Здавалка
Главная | Обратная связь

РАССТРОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ



И ВОСПРИЯТИЯ

ОЩУЩЕНИЕ - это простейший психический процесс, состоящий

в отражении отдельных свойств предметов и явлений объективного

мира, а также внутренних состояний организма, возникающий

в результате непосредственного воздействия их на рецепторы

и нервные центры коры головного мозга. Например,

восприятие цвета предмета или звука какого-либо явления. Ощущения

входят в качестве элемента в целостный процесс познания,

включающий восприятия, представления, понятия.

Физиологигеский механизм ощущения - целостный рефлекторный

акт, объединяющий прямые и обратные связи в работе периферических

и центральных отделов анализаторов.

Виды ощущений. По характеру отражения и месту расположения

рецепторов различают следующие ощущения:

— экстероцептивные — отражающие свойства предметов

и явлений внешней среды через рецепторы на поверхности тела;

— интероцептивные— через рецепторы, расположенные

во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние

внутренних органов;

— проприоцептивные — через рецепторы, которые расположены

в мышцах и связках и которые дают информацию о

движении и положении нашего тела.

Экстероцепторы подразделяют на контактные, передающие

раздражение при непосредственном соприкосновении с воздействующими

на них объектами (осязательный и вкусовой ре-,

цепторы), и дистантные рецепторы, реагирующие на раздражители,

находящиеся на удалении (зрение, слух, обоняние).

Виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные,

вкусовые, температурные, вибрационные, болевые ощущения,

а также ощущения равновесия и ускорения.

Возрастные особенности. Осязательная, проприоцептивная и

вкусовая чувствительность развиты к моменту рождения. На звук

ребенок начинает реагировать в первые недели после рождения.

Направление звука определяет через 2-3 мес. после рождения. На

3-4-й мес. реагирует на пение и музыку. Различение звуков речи—

в самом конце первого года жизни. Зрение развивается медленнее.

В первые недели ощущает свет, но не может видеть пред-

меты (не приспособлен мышечный аппарат глаза). Различение

цветов появляется на пятом месяце.

РАССТРОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ. Сенестопатии - необычные, странные,

неприятные, тягостные, нередко крайне мучительные, иногда

трудно поддающиеся описанию ощущения, локализующиеся в коже,

под кожей, во внутренних органах (гортань, сердце, желудок,

половые органы и др.) и не имеющие для своего возникновения

объективных причин. Это могут быть давление, журчание, лопа-

ние, жар, холод, жжение, пульсация, переливание, распирание,

стягивание и т. п. Сенестопатии могут быть ограниченными или

распространенными, находиться в одном месте или перемещаться

(при шизофрении, органическом поражении мозга). Сенестопатии

у детей обычно появляются кратковременными эпизодами,

начиная с 5—7-летнего возраста, чаще проецируясь в брюшной

полости.

Парестезии — неприятные субъективные ощущения, возникающие

в теле и конечностях («бегание мурашек», онемение, покалывание)

под влиянием интоксикаций, но могут быть и психогенного

характера.

Анальгезии — отсутствие болевых ощущений (у больных с ката-

тонией или при прогрессивном параличе).

Гипалъгезии — уменьшение болевых ощущений (при возникновении

бурного аффекта).

Гипералгезии — усиление болевых ощущений.

Анестезия - исчезновение ощущений, потеря чувствительности

либо в отдельных экстерорецепторах (утрата тактильной чувствительности

на некоторых участках тела, утрата слуха), либо в нескольких

одновременно (утрата зрения и слуха). Наблюдается при

истерических расстройствах.

Гипестезии — снижение силы ощущений, понижение чувствительности

к внешним раздражителям (при депрессии, оглушении).

Звуки становятся приглушенными, свет кажется тусклым, яркость

красок блекнет.

Гиперестезии - обострение ощущений, повышенная чувствительность

к обычным раздражителям (в состоянии крайнего истощения).

Раздражающе острое восприятие обычных запахов - гиперосмия,

кажущаяся чрезмерной громкость обычных звуков—

гиперакузия.

Синестезии — возникновение ощущений в органе чувств при

раздражении другого анализатора. Качества ощущений одного вида

переносятся на другой. Встречаются в норме («цветной слух»,

«цветное зрение») и в психопатологии («Когда колют живот иголкой,

во рту появляется ощущение соленого»).

ВОСПРИЯТИЕ — отражение в сознании предметов или явлений

при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Нейрофизиология восприятия. Восприятие начинается с рецепторов

и заканчивается в высших отделах ЦНС. Первичный корковый

анализ сенсорной информации осуществляется в соответствующих

проекционных зонах коры. Затем в ассоциативных зонах

поступающая информация сопоставляется с хранящимися в памяти

образами, происходит ее узнавание, она отражается в речи, т. е.

осознается.

Виды восприятий. Восприятия классифицируются по анализаторам,

участвующим в обработке информации. В связи с этим выделяют

зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, кине-

стезические и вкусовые восприятия. Их также различают по формам

существования материи: восприятия пространства, времени и

движения.

Возрастные особенности. В первые дни и даже часы жизни ребенка

обнаруживается его способность к сложным видам восприятия.

На первой неделе младенцы различают доску из 25 квадратов

и один квадрат. У 4-дневного ребенка выработан условный рефлекс:

открывание рта, поворот головы, сосание на одновременное

прикосновение и звук. После 3 месяцев в действиях ребенка участвуют

несколько анализаторов. Рассматривание предмета младенцем

сменяется его узнаванием в конце первого полугодия жизни

(возникновение восприятия). Ребенок выделяет объекты восприятия:

мать, няню, игрушки. Восприятие еще ситуативно слитно и

глобально. Передвижения предмета, манипуляции с ним помогают

образовать восприятие. До 3 лет дети воспринимают контуры знакомых

предметов. К 1 г. 2 мес—1 г. 8 мес. находят предмет по его

названию. С конца 2-го года называют воспринимаемый знакомый

предмет. Выделяют по случайным признакам. Пространственная

характеристика предмета слита с содержанием предмета. Так

как формирование восприятия требует опыта, то овладение речью,

первые обобщения, игра, рисование, лепка, передвижение в пространстве

(прогулки), чтение и трудовые процессы способствуют

усложнению перцепторного процесса. Восприятие требует умения

вычленять части предмета и устанавливать связи между ними.

Из-за отсутствия этих навыков детские восприятия отличаются

малой детализированностью, неточностью ориентирования в пространстве,

во времени, трудностью установления последовательности

между ними. Неправильно воспринимаются изображения

предметов, а также и перспектива, в которой они находятся. Нет

умения выделить основное, подойти к предмету с разных сторон.

Для правильного восприятия детям требуется больше времени,

чем взрослым. Наблюдения (преднамеренные восприятия) не планомерны,

не систематичны. Дети испытывают затруднения в освоении

структуры восприятия и его целостности. Описания изображений

предметов проходят три уровня: перечисления, описания и

истолкования. Дошкольники с большим трудом осваивают вре-

менные представления, не видят логики временных отношений,

последовательности событий. Развитие восприятия - это переход

от слитного, синкретического, фрагментарного восприятия к расчлененному,

осмысленному и категориальному отражению вещей,

событий и явлений в их пространственных, временных и причинных

связях. Все большую роль играет слово как средство анализа

и обобщения воспринимаемого содержания.

РАССТРОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ. Нарушение отражения реального

мира в норме и при психических расстройствах может происходить

различным образом.

1. Отсутствие восприятия. Агнозия (неузнавание) — нарушение

узнавания предметов и явлений в состоянии ясного сознания

и при сохранности рецепторов и анализаторов. Обычно возникает

при органических поражениях мозга (сосудистых, опухолевых), но

может быть и симптомом истерии.

Агнозия акустическая (слуховая) — нарушение узнавания

звуков, фонем и предметов по характерным для них звукам.

Агнозия оптическая (зрительная) — нарушение узнавания

зрительных образов предметов и явлений.

Агнозия пространственная - нарушение способности

ориентироваться в пространстве, в расположении предметов и

определении расстояния между ними.

Агнозия тактильная — невозможность определить предметы

на ощупь при правильной квалификации отдельных их качеств

(массы, температуры).

2. Нарушение интенсивности восприятия. Сенсорная ги-

перпатия — повышение интенсивности восприятия, при которой

усиливающаяся яркость зрительных раздражителей достигает

ослепительной силы, слуховые раздражители становятся настолько

звучными, что как бы врезаются и оставляют глубокий след

после себя, импульсы, идущие из органов и систем тела, создают

напряжение, воспринимаются как болевые, неприятные или даже

необычные. Сочетается со смятением, тревогой или экстазом, бегством

беспорядочных мыслей, непоседливостью, суетливостью,

потребностью куда-то бежать. Причиной гиперпатии может быть

крайнее голодное истощение.

Сенсорная гипопатия — снижение интенсивности восприятия.

При этом мир воспринимается призрачным, нереальным, блеклым,

безжизненным; краски кажутся потускневшими, звуки удаленными,

неясными, приглушенными; деревья и дома представляются

декорациями, геометрическими фигурами, а люди - масками,

марионетками. Видимое и слышимое не оставляет следа, все

происходит замедленно, будто застыло, остановилось, как в

стоп-кадре.

Дереализация - отчуждение мира восприятий окружающей

действительности, при котором перцепция сопровождается чувством

чуждости, измененности, неестественности. Многие больные,

особенно дети и подростки, с трудом могут объяснить, каким образом

все изменилось. Используются такие выражения, как: «все

какое-то не такое», «вижу все как через пелену», «как будто сижу

в рыбьем пузыре».

«Уже виденное» (с!е]а уи), «уже пережитое» (Ае]з уеси) - состоят

в том, что незнакомая, совершенно новая обстановка на какое-

то время становится знакомой, когда-то виденной, пережитой.

«Никогда не виденное» (зата1$ УН) - хорошо знакомая ситуация

воспринимается как чуждая, незнакомая, никогда не виденная.

Деперсонализация соматопсихигеская — переживание кажущегося

исчезновения чувства боли, ощущения дыхания, сердцебиения,

массы тела и т. д. Собственное тело воспринимается вялым,

дряблым, лишенным жизненного тонуса. «Тело будто не мое»,

«как будто я его не ощущаю», «ног не чувствую», «как будто я

живой труп». Может возникнуть чувство неудовлетворенности актами

мочеиспускания и дефекации, исчезновение чувства насыщения

и удовлетворенности сном.

Деперсонализация аутопсихигеская — переживание кажущейся

измененности собственного психического «Я». У больных создается

впечатление, что нет мыслей или что они не поддаются управлению.

Кажется, что голова пустая, нет никаких чувств, «полное

отупение», бездушие. Отсутствует страх, гнев, переживание горя.

Больные могут мучиться от неспособности отзываться на печаль

близкого человека (болезненное бесчувствие), от невозможности

запоминать и воспроизводить воспринятое, представлять родные

лица и знакомые предметы.

П., 15 лет, после разлуки с близким человеком на фоне депрессии

говорит, что «нет чувства голода, плохо различает вкусовые оттенки,

нет чувства насыщения, нет чувства завершенности при урина-

ции и дефекации, голова не работает, плохая память и сообразительность

», «более всего мучительно отсутствие чувств, равнодушие,

даже к близким».

О., 29 лет, через 3 мес. после родов на фоне слабости, постоянного

недосыпания, безразличия жаловалась, что «нет чувств к сыну, перестала

ощущать материнство, все делала как во сне».

Успешно участвуя в повседневных делах, укоряют себя за отсутствие

активности, незнание того, как правильно поступить в

том или ином случае. Переживая неясность восприятия, больные

оценивают свое состояние так, как будто бы они находятся во сне.

В то же время сновидения становятся настолько яркими и живыми,

что требуют определенных усилий для их отличения от реальности.

Дереализация и деперсонализация некоторыми авторами

рассматриваются как расстройство самосознания. Они могут наблюдаться

у здоровых лиц при психическом и физическом исто-

щении, особенно у тех, кто имеет психастенические и тревожные

черты. Эти состояния при неврозах чаще встречаются в пубертатном

и юношеском возрасте, могут быть также и в клинической

картине психозов.

3. Искажение восприятия. Психосенсорные расстройства.

Метаморфопсии проявляются в нарушении восприятия перспективы

(предметы приближаются, удаляются, смещаются со своего

места), в увеличении числа предметов, в искажении их формы (удлинении,

укорочении, искривлении, перекручивании, скашивании,

расширении) и изменении размеров (неестественном увеличении,

уменьшении).

Оптиковестибулярные расстройства — это такие нарушения,

при которых кажется, что стены валятся, качаются, наклоняются,

пол проваливается, поднимается, вибрирует, под больным двигается,

приподнимается кровать.

Т., 16 лет, после 2-летней алкоголизации однажды ночью увидела,

как «стены шатались, потолок падал».

Расстройства «схемы тела» - искаженное восприятие собственного

тела:

1) расстройства восприятия формы, величины и положения

частей тела в пространстве: увеличивается или уменьшается все

тело, язык, уши, голова, руки, ноги; масса тела или отдельные ее

части воспринимаются необычно тяжелыми (голова, тяжелая, как

слиток свинца, проваливается сквозь тело) или крайне легкой

(больной боится, что, будучи легким, как лист, он может быть

унесен сквозняком);

2) распад тела на части (восприятие своего тела и конечностей

отдельно друг от друга);

3) ощущение ложных конечностей (третьей ноги), чувства двойника

(восприятие рядом с собой в кровати своего другого «Я»);

4) невосприятие собственного дефекта — например, при удаленной

конечности.

В., 10 лет, после гриппа при засыпании ощущает, что у нее укорачиваются

сначала руки, затем ноги, и вся она становится маленькой.

Расстройства схемы тела и метаморфопсии у детей обычно наблюдаются

после 6—7 лет при органических поражениях головного

мозга.

4. Ошибки восприятия. Иллюзии - ошибочные восприятия

реально существующих предметов или явлений. Их возникновению

способствует все, что мешает точности восприятия. Они легко

возникают у слабослышащих и слабовидящих, не способных получить

полную информацию из-за дефекта зрения и слуха, при слабом

освещении или множестве звуков, препятствующих работе

анализаторов, и т. д. Подразделение иллюзий основано на том, в

каких органах чувств они происходят (зрительные, слуховые) или

на психологическом механизме, участвующем в их происхождении

(сильный аффект, недостаточное внимание и др.).

Возрастные особенности. У детей, обладающих яркостью, образностью

восприятий и неразвитостью ассоциативных процессов,

при их ограниченном жизненном опыте иллюзии встречаются и в

норме. У них нередко достоверное отражение реального смешивается

с искаженным его восприятием. Могут быть и патологические

иллюзии, возникающие на фоне тревоги, страха, расстройства

сознания при интоксикациях, инфекциях и других нарушениях

психики.

Галлюцинации - ошибочные восприятия отсутствующих в реальности

предметов и явлений, в существовании которых больной

убежден (мнимовосприятие, восприятие без объекта). Галлюцинации

систематизируются по органам чувств: зрительные, слуховые,

обонятельные, вкусовые, тактильные, общего чувства (висцеральные,

мышечные). Вне зависимости от их отношения к тому или

иному из органов чувств их делят также на истинные и псевдогаллюцинации.

Истинные галлюцинации проецируются вовне, обладают чувственной

живостью, субъективно воспринимаются как нечто чуждое

личности и не поддающееся контролю.

Псевдогаллюцинации лишены конкретности, чаще проецируются

во внутреннее пространство больного (в голову, тело и т.д.),

возникают помимо воли больного, не признаются им объективной

реальностью, осознаются как нечто аномальное, отличное от образов

воспоминаний и фантазий. Обычно сопровождаются ощущением

их сделанности с помощью воздействий извне: «Голоса передают,

заставляют вспоминать, вызывают образы, делают сновидения

и т. д.».

А., 14 лет, на фоне переутомления экзаменами возникли тревога,

бессонница, в голове появился мужской голос, который говорит на

эротические темы, иногда ругает и угрожает, а однажды сказал: «Посмотри,

нет ли под кроватью аппаратуры», в голове были также голоса

«духов». Происхождение голоса объясняет тем, что знакомый

инженер «посмотрел в глаза и телепатически передал в голову свой

голос».

Галлюцинации не осознаются как принадлежащие личности и

потому относятся к психотическим симптомам. У психически здоровых

встречаются редко и при обстоятельствах, способствующих

их появлению: просоночных состояниях (при пробуждении), сильном

аффекте, голодании, переутомлении и т. д.

Элементарные галлюцинации — в форме отдельных звуков или

беспредметных образов: стуки, звон, искры, линии, круги.

Сложные галлюцинации - разговоры, образы людей, животных.

Сценические галлюцинации - тематические, сюжетно

взаимосвязанные картины и эпизоды развивающихся событий.

Гипнагогигеские галлюцинации возникают перед засыпанием

при закрытых глазах.

Слуховые галлюцинации у взрослых встречаются чаще, а в детском

возрасте - реже зрительных. Они имеют большое значение

для содержания сознания, развития бреда, нарушения трудоспособности

и поведения. Галлюцинации и м п е р а т и в н ы е могут

быть опасными для окружающих и для больного, они приказывают

совершить те или иные поступки: убить себя, напасть на другого,

убежать, не разговаривать, не есть, не подчиняться врачу

или родным, прекратить активность и т.д. Галлюцинации к о м м

е н т и р у ю щ и е обсуждают поступки и высказывания больного

оценивают то, что он говорит и делает. Голоса могут быть эпизодическими

или постоянными, громкими или тихими, ласковыми

или неприятными. Если с больным нет контакта, то слуховые галлюцинации

обнаруживаются по тому, как он затыкает уши, прячет

голову под подушку, прислушивается, т. е. по объективным признакам.

Чаще всего слуховые галлюцинации наблюдаются на фоне

непомраченного сознания при шизофрении, алкогольном галлюцинозе,

последствиях органического (травматического, постэнце-

фалитического) поражения мозга.

Л., 15 лет, после черепно-мозговой травмы (в 10 лет) возникли

судорожные припадки, а еще через 5 лет появились «голоса», которые

зовут, предлагают любовь, нецензурно ругают, угрожают, смешат.

Всего этого она пугается, прячется, смеется, жестикулирует. Тихо

отвечает голосам. Считает, что с ней разговаривают голос Миши

(одноклассника), телепата и другие мужские голоса. Одни требуют:

«Брось Мишу, измени ему», телепат предлагает: «Покатаю на коне».

Слуховые галлюцинации возникают перед припадками.

Зрительные галлюцинации бывают у взрослых реже, чем слуховые,

тогда как у детей они встречаются чаще. Они могут быть однообразными:

в виде повторно появляющейся фигуры, пятна, блика

(например, при эпилепсии) — или разнообразными, красочными

и очень подвижными. Галлюцинации возможны и при слепоте,

если поражены первичные поля зрительного восприятия, но функционируют

вторичные. Зрительные галлюцинации обычно возникают

в структуре расстроенного сознания при острых токсических

(белая горячка), инфекционных (гриппозных, коревых), соматогенных

(при почечной недостаточности) и психогенных (истерических)

психозах.

Тактильные (осязательные) галлюцинации ощущаются как болезненное

прохождение тока, неприятное ползание живых существ

(насекомых, червей, мелких животных, змей) или раздражающее

прикосновение каких-то неживых объектов (стекло, металл, песок,

жидкость) на поверхности кожи, под кожей. При этом не только

взрослые, но и дети довольно точно описывают жучков, гусениц,

указывая их размеры. Разновидность этих галлюцинаций - ощущение

холода, тепла, жара, влажности на поверхности тела. Так-

тильные галлюцинации бывают при белой горячке, шизофрении и

при кокаинизме.

Обонятельные галлюцинации ощущаются в форме реально отсутствующих

запахов: неприятных, резких (запах гнили, мочи, горелого),

тяжело воспринимаемых больными, или реже приятных

(запах цветов, духов). Эти галлюцинации встречаются как при

острых, так и при хронических психозах.

Вкусовые галлюцинации - ощущение во рту непривычного и

иногда неприятного вкуса (горького, кислого, соленого) в отсутствие

пищи или жидкости. Обычно сочетание вкусовых и обонятельных

галлюцинаций.

Возрастные особенности. При психических расстройствах у детей,

особенно дошкольников и младших школьников, преобладают

зрительные галлюцинации. Это хорошо видно на примере шизофрении,

при которой у взрослых наиболее часто встречаются

слуховые. Наряду со зрительными наблюдаются тактильные, слуховые

и значительно реже обонятельные, вкусовые. Чаще всего

галлюцинации, отличающиеся динамичностью, яркостью и образностью,

наблюдаются' на фоне помраченного сознания при токсических

и инфекционных поражениях головного мозга. Обычно это

животные, насекомые или герои мультфильмов, сказочные персонажи,

страшные существа, которых ребенок боится, бежит, прячется,

просит помощи и защиты у близких. Могут быть также голоса,

зовущие ребенка или - реже - пугающие его. При шизофрении

слуховые галлюцинации обычно элементарны (в виде

одиночных стуков, окликов). При энцефалитах могут наблюдаться

все виды обманов чувств. Иногда они единичны, но чаще множественны.

У подростков при острой шизофрении преобладают зрительные

галлюцинации, хотя имеются и другие виды обманов

чувств. Все они очень ярки, отчетливы, реальны для больного и

нередко неприятны и страшны (фантастические животные разного

размера, толпы карликов и уродов, бесчисленные насекомые).

Псевдогаллюцинации наблюдаются при психических расстройствах

и у детей, и у подростков. У неустойчивых, впечатлительных и

внушаемых детей могут возникнуть и при отсутствии психоза, например

при засыпании или серьезном утомлении. При психозах у

детей во время онейроидного состояния появляются сцены из

жизни римлян, оргии пиратов, сражения мушкетеров, картины из

сказок, эпизоды из фантастических романов. Больной переживает

события так, как будто он участник происходящего, хотя при этом

и остается неподвижным. О его переживаниях можно судить по

пристальному взгляду, по мимике страха, восторга или огорчения.

Разграничение псевдогаллюцинаций и галлюцинаций необходимо

для диагностики. Первые, как правило,- показатель длительного

и нередко неблагоприятного течения, вторые встречаются при

острых кратковременных психозах. Однако распознавание псевдо-

галлюцинаций и галлюцинаций у детей - трудная задача. Помогает

то, что последние возникают на фоне более ярких аффектов и

сопровождаются значительной активностью, отображающей их содержание.

Галлюцинирующий ребенок мимикой, жестами, поступками

и в целом всем своим поведением отображает содержание

переживаемого.

Вейропсихологигеский механизм. Галлюцинации — нарушение

чувственного познания — представления, при котором образы возникают

без реального раздражителя в воспринимаемом пространстве

и, приобретая необычную интенсивность, чувственность, становятся

для самосознания больного неотличимыми от реальных

предметов, образов и объектов действительности. Изменяется не

только восприятие, но и отношение больного к окружающему, его

эмоции и мышление. Причиной ошибок восприятия является нарушение

Цритока сенсорной информации за счет патологии в системе

анализатора (токсическое, инфекционное или органическое

его поражение) с повышением реакции активации в ретикулярной

формации ствола мозга. В связи с этим оживает информация, воспринятая

в прошлом, трансформируясь в галлюцинаторные образы.

При сенсорной депривации нарушается приток информации

из-за условий, ее вызвавших (одиночество, блокирование рецепторов).

Галлюцинации легче возникают в промежуточных состояниях

между бодрствованием и сном. Нарушение притока информации

может произойти при повреждении периферических частей

анализатора (рецепторов, нервов-проводников), подкорковых

структур, где происходит переключение импульсов и центральной

части анализатора (например, затылочная область коры головного

мозга при зрительных обманах чувств). Возникновение галлюцинаций

связывают с нарушением обмена дофамина или эндорфина

в головном мозгу, находя подтверждение в эффективности нейролептиков,

влияющих на обмен дофамина, и препаратов — антагонистов

эндорфина.

НЕГАТИВНАЯ РОЛЬ РАССТРОЙСТВ ВОСПРИЯТИЯ

В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Появление у детей случайных, единичных и непродолжительных

расстройств восприятия, особенно таких, как нарушение их

интенсивности, или иллюзий — это чаще всего показатель таких

психических изменений, которые не выходят за рамки нормы и

связаны с утомленностью физическими или психическими нагрузками.

Однако, даже не будучи выраженными, они могут влиять

как на работоспособность детей, так и на их возможность быть

полноценными участниками игр и развлечений со сверстниками.

Обнаружение этих расстройств требует внимательного изучения

личности тех детей, у которых они были выявлены. Некоторые

черты личности (сенситивность, впечатлительность и внушаемость)

способствуют возникновению описываемых расстройств даже

при незначительных нагрузках на организм и психику (утомление,

волнение, недоедание и т. д.). В этих случаях для смягчения

или ликвидации этих проявлений может оказаться достаточно

улучшения отношения к ребенку, изменения домашнего режима

или уменьшения учебных нагрузок. Реже может потребоваться

психотерапевтическая поддержка ребенку и семье, а также облегчение

школьного режима. Возникновение стойких, продолжительных

расстройств восприятия, вызывающих у детей беспокойство,

тревогу, депрессию, мешающих им в учебе, в общении со сверстниками

и взрослыми, требует не только исследования психолога,

но и консультации врача.

[?| Тест для самостоятельной работы

1. Сенестопатии — это:

а) патологические ощущения в различных частях тела и внутренних

органах;

б) потеря чувствительности, исчезновение ощущений;

в) расстройство чувства боли.

2. Гипестезия — это:

а) обостренное, усиленное чувственное восприятие;

б) появление одновременно с ощущением в одном анализаторе

ощущения в другом;

в) понижение чувствительности к внешним раздражителям.

3. Гиперестезия — это:

а) обостренное, усиленное чувственное восприятие;

б) патологическое ощущение в различных частях тела и внутренних

органах;

в) расстройство чувства боли.

4. Иллюзии — это:

а) ошибочное восприятие реально существующих предметов и явлений;

б) ошибочное восприятие несуществующих предметов и явлений;

в) патологические ощущения.

5. Галлюцинации — это:

а) ошибочное восприятие реально существующих предметов и явлений;

б) ошибочное восприятие несуществующих предметов и явлений;

в) обостренное, усиленное чувственное восприятие.

6. Истинные галлюцинации — это:

а) проецирующиеся вовне,* обладающие чувственной живостью,

воспринимающиеся как чуждые личности и не поддающиеся

контролю;

б) лишенные конкретности, чаще проецирующиеся во внутреннее

пространство больного, возникающие помимо воли больного,

не признающиеся объективной реальностью;

в) ошибочное восприятие реально существующих предметов и явлений.

7. Псевдогаллюцинации — это:

а) проецирующиеся вовне, обладающие чувственной живостью,

воспринимающиеся как чуждые личности и не поддающиеся

контролю;

б) лишенные конкретности, чаще проецирующиеся во внутреннее

пространство больного, возникающие помимо воли больного,

не признающиеся объективной реальностью;

в) ошибочное восприятие несуществующих предметов и явлений.

8. Сценические галлюцинации — это:

а) галлюцинации, возникающие при засыпании;

б) тематические, сюжетно взаимосвязанные картины и эпизоды

развивающихся событий;

в) галлюцинации, возникающие при пробуждении.

9. Гипнагогические галлюцинации — это:

а) галлюцинации, возникающие при пробуждении;

б) галлюцинации, возникающие при засыпании;

в) ошибочное восприятие несуществующих предметов и явлений.

10. Нейропсихологический механизм галлюцинаций — это:

а) нарушение мышления;

б) нарушение сознания;

в) нарушение притока сенсорной информации за счет патологии

в системе анализатора.

• Темы самостоятельных работ

1. Ощущения и восприятие и механизмы их возникновения. 2. Нарушения

ощущений и их виды. 3. Причины расстройств восприятия.

4. Виды расстройств восприятия. 5. Различия между иллюзиями и

галлюцинациями. 6. Псевдогаллюцинации и галлюцинации — сходство

и различия. 7. Особенности расстройств восприятия у детей.

Ш Список рекомендуемой литературы см. на с. 184.

Глава 8

НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ

МЫШЛЕНИЕ - процесс отражения общих свойств в вещах и

явлениях, а также закономерных связей между ними.

Мышление — опосредствование, установление отношений и зависимостей,

раскрытие внутренних связей и закономерностей. Оно

создает возможность опосредованного познания путем умозаключений

и суждений.

Мышление — творческая функция, создающая новые ценности,

образующая новые понятия. Этот процесс совершается конкретными

образами (представлениями) и на более высоком уровне абстрактно

(понятиями).

Представления —это сохранившиеся в памяти ранее полученное

восприятие, оно конкретно, так как отображает действительность.

Примерно с полутора лет появляются свободные представления.

К концу второго года зрительные представления играют

в жизни ребенка большую роль. К тому же времени

развиваются и слуховые представления, без которых невозможно

развитие речи. В дошкольные годы дети мыслят наглядно, образами

предметов и явлений. У детей более яркие, чем у взрослых,

представления. Их мышление, оперирующее представлениями,

— конкретное, образное или наглядное. В процессе деятельности

формируются живые конкретные и точные представления.

Развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента

обобщения, схематизации и создания типических образов. Понятия—

обобщенные представления, они являются следствием абстракции,

поэтому и мышление в понятиях называют абстрактным.

Представления и понятия выражаются в словах, вследствие этого

мышление тесно связано с речью.

Нейропсихологигеский механизм. В процессе мышления объект

включается во все новые связи и в силу этого выступает во все

новых своих свойствах и качествах, которые фиксируются в новых

понятиях; из объекта таким образом как бы вычерпывается

все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой

своей стороной, в нем выявляются все новые свойства. Основной

механизм мышления называется «анализ через синтез», поскольку

выделение (анализ) новых свойств в объекте совершается

через соотнесение (синтез) исследуемого объекта с другими предметами,

т. е. через включение его в новые связи с другими предметами.

Мышление — свойство мозга, определяемое особенностя-

ми высшей нервной деятельности, нейрофизиологическими процессами.

Мышление - процесс переработки информации мозгом

человека, при тесном взаимодействии различных уровней сознания

и подсознания. Мысль - корковая модель, к которой в данный

момент привлечено внимание, обладающая наибольшим потенциалом.

Происходит активация по крайней мере двух моделей.

Сопоставление этих моделей и есть реальное содержание мысли.

Возрастные особенности. Первое обобщение ребенка связано с

его практической деятельностью, которая выражается в одних и

тех же действиях, выполняемых со сходными предметами (11-

20 мес). Овладение речью играет важнейшую роль в развитии

обобщения. Первоначальное значение слов связывается с неоднородными

предметами. Первичное обобщение, индукция, дедукция

появляются у детей 3—4 лет. Ребенок мыслит действуя. Он не

предвосхищает предстоящих действий. Детское мышление наглядно,

в нем отражаются только воспринимаемые внешние признаки

вещей. Мышление ребенка исходит из его личного опыта. В содержание

понятий входят только несущественные признаки предметов

- «часы, которые звонят». В процессе школьного обучения

расширяется круг понятий, содержание понятий обогащается, происходит

переход от конкретных к абстрактным понятиям. Школьник

овладевает умственными операциями, развивается обоснованность,

критичность, обстоятельность мышления.

РАССТРОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ выражаются в нарушении процесса

мышления и в патологической продукции мышления.

НАРУШЕНИЯ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ. Ускоренное мышление

характеризуется быстрым, облегченным возникновением и сменой

мыслей, «ускорением течения представлений» быстрой сменой целенаправленности

мыслительного процесса из-за ослабленного

внимания, поверхностными суждениями, сниженной умственной

продуктивностью, речевым хаотичным возбуждением. Внешняя

связь идей серьезно не нарушается, однако при особенно сильном

ускорении мышления («скачке идей») их последовательность может

расстроиться, они становятся поверхностными, незаконченными,

в результате чего возникает маниакальная спутанность. Этот

тип расстройства мышления наблюдается при маниакальных фазах

аффективного психоза.

Заторможенное мышление — замедление темпа течения мыслей,

бедность представлений, понятий и суждений, малая подвижность

целенаправленности мышления, расстройство осмысливания,

медленный подбор ассоциаций соответственно поставленной задаче,

длительное застревание на одной и той же идее. Наблюдается

при депрессии.

Прерывистость, задержка мыслей (шперрунг) выражается во

внезапных провалах, остановках хода мыслей. «Пропадание мыс-

лей» может длиться от нескольких секунд до нескольких дней,

Характерно для шизофрении.

Сгущение (агглютинация) - сгущение представлений и понятий

выражается в слиянии не связанных между собой понятий или

слов в одно понятие или слово. Больной шизофренией, имея в виду,

что после шока все идет на лад, говорит — «шоколадно».

Символика мышления — замещение, подмена одних понятий

другими, сосуществование прямого и переносного смысла понятий.

Например: «Горе - стрелка, направленная назад», «А - буква

в познании материального мира». Символика проявляется также в

неологизмах — словотворчестве, где сливаются понятия и слова

или же символически замещаются понятия: «донно», «андофит»,

«клаукс».

Наплыв мыслей (ментизм) — непроизвольное, насильственное

возникновение в сознании быстро следующих друг за другом

представлений, нецеленаправленный поток мыслей, воспоминаний,

чаще бессвязных и плохо запоминающихся. Это могут быть кратковременные

эпизоды или наплывы, продолжающиеся неопределенно

долго. Больные, обычно страдающие шизофренией, воспринимают

это как внешнее воздействие на психику.

Обстоятельность мышления — медленное, с затрудненным переходом

от одной мысли к другой, чрезмерно детализированное,

вязкое мышление с топтанием на месте, приведением массы несущественных

подробностей, неумением кратко формулировать свои

идеи, неспособностью переключиться на что-то новое. Встречается

при эпилепсии, может быть и у больных с тяжелой умственной

отсталостью.

Персеверация мышления — застой, монотонность мышления,

постоянное возвращение одних и тех же мыслей, застревание на

каком-нибудь представлении, повторение одних и тех же слов, одних

и тех же ответов на различные вопросы. Бывает при эпилепсии,

органических психозах.

Бессвязное, или спутанное, мышление проявляется в том, что

разрушается грамматическая форма фраз, промежуточные звенья

между отрывками мыслей выпадают, и речевая продукция становится

бессвязной. Типичная форма бессвязного мышления возникает

на фоне аментивного помрачения сознания, когда нарушается

элементарный анализ и синтез, в связи с чем полностью утрачивается

способность осмысливать окружающее, появляются растерянность,

повторяющиеся недоуменные вопросы. Иногда при астенической

спутанности больные способны улавливать часть ситуации,

временами лучше ориентируются в окружающем, отвечают на вопросы;

в этих случаях мышление становится более упорядоченным.

Встречается при токсико-инфекционных, соматогенных психозах

и при сумеречном состоянии у больных эпилепсией.

Стереотипии — повторение одних и тех же, часто бессмысленных

слов и выражений, обусловленное расторможением словесных

автоматизмов. Наблюдается при шизофрении.

Резонерство характеризуется склонностью к пустым, бесплодным,

основанным на поверхностных, формальных аналогиях рассуждениям.

Это неадекватное реальной ситуации мудрствование,

многословность и банальность суждений. Резонерство не конкретно,

так как оно не связано с прошлым опытом и не основано на

реальных представлениях. Вместо цели мышления, которая должна

привести к познанию действительности, на переднем плане

«рассуждательство». Встречается при шизофрении, эпилепсии, умственной

отсталости.

Аутистигеское мышление отличается оторванностью от реальной

действительности, суждения формируются лишь в согласии

с аффективными потребностями личности, оно замкнуто в тесном

кругу идей, которые возникают и развиваются без проверки практикой

жизни, т. е. без фактического основания и при отсутствии

логики. Могут одновременно возникать противоречивые взаимоисключающие

(амбивалентные) мысли. Аутистическое мышление

нередко основано на символах, аллегориях и смутных образах.

Нарушается активность мышления. Характерно для шизофрении.

Паралогигеское мышление характеризуется грубыми нарушениями

логики, которые приводят больного к необоснованным, даже

нелепым выводам, не имеющим достаточных доказательств. Бурные

аффективные вспышки иногда могут вызывать это расстройство.

Оно постоянно наблюдается при паранойе, парафрении, шизофрении,

а также реже при психопатиях.

Разорванность мышления выражается в нарушении связей между

представлениями и понятиями. Отсутствует целенаправленность

мышления. Порядок мыслительного процесса искажается, но иногда

сохраняется грамматическая форма фраз, что делает лишенную

смысла речь внешне упорядоченной. В тех случаях, когда утрачиваются

и грамматические связи, мышление и речь превращаются

в бессмысленный набор слов - «словесную окрошку». Разорванность

встречается при далеко зашедших случаях шизофрении.

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ МЫШЛЕНИЯ. Навязгивое

мышление — состояние, отличающееся тем, что в сознание больного

помимо его желания вторгаются мысли, сомнения, воспоминания,

страхи. Больной понимает ненужность, неуместность и нелепость

этих явлений, но не может с ними бороться. Они мешают

его целенаправленному мышлению. Навязчивые идеи — сущность

обсессивного синдрома (синдрома навязчивости), в его состав

входят:

1) навязгивые мысли, проявляющиеся в болезненном мудрствовании,

в непреодолимом стремлении разрешать бесплодные и

ненужные задачи («почему луна не падает на землю?») или в не

покидающих больного и доминирующих в сознании воспоминаниях

о неприятном событии;

2) навязгивые страхи (фобии), составляющие часть этого синдрома

или бывающие самостоятельными (боязнь замкнутого пространства,

открытых площадей, острых предметов, боязнь рака,

инфаркта);

3) навязгивые действия, большей частью связанные с навязчивыми

мыслями или страхами (например, бесконечное мытье рук,

для того чтобы избавиться от мучительной тревоги, связанной сс

страхом заражения) или независимые от этого синдрома (счет шагов,

оконных переплетов, сложение любых попадающих на глаза

цифр).

Наблюдаются при неврозе навязчивых состояний, шизофрении,

органических и других психозах.

Сверхценные идеи - ошибочные или односторонние суждения,

вследствие своей чрезмерной аффективной насыщенности получающие

перевес над всеми остальными идеями и доминирующие

в сознании. Другие мысли или концентрируются вокруг

сверхценной идеи, подчиняясь ей, или же подавляются. Преданность

сверхценной идее заставляет человека пренебречь всем

остальным, своими личными интересами и интересами близких.

Типы некоторых сверхценных идей:

1) ипохондрические — мысли о мнимой болезни;

2) кверулянтские - мысли о необходимости бороться за

свои попранные права, приводящие к непреодолимой сутяжнической

деятельности;

3) фанатичные — непреодолимые мысли о мести после нанесенного

оскорбления;

4) изобретательства — мысль о создании или открытии

нового необычного инструмента, аппарата или технологического

процесса;

5) талантливости — мысль о выдающихся достижениях и

успехах в области поэзии, музыки,

6) ревности — неотступные мысли об изменах жены, мужа,

любовника.

Сверхценные идеи - выражение дисгармоничной психики,

связаны с паралогическим мышлением, резонерством, наиболее

часто возникают у паранойяльных, эпилептоидных, психастенических,

психопатических личностей.

Бредовые идеи - болезненного происхождения, извращенные,

ошибочные, не соответствующие реальности представления и суждения,

искаженно отображающие действительность, в достоверности

которых больной убежден и не поддается коррекции извне.

Клинические, систематизированные по содержанию, различаются

следующие виды бреда:

1. С положительным эмоциональным тоном:

а) бред величия — мысли о знатном или инопланетном происхождении,

о способностях преобразовать мир или исправить погрязших

в грехах людей, о гениальности, талантливости или грандиозной

физической силе и т. д.;

б) эротический бред — мысли больного о сексуальных домогательствах

высокопоставленной особы, влюбленности в него десятков

поклонников, множестве жен, любовниц, неотразимой привлекательности,

необычной половой силе;

в) бред богатства — мысли о несметном богатстве, владении

множеством домов, бесчисленными драгоценностями и т. д.

г) бред изобретения — больной изобрел вечный двигатель, который

осчастливит человечество, космоплан для достижения дальних

галактик, создал лекарство от всех болезней.

Встречаются при экспансивной форме прогрессивного паралича,

маниакальной фазе аффективного психоза, параноидной шизофрении.

2. С отрицательной эмоциональной окраской:

а) бред самообвинения, самоуничижения — больной считает

себя плохим человеком, приносящим вред государству, семье, виновен

в тяжких преступлениях, его следует уничтожить;

б) бред обнищания и материального ущерба — больной убежден,

что он лишился имущества, квартиры, дома, пенсии, умерли

родные, нет кровати, постельного белья, одежды, предстоит умереть

голодной смертью;

в) бред ипохондрический — убежденность больного в том, что

болен неизлечимой болезнью, сегодня же должен умереть, сгнили

внутренности, нет кишечника и пищевода, мозг высох и т. д.

Наблюдаются при депрессиях аффективного психоза, пред-

старческих и старческих психозах, соматогенном психозе, депрессивной

форме прогрессивного паралича, шизофрении.

3. Окрашенные гувством страха, подозрительности, недоверия:

а) бред преследования — больному кажется, что к нему плохо

относятся, его хотят убить, преследует определенная группа людей,

существует какая-то банда, которая хочет его погубить, на

улице за ним ходят, угрожают;

б) бред отношения ИЛИ особого значения — малозначительные

факты из жизни больного приобретают в глазах больного определенное

значение (догорающий окурок, брошенный в пепельниц

у , - намек на скорую кончину больного), в сюжетах телепередач

больной видит намеки на свою жизнь, в разговорах прохожих

«слышит» обсуждение его поступков и переживаний;

в) бред воздействия или влияния — мысли о гипнозе, сковывающее

действие которого больной испытывает на себе, о лазере,

пронизывающем и прожигающем весь организм, о взгляде близко-

5 Зак. 4344 129

го человека, переделывающего мальчика в девочку, о сексуальном

насилии с помощью прикосновения руки.

Часто встречаются при параноидной шизофрении, старческих

и предстарческих психозах, соматогенных и травматических психозах.

Формирование бредовых идей. Первичный бред развивается

вследствие нарушений логики и возникновения патологической

интерпретации. У больного не нарушается чувственное познание

мира, он опирается на реальные факты, трактуя их очень избирательно,

игнорируя все, что не соответствует его идеям. Первичным

бредом может быть бред эротический, изобретательства и т.д.

Других расстройств психики обычно нет. Первичный, называемый

также интерпретативным и систематизированным, - система

построений, расширяющихся, усложняющихся и детализирующихся.

Чувственный (образный) бред возникает преимущественно

из-за нарушений чувственного познания. В его структуре преобладают

яркие образные представления: воображение, фантазии, вымыслы,

грезы. Он с самого начала сочетается с галлюцинациями,

страхом, возбуждением и т. д.

Основные бредовые синдромы. Паранойяльный синдром

— постепенно развивающийся, систематизированный, эмоционально

насыщенный, правдоподобный и лишенный расстройств

восприятия бред.

Галлюцинаторно-параноидный синдром состоит из бредовых

идей и галлюцинаций.

Синдром психигеского автоматизма Кандинского—Клерамбо

(разновидность предыдущего) — сочетание псевдогаллюцинаций,

бредовых идей психического, физического, гипнотического воздействия

и чувства отчужденности, «сделанности» собственных

движений, поступков, эмоций и мыслей («Я как автомат, управляемый

со стороны»).

Парафренный синдром - сочетание систематизированного бреда

преследования и величия (с фантастическим сюжетом) с психическим

автоматизмом и псевдогаллюцинациями. Нередко наличествует

повышенное настроение.

Синдром дисморфомании проявляется триадой: 1) паранойяльными

идеями физического недостатка («нет талии», «нос слишком

большой»), 2) бредом отношения («все смотрят»); 3) пониженным

настроением.

Возрастные особенности. У д е т е й в связи с неразвитостью

ЦНС (ассоциативных полей) бред возникает редко. Более часто

возникает патологигеское фантазирование (бредоподобные фантазии),

в них ребенок стремится осуществить не реализованное в

действительности. Эти фантазии отличаются нелепостью, несвязанностью

с конкретной реальной обстановкой, неподверженно-

стью влиянию детского опыта (прочитанным книгам, услышанным

сказкам, просмотренным телепередачам и т. д.), трудностью

переключения к обыденной домашней ситуации. В них могут быть

стремления к могуществу, желания, невыполнимые в жизни, враждебность

к окружающим, нелюбовь к людям и страх перед ними.

Окружающее может приобретать «особое» значение. В начале заболевания

эти фантазии появляются только перед сном, а затем

распространяются и на весь день. Ребенок живет в мире своих однообразных,

лишенных творчества фантазий, со временем исчезает

критическое к ним отношение, нарушения мышления становятся

более серьезными, к ним могут присоединиться псевдогаллюцинации

и явления синдрома психического автоматизма. Все же

отождествлять эти расстройства с бредом неправильно, так как у

больного нет убежденности в реальности его вымыслов, иногда

ребенок даже соглашается с тем, что это «его выдумка». Однако у

больных с бредоподобным фантазированием позже, в подростковом

возрасте, может развиться настоящий бред.

Бред у детей динамичен, фрагментарен и нестоек, чаще всего

он возникает на фоне делирия, сопровождается иллюзиями и галлюцинациями

(нападающими животными, неприятными насекомыми).

С наступающим прояснением сознания он легко разрушается.

Возникновение бреда на фоне непомраченного сознания

— явление у детей редкое. Он в этих случаях проявляется в

рудиментарной форме (интенсивного страха) и сочетается с уверенностью

в приближающейся опасности для себя или родителей.

Эти состояния обычно возникают приступообразно, страх может

быть нестойким, ребенка удается успокоить, но по окончании

приступа все же остаются тревога, мнительность, сосредоточенность

на собственном здоровье и опасения смерти. Страх и ипохондрические

мысли могут трансформироваться в бредовую настроенность,

а затем и в идеи преследования.

Навязгивые состояния у детей раньше всего проявляются в

двигательной сфере (тики, онихофагия, трихотилломания). В раннем

детском возрасте нередки страхи темноты, одиночества, в более

старших возрастах — страх заражения, пожара, животных, потери

родителей. Навязчивые мысли обычно появляются лишь

у подростков. Навязчивые состояния и страхи при шизофрении у

детей могут эволюционировать в генерализованную бредовую настроенность.

Одним из начальных бредовых проявлений у детей

может также оказаться нарушение чувства симпатии, нарастающей

враждебности, агрессивности к родителям. Одновременно с этим

нарастает озлобленность, жестокость. Понять, что в основе этих

психических расстройств лежит психотический процесс, удается в

препубертатном или пубертатном возрасте. Именно у этих больных

в дальнейшем развивается бред гужих родителей, во время

которого родителей воспринимают как чужих людей, а своими

считают инопланетян, высокопоставленных людей или пропавших

без вести.

У подростков клиническая картина усложняется, бредовые

идеи встречаются чаще. Бред может возникать остро, минуя длительную

картину развития, свойственную детям. Содержание бредовых

переживаний богаче, разнообразнее, чем у детей. У одного

и того же больного наблюдаются разные виды бреда (идеи отношения,

преследования, воздействия). Могут возникать и такие

формы паранойяльного систематизированного бреда, которые сохраняются

без существенных изменений в течение всего заболевания

(дисморфоманические идеи). Наряду с чувственным бредом

на фоне помраченного сознания наблюдаются параноидный с галлюцинациями,

депрессивный с идеями самообвинения и маниакальный,

сочетающийся с идеями величия. При хроническом энцефалите

чувственный бред, возникший на фоне помраченного сознания,

сохраняется и позже, когда последнее проясняется.

Формирование бреда при неизменном сознании зависит от патологических

проприо- и интероцептивных ощущений. Возникает

ипохондригеский ____________или даже нигилистигеский бред, при котором отказываются

от приема пищи из-за отсутствия внутренних органов,

частей тела («нет кишечника»), из-за того, что считают себя мертвыми.

Иногда у детей и подростков наблюдается бред перевоплощения

в другого человека или животного. При затяжном заболевании

обычно развитие бреда воздействия и психического автоматизма.

Таким образом, образование бреда при разных заболеваниях

происходит различно: в одних случаях этому способствует расстройство

сознания, в других — расстройства восприятия (галлюцинации),

в третьих — патологические ощущения и нарушения телесного

«Я». Бредовая убежденность у детей младшего возраста не

проявляется в словах, а выражается средствами образного мышления.

Аналогичная картина наблюдается и у тяжело умственно

отсталых. Источник формирования бреда у детей и подростков

- нарушение чувственной сферы познания (рудимент бреда

— страх за свое здоровье сопровождается патологическими ощущениями).

У взрослых в среднем возрасте чаще встречается бред преследования,

бред ревности, любовный бред. Для предстарческого возраста

более характерны бред самообвинения, обвинения, гибели

мира.

НЕГАТИВНАЯ РОЛЬ НАРУШЕНИЙ МЫШЛЕНИЯ

В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Нарушения процесса мышления, не достигающие болезненного

уровня, встречаются у детей постоянно. Обиды, наносимые сверстниками,

пренебрежение родных, непонимание воспитателей - все

это, снижая настроение, затормаживает мыслительный процесс.

С трудом возникают представления, замедляется ход ассоциаций,

снижается продуктивность обучения. Описанные отклонения требуют

серьезного внимания, с тем чтобы предупредить у ребенка

возможные ухудшения, достигающие болезненных изменений.

Наиболее правильный подход — устранение причин, затрудняющих

мыслительную работу. В других случаях приходится ограничиваться

созданием более благоприятных условий для выполнения

интеллектуальных нагрузок. Сюда же относится и удовлетворение

потребности ребенка в таком эмоциональном климате, в

котором он почувствовал бы себя более комфортно и тем самым

улучшились бы условия для мыслительного процесса. Если появляются

сомнения в том, что нарушения мышления не выходят за

рамки нормы, то консультация с психологом и психоневрологом

становится необходимой. Обнаружить или правильно оценить появившуюся

патологическую продукцию не всегда удается, так как

некоторые ее проявления воспринимаются как особенности нормы.

В частности, навязчивые страхи, сверхценные идеи и даже некоторые

бредовые высказывания (например, о своем заболевании)

взрослыми иногда воспринимаются как проявления нормальной

детской психики. Во всех случаях, когда обнаруживаемая та или

иная мыслительная продукция препятствует учебному труду, приспособлению

к коллективу сверстников, требуется консультация

психолога и психоневролога. Выявление у ребенка или подростка

нескольких нарушений мышления или других симптомов во избежание

вреда, который может быть нанесен больным себе или

окружающим, обязывает воспитателей немедленно обратиться к

врачу. С некоторыми нетяжелыми симптомами нарушенного мышления

(замедление, обстоятельность, резонерство, некоторые навязчивости)

дети могут после консультации врачей и назначенного

лечения продолжать обучение при условии внимательного за

ними наблюдения.

Тест для самостоятельной работы

1. Ускоренное мышление — это:

а) ускорение течения представлений, быстрая смена направленности

мыслей из-за ослабленного внимания;

б) разрушение грамматической формы фраз, при котором промежуточные

звенья между отрывками мыслей выпадают и речевая

продукция становится бессвязной;

в) нарушение связей между понятиями при сохранении грамматического

строя.

2. Бессвязное мышление — это:

а) разрушение грамматической формы фраз, при котором промежуточные

звенья между отрывками мыслей выпадают и речевая

продукция становится бессвязной;

б) нарушение связей между понятиями при сохранении грамматического

строя;

в) замедление темпа течения мыслей, бедность понятий и суждений,

малая подвижность целенаправленности мышления.

3. Заторможенное мышление — это:

а) нарушение связей между понятиями при сохранении грамматического

строя;

б) замедление темпа течения мыслей, бедность понятий и суждений,

малая подвижность целенаправленности мышления;

в) склонность к пустым, бесплодным, основанным на поверхностных,

формальных аналогиях рассуждениям.

4. Резонерство-—это:

а) склонность к пустым, бесплодным, основанным на поверхностных,

формальных аналогиях рассуждениям;

б) замедление темпа течения мыслей, бедность понятий и суждений,

малая подвижность целенаправленности мышления;

в) оторванность от реальности, формирование суждений в согласии

с аффектами личности, замкнутость в тесном кругу идей.

5. Аутистическое мышление — это:

а) склонность к пустым, бесплодным, основанным на поверхностных,

формальных аналогиях рассуждениям;

б) оторванность от реальности, формирование суждений в согласии

с аффектами личности, замкнутость в тесном кругу идей;

в) грубое нарушение логики, приводящее к необоснованным, нелепым

выводам, не имеющим достаточных доказательств.

6. Навязчивое мышление — это:

а) вторжение мыслей, сомнений, воспоминаний в сознание больного

помимо его желания при критическом отношении и борьбе

с ними;

б) грубое нарушение логики, приводящее к необоснованным, нелепым

выводам, не имеющим достаточных доказательств;

в) ошибочные суждения, вследствие чрезмерной аффективной

насыщенности получающие перевес над всеми остальными

идеями и доминирующие в сознании.

7. Сверхценные идеи — это:

а) вторжение мыслей, сомнений, воспоминаний в сознание больного

помимо его желания при критическом отношении и борьбе

с ними;

б) ошибочные суждения, вследствие чрезмерной аффективной

насыщенности получающие перевес над всеми остальными

идеями и доминирующие в сознании;

в) болезненные, не соответствующие реальности суждения, в достоверности

которых больной убежден и не поддается коррекции.

8. Бредовые идеи — это:

а) ошибочные суждения, вследствие чрезмерной аффективной

насыщенности получающие перевес над всеми остальными

идеями и доминирующие в сознании;

б) болезненные, не соответствующие реальности суждения, в достоверности

которых больной убежден и не поддается коррекции;

в) насильственное возникновение в сознании следующих друг за

другом представлений, нецеленаправленный поток мыслей.

• Темы для самостоятельной работы

1. Причины нарушений мышления. 2. Виды нарушений процесса

мышления. 3. Виды патологической продукции мышления. 4. Различия

между навязчивостями и сверхценными идеями. 5. Клинические

формы бреда и их значение для диагноза. 6. Бред и сверхценные

идеи. 7. Особенности расстройств мышления у детей. 8. Диагностическое

значение расстройств мышления.

Ш Список рекомендуемой литературы см. на с. 184.

 

Глава 9

НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ

И ИНТЕЛЛЕКТА

ПАМЯТЬ - запечатление, хранение и последующее воспроизведение

прошлого опыта.

Без этого качества памяти невозможно никакое научение.

С другой стороны, для того чтобы воспрепятствовать сохранению

несущественной информации, которая могла бы заблокировать работу

мозга, необходим механизм забывания. Таким образом, память

- и способность к запоминанию, и способность к забыванию.

Память активна, связана с потребностями человека, его интересами,

эмоциями и интеллектом.

1. Запегатление (кодирование)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.