Здавалка
Главная | Обратная связь

Психология внимания



внимание — это направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте или виде деятельности, имеющее для личности особую значимость в момент деятельности. Внимание приводит к устойчивому повышенному уровню сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности, обеспечивающей продуктивность психической деятельности.

Устойчивость внимания — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на определенной психической деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания до достижения результатов деятельности.

Сосредоточенность внимания — способность концентрировать на одних объектах при игнорировании иных, не относящихся к данной деятельности и отвлекающих от неё. Благодаря этому отражение объектов становится более ясным и отчетливым.

Переключаемость внимания — способность перевода сосредоточенности с одного объекта на другой без существенной потери свойства концентрации. О свойстве переключаемости можно судить как по оценке произвольного, так и непроизвольного внимания

Распределение внимания — способность рассредоточить внимание на значительном числе предметов, параллельно с одинаковой сосредоточенностью выполнять несколько видов деятельности.

Объём внимания — количество информации, которое одновременно способно сохраняться в сфере внимания.

УРОВНИ БОДРСТВОВАНИЯ МОЗГА И ВНИМАНИЕ

ЭЭГ-характеристики Уровни бодрствования мозга Показатели внимания  
Неупорядоченная высокоамплитудная активность Чрезмерное бодрствование Отвлекаемое внимание  
Бета-ритм, 13–18 Гц Активное, настороженное бодрствование Активное внимание  
Альфа-ритм, 8–12 Гц Спокойное бодрствование (сенсорный покой) Расслабленное, диффузное внимание
Тета-ритм, 4–8 Гц Дремотное состояние Возможны лишь отдельные очаги внимания
Дельта-ритм, 0,5–4 Гц Глубокий сон Внимание отсутствует
         

2.2. ПАТОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ

Патология внимания встречается практически во всех психопатологических синдромах. Наиболее выражена она в структуре эмоционально-гиперэстетических, невротических, аффективных синдромов, нарушениях сознания, состояниях слабоумия.

Рассеянность внимания— нарушение способности длительно сохранять его направленность. При этом страдает сосредоточение. Внимание становится неустойчивым, преобладает непроизвольное внимание.

Истощаемость внимания —прогрессирующее ослабление его интенсивности в процессе работы при изначально достаточно высокой способности к сосредоточению. Резко падает продуктивность в работе.

Сужение объема внимания— патологическое сосредоточение, обусловленное слабостью его распределения. Объем внимания ограничен объектами, имеющими ситуационную или индивидуально-личностную значимость.

Инертность внимания — затруднения переключения с одного объекта на другой, возникает утрированно выраженная концентрация внимания на каком-либо объекте, уже потерявшем ситуативную значимость, и затруднение произвольного или непроизвольного переключения его на другой вид деятельности.

Отвлекаемость внимания —патологическая его подвижность, проявляющаяся частым, ни ситуационно, ни мотивационно не обоснованным изменением направленности, сосредоточения и интенсивности внимания. При этом наблюдается постоянная смена объектов и видов деятельности, в силу чего резко снижается ее продуктивность.

Патология внимания встречается практически при всех психопатологических синдромах. Наиболее выражена в рамках эмоционально-гиперэсте­тических, невротических, аффективных синдромов, нарушения сознания и слабоумия.

В детской клинической практике согласно МКБ-10 выделяется синдром нарушения активности внимания (F90.0), клинические критерии которого заключаются в следующем.

Дети: а) не в состоянии выполнять школьное или иное задание без ошибок, вызванных невнимательностью к деталям; б) нередко не в состоянии довести до конца выполняемую работу или игру; в) часто не слушают, что им говорят; г) обычно не могут следовать разъяснениям, необходимым для выполнения школьных или иных заданий; д) часто не в состоянии правильно организовать свою работу; е) избегают нелюбимую работу, требующую настойчивости и усидчивости; ж) часто теряют предметы, важные для выполнения каких-то заданий; з) обычно отвлекаемы внешними стимулами; и) часто забывчивы в повседневной деятельности.

Нарушения внимания часто сочетается с нарушениями активности и моторики, оформляя структуру гиперкинетического расстройства.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.