Здавалка
Главная | Обратная связь

Экономическая оценка природных ресурсов.

В экономике понятие оценки связано с категорией ценности. Ценность отражает значение объекта, его свойства и потребность в нем человека. Экономическая теория и практика выработали несколько способов экономической оценки природных благ: рыночный; рентный; затратный; подход альтернативной стоимости; подсчет общей экономической ценности (ОЭЦ) ресурса.

1. При рыночной оценке природного ресурса, как и любого другого товара, цена определяется пересечением кривых спроса и предложения. Такая оценка позволяет адекватно установить только обеспеченность природными ресурсами, но не отражает загрязнение ОС и необходимость удаления отходов, поэтому, как правило, она оказывается сильно заниженной.

2. Рентная оценка учитывает факт ограниченности и уникальности ресурса. Обычно под рентой понимают цену (или арендную плату), которая выплачивается природопользователем за право использования природного ресурса, количество которого ограничено. Единственным действенным рычагом при таком подходе выступает спрос при пассивном предложении.

3. Затратный подход при оценке природных ресурсов основан на суммировании затрат на подготовку ресурсного источника к использованию (эксплуатации). Этот подход широко используется при оценке стоимости воссоздания природного блага при его утрате или деградации, для оценки редких видов животных и растений.

4. Концепция альтернативной стоимости (упущенной выгоды) подразумевает оценку выгоды, упущенной в результате отказа от одного вида использования ресурсного источника в пользу другого (например, создавая водохранилище, общество сознательно отказывается от сельскохозяйственного использования данной территории). В известной мере эта концепция является одним из вариантов затратного подхода.

5. Общая экономическая ценность (ОЭЦ), которую получают в результате суммирования четырех показателей:

- стоимости использования (потребительская стоимость);

- косвенной стоимости использования (природный ресурс может иметь несколько функций);

- стоимости неиспользования, т.е. стоимости будущего использования;

- стоимости сохранения, для оценки которой бывает очень важным желание населения платить за то, чтобы данный природный ресурс не использовали для хозяйственных целей и сохранили нетронутым.

Таким образом, в экономической теории разработаны различные способы денежной оценки природных ресурсов, связанные с их количеством и качеством. Наиболее перспективной является оценка общей экономической стоимости (ОЭЦ) природного ресурса.

 

Кадастры природных ресурсов.

Тщательный учет имеющихся природных ресурсов - есть непременный признак процветающего государства.

Кадастры – это систематизированная система сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экономической, экологической оценке и социальном значении, а также о составе и категориях пользователей. Кадастры служат основой планирования и информационного обеспечения использования и охраны окружающей среды, в целом управления ими.

 


 

Порядок ведения кадастров устанавливается в основном или федеральным законом, или постановлениями Правительства.

На сегодняшний день в РФ существуют следующие виды кадастров, имеющих статус государственных и формируемых в зависимости от объекта учета – природного ресурса:

1) земельный кадастр – это систематизированный свод получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков документированных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектах. Документы земельного кадастра делятся:

– на основные – Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты;

– вспомогательные – книги учета документов, выданных сведений, каталоги координат пунктов опорной межевой сети;

– производные – документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности РФ, ее субъектов, муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры и иные справочные аналитические документы. Для надлежащего учета земель и ведения кадастра Указом Президента РФ была создана Федеральная служба земельного кадастра РФ, в результате административной реформы 2004 г. преобразованная в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;

2) лесной кадастр – свод сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов РФ, в том числе о составе древесных пород, возрастном составе леса, групп и категорий защитности, экономической оценке и др.;

3) кадастр животного мира – систематизированные сведения о географическом распространении, численности, составе, хозяйственном использовании, мерах охраны, о среде обитания объектов животного мира;

4) водный кадастр – это систематизированный свод данных о водных объектах и их водных ресурсах, их использовании, категориях пользователей;

5) кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых включает систематизированные сведения по каждому месторождению о количестве и качестве основных и совместно залегающих ископаемых, условиях их разработки, геоэкономической оценке;

6) кадастр особо охраняемых природных территорий – свод данных о статусе, географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, научной, экологической и иной ценности этих территорий;

7) кадастр отходов включает сведения об отходах с учетом их опасности, источниках образования, мерах по использованию, местах размещения и т. п.;

8) территориальные кадастры природных ресурсов и объекта содержат данные о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их социально-экономическую и экологическую оценку. Они носят комплексный характер, так как отражают сведения о всех природных ресурсах на территории субъекта РФ.

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.