Здавалка
Главная | Обратная связь

Волевая регуляция поведения человека.



ВОЛЯ.

 

Воля – это свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

 

Признаки воли.

 

1. Одним из существенных признаков волевого акта является приложение усилий при принятии и реализации решений.Волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не может окончательно победитьбез принятия волевого решения.

Воля предполагает:

- самоограничение;

- сдерживание некоторых достаточно сильных влечений;

- сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям;

- умение подавлять непосредственно возникающие желания и импульсы.

 

На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели, нравственные ценности и убеждения.

2.Второй признак волевого характера действий или деятельности, регулируемой волей – это наличие продуманного плана их осуществления, как организующего звена. Рубинштейн С.Л. : «Волевое действие – это (…) сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю (…) и в соответствии со своим замыслом».

3.Существенным признаком волевого действия является усиленное внимание к такому действию, которое не вызывает удовольствия при его выполнении. Имеется в виду, что волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. С успешным выполнением волевого действия связано моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить.

У.Джемс: «Когда на трудный вопрос не допускается другого ответа кроме сопротивления воли и сжимания фибр вашего сердца, тогда мы как бы говорим:»Пусть так, а я все же буду делать вот эдак!» («Научные основы психологии»).

4.Нередко усилия воли человека направляются не на обстоятельства, а на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходиться действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.

 

Ни одна более или менее сложная жизненная проблема не решается

без участия воли. Никто не добился выдающихся успехов, не обладая

выдающейся силой воли. Человек в первую очередь и отличается от

всех других живых существ тем, что у него кроме сознания и

интеллекта есть еще и воля, без которой способности остались бы

пустым звуком.

 

Волевые качества.

 

Волевые качества можно условно разделить на три группы.

1-я группа. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка. Их можно рассматривать как первичныеилибазовыеволевые качества.

2-я группа. Волевого человека обличает решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются несколько позже базовых. Они отвечают за самостоятельность суждений и принятия решений. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Это вторичные волевые качества.

3-я группа. Это группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентирами. Это ответственность, дисциплинированность, чувство долга, принципиальность, обязательность; в отношении к труду – деловитость, инициативность. Такие качества формируются только в подростковом возрасте. Это третичные волевые качества.

Вывод: Воля – это система психических процессов сознательного выбора, регулирования и организации человеком целей своих действий, деятельности и поведения в социально значимых ситуациях, которые обеспечивают преодоление внутренних субъективных и внешних объективных препятствий на пути к достижению результатов, имеющих социальное значение.

Волевая регуляция тесно связана с мотивами, мышлением, и эмоциями.

 

Волевая регуляция поведения человека.

 

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях:

- преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;

- обретение человеком контроля над своим поведением («нельзя», «надо»);

- сознательная выработка волевых качеств личности ( эти процессы начинаются с момента овладения ребенком речью и с началом использования ее как средства поведенческой регуляции );

- человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени.

Развитие и совершенствование воли связано с общим интеллектуальным развитием человека, с появлением мотивационной и нравственной сфер, личной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития невозможно. В противном случае, вместо воли могут возникнуть ее антиподы: упрямство и ригидность.

Большую роль в развитии воли у детей имеют игры. Конструктивные предметные игры способствуют произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры помогают закрепить необходимые волевые качества личности в социальном общении. Коллективные игры укрепляют саморегуляцию поступков, помогают соотнести себя с другими. Учение – развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.