Здавалка
Главная | Обратная связь

Методические указания к теме «Экономические показатели деятельности торгового предприятия»



Точка безубыточности представляет собой, так называемый, критический уровень продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков. Расчет точки безубыточности необходим для определения того объема продаж, который позволит предприятию окупить все затраты и не иметь задолженностей. Превышение объема продаж над точкой безубыточности позволяет получать прибыль, т.е. каждая дополнительно проданная единица товара сверх точки безубыточности обеспечивает прирост прибыли.

Для расчета точки безубыточности существуют графический и расчетный способы. В данном случае приведем упрощенный вариант аналитической формулы:

ТБ = (Р – VC) / FC на единицу товара,

где Р – цена товара.

В деятельности торгового предприятия наиболее важное значение имеет такой показатель как товарооборот, под которым понимается процесс обмена товаров на деньги.

Показатель товарооборота характеризуется:

­ качественной характеристикой – его структура (состав);

­ количественной – его объем в денежном выражении (величина).

Кроме того, товарооборот рассматривают как:

­ результат деятельности торгового предприятия, как его экономический эффект;

­ показатель товарного снабжения населения, как один из показателей уровня жизни, т.е. социально-экономический эффект.

Товарооборот классифицируется:

1) розничный – отражает объем товарной массы в денежном выражении, переходящий в сферу личного потребления в обмен на денежные доходы населения и характеризует денежную выручку торговли, а также сумму расходов населения на покупку товаров;

2) оптовый – продажа товаров предприятиям, использующим товары для последующей реализации, либо для производственного потребления, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд.

Оптовый товарооборот классифицируют:

­ по реализации,

­ внутрисистемный (другим предприятиям),

­ складской (продажа со склада),

­ транзитный (производитель реализует минуя склады сразу розничной торговле).

В результате оптового товарооборота товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в производственное потребление.

Товарная структура розничного товарооборота включает продовольственные и непродовольственные товары, которые содержат ассортиментные группы и подгруппы.

Для целей экономического анализа эффективности деятельности, а также планирования деятельности торгового предприятия рассматривают различные индексы.

Индекс физического объема товарооборота характеризует влияние изменения количества и структуры реализованных товаров на динамику показателя:

Iф = (∑p0*q1) / (∑p0*q0),

где p0 – цена товара в базисном периоде;

q0 – количество товара, реализованного в базисном периоде;

q1 – количество товара, реализованного в отчетном периоде.

Индекс товарооборота в фактически действовавших (текущих) ценах отражает изменение совокупной стоимости проданных товаров за анализируемый период:

Iт = (∑p1*q1) / (∑p0*q0),

где p1 – цена товара в отчетном периоде.

Индекс цен показывает изменение совокупной стоимости определенного количества товаров в течение анализируемого периода:

Iц = (∑p1*q1) / (∑p0*q1).

 

Задача 3.Исходя из имеющихся данных о характере затрат торгового предприятия:

1) определить сумму постоянных и переменных затрат;

2) рассчитать точку безубыточности (критический объем продаж) торгового предприятия;

3) сформулировать вывод о соответствии объема реализации рассчитанному значению безубыточного объема продаж.

Таблица 4 – Затраты торгового предприятия

Показатели Предыдущий год, тыс. руб. Отчетный год, тыс.руб.
Затраты на горюче-смазочные материалы
Заработная плата водителей грузового автомобиля
Заработная плата продавцов

Продолжение таблицы 4

Заработная плата кассиров
Расходы по сортировке овощей
Расходы по переборке фруктов
Расходы по подготовке товаров к продаже: - мытьё; - чистка; - фасовка.        
Затраты не естественную убыль товаров: - усушка; - утряска.        
Ежемесячный взнос в кредитное учреждение за пользование кредитом
Плата за предоставление во временное пользование: - складского помещения величиной 50 м2, если арендная плата за 1 м2 - - офисных помещений общей площадью 20 м2, если арендная плата за 1 м2 определена в размере -         0,5     1,2     0,6
Сумма ежемесячной амортизации числящихся на балансе объектов основных средств данные из задачи 1 данные из задачи 1*0,1
Расходы на покраску фасада здания
Сумма затрат на замену кровли здания магазина

Продолжение таблицы 4

Расхода по настилу линолеума в комнате торгового персонала (гардеробная)
Затраты на замену окон в торговом зале
Сумма затрат на замену труб канализации в помещении для хранения товаров
Оплата услуг специалиста по настройке торгового оборудования
Приобретение униформы для продавцов
Оплата объявления о предстоящей промоакции в средствах массовой информации 1,5
Товарооборот торгового предприятия данные из задачи 2 данные из задачи 2*0,1
Валовый доход    
Валовая прибыль    
Рентабельность деятельности торгового предприятия    

 

Определить фондоотдачу и фондоемкость; рассчитать индексы физического объема товарооборота, товарооборота в фактически действовавших ценах, цен если известно, что объемы реализации по товару А увеличились на 10%, по товару Б увеличились на 7%, а по товару В снизились на 5%, а объемы реализации возросли на 11%, 12,5% и 10% соответственно.

 


Список рекомендуемой литературы (образец оформления)

1. Рекомендуемая литература (основная)

1. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: Учеб.для студ.вузов/Л.А. Брагин, Г.Г. Иванов, Б.Л. Межиров и др. - М.: ИНФРА-М, 2008 . - 318с. - (100 лет РЭА им.Г.В.Плеханова). - ISBN 978-5-16-0031.

2. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: Учебник / Под ред. Л.А. Брагина. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 314 с. – (Высшее образование). ISBN 5-16-002560-Х.

3. Экономика торгового предприятия:Учебник для вузов/ А. И. Гребнев,Ю.К. Баженов, О.А.Габриэлян и др. - М.:Экономика,1996. - 238с.

4. Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: Учеб.пособие для студ.вузов/Н.В. Егарева, А.А. Есютин, С.А. Калугина и др. - 2-е изд.,стер. / Под ред. А.А.Есютина и Е.В.Карповой. - М.: Кнорус, 2008 . - 424с. - ISBN 978-5-85971-9.

5. Организация и управление торговым предприятием: Учеб.для студ.вузов/Г.Г. Иванов, В.П. Куренкова, А.Ф. Никишин и др. / Под ред.проф.Л.А.Брагина, проф.Т.П.Данько. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 304с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-16-0023.

6. Иванов Г.Г. Экономика торгового предприятия:Учеб. пособие/ Г.Г. Иванов; Г.Г. Иванов, С.С. Шипилова. - М.: Изд-во Рос. экон. акад.,2003. - 148с. - Библиогр.:с.140.

7. Лебедева,С.Н. Экономика торгового предприятия:Учеб. пособие/ ; С.Н. Лебедева,Н.А. Казиначикова,А.В. Гавриков. - 3 изд.,испр. - Мн.:Новое знание,2003. - 240с. - Библиогр.:с.237.

8. Экономика предприятий торговли и общественного питания: Учеб. пособие для студ. вузов обучающихся по спец. 060800 "Экономика и управление на предприятии торговли и общественного питания" / Под ред. Т.И.Николаевой, Н.Р.Егоровой. - М.: Кнорус, 2006 . - 400с. - ISBN 5-85971-247-2.

9. Экономика предприятий торговли и общественного питания: Учеб.пособие для студ.вузов. - 3-е изд.,стер. / Под ред.Т.И.Николаевой,Н.Р.Егоровой. - М.: Кнорус, 2009. - 400с. - ISBN 978-5-390-002.

10. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учеб.для студ.вузов. - 2-е изд.,перераб.и доп. / Под общ.ред.А.Н.Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 292с. - (Высшее образование). - ISBN 5-16-001216-8.

11. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учеб.для студ.вузов. - 2-е изд.,перераб.и доп. / Под общ.ред.А.Н.Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 304с. - (Высшее образование). - ISBN 5-16-001216-8.

12. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учеб.для студ.вузов / Под общ.ред.А.Н.Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2001 - 304с. - (Высшее образование).

13. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учеб.для студ.вузов / Под общ.ред.А.Н.Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2000 - 304с. - (Высшее образование).

14. Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: Учеб. / А.М. Фридман. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2008 . - 628с. - ISBN 978-5-91131-7.

 

2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

Периодические издания:

1. «Товароведение продовольственных товаров» «Мерчендайзер»

2. «Торговое оборудование»

3. «Тара и упаковка»

4. «Спрос»

5. «Маркетинг»

6. «Бренд-менеджмент»

7. «Retail»

8. «Новости торговли»

9. «Top manager»

10. «Современное торговое оборудование»

11. «Современная торговля»

12. «Гастрономъ»

13. «Маркетолог»

14. «Маркетинг в России и за рубежом»

15. «Менеджмент в России и за рубежом»

16. «Маркетинг и менеджмент»

17. «Маркетинговые коммуникации»

18. «Спрос»

19. «Управление продажами»

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.