Постреквизиты дисциплины
Докторантура
Содержание дисциплины
Программа элективного курса «Особенности исполнения оперных и инструментальных клавиров» направлена на совершенствование магистрантами практических навыков исполнения оперных и инструментальных клавиров и требует решения многообразных творческих задач, с учетом того, что партия фортепиано имитирует объемное звучание симфонического оркестра, насыщенного оркестровыми голосами.
Аккомпанемент должен использовать все средства музыкальной выразительности и служить общему с инструменталистом исполнительскому плану. От магистранта требуется знание не только своей партии, но и доскональное знание партии солиста для формирования общей трактовки исполняемого сочинения.
В творческом процессе работы над инструментальными произведениями молодому специалисту необходимо получить информацию о составе симфонического оркестра, о способах звукоизвлечения и специфике штрихов различных групп инструментов и о преодолении пианистических трудностей при исполнении оперных клавиров и хоровых партитур.
Деятельность концертмейстера предполагает также знание литературных источников опер, эстетических воззрений композиторов, умение подчиняться законам ансамблевого исполнения, не теряя своего творческого лица.
3.9 Тематический план дисциплины
Курс
| Семестр
| Изучаемый материал
| Количество часов
|
аудиторных
| СРМ
|
|
| Работа над инструментальными концертами и оперными клавирами
|
|
|
3.9 Тематический план занятий
Неделя
| Наименование раздела (темы)
| Трудоемкость по видам занятий, ч
|
лекции
| практич.
| СРМП
| СРМ
|
| Ознакомление с составом симфонического оркестра и группами инструментов.
|
|
| 1,5
|
|
| Особенности оркестровых стилей различных композиторов от Моцарта до Вагнера Шостаковича.
|
|
|
|
|
| Проблемы грамотного прочтения и изучения оркестровых и хоровых партитур.
|
|
|
|
|
| Проблемы облегчения или дополнения фортепианной фактуры в соответствии с партитурой.
|
|
|
|
|
| Проблемы воплощения на рояле тембров оркестровых инструментов, приближение к их звучанию.
|
|
|
|
|
| Особенности динамики оркестровых кульминаций и воплощение на рояле «объемного» звучания оркестра.
|
|
| 1,5
|
|
| Особенности воспроизведения тембровой окраски струнных инструментов (скрипка, альт, виолончель, контрабас).
|
|
|
|
|
| Рубежный контроль 1
|
|
|
|
|
| Особенности воспроизведения тембровой окраски деревянных духовых инструментов (флейта, гобой, кларнет, фагот).
|
|
|
|
|
| Особенности воспроизведения тембровой окраски медных духовых инструментов (труба, тромбон, валторна, туба).
|
|
|
|
|
| Особенности изучения оперного клавира, его содержания и места в творчестве того или иного композитора. Определение различных типов сцен и ансамблей, их значения в драматургии оперы.
|
|
|
|
|
| Особенности исполнения речитативов, используемых композиторами в операх: речитатив a piacere, речитатив secco, речитатив in tempo, речитатив obligato.
|
|
| 1,5
|
|
| Освоение особенностей инструментальных штрихов, специфики их исполнения на различных инструментах, с целью воспроизведения их звучания на рояле.
|
|
| 1,5
|
|
| Особенности исполнения на рояле партии хора. Грамотное использование особого туше, аппликатуры и педали с целью приближения к оркестровому звучанию.
|
|
|
|
|
| Рубежный контроль 2
|
|
|
|
|
| Итоговый контроль (экзамен)
|
|
|
|
|
| Итого часов
| |
|
|
|
| Всего часов
| | | |
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.