Описание продукции (услуг)
В этом разделе приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуг, производится сравнение ее с продукцией конкурентов, анализируются планы развития производства.
Характеристика продукции:
- Функциональное назначение реализуемой продукции и для каких целей она предназначена;
- Стоимость реализуемой продукции;
- Соответствие продукции принятым стандартам;
- Требования к хранению.
Анализ рынка
В этом разделе должно быть показано, что продукция или услуги имеют рынок сбыта, а также возможность предприятия добиться успеха на этом рынке; необходимо показать затраты в связи с выходом на рынок и возможные риски.
Характеристика рынка:
- Размеры и ёмкость рынка (регион, РФ, СНГ, мировой рынок) на котором работает предприятие;
- Предполагаемая доля рынка в настоящее время и после реализации проекта;
- Основные тенденции развития рынка;
- Динамика цен на рынке за последние 3 года;
- Специфические особенности рынка, например, трудности доступа к операциям на рынке;
- Независимые прогнозы относительно развития рынка в будущем;
- Планы относительно зарубежных рынков; экспортный потенциал;
- Особые цели на рынке.
Характеристика потребителей продукции:
- Тип потребителя (покупатели, производители, самостоятельные потребители и т.п.);
- Их географическое расположение;
- Их мнение о приобретаемой продукции и о качестве обслуживания.
Стратегия продвижения продукции на рынок:
- Расчет и обоснование цены, ценовая политика;
- Система распределения (продаж) в настоящее время и в перспективе;
- Реклама;
- Стимулирование сбыта;
- Сервисное и гарантийное обслуживание;
- Связи с общественностью.
Характеристика конкурентов:
- Перечень предприятий - основных конкурентов;
- Их сильные и слабые стороны;
- Их финансовое положение;
- Уровень технологии;
- Удельный вес в обороте рынка;
- Используемые конкурентами стратегии маркетинга;
- Возможная реакция конкурентов;
- Принципы ценообразования конкурентов;
- Способы стимулирования сбыта, используемые конкурентами.
5. Производственный план
Этот раздел должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно реализовывать продукцию (услуги) потребителю. Необходимо отразить все этапы подготовительного периода в календарном плане (сетевом графике). Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий (мероприятий) и потребности в финансовых ресурсах для его реализации.
Описание технологического процесса должно отразить:
- Потребность в поставках продукции;
- Условия приобретения продукции;
- Оптимальные размеры заказов и формы оплаты;
- Потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования;
- Потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях, программных продуктах;
- Требования к источникам энергии, коммуникациям и их доступность;
- Требования к подготовке производственным и офисным помещениям;
- Требования к контролю и учёту;
Требования к квалификации и наличие необходимого персонала:
- Административный персонал;
- Инженерно-технический персонал;
- Производственный персонал;
- Условия оплаты и стимулирования;
- Условия труда;
- Структура и состав подразделений;
- Обучение персонала;
- Предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия.
План сбыта
План сбыта должен отражать стратегию продаж компании в различные временные периоды и показывать:
- Цену продукции;
- Схему реализации продукции (с авансом, в кредит, на экспорт);
- Размеры скидок;
- Время на сбыт;
- Уровень запасов;
- Процент потерь;
- Условия оплаты (по факту, с предоплатой, в кредит);
- Время задержки платежа.
7. Финансовый план
Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях).
Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. Особое значение следует уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды. Должны быть отражены трудно прогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов развития событий.
Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств.
Должны быть описаны условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов. Необходимо четко показать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень четкости сметы. Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта.
Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам):
- изменение курса рубля к доллару.
- перечень и ставки налогов.
- рублевую инфляцию (возможен различный процент, в зависимости от объекта).
- формирование капитала за счет собственных средств, кредитов выпуска акций и т.д.
- порядок выплаты займов, процентов по ним и т.д.
Обычно финансовый раздел бизнес-плана представлен тремя основными документами:
- отчетом о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам).
- планом движения денежных средств (Кэш-Фло).
- балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени).
При необходимости может быть представлен график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита; предполагаемый график уплаты налогов.
В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта.
Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита/инвестиций, которые запрашиваются по проекту.
Показатели эффективности проекта:
- Чистый дисконтированный доход (ЧДД); другие названия: чистая приведенная стоимость, чистый приведенный доход. Net Present Value (NPV).
- Индекс доходности (ИД); другие названия: индекс прибыльности, Profitabily Index (PI)
- Внутренняя норма доходности (ВНД); другие названия: внутренняя норма рентабельности, возврата инвестиций, Internal Rate of Return (IRR).
- Срок окупаемости дисконтированный (Discounted payback period; (PBP) мес.)
Показатели различных видов эффективности относятся к различным экономическим субъектам:
- показатели общественной эффективности - к обществу в целом;
- показатели коммерческой эффективности проекта - к реальному или абстрактному юридическому или физическому лицу, осуществляющему проект целиком за свой счет;
- показатели эффективности участия предприятия в проекте - к этому предприятию;
- показатели эффективности инвестирования в акции предприятия - к акционерам предприятий - участников проекта;
- показатели эффективности для структур более высокого уровня - к этим структурам;
- показатели бюджетной эффективности - к бюджетам всех уровней.
Для оценки эффективности инвестиционного проекта используются следующие основные показатели, определяемые на основе денежных потоков проекта и его участника: чистый доход, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, потребность в дополнительном финансировании, индексы доходности затрат и инвестиций, срок окупаемости.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.