Здавалка
Главная | Обратная связь

Природные ресурсы особо охраняемых территорий

Право собственности на недра, воды, леса, животный мир, природные ресурсы особо охраняемых природных территорий, природные лечебные ресурсы лечебно-оздоровительных местностей и курортов, права на ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. (кому принадлежит право собственности; кто вправе распоряжаться; нормативные акты)

 

 

Недра

Определение - недраявл частью земной коры, располож ниже почв слоя, а при его отсутствии - ниже земной пов и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологи изучения и освоения.

Согласно статьи 9, пункт 1 Конституции Российской Федерации: “Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории”, а пункт 2 этой же статьи гласит: “Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности”.

 

 

ФЗ “О недрах”:

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

 

Право владения и пользования участками недр предоставляется на основании лицензионных соглашений, а именно: “Лицензия предоставляет право владения участками недр на условиях определяемых лицензиями с целью временного пользования для геологического изучения, разведки и доразведки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, образования особо охраняемых объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, лечебно-оздоровительное и иное назначение” (статьи 6 и 11).

+ “Положением о порядке лицензирования пользования недрами” (1992 г.) – по лицензии на определенные цели

Воды

Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и водопользователи (ст. 23 Водного кодекса РФ).

Водный кодекс предусматривает право частной собственности на обособленные водные объекты. В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) — небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами (ст. 40).

Данная статья Водного кодекса развивает положения п. 2 ст. 261 ГК РФ, согласно которой, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения.

Мб ограничения по режиму пользования: водные объекты общедоступные и с ограниченным доступом + дополниетльные режимы водопользования, устанавливаемые ВК.

 

Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие права на водные объекты:

— право долгосрочного пользования – до 3х лет;

— право краткосрочного пользования – от 3х до 20 лет;

— право ограниченного пользования (водный сервитут).

Вопросы владения, пользования и распоряжения водными объектами, находящимися в государственной собственности, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ и регулируются водным законодательством (ст. 38 Водного кодекса РФ)

Леса

По ГК лес больше не является объектов права собственности. По ст 8 ЛК (2006) права собственности на земельные участки из земель лесного фонда есть только у РФ. (тоже самое в ФЗ «О введении в действие ЛК РФ»). Право федеральной собственности распространяется на земли лесного фонда, но не на леса, растущие на этих землях.

Ст 71 ЛК – на такие участки мб право частной собственности (в том числе аренда).

Ограничения в обороте по разным причинам.

 

Ст 25 ЛК – виды использования земель лесного фонда.

 

Животный мир

Природные ресурсы особо охраняемых территорий

Законодательство относит особо охраняемые природные территории к объектам общенационального достояния, которые могут находиться в госу­дарственной или муниципальной собственности.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, ре­гиональное или местное значение, в зависимости от чего определяется их принадлежность и устанавливаются формы и виды собственности на них.

К числу особо охраняемых природных территорий, которые имеют феде­ральное значение и находятся только в федеральной собственности, отно­сятся государственные природные заповедники и национальные парки.

В зависимости от принадлежности указанных особо охраняемых природ­ных территорий осуществляется государственное управление и контроль в сфере их использования и охраны - органами исполнительной власти РФ или ее субъектов, органами местного самоуправления, а также соответству­ющими специально уполномоченными органами государственного экологи­ческого управления (Государственным комитетом РФ по охране окружаю­щей среды, Министерством сельского хозяйства и продовольствияРФ,Федеральной службой лесного хозяйства России и др.).

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий.В нем содержатся сведения о статусе этих территорий, их географическом положении и границах, режиме особой охраны, субъектах пользования, а также экологической, научной, экономической, культурной и иной ценнос­ти.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.