Здавалка
Главная | Обратная связь

Задания для самостоятельной работы студентов



СИЛЛАБУС

 

по валеологии

для специальности 051301 «Общая медицина»

модуль валеологии

 

Курс - первый Семестр – первый или второй

Практические занятия - 30 часов

Самостоятельная работа студентов с преподавателем – 30 часов

Всего аудиторных – 30 часов

СРС – 30 часов

Всего - 2 кредит (90 часов)

Форма контроля:зачет

 

 

Алматы, 2013

1.Общие сведения:

1.1 Наименование вуза: Казахский национальный медицинский университет

имени С.Д. Асфендиярова

1.2 Модульвалеологии

1.3 Дисциплина, код дисциплины:валеология

1.4 Специальность:051301 – «Общая медицина», «стоматология»

1.5 Объем учебных часов (кредитов):2 кредит(90 часов)

1.6 Курс и семестр изучения:1курс, 1,2 семестр

1.7 Сведения о преподавателях:

Ф.И.О. Ученая степень Должность Приоритетные научные интересы
Сатпаева Х.К. Д.м.н. Профессор Физиология крово-лимфообращения. Физиология почек. Валеология
Абишева З.С. К.м.н. Профессор Физиология крово-лимфообращения. ЗОЖ
Райсов Д.м.н. Профессор ЗОЖ
Айхожаева М.Т. К.м.н. Рук. модуоля ЗОЖ  
Искакова У.Б - Преподаватель ЗОЖ  
Исмагулова Т.М. - Преподаватель ЗОЖ  
Асан Г. - преподаватель ЗОЖ  
Ануфриева О.В. К.м.н. преподаватель ЗОЖ
Жумакова Т.А. К.м.н.   доцент ЗОЖ
Нургалиева А.К. - преподаватель ЗОЖ

1.8 Контактная информация:

Место нахождения кафедры: г.Алматы, ул. Богенбай батыра, 153

2 учебный корпус, первый и четвертый этажи, учебные комнаты

№121,122,142,143, 403, 417

1.9 Политика дисциплины:

Обязательное посещение всех практических занятий, сдача протоколов практических работ, тестов. Наличие чистого белого халата, учебного пособия, силлабуса. Уважительное отношение к профессорско-преподавательскому составу и студентам. Выполнение в полном объеме всех видов самостоятельной работы (СРС), сдача зачетов с учетом 5 компетенций При невыполнении объема учебных часов или СРС курс обучения не зачитывается.

Программа

2.1 Введение. Объектом изучения валеологии является человек, его индивидуальное здоровье, как категория качества жизни. В отличие от других наук, валеология рассматривает здоровье человека в качестве самостоятельной категории, сущность которой может быть определена количественно и качественно, а также прогнозируема на разных уровнях – физиологическом, психическом, социально-экономическом. Валеология изучает резервы отдельных систем организма. Резервы их адаптационно-компенсаторного взаимодействия, обеспечивающие устойчивую реализацию психофизиологических и регенеративных функций.

2.2 Цель дисциплины:

Формирование у студента теоретических знаний по основам здорового образа жизни, для применения их в врачебной деятельности.

Освоение приемов и практических навыков по определению степени индивидуального здоровья.

Развивать коммуникативные навыки, методы взаимоотношений с преподавателями, сокурсниками.

Знание нормативно-правовых законов доклинических дисциплин (Основные положения Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», Законодательство об охране здоровья граждан, санитарное, природоохранное законодательство Республики Казахстан, Закон о труде, Закон об образовании РК от 27.07.2007г., Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования РК от 24.04.2006г.,Государственная Программа развития образования в РК, Закон о корубции РК)

Написание рефератов, составление презентации, с использованием дополнительных источников информации.

2.3 Задачи обучения: формировать знания и навыки по:

1.Основам здорового образа жизни;

2.Определению методов и средств развития и сохранения здоровья;

3.Прогнозированию здоровья.

4.Планированию семьи и применению контрацептивных средств.

5.Психопрофилактике и преодолению стресса.

2.4 Конечные результаты:

Формирование когнитивной компетенции (знания):

· О предмете, целях, задачах дисциплины и ее значение для своей будущей профессии;

· Об основных факторах риска здоровья;

· О методах оценки физического здоровья;

· О принципах рационального питания;

· Основах нравственно-полового воспитания;

· Профилактики инфекций, передающихся половым путем, вредных привычек;

· О распространенных методах оздоровления организма.

Формирование операциональных навыков:

· Определения должной массы тела и вычисления индекса Брока;

· Оценки состояния здоровья нагрузочными пробами (проба Мартине, Гарвардский степ-тест, 12-минутный тест Купера, оценка состояния сердечно-сосудистой и легочной систем);

· Самооценки своего физического состояния (Ортостатическая проба, тренированность организма).

Аксиологические (коммуникативные) компетенции:

· Формирование освоения навыков и методов взаимоотношения «студент – преполаватель»,

«студент- студент».

· Формирование навыков создания благоприятного психологического климата в учебной группе

Правовая компетенция (Знание законов РК):

· Основные положения Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе

здравоохранения». Законодательство об охране здоровья граждан, санитарное, природоохранное законодательство Республики Казахстан.

· Закон о труде

· Закон об образовании РК от 27.07.2007г.,

· Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования РК от

24.04.2006г.

· Государственная Программа развития образования в РК.

· Закон о коррупции РК.

Компетенция непрерывного обучения и самообразования:

· Совершенствование стремления к непрерывному повышению знаний в течение жизни.

· Работа с электронными носителями информации и базами ЕВМ;

· Самостоятельное решение тестовых заданий; подготовка рефератов, презентаций, буклетов, кроссвордов;

 

2.5 Пререквизиты: поскольку объектом валеологии является человек, преподавание предмета базируется на знаниях строения организма, психологии человека и педагогики здоровья, которые студенты получают на кафедрах нормальной анатомии, коммуникативных навыков, основ психотерапии и психологии.

Постреквизиты: полученные знания необходимы для дальнейшего обучения на кафедре нормальной физиологии, патофизиологии, общественного здоровья и здравоохранения.

2.6 Краткое содержание дисциплины:При изучении валеологии студентыознакомятся с наукой о здоровье здоровых людей, психосоматической характеристикой состояния организма человека, факторами риска здоровья, с механизмами действия различных оздоравливающих методик. Особое внимание уделяется формированию мотивации на здоровье, привитию навыков здорового образа жизни (ЗОЖ).

2.7 Тематический план

 

Тематический план практических занятий

 

Тема занятий Объем учебных часов
Валеология, предмет, методы. Формирование ЗОЖ. Основные факторы риска здоровья. САН.
Физическое здоровье. Методы определения физического развития. Нагрузочные пробы для оценки состояния дыхательной системы
Функциональные нагрузочные пробы для оценки состояния сердечно-сосудистой системы.
Факторы риска здоровья. Вредные привычки. Определение АП по Баевскому.ф
Прогнозирование индивидуального здоровья. Основные принципы прогнозирования.
Пути продления жизни человека. Герантология и гериатрия.
Гиподинамия. Влияние физических нагрузок на организм. Методы самооценки физического состояния
Значение питания для здоровья. Основы рационального питания. Принципы составления пищевого рациона.
Определение суточных энерготрат в зависимости от образа жизни. Расчет пищевого рациона.
Репродуктивное здоровье. Методы планирования семьи. Основы нравственно-полового воспитания.
Психическое здоровье. Оценка психо-физиологического состояния по тестам.
Наиболее распространенные методы оздоровления психического здоровья.
Наиболее распространенные методы оздоровления физического здоровья.
Основы закаливания организма. Закаливание силами природы (солнечными лучами, воздухом, водой, система П.К.Иванова «Детка»и др.), рефлексотерапия. Рефлексопрофилактика.
Итоговое занятие.

 

Тематический план самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

 

Темы Форма проведения Объем учебных часов
Гигиена. Методы гигиенических исследований. Экология и здоровье. Тест «Определение степени экологической чистоты организма и качества работы выделительных систем». Разбор темы, выполнение работ.
Понятие здоровья, виды здоровья. Структура ЗОЖ. Тест «Вычисление степени здоровья» . Разбор темы, выполнение работ.
Возрастные и половые особенности здоровья. Физиологическая характеристика возрастных периодов. Консультация по теме
Влияние наркотиков, никотина, алкоголя на организм. Методы профилактики. Консультация по теме
Биологический и календарный возраст. Определение биологического возраста. Разбор темы, выполнение работ.
Определение продолжительности жизни. Тест «Сова или Жаворонок». Разбор темы, выполнение работ.
Виды тренировочных режимов. Рекомендации начинающим заниматься физическими упражнениями. Консультация по теме
Методы определения физического развития плода и детей. Консультация по теме
Грудное вскармливание. Расчет пищевого рациона. Разбор темы, выполнение работ.
ИППП и методы их профилактики. Консультация по теме
Профилактика наиболее распространенных инфекционных заболеваний (гепатит, грипп, туберкулез). Консультация по теме
Показатели характеризующие психическое развитие детей. Консультация по теме
Эмоции и здоровье. Эмоциональный стресс. Тест «Подвержены ли вы стрессу?» Разбор темы, выполнение работ.
Рекомендации по поддержанию психического здоровья. Массаж, виды. Консультация по теме
Системы оздоровления фитотерапия, аромотерапия, вокалотерапия, музыкотерапия, медитации, гомеопатия, цветотерапия. Консультация по теме

Задания для самостоятельной работы студентов

От здоровья земли - к здоровью человека.
Образ жизни и здоровье.
К здоровью без лекарств.
Научные основы закаливания организма.
Нравственно-половое воспитание.
Физкультура против недугов и стрессов.
Жить не старея. Труд – основа долголетия.
Не стареть – это исскуство.
Профилактика преждевременного старения.
Красив тот, кто здоров.
Скажи сигаретам нет.
Последствия различных видов наркотиков.
Последствия алкоголизма.
Пищевые продукты, калорийность питательных веществ.
Сон. Значение сна, как метод релаксации.
Биоритмы и здоровье.
Диеты для здоровых лиц.
Витамины – кирпичики здоровья.
Роль искусства в духовном и физическом оздоровлении организма.
Гомеопатия. Фитопрофилактика и фитотерапия.
Оздоровительная дыхательная гимнастика.
  Всего

Литература

Основная:

1. Валеология - наука о здоровье. Учебно-методическое пособие.

Под ред. проф. Сатпаевой Х.К., Соколова А.Д., Абишевой З.С. Алматы, 2007, 177 с.

2. Букаева Г.К., Алимова Н.Е. Детская валеология.Алматы ,2003. 239с.

3. Колесинская Р.Д. Возрастные особенности физиологических систем растущего организма. Алматы, 2007. 74 с.

 

Дополнительная:

1. Ткачева В.М..,кригер Н.В. Основы валеологии: тексты лекций/ ГУЦМиЗ. –Красноярск, 2004.

2. Айенгар С. Гита Йога: жемчужина для женщин [Текст] / Айнгар С.Гита. – Ростов –на –Дону: Феникс; Харьков: Фолио, 2006. – 346 с.Петленко В.П. Валеология человека. С.-Пб., 1998. 1-4 т.

3. Колбанов В.В. Валеология. С.-Пб ., 2001. 232 с.

4. Аканов А.А. Состояние здоровья населения. Алматы, 1998. 32 с.

5. Амосов Н.М. Преодоление старости. М., 1996. 86 с.

6. Апанасенко И.А., Попова Л.А. Медицинская валеология. Р.-на-Дону, 2000. 248 с.

7. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Валеология. Культура здоровья. Самара,2003. 272 с.

8. Здоровье человека и система П.К.Иванова «Детка».Алматы. 1999.174 с.

9. Муминов Т.А., Маскеев К.М. \основные пути профилактики в Казахстане. Алматы. 2000. 80 с.

10. Назарбаева С.А. Учение П.К.Иванова – как метод воспитания здоровой личности. Алматы, 1999. 94 с.

11. Назарбаева С.А. Путь к себе. Алматы, 1999г. 95 с.

12. Приходько Н.Г., Лукьяненко М.В. Валеология: курс лекций. Алматы, 2002. 496 с.

13. Субханбердина А.С. Наркомания – социальное зло. Алматы, 2002. 64с.

14. Чумаков Б.Н. Валеология.- М.: 2002, 407 с.

15. Алмаз Шарман, Формаула здоровья, г. Алматы, 2010г.

16. Вайнер Э.Н. Валеология. М.: Флинта: Наука. 2001. 416 с.

17. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология. М.,2003.431 с.

18. Жетписбаев Г.А. Валеология. Алматы, 2004. 124 с.

19. Брехман И.И. Введение в валеологию - наука о здоровье. Л., 1987. 212 с.

20. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. 2-ое изд. М.,1990. 208 с.

 

2.10 Методы обучения и преподавания:

*Проведение практичесих занятий:

дискуссия, работа в парах, работа в малых группах, презентация, ролевые игры, выполнение и обсуждение практических заданий по теме, оформление протоколов, подведение итогов, текущий контроль.

*Формы организации СРС:

* работа с литературой по вопросам, предусмотренным для самостоятельного изучения,

*выполнение тестов, подготовка рефератов, докладов, рецензирование научных статей, анализ статистических данных, подготовка презентаций, подготовка таблиц-схем, демонстрационного материала.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.