Здавалка
Главная | Обратная связь

Воля и ее нарушения.



Воля — это психический процесс, который проявляется как способность к выбору действий, связанных с преодолением внут­ренних и внешних препятствий, т. е. это индивидуальная способ­ность к сознательной психической деятельности. Степень необхо­димого волевого усилия для достижения цели определяется силой воли. Волевое действие — это процесс принятия решения. По сво­ей форме волевое действие бывает простым и сложным.

Простое волевое действиесовершается тогда, когда потребность к действию почти автоматически переходит к самодействию. Слож­ное волевое действиепроисходит тогда, когда действию предше­ствует учет его последствий, осознание мотивов действия (т. е. за­чем это надо), принятие решения, составление плана действия.

Этапы сложного волевого действия:

1) цель;

2) определение возможности ее достижения;

3) определение мотивов, которые подкрепляют эти возмож­ности;

4) борьба мотивов (т.е. выбор доминирующего мотива);

5) принятие одной из возможностей в качестве версии (гипо­тезы);

6) осуществление принятого решения.

В волевой деятельности проявляются и формируются соответ­ствующие волевые качества личности. Волевая деятельность у раз­личных людей протекает по-разному: один проявляет настойчи­вость, другой не проявляет, один самостоятелен в принятии ре­шений, другой, наоборот, внушаем, один поражает своей реши­тельностью, другой нерешителен.

Спектр волевых качеств личности характеризует ее волевую деятельность с положительной и отрицательной стороны. Когда спо­собы осуществления волевых актов и их типичные проявления приобретают в поведении человека определенность и устойчивость, они превращаются в характерные волевые качества самой лично­сти. Таких качеств довольно много, но мы коснемся здесь лишь наиболее существенных.

Самостоятельность заключается в том, что человек определя­ет свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений, знаний и представлений о том, как надо поступать в соответствующей си­туации. Самостоятельность в решении возникающих задач — ха­рактерное свойство развитой воли. Ее противоположностью яв­ляется внушаемость: человек легко подвергается чужим влияни­ям, а мотивы его действий возникают не из его собственных сло­жившихся мнений и убеждений, а как результат сторонних вли­яний.

Решительность — волевое качество личности, которое выра­жается в способности своевременно и без лишних колебаний при­нимать достаточно обоснованные решения, а затем обдуманно про­водить их в жизнь. Противоположностью является нерешитель­ность: человек колеблется в принятии решения, сомневается в том, как ему следует поступить, борьба мотивов становится не­скончаемой. Нерешительность обнаруживается и в реализации принятого решения. Страх перед окончательным шагом приводит к тому, что нерешительный сначала откладывает принятие реше­ния, а затем, решив, начинает его иногда неоднократно пере­сматривать.

Настойчивость — умение мобилизовать свои возможности для борьбы с трудностями. Настойчивость следует отличать от зауряд­ного упрямства. Упрямство заключается в неспособности, несмотря на разумные обоснования, отказаться от намеченного плана дей­ствия, от принятого ранее малопродуманного решения, в неуме­нии взглянуть в глаза реальным обстоятельствам, гибко отнестись к изменившейся ситуации. И в этом проявляется слабая воля че­ловека.

Выдержка (самообладание, умение владеть собой) сказывается в способности заставить себя выполнить принятое обоснованное решение, преодолевая мешающие этому побуждения, такие как лень, страх и пр. Иначе говоря, выдержка состоит в умении под­чинить себе нежелательные и при этом достаточно сильные по­буждения. Она выражается в умении сдерживать неодобряемые самим человеком проявления чувств — раздражение, страх, гнев, ярость, отчаяние и т.д.

Целеустремленность — умение подчинить все свои действия поставленной задаче.

Инициативность — умение работать творчески, совершая дей­ствия и поступки по собственному почину.

Организованность — разумное планирование своей деятельности.

Дисциплинированность — сознательное подчинение своего по­ведения общепринятым нормам и установленному порядку.

Смелость — умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели.

Исполнительность — старательность, выполнение в срок пору­чений и обязанностей.

Препятствия для волибывают внутренними и внешними. Внутренние препятствия для исполнения воли — это отно­шения и установки человека, болезненные состояния, усталость, депрессия. Внешние препятствия — время, пространство, физи­ческие свойства веществ, препятствия окружающих людей. Для преодоления этих препятствий необходимо приложить дополни­тельное волевое усилие.

Патология воли у психически больных людей проявляется в виде снижения волевой активности — гипобулии, крайний вари­ант которой сводится к абулии, т. е. полному безволию; повыше­ния волевой активности — гипербулии; и извращения воли — парабулии.

 

Гипобулия

Понижение волевой активности может проявляться при раз­личных психических заболеваниях, особенно при шизофрении и ступорозных состояниях различного генеза.

Кататонический ступор развивается внезапно, без видимых при­чин, иногда вслед за кататоническим возбуждением или после субступорозного состояния. Проявляется в обездвиженности или крайней замедленности ритма движения, восковидной гибкости (каталепсии), выражающейся в сохранении больным приданной ему позы, порой очень неудобной, мутизме, негативизме, амимии, отсутствии реакции на боль, на окружающую обстановку. Больные могут подолгу лежать с приподнятой, лишенной опоры головой (симптом воздушной подушки) или в позе эмбриона. Для кататонического ступора весьма характерен мутизм (молчание), активный и пассивный негативизм. Пассивный негативизм про­является в молчаливом отказе от требуемых действий. Активный — в сопротивлении воздействию извне и в стремлении совершить противоположное воздействию действие. Например, больного про­сят показать язык, на что он стискивает зубы и зажимает рот ру­ками. Нередко при кататоническом ступоре выявляется эхолалия (повторение слов окружающих), эхопраксия (повторение действий и движений окружающих), эхомимия (повторение мимики окру­жающих), симптом капюшона (больной натягивает на голову кур­тку или рубашку, наподобие капюшона), симптом пассивной под­чиняемое™ (отказываясь от чего-то, больной тем не менее делает то, что от него требуется, хотя с этим и не согласен), симптом Бумке (отсутствие зрачковой реакции на болевые раздражители), импульсивность (больной импульсивно вскакивает с постели, на­носит сильный удар проходящему мимо его кровати другому боль­ному и также внезапно снова ложится в эмбриональную позу). Физиологические отправления нередко совершаются прямо впо­стели.

Кататонический ступор может прерываться приступами импуль­сивного возбуждения. При кататоническом синдроме сознание может быть ясным (так называемая люцидная кататония) или помраченным (онейроидная кататония). Кататонический сту­пор может длиться несколько месяцев, а в неблагоприятных слу­чаях и несколько лет.

Депрессивный (меланхолический) ступор выражается в двига­тельной обездвиженности вплоть до оцепенения на фоне тяжелой депрессии. В отличие от кататонического на лице отмечается от­кровенная маска страдания, никогда не бывает негативизма, мутизма и восковой гибкости.

Апатический ступор — типичный пример не столько гипобу­лии, сколько абулии. Это обездвиженность, обусловленная пол­ным отсутствием у больного каких-либо интересов или желаний. Больной с апатическим ступором производит впечатление «трупа с открытыми глазами».

Психогенный ступор развивается после выраженной психичес­кой травмы и проявляется в двигательном оцепенении с аффек­том недоумения и трагичности на лице. Как правило, длится недол­го, проходит после разрешения психотравмирующей ситуации. Время психогенного ступора обычно амнезируется. Из разновид­ностей психогенного ступора чаще всего отмечается истерический ступор.Он является следствием пассивно-оборонительной реак­ции в трудной обстановке, требующей напряжения, ответствен­ности и угрожающей благополучию больного. Развивается полная обездвиженность, больной молчалив, все время проводит в по­стели, на вопросы не отвечает (в некоторых случаях дает редкие лаконичные «нужные» ответы). Лицо неподвижно, с выражением тоски, печали, напряжения, взор остановившийся, на глазах сле­зы. Иногда больные принимают вычурные позы, гримасничают или проявляют черты пуэрилизма, псевдодеменции. Реже истери­ческий ступор прерывается психомоторным возбуждением с жи­выми проявлениями эмоциональности, демонстративным пове­дением (в присутствии врачей или другого медицинского персо­нала) и вегетативными проявлениями. Истерический ступор мо­жет длиться неделями, месяцами и проходит бесследно после того, как больному становится известно, что угрожающая ему опас­ность миновала.

Галлюцинаторный ступорразвивается в тех случаях, когда яр­кие захватывающие галлюцинации целиком поглощают внима­ние больного. Отмечается двигательная заторможенность, дохо­дящая до полного оцепенения. На лице обычно застывшее вы­ражение ужаса. Состояния галлюцинаторного ступора, хотя и кратковременны, но склонны к повторению. Чаще отмечается при инфекционных психозах (в частности, при инфекционном де­лирии).

Гипербулия

Повышение волевых импульсов, повышенная активность час­то наблюдается при маниакальных, паранойяльных состояниях и сверхценных идеях. Однако продуктивность этой деятельности чрез­вычайно мала из-за повышенной отвлекаемости и неспособности довести дело до конца (маниакальное состояние) или крайней односторонности и парциальной избирательности (паранойяль­ные и сверхценные идеи).

 

Парабулия

Это извращение волевой активности особенно отчетливо про­является в кататоническом возбуждении. Парабулия выра­жается в хаотичных, стереотипных, бессмысленных движениях, совершаемых в ограниченном пространстве и сочетающихся либо с мутизмом («немое возбуждение»), либо со стереотипными вык­рикиваниями отдельных слов (вербигерация). Кроме того, выяв­ляется отчетливая импульсивность действий, моментальность совершения какого-либо агрессивного действия. Например, боль­ной кататонией, находящийся в эмбриональной позе, мгновенно вскакивает, наносит мощный удар в челюсть санитару и тут же ложится в прежнюю позу. Кататонический ступор и кататоническое возбуждение могут протекать на фоне ясного (люцидная кататония) или помраченного сознания (онейроидная кататония).

С известной долей условности к парабулии можно отнести и гебефренический синдром, тем более что он очень часто сочета­ется с кататоническим возбуждением. Гебефренический синдром (Геба — богиня утренней зари) проявляется в нелепом, дурашли­вом поведении с гримасничанием, клоунадой, пустым, незаражающим весельем. Больные постоянно кривляются, строят рожи, пока­зывают язык, мяукают, хрюкают, принимают циничные, непри­стойные позы. Речь ускорена, с обилием неологизмов, ходят боль­ные вычурной походкой, подпрыгивая или подволакивая ноги. На приветствия не отвечают или протягивают вместо руки ногу и на­чинают цинично браниться, при этом обычный тривиальный мат расцвечивается неологизмами при повышенном фоне настроения.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.