Здавалка
Главная | Обратная связь

МЕХАНИЗМЫ ИХ РАЗВИТИЯ



Наиболее характерная черта ребенка - его эмоциональность.

Он очень живо откликается на негативные и положительные изменения

в его окружении. Эти переживания в большинстве случаев

носят позитивный характер. Они имеют очень большое значение

в приспособлении ребенка к изменяющейся жизни. Однако

при определенных условиях чувства могут играть и отрицательную

роль, приводя к нервно-психическим или соматическим расстройствам.

Это происходит в тех случаях, когда сила эмоции достигает

такой степени, что становится причиной развития стресса.

Эмоциональный стресс — состояние ярко выраженного психоэмоционального

переживания человеком конфликтных жизненных

ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение

его социальных или биологических потребностей [Судаков

К. В., 1986].

Понятие стресса ввел в медицинскую литературу Н. 5е1уе

(1936) и описал наблюдающийся при этом адаптационный синдром.

Этот синдром может пройти в своем развитии три стадиии:

1) стадию тревоги, во время которой осуществляется мобилизация

ресурсов организма;

2) стадию резистентности, при которой организм сопротивляется

стрессору, если его действие совместимо с возможностями

адаптации;

3) стадию истощения, во время которой истощаются запасы

адаптационной энергии при воздействии интенсивного

раздражителя или при длительном воздействии слабого раздражителя,

а также при недостаточности адаптивных механизмов организма.

Н. 5е1уе описывал эустресс - синдром, способствующий сохра-

нению здоровья, и дистресс - вредоносный или неприятный синдром.

Этот синдром рассматривается как болезнь адаптации, возникающая

в связи с нарушением гомеостаза (постоянства внутренней

среды организма).

Биологическое значение стресса — мобилизация защитных сил

организма. Стресс, по Т. Коксу (1981),- феномен осознания, возникающий

при сравнении между требованием, предъявляемым к

личности, и ее способностью справиться с этим требованием. Отсутствие

равновесия в этом механизме вызывает возникновение

стресса и ответную реакцию на него.

Специфика эмоционального стресса состоит в том, что он развивается

в условиях, когда не удается достичь результата, жизненно

важного для удовлетворения биологических или социальных

потребностей, и сопровождается комплексом соматовегетативных

реакций, а активация нейроэндокринной системы мобилизует организм

на борьбу.

К действию повреждающих факторов наиболее чувствительными

оказываются эмоции, которые первыми включаются в стрессовую

реакцию, что связано с их вовлечением в аппарат акцептора

результатов действия при любых целенаправленных поведенческих

актах [Анохин П. К., 1973]. Вследствие этого активируется

вегетативная система и эндокринное обеспечение, регулирующее

поведенческие реакции. Напряженное состояние при этом может

быть вызвано рассогласованием в возможности достижения жизненно

важных результатов, удовлетворяющих ведущие потребности

организма во внешней среде.

Вместо того чтобы мобилизовать ресурсы организма для преодоления

трудностей, стресс может оказаться причиной серьезных

расстройств. При неоднократном повторении или при большой

продолжительности аффективных реакций в связи с затянувшимися

жизненными трудностями эмоциональное возбуждение может

принять застойную стационарную форму.

В этих случаях даже при нормализации ситуации эмоциональное

возбуждение активизирует центры вегетативной нервной системы,

а через них расстраивает деятельность внутренних органов

и нарушает поведение.

Наиболее важную роль в развитии эмоционального стресса играют

расстройства в вентромедиальном отделе гипоталамуса, ба-

зально-латеральной области миндалины, перегородке и ретикулярной

формации.

Частота эмоциональных стрессов нарастает по мере развития

научно-технического прогресса, ускорения темпа жизни, информационных

перегрузок, нарастающей урбанизации, экологического

неблагополучия. Устойчивость к эмоциональным стрессам различна

у разных людей. Одни более предрасположены, другие — весьма

устойчивы. Однако развитие у ребенка вследствие возникнове-

ния жизненных трудностей нервно-психических или соматических

заболеваний зависит от психических и биологических особенностей

индивида, социального окружения и стрессора (события, вызвавшего

эмоциональную реакцию).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.