Духовное совершенство и достойные нравственные качества
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ И НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ПРОРОКА, да благословит его Аллах и приветствует. Рассматриваемые вопросы: •1.Внешняя красота. •2.Духовное совершенство и достойные нравственные качества. _______________________________________ Совершенство внешнего вида и нравственных качеств пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было таково, что это не поддается никакому описанию. Он оказывал такое воздействие на людей, что сердца их переполнялись почтением к нему, они были готовы пожертвовать собой ради него, и он пользовался таким уважением как никто другой из людей в мире. Все знавшие пророка, да благословит его Аллах и приветствует, любили его так, что, не задумываясь, пожертвовали бы собой, лишь бы с ним ничего не случилось, объяснялось же это тем, что он он отличался несравненным совершенством, каким не был наделен больше никто. Ниже мы приводим некоторые сообщения о его внешней красоте и внутреннем совершенстве, не имея возможности упомянуть обо всем. Внешняя красота Описывая своему мужу посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который остановился у ее палатки во время переселения из Мекки в Медину, Умм Ма‘бад, женщина из племени хуза‘а сказала: – Я увидела человека, лицо которого светилось, он не был ни изможденным, ни тощим, а был он привлекательным и миловидным. Ресницы его были длинными, и казалось, что они окрашены сурьмой, голос его был слегка хриплым и приятным на слух, шея – длинной, а борода – густой, и у него были длинные, изогнутые и сросшиеся брови. Когда он молчал, то держался с достоинством, а когда говорил, то был великолепен. Издалека он казался самым красивым из людей, а вблизи – наилучшим из них. Он красиво говорил, и речи его были ясными, не слишком краткими и не слишком длинными, а слова его были подобны падающим жемчужинам. Ростом он был не слишком высок и не слишком низок. Сопровождали его двое, и был он на вид прекраснейшим и достойнейшим из троих. Его спутники оказывали ему почет, и если он говорил, они внимали его словам, а когда приказывал, то спешили выполнять его веления. Он не был хмурым и не говорил вздор. Описывая посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: – Он не был не слишком высок, ни слишком низок, и был среднего телосложения. Волосы его были ни курчавыми, ни прямыми, а волнистыми. Лицо его не было ни мясистым, ни скуластым, а являлось округлым. Лицо его было белым, а щеки – румяными, глаза были черными, а ресницы – длинными. У него были широкие плечи и крупные суставы*, а на теле не было волос. *[ Имеются в виду плечевые и локтевые суставы, а также колени] Крупными были также кисти его рук и ступни. Когда он шел, то отрывал ноги от земли, будто ступал по склону, а когда поворачивался, то поворачивался всем телом. Между лопатками у него была печать пророчества, и был он последним из пророков, а также самым щедрым и отважным из людей. И был он правдивейшим из людей и самым надежным и мягким из них. Увидевший его неожиданно чувствовал к нему почтение, знавший испытывал к нему любовь, а описывающий его скажет: “Не видел я подобного ему ни до, ни после него!”[ Ибн Хишам, 1/401–402; “Джами‘” ат-Тирмизи, 4/303] В другой версии этого хадиса сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал: “У него была крупная голова и крупные суставы и длинная полоса волос, начинавшаяся на груди и доходившая до пупка, а когда он шел, то покачивался, будто ступал по склону”[“Джами‘” ат-Тирмизи, 4/303]. Сообщается, что Джабир ибн Самура, да будет доволен им Аллах, сказал: “У него был большой рот, большие глаза и сухие лодыжки”.[“Сахих” Муслима, 2/258] Сообщается, что Абу-т-Туфайль, да будет доволен им Аллах, сказал: “Он был белокож и красив лицом. Он был среднего роста и не был ни худым, ни толстым”.[ Там же] Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: “У него были крупные кисти рук.” Он также сказал: “Он был белолиц и румян, но не был ни слишком белым, ни слишком смуглым, а на голове и бороде его не набралось бы и двадцати седых волос”.[“Сахих” аль-Бухари, 1/502] Сообщается, что он также сказал: “Некоторое количество седины было у него на висках.” В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: “ … и несколько седых волос в разных местах было у него на голове”.[“Сахих” аль-Бухари, 1/502; “Сахих” Муслима, 2/259] Сообщается, что Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я видел седые волосы под его нижней губой”.[“Сахих” аль-Бухари, 1/501–502] Сообщается, что Абдуллах бин Буср, да будет доволен им Аллах, сказал: “На подбородке у него было несколько седых волосков”. [“Сахих” аль-Бухари, 1/502] Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал: “Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был среднего роста, (у него были) широкие плечи, а его волосы доходили до мочек ушей. (Однажды) я увидел его в одежде красного цвета, и не приходилось мне видеть никого приятнее (на вид), чем он”. [Там же] Сообщается, что сначала пророк, да благословит его Аллах и приветствует, распускал волосы, желая походить на людей Писания [Имеются в виду иудеи и христиане], а потом стал расчесывать их на пробор”.[“Сахих” аль-Бухари, 1/503] Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал: “Из всех людей у него было самое приятное лицо и был он лучшим из них по нраву”. [“Сахих” аль-Бухари, 1/502; “Сахих” Муслима, 2/258] В другой версии этого хадиса сообщается, что однажды его* спросили: “Было ли лицо пророка, да благословит его Аллах и приветствует, подобным мечу?”**, – и он сказал: “Нет, оно было подобным полной луне”. *[Имеется в виду аль-Бара бин ‘Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими]. **[То есть сияло ли оно подобно сверкающему мечу? Возможно также, что спрашивающий поинтересовался, было ли лицо пророка, да благословит его Аллах и приветствует, продолговатым, а аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сравнил его с луной, желая сказать, что оно было круглым] В третьей версии сообщается, что он сказал: “Его лицо было круглым”.[“Сахих” аль-Бухари, 1/502; “Сахих” Муслима, 2/259] Сообщается, что ар-Раби‘ бинт Му‘аввиз, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Если бы ты увидел его, то (тебе показалось бы), что ты видишь восходящее солнце”.[ Этот хадис приводит ад-Дарими. См.: “Мишкат аль-масабих”, 2/517] Сообщается, что Джабир бин Самура, да будет доволен им Аллах, сказал: “Однажды в лунную ночь, увидев посланника Аллаха, на котором была красная одежда, я стал смотреть на него и на луну, и мне он показался более прекрасным, чем полная луна”! [Этот хадис приводят ат-Тирмизи и ад-Дарими. См.: “Мишкат аль-масабих”, 2/518] Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: “Не приходилось мне видеть ничего прекраснее посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ибо казалось, что лицо его озаряет солнечный свет, и не приходилось мне видеть, чтобы кто-то другой ходил также быстро, как он, и казалось, что земля сворачивалась для него, так как мы прилагали все силы, (чтобы успеть за ним,) а ему для этого особых усилий не требовалось.[“Джами‘” ат-Тирмизи, 4/306; “Мишкат аль-масабих”, 2/518] Сообщается, что Ка‘б бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: “Когда он радовался, его. лицо озарялось, казалось, что это кусочек полной луны”.[“Сахих” аль-Бухари, 1/502] Сообщается, что однажды, находясь у Аиши, да будет доволен ею Аллах, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вспотел, лицо его засияло и Аиша подумала, что о нем можно сказать словами Абу Кабира аль-Хузали: И если посмотришь ты на черты его лица, увидишь, что сияет оно подобно молнии из тучи, проливающей дождь* *.[“Рахматун ли-ль-алямин”, 2/172] Сообщается, что когда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, видел пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он говорил: Верный, избранный, призывающий к благу, подобный свету полной луны, разгоняющему мрак.[ “Хулясат ас-сийар”, с. 20] Сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, часто читал стихи, в которых Зухайр описывает Харама бин Синана следующим образом: Будь ты не человеком, а чем-то иным, стал бы ты луной в ночь полнолуния! - а потом говорил, что таким был и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. [ “Хулясат ас-сийар”, с. 20] Сообщается, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, гневался, лицо его краснело, и казалось, что на щеки его выдавили сок из зернышек граната. [“Мишкат аль-масабих”, 1/22. Этот хадис приводит ат-Тирмизи, 2/35] Сообщается, что Джабир бин Самура, да будет доволен им Аллах, сказал: “Голени его были тонкими и соразмерными всем прочим частям тела. Он никогда не смеялся, но только улыбался, и если бы ты увидел его, то сказал бы: “Глаза его подкрашены сурьмой”, хотя на самом деле это было не так”. [“Джами‘” ат-Тирмизи, 4/306] Сообщается, что Ибн аль-Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: – Между двумя его передними зубами было некоторое расстояние, и когда он говорил, то казалось, что сквозь зубы его пробивается свет. [Этот хадис приводит ад-Дарими. См.: “Мишкат аль-масабих”, 2/518.] Что касается его шеи, то казалось, что она является изображением на картине, и была она чистой как серебро, ресницы его были длинными, а борода – густой. Он был широколобым, брови его были длинными, но не сросшимися. У него был орлиный нос, щеки его не были ни толстыми, ни впалыми, волосы росли у него прямо наподобие стрелы между верхней часть груди и пупком, а больше ни на животе, ни на груди у него не было, но на предплечьях и плечах у него росли волосы. Он был строен, грудь его была широка, и на ней не было волос, а те части ступней, которые не соприкасаются с землей, были сильно изогнуты, а ноги были прямыми, и ходил он легко. [“Хулясат ас-сийар”, с. 19–20] Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я никогда не касался шелка или дибаджа [Дибадж – ткань на шелковой основе], которые были бы мягче рук пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и никогда не вдыхал запаха (или: … аромата) амбры, мускуса или чего бы то ни было еще, который был бы приятнее запаха, исходившего от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”. [“Сахих” аль-Бухари, 1/503, “Сахих” Муслима, 2/257] Сообщается, что Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: “(Однажды) я взял его руку и положил ее себе на лицо, и оказалось, что она прохладнее снега и благоуханнее мускуса”.[“Сахих” аль-Бухари, 1/503] Сообщается, что Джабир бин Самура, да будет доволен им Аллах, который при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был еще ребенком, сказал: “Как-то он погладил меня по щеке, и я ощутил прохладу (или: … благоухание) его руки, будто он только что вынул руку из корзиночки для благовоний”.[“Сахих” Муслима, 2/256] Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: “(Капельки) пота (пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) были подобны жемчугу”, а Умм Суляйм, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Его пот благоухал подобно наилучшим благовониям”.[Там же] Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: “Каким бы путем ни шел пророк, да благословит его Аллах и приветствует, человек, проходивший следом за ним, по благоуханию узнавал, что до этого там прошел он”.[ Этот хадис приводит ад-Дарими. См.: “Мишкат аль-масабих”, 2/517] Между лопатками с левой стороны у него была печать пророчества размером с голубиное яйцо, которая представляла собой нечто вроде скопления родимых пятен, подобных бородавкам. [“Сахих” Муслима, 2/259–260.] Духовное совершенство и достойные нравственные качества Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отличался несравненным красноречием, ему были свойственны плавность и ясность речи, в чем никто не мог с ним сравниться, ибо ему была дарована способность изъясняться краткими, но емкими по смыслу фразами. Он знал различные диалекты, и с каждым племенем говорил на его диалекте, а красноречие бедуинов он соединял с ясностью и блеском языка оседлых жителей Аравии, не говоря уже о том, что ему помогал Сам Аллах, ниспосылавший пророку, да благословит его Аллах и приветствует, откровения свыше. И Аллах воспитал в нем такие качества как кротость, способность прощать, когда это было возможно*, и долготерпение. *[ Имеются в виду такие случаи, когда это зависело от личного желания пророка, да благословит его Аллах и приветствует] Любой кроткий человек неизбежно допускал какие-то ошибки и промахи, что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то многочисленные обиды только делали его еще более терпеливым, а выходки невежд лишь увеличивали степень его кротости. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Когда бы ни предоставлялась посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возможность выбора одного из двух дел, он неизменно выбирал более легкое из них, если только не являлось оно греховным, а если было в нем что-то греховное, то он держался от него дальше любого из людей. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не мстил за себя лично, и только если совершалось что-нибудь запрещенное Аллахом, он мстил за Аллаха”. [“Сахих” аль-Бухари, 1/503] И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всегда гневался последним, а проявлял благожелательность первым. Он отличался несравненной щедростью и великодушием, делая подарки людям подобно тому, кто не боится обеднеть. Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был щедрейшим из людей, а наибольшую щедрость проявлял он в рамадане, когда с ним встречался Джибрил, мир ему. Во время рамадана он встречался с ним каждую ночь, обучая его Корану, и, поистине, (в эти дни) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был более щедр на все благое, чем вольный ветер*”.** *[То есть ветер, посылаемый Аллахом на благо людям. Имеется в виду северный ветер, приносивший с собой в Аравию дожди и облегчение от жары]. **[“Сахих” аль-Бухари, 1/502] А Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «О чем бы его ни просили, он никогда не говорил: “Нет”.»[ Там же] Нельзя не отметить отвагу и неустрашимость посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не раз остававшегося на месте в таких трудных обстоятельствах, когда многие герои бежали, тогда как он шел вперед и не отступал ни на шаг, и не было таких храбрецов, которые не бежали с поля боя хотя бы один раз, если не считать пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал: “Когда разгорался бой, а глаза бойцов краснели, мы всегда прятались за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ибо никто не находился так близко от врага, как он”.[ См.: “Аш-Шифа” кади ‘Ийада, 1/89. Нечто подобное сообщается и в сборниках хадисов, которые носят название “Сахих” и “Сунан”.] Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: “Однажды ночью жители Медины, напуганные каким-то звуком, бросились в ту сторону, откуда он раздался, что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он встретил их, уже возвращаясь оттуда, так как он опередил всех и поскакал туда без седла верхом на коне Абу Тальхи с мечом на шее, и он говорил: “Не бойтесь, не бойтесь!”[ “Сахих” Муслима, 2/252; “Сахих” аль-Бухари, 1/407] Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был самим стыдливым из людей и чаще всех опускал глаза. Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: “Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отличался большей стыдливостью, чем девушка, сидящая за своей занавеской* *[Имеется в виду девушка на выданье, которую родители прячут за занавеской от чужих глаз. Смысл этих слов в том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сам воздерживался от всего неприличного и не любил, когда что-либо подобное позволяли себе в его присутствии другие], а если ему что-то не нравилось, то мы узнавали об этом по выражению его лица”.[“Сахих” аль-Бухари, 1/504] Он никогда не смотрел пристально в лицо человеку, но опускал глаза, и больше смотрел на землю, чем на небо. Он не выискивал недостатки людей и не говорил с людьми о том, что ему в них не нравилось из стыдливости и великодушия. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не называл по имени человека, о котором он узнавал то, что ему не нравилось, но говорил: “Как могут люди поступать так-то и так-то?” И к нему больше всего подходят слова известного поэта аль-Фараздака, который сказал: Он опускает глаза из стыдливости, другие же потупляют взоры из почтения к нему, и говорит он лишь тогда, когда улыбается. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был самым справедливым, добродетельным, правдивым в речах и достойным доверия человеком, что признавали даже его враги. Еще до начала выполнения им его пророческой миссии его прозвали “Аль-Амин” (верный; честный), и уже во времена джахилиййи люди обращались к нему на суд. Ат-Тирмизи приводит хадис, в котором со слов Али, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Абу Джахль сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “Поистине, мы не считаем тебя лжецом, но мы не верим тому, что ты принес с собой”, – и о них Аллах Всевышний сказал: “ … и, поистине, не твои слова они считают ложью, но это несправедливые отрицают знамения Аллаха”*. *[“Скот”, 33][См.: “Мишкат аль-масабих”, 2/521] И сообщается, что Ираклий спросил Абу Суфйана: “Приходилось ли вам обвинять его во лжи до того, как он заявил об этом?*, – и он сказал: “Нет”**.” *[То есть до того, как он объявил себя пророком].**[Часть приводимого аль-Бухари хадиса, в котором рассказывается о том, как император Византии Ираклий I расспрашивал Абу Суфйана о пророке, да благословит его Аллах и приветствует.] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отличался величайшим смирением и был более далек от высокомерия, чем любой другой человек. Он запрещал вставать при своем появлении подобно тому, как люди встают перед царями, навещал обездоленных, беседовал с бедными и отвечал на приглашение раба, а когда находился в обществе своих сподвижников, то сидел среди них подобно любому другому. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Он всегда сам чинил свою обувь, зашивал свою одежду и собственноручно делал домашнюю работу подобно любому из вас. Он был таким же человеком, как и другие, очищал свою одежду, доил своих овец и обслуживал себя сам”. [См.: “Мишкат аль-масабих”, 2/520.] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, наилучшим образом выполнял условия заключенных им договоров и поддерживал связи с родственниками, отличался наибольшим состраданием и милосердием по отношению к людям и был самым приятным в общении и воспитанным человеком. Он отличался крайней простотой и был наиболее далек ото всех дурных проявллений: он не совершал и не говорил ничего непристойного, не проклинал людей, не кричал на рынках, не воздавал злом за зло, а прощал и миловал, никому не позволял идти позади себя и не стремился возвыситься даже над своими рабами и рабынями в том, что касалось еды и одежды. Он служил тем, кто служил ему, никогда не выражал своим слугам неудовольствия и не порицал их за то, что они сделали или, наоборот, не сделали чего-либо. Он любил бедных и поддерживал общение с ними, провожал их в последний путь и не гнушался бедными из-за их бедности. Сообщается, что однажды, находясь в пути, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел зарезать овцу. Один человек сказал: “Я зарежу ее” – другой сказал: “Я сниму с нее шкуру”, – третий сказал: “Я приготовлю ее”, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, же сказал: “А я соберу веток (для огня)”. Люди сказали: “Мы сделаем это за тебя”, – но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я знаю, что вы готовы сделать за меня это, но я не хочу выделяться, ибо Аллаху ненавистно, когда Его раб выделяется среди своих товарищей!” – после чего встал и набрал веток для костра.[ “Хулясат ас-сийар”, с. 22.] Предоставим Хинд бин Абу Халя, да будет доволен им Аллах, возможность описать нам посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Сообщается, что Хинд сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постоянно пребывал в печали и размышлениях, он не отдыхал (подолгу), не говорил без необходимости и помногу “молчал”. Он говорил краткими, но исполненными смысла фразами, не говоря ничего лишнего и ничего не упуская. Он был мягок с людьми, не относился к ним строго и никого не унижал. Он возвеличивал любую милость Аллаха, даже если она была незначительной, и ничего не порицал, в том числе не порицая, но и не хваля ту еду, которую ел. Ничто не могло успокоить его гнев, если дело касалось защиты истины, но он никогда не поддавался гневу ради себя самого, проявляя великодушие. Указывая на что-либо, он указывал всей ладонью, а в знак удивления переворачивал ладонь тыльной стороной вниз. Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, гневался, он отворачивался, а когда радовался, потуплял взор. В основном он не смеялся, а только улыбался, и тогда были видны его зубы, подобные белым градинам. Он говорил только о том, что имело к нему отношение, приводил к согласию своих сподвижников, а не разделял их, оказывал почет тем, кто пользовался уважением среди своих соплеменников, и назначал таких людей вождями их соплеменников. И он остерегался посторонних людей, но не таил зла против кого бы то ни было. Он посещал своих сподвижников и спрашивал людей о том, как они живут, одобряя хорошее и порицая дурное. Он придерживался умеренности во всем и не отступал от этого правила. Он никогда не проявлял беспечности, опасаясь, что тогда и другие будут позволять себе подобное или проявлять нерадивость, и действовал должным образом в любой ситуации. Он не допускал упущений в том, что касалось истины, и не отклонялся от нее. Сидевшие в непосредственной близости от него были достойнейшими людьми. Лучшими для него были те, кто проявлял больше благожелательности по отношению к людям, а выше других он ставил тех, кто оказывал им больше помощи и поддержки. Садясь или вставая с места, он всегда поминал Аллаха. Он не выбирал для себя какого-то особого места, а когда приходил куда-нибудь, садился там, где было свободное место, повелевая людям поступать также. При встречах с людьми он уделял внимание каждому, чтобы никто не думал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оказывает больше уважения другому. Он терпеливо выслушивал того, кто обращался к нему со своими нуждами, дожидаясь пока человек сам не закончит говорить, а тем, кто просил его о чем-либо он не отказывал, если же выполнить просьбу было невозможно, отвечал вежливым отказом. Он придерживался простоты и благонравия в отношениях со всеми людьми, которые относились к нему как к отцу, тогда как он одинаково относился ко всем людям, делая между ними различия только по степени благочестия. В его присутствии люди проявляли кротость, стыдливость, терпение и преданность. Никто не повышал голоса, не совершал ничего запретного и непристойного, напротив, все старались проявлять благочестие, оказывать уважение старым, проявлять жалость по отношению к малым, поддерживать нуждающихся и помогать чужеземцам. Он постоянно радовал людей благими вестями, был легок в общении, не был грубым, не кричал, не говорил ничего непристойного, не порицал и не восхвалял других, старался не замечать то, что ему не нравилось, чтобы от этого не отказывались другие [Речь идет, например, о еде]. Он никогда не делал ничего напоказ, не предавался многословию и не занимался тем, что его не касалось, что же касается людей, то он никого не порицал, никого не позорил и не выискивал недостатки других. Он говорил только о том, за что надеялся получить награду Аллаха, и когда он говорил, его собеседники опускали головы и не шевелились, будто на головах у них сидели птицы. Другие начинали говорить только после того, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умолкал, не перебивая друг друга, но слушая своего собеседника до тех пор, пока он не заканчивал говорить. Они говорили о том, с чего начинал первый, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, смеялся над тем, над чем смеялись другие, удивлялся тому, чему удивлялись они, терпеливо сносил проявления грубости со стороны чужеземцев и говорил: “Если увидите испытывающего нужду, который просит о помощи, помогите ему, и не следует ожидать благодарности ни от кого, кроме Вознаграждающего”[См.: “Аш-Шифа’” кади Ийада, 1/121–126. См. также: “Шама’иль” ат-Тирмизи]. Сообщается, что Хариджа бин Зайд, да будет доволен им Аллах, сказал: “В любом собрании, где бы ни находился пророк, да благословит его Аллах и приветствует, к нему относились с наибольшим уважением, а сам он не протягивал ноги и руки по сторонам. Он подолгу хранил молчание, не говорил без необходимости, отворачивался от тех, кто говорил неподобающим образом*, не смеялся, а улыбался, четко произносил слова, не говоря ничего лишнего и ничего не упуская, и в его присутствии его сподвижники также только улыбались, а не смеялись, проявляя к нему уважение и следуя его примеру”. *[*Иначе говоря, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отворачивался от тех, кто использовал грубые или непристойные слова][См. также: “Шама’иль” ат-Тирмизи, 1/107]. Одним словом, пророку, да благословит его Аллах и приветствует, были присущи несравненные качества совершенства, его Господь прекрасно воспитал его и, восхваляя пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Он даже сказал: “ … и, поистине, ты – (человек) великого нрава”**[“Калам”, 4] Благодаря всем этим качествам души людей склонялись к нему, а сердца любили его. **[В одном из хадисов сообщается, что в ответ на вопрос о том, каким был нрав пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Нравом его был Коран”. Это значит, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отличался всеми теми нравственными качествами, к восприятию которых Аллах призывает его и всех людей в Коране]И благодаря этим качествам сердца людей старались следовать за ним, в результате чего эти сердца смягчились, и люди стали присоединяться к религии ислама толпами. Все то, что было упомянуто нами выше, является лишь кратким обзором проявлений совершенства пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его великих нравственных качеств, если же говорить об истинной сути его достоинств, то они непостижимы, ибо кто же способен познать до конца величайшего из всех людей, достигшего вершин совершенства и озарившегося светом своего Господа настолько, что нравом его стал Коран? О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный! /Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджид!/ О Аллах, пошли благословения***Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный!” /Аллахумма, барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджид!/ ***[ Здесь под словами “благослови” /салли/ и “пошли благословения” /барик/ имеются в виду разные вещи. В первом случае “благослови” означает “отзовись о нем с похвалой среди ангелов”, что же касается слов “пошли благословения”, то в них вкладывается иной смысл – “продолжай возвышать его и оказывать ему честь”]
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|