Здавалка
Главная | Обратная связь

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ



по дисциплине «Организация производства

на предприятиях отрасли»

для выполнения курсового проекта студентами

специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»

Составитель Е.В. Доржиева

Улан-Удэ

Издательство ВСГТУ

Методические указания являются основой для выполнения курсового проекта по дисциплине «Организация производства на предприятиях отрасли», предназначенной для студентов всех форм обучения специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)».


Содержание

 

Общие указания
1 Цель и назначение курсовой работы
2 Этапы подготовки курсовой работы
3 Требования к оформлению курсовой работы
4 Тематика курсовых проектов
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
   
   
   
   
   
   
   

 

 


Общие указания

В современных условиях каждый квалифицированный специалист для успешного осуществления своей профессиональной деятельности должен обладать не только развитым мышлением, но и аналитическим подходом, позволяющим ему эффективно исполнять свои функциональные обязанности в любой (в том числе и нестандартной) ситуации. Выполнение курсовых работ и проектов позволяет студенту приобрести навыки самостоятельной работы, развить мышление, творческие способности, сформировать умение анализировать и оценивать исследуемый научный и практический материал.

При написании курсового проекта по дисциплине «Организация производства на предприятиях пищевой промышленности» у студентов формируется система теоретических знаний и практических навыков в области рациональной организации производства, которая в дальнейшей профессиональной деятельности понадобится им для решения вопросов, связанных с повышением эффективности работы предприятия.

 

1 Цель и назначение курсового проекта

 

Дисциплина «Организация производства на предприятиях отрасли» относится к циклу специальных дисциплин специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» и занимает важное место в единой системе теоретической и практической подготовки специалистов данного направления.

Курсовой проект по организации производства на предприятии является завершающим этапом изучения данной дисциплины, позволяющим студенту в рамках избранной темы продемонстрировать общее владение приемами и методами, полученными в ходе освоения курса на лекциях и семинарских занятиях, более углубленно рассмотреть сущность и виды организационных систем, принципы рациональной организации их деятельности, а также прибрести практические навыки анализа и оценки уровня организации производства на предприятии и поиска и использования внутрихозяйственных резервов.

Цель курсового проекта - демонстрация студентом способности осуществлять расчеты и анализировать уровень организации производства, самостоятельно организовывать рациональное и эффективное производство на предприятии.

Задачи:

1 Грамотно подобрать и проанализировать теоретический материал по данному вопросу, в том числе с применением Internet-технологий;

2 Закрепить умение работать со специальной литературой через правильное использование научного аппарата в курсовом проекте;

3 Обработать и наглядно представить фактический материал на уровне конкретного предприятия;

4 Дать общую оценку уровня организации производства на предприятии;

5 Разработать мероприятия по повышению данного уровня и рассчитать экономический эффект от их внедрения;

6 Приобрести навыки решения практических ситуаций и задач.

При написании курсовой работы необходимо исследовать теоретические аспекты организации производства, используя при этом учебную литературу и статьи в периодических изданиях. Огромная роль в работе отводится практической (аналитической) части, которая основывается на использовании отчетности и оперативных данных предприятий, осуществляющих любые виды экономической деятельности.

Подбор и обработка материала позволяют студентам развить навыки самостоятельной научной работы, а реализация творческого подхода к решению поставленных в исследовании задач поможет в дальнейшем при выполнении дипломного проекта.

 

2 Этапы подготовки курсовой работы

Курсовой проект подготавливается студентом самостоятельно под руководством преподавателя кафедры «Экономика, организация, управление предприятиями перерабатывающей промышленности и сферы услуг».

Рекомендуется следующий порядок подготовки курсового проекта:

1 Ознакомление с Методическими указаниями по выполнению курсовых проектов;

2 Выбор темы из списка, предложенного кафедрой, и согласование ее с научным руководителем (примерная тематика представлена в п.4);

3 Составление рабочего плана и графика выполнения работы;

4 Подбор и изучение литературы по избранной теме;

5 Сбор статистической информации для практической части исследования;

6 Систематизация данных, составление аналитических таблиц, аналитическая обработка показателей и их интерпретация;

7 Написание разделов работы, формулирование выводов, заключений и обобщений по ее результатам;

8 Техническое оформление курсового проекта в соответствии с установленными требованиями (п.3);

9 Представление работы научному руководителю;

10 Получение отзыва научного руководителя и устранение отмеченных им недостатков;

11 Получение допуска к защите курсового проекта и его защита.

Срок, установленный для проверки курсового проекта преподавателем, составляет 5 дней.

Защищенная курсовая работа служит основанием для допуска студента к экзамену по дисциплине «Организация производства на предприятиях пищевой промышленности». Студенты, которые вовремя не представили курсовой проект или выполнили его с нарушением необходимых требований, к экзамену не допускаются.

Выбор темы курсового проекта осуществляется студентом самостоятельно по согласованию с научным руководителем. При выборе темы следует ориентироваться на перечень тем, предложенный в п.4.

Возможны ситуации, когда студент выбирает тему, не ограничиваясь предложенным списком, а проявляя инициативу и избирая тему исследования самостоятельно, исходя из собственных интересов. В этом случае тема должна быть согласована с научным руководителем на предмет соответствия основным задачам и целям дисциплины. Во всех случаях тема курсового проекта должна быть актуальной и соответствовать основному профилю специализации студента.

В процессе разработки тема может быть уточнена или изменена по согласованию с ведущим преподавателем.

Разработка плана курсового проекта выполняется студентом после изучения всех доступных источников: учебной, научной литературы, монографий, авторефератов диссертаций, материалов периодических изданий, статистических данных и т.д.

Курсовой проект должен состоять из трех разделов (глав), введения и заключения. Внутри каждого раздела должно быть несколько параграфов (от 2 до 4). Все разделы и параграфы должны быть логически связаны между собой.

Структурные элементы курсового проекта:

· титульный лист;

· содержание;

· введение;

· основная часть;

· заключение;

· список использованных источников;

· приложения.

 

Пример плана курсового проекта по теме:

 

Совершенствование организации товароснабжения розничного торгового предприятия ООО «Лидия»

Введение

Глава 1 Теоретические основы организации товароснабжения предприятий розничной торговли

1.1 Роль и значение рациональной системы товароснабжения в обеспечении населения товарами народного потребления

1.2 Применение теории управления запасами в организации товароснабжения

1.3 Критерии оценки и показатели эффективности товароснабжения

Глава 2 Анализ организации товароснабжения в ООО «Лидия»

2.1 Краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

2.2 Оценка ритмичности поставки товаров

2.3 Характеристика основных поставщиков и анализ выполнения ими договорных обязательств по поставкам товаров

3 Направления совершенствования организации товароснабжения ООО «Лидия»

3.1 Определение оптимального партнера на основе составления рейтинга поставщиков

3.2 Мероприятия по совершенствованию организации доставки товаров в магазин

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

 

Пути повышения конкурентоспособности ООО «Легенда Байкала»

Введение

Глава 1 Методические аспекты исследования конкурентоспособности предприятия

1.1 Состояние и тенденции развития туристического бизнеса в Республике Бурятия

1.2 Факторы конкурентоспособности гостиничного предприятия

1.3 Методы оценки конкурентоспособности гостиничного бизнеса

Глава 2 Анализ конкурентоспособности ООО «Легенда Байкала»

2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

2.2 Анализ конкурентной среды

2.3 Оценка конкурентоспособности гостиничного предприятия

Глава 3 Мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Легенда Байкала»

3.1 Общие подходы к разработке мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия

3.2 Описание новой услуги – туристического маршрута

3.3 Экономическое обоснование предложенных мероприятий

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

 

Во введении (1,5-2 стр) должна быть отражена актуальность выбранной темы, поставлена цель исследования и определены задачи, необходимые для ее достижения; указываются предмет и объект исследования, дается характеристика научных методов, используемых в работе и приводится структура курсового проекта с указанием количества страниц, таблиц, рисунков и числа используемых источников. Введение пишется после окончания работы над основной частью.

Необходимо помнить, что объект и предмет как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Предмет - это то, что находится в границах объекта. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Например, если объектом исследования является организация складского хозяйства предприятия торговли, то предмет исследования – пути совершенствования организации технологических процессов на складе ООО «Лидия».

Основная часть курсового проекта, представленная тремя главами, – это своеобразное «ядро» работы. Именно в основной части работы всесторонне и глубоко анализируются все подлежащие изучению проблемы, последовательно и с исчерпывающей полнотой раскрывается заявленная тема. Главы курсового проекта целесообразно разделить на параграфы, четко обозначив тем самым вопросы, исследуемые в рамках каждой главы. В первой (теоретической) и второй (аналитической) главе должно быть 3-4 параграфа, в третьей (проектной) – 2-3 параграфа; объем каждого параграфа составляет от 3 до 5 страниц.

Первая глава (9-15 стр.) должна быть посвящена освещению теоретических аспектов изучаемого вопроса. В первом параграфе рассматриваются состояние и современные тенденции развития той сферы деятельности, к которой относится объект исследования (выбранное для анализа конкретное предприятие). Необходимо представить обработанный статистический материал, показывающий динамику развития отрасли на современном этапе, при этом обязательно использование статистических данных и экономических показателей по Республике Бурятия и Российской Федерации за последние три года. Во втором и третьем параграфах рассматривается сущность исследуемого вопроса, приводятся факторы, оказывающие влияние на уровень организации производства, и методики расчета соответствующих показателей.

В главе должны присутствовать материалы периодической печати, в том числе с веб-сайтов сети Internet. Изложение вопросов должно свидетельствовать об умении автора использовать знания, полученные по другим учебным дисциплинам, и устанавливать связь между явлениями и процессами. Каждый параграф (и каждая глава) должны заканчиваться выводами и обобщениями, сделанными автором.

Вторая глава (9-15 стр.) является аналитической. В ней необходимо прежде всего охарактеризовать объект исследования (название предприятия, его организационно-правовая форма, краткая историческая справка), рассмотрев динамику основных экономических показателей деятельности предприятия за три последних года. Результаты анализа сводятся в таблицу (см. Приложение Б и В), затем приводится подробное объяснение, за счет каких факторов положение предприятия изменилось в худшую или лучшую сторону.

В краткой характеристике предприятия торговли следует указать:

1 Вид и тип предприятия;

2 Функциональная значимость;

3 Мощность (размер торговой площади);

4 Преобладающий метод продажи (в %);

5 Автоматизация и учет товародвижения и товарных запасов;

6 Уровень цен;

7 Объемно-планировочные особенности здания;

8 Основной контингент покупателей;

9 Характеристика планировки торгового зала;

10 Размещение и выкладка товарных категорий;

11 Реальный ассортимент товаров, в т.ч.

– по характеру удовлетворения;

– по широте охвата;

– по степени удовлетворения.

В краткой характеристике туристской фирмы необходимо рассмотреть:

1 Общая информация о деятельности предприятия (компании, фирмы): вид экономической деятельности, место предприятия в отрасли, дата основания, история предприятия, организационно-правовая форма, форма собственности;

2 Особенности организационной структуры и кадрового состава турфирмы;

3 Основные направления деятельности предприятия (компании, фирмы);

4 Характеристика основных видов туристской деятельности и туристских про­дуктов;

5 Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия (компании, фирмы);

6 Основные сведения об организации договорных отношений турфирмы (клиенты и партнёры предприятия).

В краткой характеристике предприятия гостиничного хозяйства следует указать:

1 Основные характеристики гостиницы (отеля);

2 Информация о структуре и численности персонала;

3 Специализация, основные виды деятельности и организация управления;

4 Структура номерного фонда гостиницы (отеля) и данные о его среднегодо­вой загрузке;

5 Характеристика основных и вспомогательных служб гостиницы (отеля).

Кроме того, во второй главе должно присутствовать конкретное изложение того или иного аспекта функционирования анализируемой категории, сущность которой рассматривалась в первой главе.

При изложении вопросов должна соблюдаться последовательность и системный подход. Необходимо построить диаграммы, графики или другие наглядные материалы, иллюстрирующие произведенные расчеты. Студент должен продемонстрировать умение анализировать показатели, характеризующие производственную деятельность предприятия, выявлять проблемы и находить пути их решения.

Третья глава (6-10 стр.) должна быть посвящена направлениям совершенствования производственной деятельности предприятия. Автор обобщает проведенную в предыдущих главах работу и на основе использования передового опыта, теоретического материала монографий и периодической литературы предлагает возможные пути устранения выявленных недостатков. При этом необходимо рассчитать экономический эффект от внедрения конкретных мероприятий и оценить перспективы развития предприятия после внедрения.

Заключение (2-3 стр.) представляет совокупность выводов автора по каждому параграфу и каждой главе курсовой работы.

Список использованных источников должен включать как законодательный, инструктивный материал, так и последнюю монографическую и периодическую литературу, материалы справочников, словарей и энциклопедий по исследуемой теме (не менее 25 наименований).

В приложение выносятся большие таблицы, диаграммы, графики, схемы, имеющие вспомогательное значение, а также материалы, содержащие методики и расчеты, полученные с помощью вычислительной техники (алгоритмы и программы расчетов и решения конкретных задач и т.д).

На протяжении всей курсовой обязательно ссылаться на фамилии авторов источников, с которыми работает студент, а также делать сноски на используемый статистический материал. Обязательно при изложении материала из литературного или законодательного источника указывать все выходные данные на этот источник.

Общий объем курсовой работы должен быть не менее 32 страниц машинописного текста.

Защита курсового проекта включает в себя общую беседу по содержанию работы, дискуссию по проблемам, затрагиваемым в работе, а также ответ на вопросы, предлагаемые преподавателем, с целью дополнить и закрепить полученные в результате исследования темы знания.

 

Оценка курсового проекта производится преподавателем. По результатам защиты работа может быть оценена как отличная, хорошая или удовлетворительная.

Параметры оценки:

· полнота раскрытия темы исследования;

· грамотное использование, обобщение теоретического материала. Работа, полностью или частично копирующая письменные работы других студентов, ограничивающаяся в теоретической части использованием одного источника или написанная без применения материалов периодической печати, расценивается как неудовлетворительная. Информация, почерпнутая из источников, должна быть переработана, осмыслена в соответствии с избранным студентом направлением исследовательской работы и изложена таким образом, чтобы проиллюстрировать собственный взгляд автора на рассматриваемый вопрос;

· использование для анализа данных за 3 последних года;

· наличие пояснений к расчетам, всестороннее и исчерпывающее объяснение причин изменения того или иного показателя, связность и логичность аргументов;

· грамотный язык и правильное оформление работы в соответствии с предъявляемыми требованиями;

· наличие выводов и рекомендаций.

 


3 Требования к оформлению курсовой работы

Требования к тексту курсовой работы: текст пишется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм); допускается оформление иллюстраций и таблиц на листах формата А3 (297х420 мм);

- межстрочный интервал - 1,5;

- шрифт - Times New Roman;

- размер шрифта - 14;

- названия глав и параграфов полужирным шрифтом не выделяются;

- выравнивание текста - по ширине;

- абзацы в тексте начинают отступом, равным 15 мм;

- поля: верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, левое – 20 мм, правое – 10 мм.

Опечатки допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью рукописным способом. На одном листе текстового документа допускается не более пяти исправлений.

Каждая глава начинается с новой страницы. Параграф продолжается на текущей.

Номер параграфа состоит из номеров главы и параграфа, разделенных точкой. В конце номера параграфа точка не ставится, например: 2.1 (первый параграф второй главы).

Заголовки глав и параграфов следует печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Перенос слов в заголовках не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Расстояние между заголовком и текстом - 2 интервала, расстояние между заголовками главы и параграфа – 1,5 интервала.

Нумерация страниц курсового проекта, включая приложения, должна быть сквозной, начиная с титульного листа. На титульном листе номер страницы не ставится.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис. При необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений перед каждой позицией перечисления ставят строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа. Например:

а) ……….

б) ……….

1)………

2) ………

в) ……….

Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа.

 

Оформление формул

Формулы в тексте приводят после первого упоминания о ней. Пояснение символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснение каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия в конце.

Пример. Коэффициент установочной площади торгового зала КУ определяется по формуле

 

 

 
 

(1)

где Sуст - площадь торгового зала, занятая под установку оборудования, м2;

SТ - площадь торгового зала, м2.

 

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, отделяют запятой. Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «х».

Формулы за исключением тех, что помещены в приложении, должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например: в формуле (1).

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например: формула (В1).

Допускается нумерация формул в пределах каждого раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например: (4.2).

Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках.

Все заимствованные таблицы, рисунки, схемы, графики и т.п. обязательно должны быть снабжены ссылкой на источник информации. При этом внизу таблицы или рисунка указывается: «Составлено по [18, с. 142]», «Рассчитано по [18, с. 142]».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.