Здавалка
Главная | Обратная связь

АФФЕКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА



ЭМОЦИЯ - отражение мозгом человека какой-либо актуальной

потребности и возможности ее удовлетворения, т. е. переживание

степени удовлетворенности биологическими или социальными

потребностями. Это субъективное отношение к окружающей

среде и себе. Прогнозирование вероятности достижения цели у человека

может либо осознаваться, либо не осознаваться. Возрастание

вероятности достижения цели в результате поступления новой

информации порождает положительные эмоции, они активно усиливаются

субъектом с целью их увеличения, продлевания. Падение

вероятности реализации потребности по сравнению с ранее

имевшимся прогнозом ведет к отрицательным эмоциям, которые

субъект стремится ослабить или прекратить. Эмоция позволяет

быстро оценить значимость ситуации и мобилизовать ресурсы

личности на активные действия с целью сохранения себя.

Нейрофизиологигеский механизм. Эмоция — активное состояние

системы специализированных мозговых образований (лимбиче-

ской системы, гипоталамуса, коры головного мозга), побуждающих

субъекта изменить поведение в направлении максимализации

или минимализации этого состояния. В реализации положительных

и отрицательных эмоций различна роль доминантного и субдоминантного

полушарий головного мозга. Эмоции проявляются и

во внутренних переживаниях, и в поведении, и то и другое связано

с физиологической активацией.

Классификация эмоций

1. Элементарные, так называемые физигеские, гувствования -

эмоции удовольствия и неудовольстия, связанные с органическими

потребностями. Они - тон или окраска отдельного ощущения

(голод, жажда) или общего самочувствия индивида (беспредметная

тоска, тревога, радость).

2. Предметные гувства — осознанные переживания отношения

к миру, дифференцирующиеся в зависимости от того предмета, к

которому они относятся. Они связаны с духовными потребностями

и подразделяются на интеллектуальные (познавательный интерес),

эстетические (переживание прекрасного) и моральные (возмущение

безнравственным поступком какого-либо лица).

3. Обобщенные мировоззренгеские гувства включают интеллектуальный

компонент и выражают более или менее устойчивые

установки личности. Это чувство юмора, иронии, чувство возвышенного,

трагического и т. п.

Аффект - мгновенный, стремительно и бурно протекающий

эмоциональный разряд (ярость, ужас, восторг, отчаяние).

Страсть - сильное, стойкое, глубокое и длительное чувство,

которое захватывает человека и владеет им (к стяжательству, личной

славе, труду, науке, искусству).

Настроение - более или менее длительное общее эмоциональное

состояние личности, придающее эмоциональную окраску всей

психической жизни и обусловленное совокупностью факторов: органическим

самочувствием, тонусом жизнедеятельности, взаимоотношениями

с окружающими людьми и оценкой личной и общественной

жизни. Настроение — бессознательная оценка личностью

того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства

[Рубинштейн С. Л., 1946]. Например, тревожное настроение заставляет

воспринимать все под знаком страха, отовсюду ожидать

опасности.

Эмоции делятся на положительные (удовольствие, радость,

восхищение, любовь) и отрицательные (неудовольствие,

горе, страх, печаль, ненависть). Различают также стениче-

ские чувства (гнев, радость), повышающие жизненный тонус, побуждающие

к деятельности, и астенические чувства (печаль,

смущение, страх), снижающие жизнедеятельность, ослабляющие

энергию. Чувства могут быть разной степени интенсивности, стойкости

и глубины. Переживание эмоций сопровождается напряжением

и последующим облегчением.

Возрастные особенности. Несмотря на то что уже в утробе матери

у плода появляются первые эмоциональные реакции, у новорожденного

отмечаются лишь рудиментарные проявления эмоций.

Первоначально они связаны с удовлетворением органических потребностей

(голода, недомогания, неудобного положения, холода),

постепенно с усложнением потребностей усложняются и эмоции.

Рано у младенца появляется страх на изменение обстановки, громкий

звук, потерю равновесия. Эмоции и чувства детей в раннем

возрасте быстро и бурно возникают, но столь же быстро и исчезают.

До 3-летнего возраста преобладают эмоции, обусловленные

биологическими потребностями, в них особенно выражен сомато-

вегетативный, а не психический компонент.

В связи со становлением самосознания и под влиянием похвал

и порицаний у дошкольника возникают нравственные чувства.

Вначале представления о плохом и хорошем тесно связаны с личными

интересами ребенка, и лишь постепенно они определятся

общественной полезностью того или иного поступка.

К 10-12 годам чувства занимают в психике ребенка такое же

место, как и эмоции, связанные с удовлетворением физиологиче-

ских потребностей. К концу периода взросления в основном заканчивается

формирование основных высших чувств.

Возрастная незрелость эмоционального реагирования проявляется:

1) элементарностью эмоций; 2) преобладанием положительных

эмоций; 3) повышенной эмоциональной лабильностью;

4) рудиментарностью и атипичностью аффективных расстройств;

5) заменой эмоций так называемыми возрастными эквивалентами

эмоциональных проявлений (соматовегетативными, поведенческими).

Таким образом, основные линии развития чувств в процессе

роста ребенка следующее: 1) уменьшается возбудимость эмоций и

возрастает устойчивость чувств; 2) чувства становятся более дифференцированными

и объективированными; 3) расширяется и,

главное, изменяется круг предметов и явлений, вызывающих чувства.

АФФЕКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА. В норме эмоциональные проявления

постоянно меняются в своей стойкости, глубине, интенсивности,

продолжительности, легкости возникновения, зависимости

от внешних обстоятельств или физического состояния. Эти

изменения могут оказаться не связанными с очевидными жизненными

трудностями, соматическим здоровьем, продолжаться длительное

время, быть либо очень стойкими и продолжительными,

либо крайне интенсивными. В этих случаях, как правило, имеет

место патология аффективной сферы. Различают изменения уровня

чувственной сферы, изменения настроения, изменения эмоциональной

реактивности.

Изменения уровня чувственной сферы проявляются двумя

группами расстройств: регрессом чувств и прогрессом чувств.

Регресс гувсгпв наблюдается, например, при выраженном шизофреническом

дефекте в форме исчезновения высших (предметных

и мировоззренческих) чувств и преобладания низших (элементарных)

чувств, вытекающих из органических потребностей.

Прогресс гувств встречается реже: например, у некоторых психопатических

личностей - и характеризуется доминированием высших

(предметных и мировоззренческих) чувств, т. е. чувств

морального, эстетического удовлетворения, личного достоинства и др.

Изменения настроения обнаруживаются у больных в виде

повышенного (гипертимия) и пониженного (гипотимия) настроения.

К разновидностям болезненно повышенного настроения относятся

гипомания, мания, эйфория, мория, экстаз.

Гипомания, или гипоманиакальное настроение, характеризуется

повышенной деятельностью, сочетающейся с разбросанностью в

поступках, веселостью, повышенной общительностью, остроумием,

предприимчивостью и уверенностью в себе.

Мания, или маниакальное настроение, проявляется триадой

расстройств:

1) повышением настроения;

2) ускорением психической деятельности;

3) увеличением темпа двигательной активности.

Радостное настроение не омрачается ни при каких обстоятельствах

- ни при печальных событиях, ни при страшных известиях,

ни при неудачах. Забываются прошлые неприятности и несчастья.

Будущее представляется радужным и полным перспектив. Собственное

соматическое состояние оценивается как превосходное. Переживается

прилив энергии, который реализуется в повышенной

активности. Возникающие планы и желания кажутся реальными и

легко осуществимыми. Повышается чувство собственного достоинства.

Обычно легко появляется переоценка профессиональных,

физических и умственных способностей. Из-за завышения оценки

своих творческих возможностей облегчается создание проектов и

конструкций, рисование, декламирование, сочинение стихов, рассказов,

песен и т. д. Наряду с мыслями о переоценке своих способностей

могут быть и бредовые идеи гениальности, величия, физического

превосходства.

Необычная психическая активность проявляется нескончаемой

говорливостью, постоянным стремлением распевать песни, во весь

голос читать стихи, приказывать окружающим, переругиваться с

теми, кто пытается успокоить и усовестить, а также остановить их

поток красноречия и актерские порывы. Все это сочетается с неуемной

и, как правило, неупорядоченной и неутомимой деятельностью:

неуклюжими попытками помощи окружающим, неуместным

вмешательством в профессиональные обязанности тех, кто лечит и

ухаживает за больным, танцами, физическими упражнениями и т. д.

Растормаживается сексуальное влечение, постоянно наблюдаются

назойливые приставания к лицам противоположного пола,

откровенные предложения, непристойные жесты, а иногда и сексуальная

агрессия. Другие органические потребности, такие, как голод

и жажда, резко повышены. Больные прожорливы, много

пьют, нуждаются только в нескольких часах сна.

В детском возрасте вместо типичной триады отмечаются

смешанные, нерезко очерченные гипомании, проявляющиеся в повышенной

веселости, чрезмерной подвижности с капризностью,

непослушанием, дурашливостью, повышенной самооценкой,

с фрагментарными идеями величия и признаками расторможенно-

сти влечений. Если мания сочетается с астеническим состоянием,

то отмечаются повышенная утомляемость, истощаемость, головные

боли, нарушения сна, снижение аппетита. При возникновении

маниакального состояния на фоне органического поражения ЦНС

могут быть монотонность поведения, назойливость, эмоциональная

лабильность и гневливость. У детей младшего возраста мания

может ограничиться рудиментами эмоциональных расстройств и в

большей степени в форме усиления элементарных влечений (повышение

аппетита, сексуальности и др.).

Эйфория. Благодушное, полное удовлетворенности и довольства,

беззаботное настроение без оживления идеаторных процессов

и стремления к деятельности, некритичное состояние, возникающее

обычно на фоне более или менее выраженного интеллектуального

дефекта. Наблюдается у людей с выраженным психическим

недоразвитием, с опухолями головного мозга, при прогрессивном

параличе, сифилисе мозга, атеросклерозе сосудов головного мозга.

Кратковременная эйфория может быть при опьянении алкоголем

или наркотиками.

Мория. Немотивированное повышенное настроение, сочетающееся

с нелепостью и дурашливым поведением при наличии интеллектуального

снижения. Отмечается при органическом поражении

или опухолях лобных долей головного мозга.

Экстаз. Напряженное переживание блаженства, необычайного

счастья, высшей степени восторга до исступленного восхищения,

нередко с сужением сознания. Может быть при эпилептических

расстройствах (аурах, припадках).

Болезненно пониженное настроение наблюдается в форме

субдепрессии, депрессии, дисфории, тревоги, страха.

Субдепрессия. Нерезко выраженное понижение настроения, при

нем обычно преобладают вялость, слабость, угнетенность. Встречается

часто при психотических и невротических расстройствах.

Депрессия. Характерная особенность — триада признаков:

1) подавленное настроение;

2) замедление психических процессов;

3) двигательная заторможенность.

Степень выраженности сниженного настроения может различаться

в значительных пределах: от легкой печали, тоскливости до

глубокой тоски и отчаяния.

Во многих случаях имеются соматические проявления депрессии:

тягостные ощущения в груди (давления, сжатия), в верхней

части живота, голове.

Замедление ассоциативных процессов может приводить к полному

отсутствию каких бы то ни было мыслей или сосредоточению

на одной идее (обычно виновности, малоценности, греховности,

самоубийстве).

Больные малоподвижны, неактивны, подолгу находятся в одном

и том же положении, сидя в стороне от всех или лежа в течение

всего дня, не поднимаясь с постели. В тяжелых случаях развивается

ступор, при котором больные полностью заторможены, не

двигаются, не отвечают на вопросы, не выполняют инструкций и

просьб, а иногда и отказываются от приема пищи. Обычно наибольшая

тяжесть подавленного настроения, двигательная скован-

ность, разбитость и минимум активности приходятся на утро, с

течением дня состояние улучшается, и к вечеру состояние может

значительно отличаться.

Бессонница или поверхностный сон, значительное снижение

аппетита, запоры, расстройство сердечно-сосудистой системы, как

правило, сопутствуют аффективным нарушениям.

у детей каждый из компонентов депрессии выражен меньше.

Сниженное настроение может сочетаться с двигательным беспокойством,

тревогой, плаксивостью, говорливостью и рудиментами

идей самообвинения. У дошкольников и младших школьников депрессии

чаще проявляются * страхами, капризностью, вялостью,

эмоциональной неустойчивостью и соматическими расстройствами

(нарушениями сна, энурезом, болями в животе, снижением аппетита)

или реже злобностью, агрессивностью.

У подростков депрессия более очерчена, все же чаще, чем

у взрослых, сочетается с тревогой, двигательным возбуждением,

нарушениями поведения.

Дисфория. Напряженно-злобное или мрачно-недовольное подавленное

настроение, возникающее при органических (травматических)

поражениях мозга и эпилепсии.

Тревога. Аффект напряженного переживания смутной, неопределенной,

беспредметной опасности, катастрофы. Может сочетаться

с недоверчивостью, настороженностью, внутренним беспокойством,

нарушением целесообразной деятельности, суетливостью,

беспорядочными метаниями, изменчивой мимикой, беспокойным

взглядом, сбивчивой речью, учащенными сердцебиениями, прерывистым

дыханием, холодным потом, бледностью, расширением

глаз и зрачков, непроизвольным мочеиспусканием. Широко распространенное

расстройство, наблюдающееся при психозах и в более

легкой форме при неврозах и психопатиях (психастенической,

сенситивной).

Страх. Напряженное переживание угрожающей опасности для

жизни, связанной с определенными явлениями, предметами или

людьми. Частый признак неврозов (страх высоты, незнакомца, заболевания,

школы и т. д.) и других психических расстройств.

Изменения эмоциональной реактивности

Нарушения выраженности (силы) гувств:

1. Патологигеский аффект. Бурная эмоциональная реакция,

не соответствующая по своей силе вызвавшему ее стимулу. На высоте

аффекта отмечается сужение сознания, неадекватное, часто

агрессивное или разрушительное поведение. Завершается амнезией.

Нередкое проявление травматического или другого органического

поражения мозга.

2. Эмоциональная гиперестезия (сенситивность). Чрезмерная

чувствительность, ранимость, неуверенность в своих физических

силах и психических способностях, обостренность реакций, пре-

увеличенная совестливость, склонность к сомнениям, застреванию

на своих переживаниях. Характерна для сенситивной психопатии.

3. Эмоциональная гипестезия. Вялость эмоциональных реакций,

черствость, отсутствие сострадания, холодность. Последствие

сильного шокового воздействия (землетрясения) или результат тяжелой

астении.

4. Апатия. Отсутствие эмоций, равнодушное отношение к себе

и окружающим, а также к происходящим событиям. Сочетается с

вялостью побуждений. Один из основных симптомов при шизофрении,

может быть также при органическом поражении мозга, тяжелых

астениях.

5. Эмоциональная тупость. Эмоциональное обеднение, исчезновение

эмоциональной откликаемости, абсолютное равнодушие,

безразличие к родным и близким, отсутствие способности реагировать

на любые события, даже серьезно влияющие на судьбу

больного. Никакими стимулами невозможно вызвать проявления

чувств. Утрата интереса к самому себе, своему социальному статусу

и здоровью. Необратимое состояние, типичное для шизофренического

или глубокого органического дефекта психики (при прогрессивном

параличе).

Нарушение устойгивости гувств:

1. Эмоциональная лабильность. Неустойчивость настроения,

склонность к его колебаниям, легкость и быстрота перехода от положительных

к отрицательным эмоциям и наоборот. Характерна

для астенических состояний, сосудистых заболеваний головного

мозга.

2. Взрывгатостъ (эксплозивность). Недержание аффектов, склонность

к гневной раздражительности, иногда с агрессией и разрушительными

действиями. Чаще наблюдается при дисфориях (эпилептического,

психопатического или травматического происхождения) и

проявляется бурными аффектами, не адекватными ситуации.

3. Тугоподвижность эмоций. Неспособность переключаться с

одной эмоции на другую - «застревание на одной из эмоциональных

реакций». Свойственна эпилепсии.

Извращение гувств:

1. Амбивалентность. Одновременное сосуществование противоречивых

(приятных и неприятных) чувств по отношению к событию,

предмету, человеку. Склонность отвечать на внешние стимулы

двойственно, антагонистической реакцией. Типично для больных

шизофренией.

2. Эмоциональная неадекватность. Несоответствие чувств

внешним обстоятельствам (ситуации), их вызвавшим. Наблюдается

при шизофренических изменениях личности.

РАССТРОЙСТВА ЭМОЦИЙ

И КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Постоянные эмоциональные изменения под влиянием меняющейся

обстановки, в связи с появлением новых ощущений в теле

и представлений свойственны нормальной детской психике. Диапазон

же этих изменений может колебаться от обычных, зависящих

от внешних обстоятельств до патологических, отражающих

наличие психических расстройств. При этом педагогам и воспитателям

трудно судить о степени тяжести эмоциональных колебаний

в первую очередь потому, что дети не умеют правильно оценивать

свои переживания, и во вторую очередь потому, что внешние проявления

не всегда соответствуют их глубине. В то же время выявление

этих отклонений очень важно - они могут быть показателем

и легких преходящих проявлений невротических расстройств,

и начальных симптомов более серьезных заболеваний (психосоматических

болезней, психозов). У многих детей те или иные эмоциональные

отклонения постоянны, так как являются особенностями

их аномальной личности или следствием менингитов, энцефалитов

или перенесенных травм головы. Воспитание этих детей

требует учета их ранимости, обидчивости, непереносимости фрустраций,

застреваемости на отрицательных эмоциях и т. д. Предупреждение

аффективных вспышек, проявлений эмоциональной лабильности

и других эмоциональных отклонений может позволить

оптимизировать воспитательный и учебный процесс. Все это имеет

особое значение при воспитании возбудимых детей, склонных к

аффектам. У детей с проблемами в развитии (умственно отсталых, с

сенсорными дефектами и др.) такой подход необходим, только постоянное

смягчение эмоционального напряжения может дать эффект

в коррекционно-педагогическом процессе. Приходится иметь в

виду, что у детей и подростков снижение настроения не только

препятствие для успешного освоения учебного труда и адекватной

оценки своих возможностей, но и возможная причина появления

суицидальных мыслей, намерений и поступков. Отсюда следует вывод

о необходимости самого внимательного отношения к появляющимся

у учеников субдепрессиям и тем более депрессиям. В каждом

случае депрессии необходимо попытаться выявить истинную

причину ее появления и проконсультироваться с психоневрологом.

К сожалению, еще ббльшую трудность испытывают воспитатели

при необходимости оценить вероятность болезненного происхождения

повышенного настроения у детей и подростков и в связи с

этим степень его серьезности. Распознаванию может помочь учет

внезапности возникновения, беспричинности отклонения, его продолжительности

и абсолютной неподатливости педагогическим мерам

воздействия. Если выяснится болезненный характер нарушений,

то направление к психоневрологу обязательно.

[т] Тест для самостоятельной работы

1. Мания —это:

а) болезненно повышенное настроение с ускорением течения

мыслей и усилением активности;

б) болезненно пониженное настроение с замедлением течения \

мыслей и заторможенностью; \

в) благодушное состояние.

2. Депрессия — это:

а) недовольное, злобно-тоскливое настроение;

б) болезненно пониженное настроение с замедлением течения

мыслей и заторможенностью;

в) переживание неопределенной, беспредметной опасности сне-

доверчивостью, внутренним беспокойством.

3. Тревога —это:

а) несоответствие чувств внешним обстоятельствам, их вызвавшим;

б) переживание неопределенной, беспредметной опасности с недоверчивостью,

внутренним беспокойством;

в) недовольное, злобно-тоскливое настроение.

4. Экстаз — это:

а) напряженное переживание блаженства, необычайного счастья,

высшей степени восторга, нередко с сужением сознания;

б) благодушное состояние;

в) болезненно повышенное настроение с ускорением течения

мыслей и усилением активности.

5. Апатия — это:

а) несоответствие чувств внешним обстоятельствам, их вызвавшим;

б) отсутствие эмоций, равнодушное отношение к себе и окружающим,

а также к происходящим событиям;

в) одновременное сосуществование противоречивых чувств.

6. Амбивалентность — это:

а) одновременное сосуществование противоречивых чувств;

б) несоответствие чувств внешним обстоятельствам, их вызвавшим;

в) недовольное, злобно-тоскливое настроение.

7. Дисфория —это:

а) переживание неопределенной, беспредметной опасности с недоверчивостью,

внутренним беспокойством;

б) недовольное, злобно-тоскливое настроение;

в) болезненно пониженное настроение с замедлением течения

мыслей и заторможенностью.

8. Эмоциональная неадекватность — это:

а) несоответствие чувств внешним обстоятельствам, их вызвавшим;

б) одновременное сосуществование противоречивых чувств;

в) отсутствие эмоций, равнодушное отношение к себе и окружающим,

а также к происходящим собьггиям.

Темы для самостоятельной работы

1. Причины эмоциональных нарушений. 2. Виды болезненно измененных

форм снижения настроения. 3. Виды болезненно измененных

форм повышенного настроения. 4. Формы болезненно искаженной

эмоциональности. 5. Эмоциональные нарушения и диагностика психических

расстройств. 6. Особенности эмоциональных нарушений у

детей.

Список рекомендуемой литературы см. на с. 184.

 

Глава 11

НАРУШЕНИЯ ВОЛИ

И ВНИМАНИЯ

ВОЛЯ — способность человека действовать сознательно и целеустремленно,

подавляя непосредственные желания и стремления.

В волевом акте различают:

1) возникновение побуждения, осознание цели действия и

стремление достичь ее;

2) осознание ряда возможностей достижения цели, колебания

между согласием с целью и возражениями против нее;

3) борьба мотивов и выбор наиболее подходящего способа

действий;

4) принятие одного из возможных решений;

5) осуществление принятого решения, побуждение начать действие

и довести его до конца.

Нейрофизиологигеский механизм основывается на рефлексе свободы,

названном этологами «мотивацией сопротивления к принуждению

», на преодолении конкурирующей потребности, вставшей

на пути к удовлетворению какой-либо иной потребности,

первично инициировавшей поведение, на возникновении активности,

по отношению к которой субдоминантный мотив — препятствие,

«внутренняя помеха».

Возрастные особенности. Овладение основными движениями

до 3 лет составляет предпосылку формирования волевых процессов.

На начальных этапах воля ребенка - это лишь совокупность

желаний. Волевым действие становится лишь тогда (между 2 и

5 годами), когда оно диктуется необходимостью, но не представляет

интереса само по себе. Требования и поручения взрослых,

участие в домашнем труде, совместные игры детей, учебные занятия

развивают волевые действия. Воля воспитывается на преодолении

трудностей, примере старших, воздействии сверстников. Таким

образом, выделяют три степени спонтанности:

1) ранний дошкольный возраст - неосознаность фактически

существующего внешнего регулирования и отсутствие внутреннего

регулирования поведения;

2) школьный возраст - осознание необходимости подчинения

своего поведения правилам при отсутствии подлинной спонтанности;

3) подростковый возраст - подлинная спонтанность. Мотивами

волевых действий являются желания, побуждения, стремления.

В мотивационную сферу входят и осознаваемые (волевые), и не-

достаточно осознанные действия на основе различных побуждений

(влечений, установок и т. д.).

НАРУШЕНИЯ ВОЛЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Расстройства воли могут

быть связаны с изменением уровня побуждений к деятельности,

степенью осознания цели, т. е. с формированием мотива, принятием

решения и осуществлением действия.

Ослабление (снижение) волевой деятельности. Гипобу-

лия - понижение волевой активности. Связана с ослаблением влечений,

в связи с этим падает аппетит, подавляются сексуальные и

оборонительные влечения, уменьшается активность. Наблюдается

в той или иной степени при умственной отсталости, органических

поражениях ЦНС, шизофренических дефектах.

Абулия — крайний вариант снижения волевой деятельности до

полного исчезновения всякой активности. Наиболее часто встречается

при глубоком шизофреническом дефекте.

Ступор — двигательное оцепенение, проявляющееся в абсолютной

или почти полной обездвиженности, с повышением мышечного

тонуса. Больной без движения находится в постели, сохраняя

одну и ту же позу. Чаще всего это положение эмбриона (с приведенным

к груди подбородком, согнутыми в локтях руками, согнутыми

в коленях и прижатыми к животу ногами), иногда другая,

даже очень неудобная поза, но никогда не сменяемая самостоятельно.

Нет реакций на происходящее вокруг. Себя больной не обслуживает,

естественные надобности" совершает в постель или

удерживает дефекацию и мочеиспускание. Кормить приходится

персоналу. Речевое общение невозможно (мутизм).

Субступорозное состояние — заторможенное состояние без полной

обездвиженности. При этом возможно застывание в тех или

иных позах на короткое время (стоя у постели, с поднятой рукой

или ногой). Иногда из этого состояния больного ненадолго удается

вывести. Больной частично себя обслуживает, пользуется туалетом,

принимает пищу. Отмечается либо очень тихая, односложная

речь, либо ее отсутствие.

У детей редко наблюдается ступор с полной обездвиженностью,

более характерны его частичные проявления в виде рудиментарных

признаков заторможенности и эпизодических удерживаний

одной какой-либо позы (застывания с ложкой, поднесенной

ко рту, с поднятой рукой при одевании и т. д.).

Как ступор, так и субступорозное состояние наблюдаются при

кататонической шизофрении, тяжелой психогенной депрессии или

при маниакально-депрессивном психозе.

Усиление (повышение) волевой деятельности. Гипербу-

лия — повышение волевой активности, связанное с усилением влечений.

Может проявляться в повышении аппетита, гиперсексуальности,

агрессии, активном или даже расторможенном поведении;

нередко эти симптомы сочетаются.

б Зак. 4344 161

Двигательное возбуждение проявляется либо в стремлении к

движению, либо в более или менее целесообразных действиях.

Кататонигеское ____________возбуждение — однообразно повторяющиеся

(стереотипные), бессмысленные движения или импульсивные двигательные

акты. У детей младшего возраста может проявляться

в виде однообразного бега по кругу, таких стереотипных движений,

как подпрыгивание, потряхивание кистями рук и т. д. Старшие

- кричат, поют, бранятся, без конца о чем-то говорят, выкрикивают

бессвязные фразы.

Маниакальное возбуждение характеризуется целенаправленным,

но чрезвычайно активным, подвижным и неутомимым поведением.

Выраженность возбуждения может варьироваться от такого,

при котором возможно даже некоторое увеличение продуктивности,

до полной хаотичности в поступках и действиях. Меняется

также и речевая активность от повышенной говорливости до речевой

бессвязности. У детей проявления этого состояния могут

быть в форме чрезмерной подвижности с непослушанием, дурашливостью

и расторможением влечений.

Эпилептигеское возбуждение, возникающее при дисфории, как

правило, провоцируется недовольством больного отношением к

нему окружающих. При этом на фоне ярости или гнева появляются

агрессия или разрушительные действия. Последние обычно однообразны

и длительно продолжаются. Больной подолгу выкрикивает

бранные слова, угрозы, начав драку, не может остановиться,

совершая одни и те же удары или действия над жертвой, разрушая

попавшееся под руку, без остановки крушит все вокруг одними и

теми же движениями.

Тревожное возбуждение. В зависимости от степени выраженности

это неспособность усидеть на месте, метания из стороны в

сторону, заламывания рук, стремление к самоповреждениям и попытки

уйти из жизни, рыдания, стенания, причитания, призывы о

помощи, проклятия в адрес судьбы, призывы покарать явных и

воображаемых обидчиков.

Извращение волевой деятельности (парабулия). Сюда относятся:

эхопраксия - копирование жестов и движений окружающих,

эхолалия - повторение услышанных слов и предложений, негативизм

(активный или пассивный) - сопротивление воздействиям

извне, мутизм — отказ от речи, стереотипия - повторение

одних и тех же движений или действий, каталепсия, или восковая

гибкость,- сохранение _________больным приданной ему позы, патологиге-

ская внушаемость — беспрекословное подчинение инструкциям

окружающих. Все явления парабулии относятся к кататонии и

встречаются либо в виде отдельных симптомов, либо в той или

иной комбинации при шизофрении.

РАССТРОЙСТВА ВОЛИ

И КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Снижение волевой активности в невыраженной степени встречается

при аномалиях характера и в этих случаях требует внимания

и поддержки со стороны воспитателей. Педагогические меры

воздействия на этих детей и подростков должны быть направлены

при слабости побуждений на стимуляцию активности, а при чрезмерной

активности на формирование способности управлять своими

усиленными влечениями. Отдельные симптомы, наблюдающиеся,

например, у умственно отсталых или у других детей с отклонениями

в развитии, не могут быть препятствием к их нахождению

в специальных учреждениях, но требуют постоянной коррекции

воспитательными мерами. Выраженные проявления нарушения

воли, встречающиеся при психических заболеваниях, требуют безотлагательного

консультирования с психиатром, а при необходимости

— лечения.

ВНИМАНИЕ — произвольная или непроизвольная избирательная

направленность и сосредоточенность психической деятельности

на определенный объект, значимый в данный момент.

Еейрофизиологигеский механизм. Внимание развивается на базе

ориентировочного рефлекса, направленного на создание в организме

условий для восприятия изменений во внешней среде. Проявляется

в локальной активации (оптимальной деятельности)

определенных мозговых структур, принимающих участие в той

или иной деятельности, и торможении остальных, «не работающих

» функциональных систем мозга.

Классификация. Внимание может быть непроизвольным,

или пассивным, являющимся автоматической рефлекторной реакцией,

ипроизвольным, или активным, т. е. сознательным, целенаправленным

сосредоточением на определенном объекте при

отключении от других событий и явлений. Выделяют избирательность,

объем, устойчивость, возможность распределения и пере-

ключаемость внимания. Внимание может быть направлено.как на

внешние (игрушки, книги, сверстники), так и на внутренние объекты

(на свои ощущения, мысли, чувства).

Возрастные особенности. Зачатки активного внимания появляются

уже на первом году жизни в управлении органами чувств и в

играх. Особенность детского внимания — подвижность, легкость

перехода от одного объекта к другому. У дошкольников особенно

легкая отвлекаемость. Произвольное внимание формируется в дошкольном

возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции

поведения ребенка. Внимание у ребенка почти всегда

привлечено внешними событиями и обращено не к сути, а поверхности

явления. У школьников все еще в сравнении со взрослыми

внимание более подвижно, неустойчиво и отличается особенно

легким привлечением к эмоционально окрашенным раздражителям.

Для привлечения и особенно удерживания внимания детей

требуется интерес, эмоционально окрашенное занятие, в противном

случае они легко отвлекаются.

НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ - патологическое изменение направленности,

избирательности психической деятельности.

Различают следующие формы нарушений внимания.

Отвлекаемостъ - невозможность сосредоточиться на нужном

объекте, поверхностность и неустойчивость внимания, обусловленная

ослаблением активного и преобладанием пассивного внимания.

Отмечается при мании, слабоумии, детском аутизме.

Апрозексия — полная невозможность сосредотогения, может наступить

при некоторых расстройствах сознания, поражениях лобных

отделов мозга, атонигеской форме умственной отсталости,

ранней детской шизофрении.

Прикованность — неспособность переключиться на другие события.

Может быть при депрессии, когда все мысли сконцентрированы

на психотравмирующем событии, или ипохондрии, при

которой невозможно отвлечься от симптомов серьезной или воображаемой

болезни.

Истощаемость внимания — снижение способности к длительному

сосредоточению на определенном объекте. Наблюдается как

при астении, так и при минимальных дисфункциях мозга, а также

при более грубых органических поражениях ЦНС.

Сужение объема внимания — неспособность удерживать в зоне

произвольной целенаправленной психической деятельности достаточно

большое число объектов и оперировать ими. Встречается

при прогрессивном параличе.

Тугоподвижность внимания — неспособность к быстрому и частому

переключению внимания с одного объекта на другой, застре-

ваемость на одном из воспринимаемых событий или предметов.

Характерно для больных с эпилепсией.

При модально-неспецифигеских нарушениях внимания страдает

сосредоточение на слуховых, зрительных и любых других объектах.

Это случается, например, при поражении лобных долей коры

головного мозга.

Модально-специфигеские нарушения внимания проявляются его

расстройством в одной из областей психики. Так, при поражении

зрительной области коры головного мозга нарушается зрительное

внимание, при поражении височной — слухового.

НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

И КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Ранимость внимания известна - оно может пострадать при

самых легких соматических заболеваниях. При подъеме температуры,

физической слабости нарушения внимания всегда имеют

место. Отвлекаемость и истощаемость внимания могут явиться одними

из первых симптомов инфекционных и других болезней, таким

образом предупреждая воспитателей и педагогов о необходимости

снижения нагрузки, а то и о полном освобождении от занятий.

В то же время отвлекаемость, истощаемость и другие нарушения

внимания могут быть особенностями психики детей с хроническими

(ревматизм) или часто повторяющимися болезнями

(ангины), детей, перенесших в прошлом травмы головы или менингиты,

страдающих неврозами или имеющих аномальное развитие

личности. Все эти дети требуют коррекционно-педагогическо-

го подхода: оживления занятий за счет их большей эмоциональной

насыщенности, переключения на другие темы, предоставления

более частого отдыха и т. д. Большую трудность для обучения

представляют дети с задержкой психического развития, умственной

отсталостью, с детским церебральным параличом, сенсорными

дефектами, страдающие нарушенным вниманием. Без коррекции

последнего невозможно продуктивно обучать этих детей. Исправление

основного (интеллектуального, сенсорного) дефекта также

не будет эффективным без учета этого обстоятельства. Особенную

сложность для педагогов и воспитателей представляют те дети,

у которых нарушения внимания — один из основных и

тяжелых симптомов (детский аутизм, атоническая форма умственной

отсталости). В этих случаях обучение превращается в процесс,

при котором привлечение внимания — основа для усвоения любых

навыков.

(?) Тест для самостоятельной работы

1. Гипобулия — это:

а) понижение волевой активности;

б) повышение волевой активности;

в) двигательное оцепенение, проявляющееся в обездвиженности,

с повышением мышечного тонуса.

2. Ступор — это:

а) полное исчезновение всякой активности;

б) двигательное оцепенение, проявляющееся в обездвиженности,

с повышением мышечного тонуса;

в) повышение волевой активности, связанное с усилением влечений.

3. Гипербулия — это:

а) повышение волевой активности, связанное с усилением вле%.

ний;

б) копирование жестов и движений окружающих;

в) повторение услышанных слов и предложений;

4. Негативизм — это:

а) сопротивление воздействиям извне;

б) копирование жестов и движений окружающих;

в) повторение услышанных слов и предложений.

5. Эхолалия — это:

а) сопротивление воздействиям извне;

б) отказ от речи;

в) повторение услышанных слов и предложений.

6. Эхопраксия — это:

а) повторение одних и тех же движений или действий;

б) копирование жестов и движений окружающих;

в) беспрекословное подчинение инструкциям окружающих.

7. Стереотипия — это:

а) отказ от речи;

б) повторение одних и тех же движений или действий;

в) сохранение больным приданной ему позы.

8. Патологическая внушаемость — это:

а) беспрекословное подчинение инструкциям окружающих;

б) сохранение больным приданной ему позы;

в) повторение услышанных слов и предложений.

9. Апрозексия — это:

а) полная невозможность сосредоточения;

б) неспособность переключиться на другие события;

в) снижение способности к длительному сосредоточению на определенном

объекте.

10. Прикованность — это:

а) полная невозможность сосредоточения;

б) неспособность переключиться на другие события;

в) невозможность сосредоточения.

Темы самостоятельных работ

1. Этиология нарушений воли. 2. Виды нарушений воли. 3. Извращение

волевой активности и ее диагностика. 4. Виды нарушений

внимания. 5. Причина нарушений внимания.

Список рекомендуемой литературы см. на с. 184.

 

Глава 12

РАССТРОЙСТВА ВЛЕЧЕНИЙ

ВЛЕЧЕНИЕ. Поведение человека, его сознание определяются не

только восприятием реальности, но и жизненными потребностями.

Органическое влечение или жизненное чувство - это потребность,

от удовлетворения которой зависит сохранение индивида и

рода: голод, жажда, половое влечение и др. Влечение — первичное

побуждение, чаще всего неосознанное эмоциональное проявление

потребности человека в чем-либо. Влечение (драйв) — внутреннее

состояние, заставляющее действовать определенным образом.

Совокупность факторов, формирующих поведение, называют

мотивациями, они устанавливают отношение, существующее

между действием и причинами, с которыми оно связано. Сознательное

переживание биологической, интеллектуальной или эстетической

потребности называется желанием.

Побуждение — причина действия или цель, ради которой

оно совершено. Различают потребности самосохранения, к которым

относятся физиологические потребности (в пище, воде, сне),

ориентировочные (познавательные, эмоционального контакта,

смысла жизни) и размножения (сексуальные).

Нейрофизиологигеский механизм. Влечение — сумма центральных

функциональных влияний, направляющих поведение человека

на удовлетворение основной (в данный момент) потребности.

По мере удовлетворения потребности влечение ослабляется. Мотивация

— физиологический механизм активирования хранящихся

в памяти следов тех объектов, которые способны удовлетворить

имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые

способны привести к ее удовлетворению.

Возрастные особенности. В детском возрасте влечения реже

осознаются. В связи с этим они чаще приводят к импульсивному,

необдуманному и не всегда управляемому поведению. Некоторые

влечения у детей рудиментарны. В то же время у подростков такое

влечение, как половое, достигает большой силы, но не может

эффективно управляться в соответствии с требованиями общества.

РАССТРОЙСТВА ВЛЕЧЕНИЙ. Условно выделяют болезненно повышенные,

извращенные и неодолимые (импульсивные) влегения.

Импульсивные влегения - остро возникающие непреодолимые

стремления к чему-нибудь, реализуемые без осознания их и

борьбы мотивов. Они направлены на достижение объективно неприемлемых

целей.

Дромомания - непреодолимое стремление к перемене мест, поездкам,

бродяжничеству. Дети и подростки уходят из дома, школы,

интерната, делая это в самый неподходящий момент, не готовятся

к этому, не берут с собой еду, денег. Они бродят бесцельно

по улицам, совершают длительные поездки по городу или уезжают

далеко за пределы места проживания. Получив облегчение от реализации

порыва, возвращаются сами или не противятся насильственному

препровождению в семью. Нередко это расстройство

— проявление психопатии или связано со стремлением к «утолению

сенсорной жажды», т.е. со стремлением восполнить

недостаток эмоционального разнообразия, недостаточного в семье

или закрытом детском учреждении.

Клептомания - время от времени возникающее непреодолимое

влечение украсть ту или иную интересную или лишенную всякой

ценности вещь. Став ее обладателем, теряют к ней всякий интерес,

выбрасывают, дарят, забывают. Наблюдается при психопатии, органическом

поражении мозга.

Пиромания — временами появляющееся непреодолимое стремление

к поджогам, играм с огнем (зажиганию спичек, разжиганию

костров). Может быть проявлением расстройств личности, но чаще

связана с органическим поражением головного мозга.

Дипсомания — запой, импульсивное влечение к алкогольным

напиткам, которое реализуется в ежедневном приеме чрезмерных

количеств спиртного и продолжается в течение 1-2 недель до тяжелой

интоксикации. В промежутках между запоями нет потребности

в спиртных напитках. В основе дипсомании — стремление

разрядить дисфории при циклотимической депрессии.

Мифомания — патологическая лживость, обусловленная исте-

роидными психопатическими чертами личности.

Расстройства пищевого влегения. Булимия - сильное повышение

аппетита и даже прожорливость. Возникает при тревоге,

страхах, чаще при органических поражениях головного мозга.

Полидипсия ____________— повышенное потребление жидкости в связи с

чрезмерным увеличением жажды. Причина — чаще органическое

поражение мозга, иногда связано с психогенным расстройством.

Анорексия — снижение аппетита до его полного исчезновения.

Наблюдается при неврозах, психопатиях, реактивном психозе.

Симптом пика - поедание несъедобных предметов.

Копрофагия — поедание кала. Наблюдается при глубоких степенях

умственной отсталости, дефектной шизофрении.

Расстройства влегения к самосохранению. Обострение (повышение)

влегения к самосохранению. Обычно складывается из недоверия

ко всему новому, переменам, незнакомым объектам, в

приверженности к стереотипному порядку, страха окружающего,

повышенной настороженности. Наблюдается при детском аутизме,

невропатии, шизоидной и психастенической психопатии. В случае

пассивного поведения наблюдается избегание опасности. При активном

поведении - оборонительные действия и агрессия. До

трех лет агрессия может проявляться стойким немотивированным

упрямством; в старшем дошкольном возрасте - конфликтами,

прямыми нападениями не только на детей, но и взрослых, в том

числе и близких; в школьном - постоянной и часто жестокой

драчливостью, задеванием и провоцированием конфликтов.

Ослабление (снижение) влегения к самосохранению. Проявляется

в отсутствии защитных реакций (беззащитности, беспомощности),

пониженном чувстве боли, безразличном отношении к окружающим

людям.

Извращение оборонительного влегения. Аутоагрессия. Стремление

к повреждениям самого себя, нанесению травм и увечий. Это

могут быть грубые расцарапывания кожи, кусание языка, разбивание

головы о твердые предметы, вкалывание острых предметов в

тело и т. д. Сюда же относят трихотилломанию (выдергивание волос

из головы, ресниц, бровей), онихофагию (обкусывание ногтей),

аутомутиляцию (калечение собственного тела — отгрызание пальцев,

губ, отрезание ушей, половых органов). Встречается при глубоком

слабоумии, шизофрении и истероидной психопатии.

Самоубийство. Лишение себя жизни, обусловленное расстройством

влечения к самосохранению. Суицидальные мысли, высказывания

и поступки могут наблюдаться при психических заболеваниях,

а также и у психически здоровых.

Суицидомания. Упорное, непреодолимое стремление к самоубийству.

Может быть при депресии, некоторых психопатиях, шизофрении.

Расстройство полового влегения. Гиперсексуальность — патологическое

постоянное чрезмерное усиление полового влечения

и повышение способности к переживанию оргазма. У женщин это

расстройство называется нимфомания, а у мужчин — сатириазис.

Причина — нарушение деятельности гипоталамуса, чаще

всего под влиянием перенесенных энцефалитов, травматических

или сосудистых поражений.

Гиперсексуальность пубертатная - повышенная половая возбудимость,

выражающаяся у подростков в виде частых и длительных

эрекций, необузданных эротических фантазий, мастурбации.

Обычно связана с резким усилением секреции андрогенов из-за

ускоренного пубертатного развития, под влиянием эндокринных

расстройств или органических поражений гипоталамо-лимбиче-

ской области.

Гиперсексуальность детская - сексуальное поведение, соответствующее

сексуальности более старшего по возрасту ребенка. Проявляется

в интересе к противоположному полу и интимной жизни

взрослых, демонстрации своего обнаженного тела, сквернословии,

стремлениях к ласкам, мастурбации, раннем появлении половой

жизни, патологических фантазиях на сексуальные темы, сексуальных

притязаниях к детям своего и противоположного пола.

Гипосексуалъностъ - понижение полового влечения, обычно не

обнаруживаемое у детей в связи с возрастным низким либидо, у

подростков может проявиться отсутствием интереса к противоположному

полу, темам, относящимся к взаимоотношениям полов,

отсутствием эякуляций и мастурбации. Это расстройство возникает,

в частности, при задержке психосексуального развития.

Извращение полового влегения. Садизм - характеризуется

стремлением причинить боль другому человеку с целью достижения

сексуального удовлетворения.

Мазохизм - получение сексуального удовлетворения или удовольствия

от причиняемой боли или унижения, доставляемого

партнером.

В детском возрасте садизм и мазохизм проявляются

стремлением причинять неприятные переживания окружающим

или самому себе. В раннем возрасте ребенок может одновременно

и ласкаться к матери и пытаться укусить ее, дергать за волосы,

царапать, щипать. Более старшие мучают животных, обижают слабых

и меньших детей, тематика их рисунков и патологического

фантазирования: мучительства, пытки, взрывы, убийства и т.д.

Они могут радоваться, наблюдая за страданиями и плачем обижаемых

ими детей или криками животных. У детей эти расстройства

влечений могут развиться при применении физических наказаний

любимым взрослым.

Эксгибиционизм — демонстрация обнаженных половых органов

с целью получения сексуального удовлетворения.

Зоофилия — половое влечение к животным и получение сексуального

удовлетворения от контактов с ними. Причинами могут

быть длительное уединенное проживание при отсутствии представителей

другого пола, психопатические изменения личности.

Визионизм (вуайеризм) - влечение к подглядыванию за половым

актом или обнаженными представителями избранного пола.

Обычно сопровождается мастурбацией.

Педофилия - получение сексуального удовлетворения взрослыми

от сексуальных действий с детьми. В основе этого нарушения

— задержка психосексуального развития, нарушение коммуникаций

с людьми другого пола или сексуальные расстройства, мешающие

нормальной половой жизни.

Причины патологических влечений. Они могут наблюдаться

при нарушениях поведения резидуально-органического происхождения,

органических и конституциональных психопатиях (возбудимых,

неустойчивых), а также при эпилепсии.

РАССТРОЙСТВА ВЛЕЧЕНИЙ

И КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Расстройства влечений - частая и нередко опасная патология.

Ее обнаружение требует обязательной консультации с психоневрологом

с целью установления причин и механизмов возникновения

расстройства. Коррекционно-педагогическая работа строится различно

в зависимости от вида нарушенного влечения и от причины

его возникновения. Например, пиромания может потребовать

только лишь постоянного надзора, с тем чтобы предупредить

опасные последствия поджога. Воровство при клептомании, будучи

правильно диагностированным, не должно быть предметом

осуждения и наказаний, следует ребенку и окружающим объяснить

непроизвольный характер недуга. Дромомания, как правило,

провоцируемая недостатком положительных эмоций и отсутствием

заинтересованности окружающих в судьбе стремящегося бродить

ребенка, требует резкого усиления заботы и внимания, а также

душевной теплоты со стороны воспитателей. Дети и подростки

с расстройствами пищевого влечения (булимия, анорексия), нередко

сигнализирующими о психических нарушениях (психическая

анорексия, невроз и т.д.), в составе которых они встречаются,

нуждаются в психотерапии и лишь затем в педагогической коррекции.

Те, у кого возникают такие расстройства самосохраните-

льных влечений, как агрессия, потребуют не только выяснения

причин этого явления, но и очень внимательного исключения всех

провоцирующих моментов со стороны сверстников и участвующих

в воспитании взрослых. Суициденты вне зависимости от степени

их упорства в намерениях покончить собой и причин, их вызывающих,

требуют не только бережного отношения, но и очень строгого

надзора, способного предотвратить роковые последствия. Расстройства

половых влечений в первую очередь должны рассматриваться

как проявления нервно-психических заболеваний и потому

нуждаются в консультациях врачей. В то же время вне зависимости

от возможных причин расстройств полового влечения дети и

подростки нуждаются в половом воспитании, соответствующем

возрасту и социальному положению, что может значительно

уменьшить отрицательные последствия проявлений расстроенного

влечения.

[?) Тест для самостоятельной работы

1. Дромомания — это:

а) импульсивное влечение к перемене мест;

б) влечение к поджогам;

в) немотивированное влечение к воровству.

2. Клептомания — это:

а) влечение к поджогам;

б) немотивированное влечение к воровству;

в) непреодолимое стремление к самоубийству.

3. Пиромания — это:

а) непреодолимое стремление к самоубийству;

б) влечение к поджогам;

в) поедание кала.

4. Копрофагия — это:

а) импульсивное произнесение бранных слов;

б) поедание несъедобных предметов;

в) поедание кала.

5. Симптом пика — это:

а) поедание несъедобных предметов;

б) поедание кала;

в) повышенное потребление жидкости в связи с чрезмерным увеличением

жажды.

6. Полидипсия — это:

а) сильное повышение аппетита и даже прожорливость;

б) повышенное потребление жидкости в связи с чрезмерным увеличением

жажды;

в) снижение аппетита до его полного исчезновения.

7. Булимия — это:

а) снижение аппетита до его полного исчезновения;

б) сильное повышение аппетита и даже прожорливость;

в) стремление причинить боль другому с целью достижения сексуального

удовлетворения.

& Садизм —это:

а) стремление причинить боль другому с целью достижения сексуального

удовлетворения;

б) получение сексуального удовлетворения взрослыми от сексу-

альных действий с детьми;

в) получение сексуального удовлетворения от причиняемой боли

или унижения, доставляемого партнером.

9. Педофилия — это:

а) получение сексуального удовлетворения от причиняемой боли

или унижения, доставляемого партнером;

б) получение сексуального удовлетворения взрослыми от сексуальных

действий с детьми;

в) демонстрация обнаженных половых органов с целью получения

сексуального удовлетворения.

10. Эксгибиционизм — это:

а) получение сексуального удовлетворения от причиняемой боли

или унижения, доставляемого партнером;

б) демонстрация обнаженных половых органов с целью получения

сексуального удовлетворения;

в) влечение к подглядыванию за половым актом или обнаженными

представителями избранного пола.

• Темы для самостоятельной работы

1. Причины нарушений влечения. 2. Нарушения полового влечения.

3. Нарушения влечений. 4. Значение нарушений влечений для диагностики.

5. Виды нарушений пищевого влечения. 6. Особенности

нарушений влечений у детей и подростков.

Щ Список рекомендуемой литературы см. на с. 184.

I

Глава 13

РАССТРОЙСТВА СОЗНАНИЯ

СОЗНАНИЕ - высшая форма объективной реальности, свойственная

исключительно человеку, обеспечивающая актуальное восприятие

и познание внешнего мира, осознание своей общественной

принадлежности, объективной обусловленности высших качеств

своего «Я», составляет высшее специфическое человеческое

качество [СаармаЮ. М., Мехилане Л. С, 1980]. Осознавать - значит

отражать объективную реальность посредством объективированных

в слове, общественно выработанных обобщенных значений

[Рубинштейн С. Л.]. Общественно накопленные знания являются

стержнем сознания. Сознание длительно созревает в

онтогенезе и появляется лишь тогда, когда человек выделяет себя

из окружающей среды. Осознание связано с обобщением и фиксацией

этих обобщений в речи. Так как и речь, и обобщения - продукты

общественно-исторического процесса, то любой акт сознания

опирается на всю историю человеческого общества. Осознание

реального мира предполагает и определенное отношение к осознаваемым

объектам. Сознание, будучи функцией бытия, одновременно

является и активным регулятором деятельности человека. «Находиться

в сознании — означает, переживая конкретный момент

своего собственного опыта, переносить этот опыт на совокупность

своих знаний. Таким образом, сознательное состояние можно квалифицировать

как сложную структуру или, другими словами, как

организованную структуру жизни отношений, связывающих субъект

с другими людьми и с миром» [Эй А., 1968]. «Сознательное состояние

— это способность воспринимать стимулы, как внутренние, так

и внешние, и реагировать на эти стимулы произвольными движениями,

включая речевую реакцию» [Мацумото Дз., 1978].

Нейрофизиологигеский механизм сознания. Развитие речевой

функции у человека одновременно означало появление сознания.

Посредством речи выражаются общие качества предметов и явлений

реального мира, то есть возникают процессы абстрагирования,

слова становятся понятиями. Биологическая основа абстрагирования

— иррадиация и концентрация в мозговых нейронах

вновь образованных сигналов, выраженных в словесной форме.

Мысли человека, не выраженные вслух (внутренняя речь), обязаны

своим происхождением возбуждению, возникающему во второй

сигнальной системе, но оно не вызывает двигательных реакций,

то есть движений, необходимых для произнесения слов. Со-

I

знание, таким образом, связано со второй сигнальной системой

[Адам Д.,-1983].

Таким образом, конкретизируется представление И. П. Павлова

о том, что физиологическую основу сознания составляет деятельность

корковых структур, находящихся в состоянии оптимальной

возбудимости. Развитие этой концепции заключается в следующем:

1) при сопоставлении внутреннего состояния человека

с внешними объектами или ситуациями возникает активация

мозга; 2) затем происходит обработка мозгом поступающей

от организма и внешнего мира информации и, наконец,

3) осуществляется наиболее подходящее поведение с учетом

текущих обстоятельств и прошлого опыта. При рефлекторных реакциях

и инстинктивном поведении обработка информации осуществляется

автоматически, при сложных процессах научения и

сознательном принятии решений участвуют высшие функции: память,

мышление [ГодфруаЖ., 1992].

Физиологическая активация связана с функцией центров,

расположенных у основания головного мозга (ретикулярная

формация).

Психологическая активация, представляя выражение

физиологической, связана с расшифровкой внешних сигналов, которая

зависит от уровня бодрствования и от состояния сознания

человека, а также от его потребностей, вкусов, интересов и планов.

Уровень активации зависит от трех взаимосвязанных факторов:

1) восприятия окружающего (циклов бодрствование—сон);

2) врожденных потребностей, приобретенных в течение жизни

мотиваций;' 3) эмоций и чувств.

Структура и степени ясности сознания. Сознание — это

прежде всего осознание окружающего мира и самого себя. Осознание

чего-либо предполагает некоторую совокупность знаний, соотносясь

с которой окружающее осознается.

Структура сознания, таким образом, складывается из осознания

своего «Я» и предметного сознания.

По мнению С. С. Корсакова (1893), «со-знание» — это: 1) разграничение

между тем, что принадлежит к «Я» и что — к «не-Я»;

2) сочетания в известном порядке запаса представлений или понятий,

существующих в психике,— сочетание знаний, человеком

приобретенных (со-знание); 3) деятельность «направляющей силы

ума».

В. А. Гиляровский (1954) расшифровывает понятие «сознание

своего Я», относя сюда представление о своем теле, сознание

своей связи с другими, т. е. социальное «Я», представляющее специфическую

особенность человеческой психики и образовавшееся

с возникновением речи.

Усложнилось в процессе эволюции сознание «не-Я», или предметное

сознание; оно складывается из объектов окружающего ми-

ра, а также из ориентировки в месте и во времени. Сознание постоянно

развивается и изменяется, однако при этом сохраняется<







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.