства психологического развития

Е89 Неуточненное расстройство психологического развития

Р9 ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА,

НАЧИНАЮЩИЕСЯ ОБЫЧНО В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ

ВОЗРАСТЕ

Е90 Гиперкинетические расстройства

Р90.0 Нарушение активности внимания

Р90.1 Гиперкинетическое расстройство поведения

Р90.8 Другие гиперкинетические расстройства

Р90.9 Гиперкинетическое расстройство, неуточненное

Р91 Расстройства поведения

Р91.0 Расстройство поведения, ограничивающееся условиями семьи

Р91.1 Несоциализированное расстройство поведения

Р91.2 Социализированное расстройство поведения

Р91.3 Оппозиционно-вызывающее расстройство

Р91.8 Другие расстройства поведения

Р91.9 Расстройство поведения, неуточненное

Р92 Смешанные расстройства поведения и эмоций

Р92.0 Депрессивное расстройство поведения

Р92.8 Другие смешанные .расстройства поведения и эмоций

Р92.9 Смешанное расстройство поведения и эмоций, неуточненное

Р93 Эмоциональные расстройства, специфические для детского

возраста

Р93.0 Тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте

Р93.1 Фобическое тревожное расстройство в детском возрасте

Р93.2 Социальное тревожное расстройство в детском возрасте

Р93.3 Расстройство сиблингового соперничества

Р93.8 Другие эмоциональные расстройства детского возраста

Р93.9 Эмоциональное расстройство детского возраста, неуточненное

Р94 Расстройства социального функционирования с началом,

специфическим для детского возраста

Р94.0 Элективный мутизм

Р94.1 Реактивное расстройство привязанности детского возраста

Р94.2 Расторможенное расстройство привязанности детского возраста

Р94.8 Другие расстройства социального функционирования детского

возраста

Р94.9 Расстройство социального функционирования детского возраста,

неуточненное

Р95 Тикозные расстройства

Р95.0 Транзиторное тикозное расстройство

Р95.1 Хроническое двигательное или голосовое тикозное расстройство

Р95.2 Комбинированное голосовое и множественное двигательное

тикозное расстройство (синдром де ля Туретта)

Р95.8 Другие тикозные расстройства

Р95.9 Тикозное расстройство, неуточненное

Р98 Другие поведенческие и эмоциональные расстройства,

начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

Р98.0 Неорганический энурез

Р98.1 Неорганический энкопрез

Р98.2 Расстройство питания в младенческом возрасте

Р98.3 Поедание несъедобного (симптом пика) в младенчестве и детстве

Р98.4 Стереотипные двигательные расстройства

Р98.5 Заикание

Р98.6 Речь взахлеб

Р98.8 Другие специфические поведенческие и эмоциональные расстройства,

начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

Р98.9 Неуточненные поведенческие и эмоциональные расстройства,

начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

Р99 Психическое расстройство без других указаний

В заключение следует подчеркнуть, что без знания классификационных

рубрик систематик и понимания их содержания невозможно

овладеть элементами детской психопатологии, уметь правильно

оценивать психическое состояние детей и плодотворно обсуждать

их проблемы со всеми, кто воспитывает и защищает их

интересы.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.