Здавалка
Главная | Обратная связь

Многообразие взглядов на сущность воли.



Воля как высший уровень психической регуляции. Основные теории воли.

Воля – сознательная саморегуляция человеком своей деятельности, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении целей (Краткий психологический словарь.- М., 1985.- С.48).

 

Воля–способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая пи этом внутренние препятствия (т.е. свои непосредственные желания и стремления). (Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г.Мещерякова и В.П.Зинченко. –М.-Спб, 2005.-.81).

 

Многообразие взглядов на сущность воли.

 

1.Воля – сила, определяющая психическую жизнь человека и не зависящая ни от разума, ни от окружающей человека действительности.

Этот подход появился в средневековой теологии (Августин Блаженный)

 

2. Воля как осуществление свободного выбора в ситуации борьбы мотивов.

У.Джемс: главная функция воли – решение о действии, когда в сознании одновременно присутствуют две или более идей движения. Для совершения движения надо сделать выбор идеи и принять решение о движении (решение воли «Да будет! – Fiat!). Выбор совершается на основе мотивов (интереса). Выбор состоит в том, что внимание направляется на объект, после чего начинается движение «импульс к движению сообщает та идея, которая в данную минуту овладела нашим вниманием». Т.е. волевое усилие – это усилие внимания. Джемс считал себя волюнтаристом и признавал волю как самостоятельную силу души, которая обладает способностью к решению о действии.

 

3. Воля как проявление актуальной мотивации.

В основе этого подхода лежит определенная традиция:

Т.Гоббс: воля – это желание, которое человек принимает на основе размышления о пользе предмета и действия. «Воля и влечение означают одно и то же».

Д.Гартли: «Воля – это желание или отвращение, которое сильнее всего в данный момент. И Г.Спенсер: «Воля есть не что иное, как простое название, приравниваемое тому чувствованию, которое приобрело в данный момент верховное господство над другими и определяет то или иное действие».

Эта т. зрения стала основой для отождествления воли и мотивации, что потом стало главной т.зр. в американской психологии. Из исследований и учебников исчезло понятие воли. Однако потом оно вернулось.

 

4. Воля как произвольная мотивация.

 

-Мотив сознательно избирается человеком;

-Усиливается, если есть другие, противоречащие ему мотивы,

- Становится побуждением к действию.

 

Какие механизмы:

А) Разум, который может побудить человека действовать помимо или даже вопреки его желаниям.

Б). Установка, учитывающая общественную значимость поступка («Воля как долженствование»).

Воля противопоставляется мотивации (которая трактуется как актуальная потребность)

В) Усиление сознательно выбранного мотива посредством введения дополнительного мотива.

 

 

Л.С.Выготский в волевом действии выделяет два процесса: первый соответствует решению, замыканию мозговой связи, созданию особого функционального аппарата; второй – исполнительский – заключается в выполнении решения. В структуру волевого акта вводится вспомогательный мотив для усиления побуждения к действию, которое является необходимым, но не подкрепленным в достаточной мере личным желанием человека.

«Все волевые действия происходят, когда есть недостаток побуждения к заданному действию: при борьбе мотивов, при наличии внешних или внутренних препятствий,при неопределенности последствий действия и пр. То есть воля нужна, когда требуется усиление мотивации. Исторически появляется в процессе труда, когда выполняемые действия не связаны непосредственно с удовлетворением потребности (например, подготовка земли под посевы).

Развитие воли в значительной мере зависит от мышления, от способности человека правильно оценивать ситуацию, свои возможности и пр».

Л.М. Веккер рассматривал волю как особую форму регуляции поведения. Выделяет три формы регуляции: непроизвольную, произвольную и волевую. Волевая регуляция есть высшая форма произвольной регуляции поведения со стороны личности, когда регуляция осуществляется на основе критерия «интеллектуальной, социально-нравственной и общественной ценности».

 

Волевые действиясвязаны с преодолением трудностей, они требуют значительных затрат энергии и сопровождаются переживанием внутреннего напряжения.

 

Управление-осуществление таких воздействий (выбранных из множества возможных), которые способствуют достижению заранее поставленной цели.

Стадии управления:

-сбор и обработка информации;

-принятие решения;

-реализация решения;

-контроль.

 

Регулирование – часть процесса управления. Направлено на блокирование возмущающих воздействий. Посредством регулирования управляемая система приводится в соответствие с установленными параметрами в случае отклонения от них.

 

Произвольное управление = самоуправление

Включает в себя

-самодетерминацию;

-самоинициацию или самоторможение;

-самоконтроль за своими действиями и эмоциональными состояниями;

-самомобилизацию и самостимуляцию.

 

Произвольное действие совершает личность.

Личность = система иерархически выстроенных мотивов (А.Н.Леонтьев)- организует произвольное управление.Мотивы определяются прежде всего под влиянием общественно-культурного опыта.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.