Здавалка
Главная | Обратная связь

СЕМИОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ



РАССТРОЙСТВ

Психология эмоций

Эмоции (лат. emoveo, emotum — возбуждать, волновать) — это переживания человеком своего отношения к объективной реальности или к самому себе, обусловленное удовлетворением или неудовлетворением каких-либо потребностей, сопровождающиеся субъективно окрашенным чувством. Эмоциональные состояния имеют объективные, (соматовегетативные) и субъективные (психологические) проявления.

Биологический, психофизиологический и социальный смысл эмоций заключается в их организующем влиянии на человека и в адекватной адаптации к условиям жизни. В вегетативных реакциях при различных эмоциональных состояниях может преобладать тонус то симпатического, то парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Эмоции, как правило, сопровождаются выразительными движениями, адекватными переживаемой эмоции.

Анатомо-физиологической основой эмоций служат подкорково-стволовые (лимбико-диэнцефальные) и корковые структуры участвующие в регуляции функций.

классификация ЭМОЦИЙ

Свойства эмоций Характеристика эмоций
По виду Волнение, радость, удивление, горе, страдание, гнев, презрение, страх, стыд, вина
По чувственному тону Положительные (приятные), отрицательные (неприятные)

 

Свойства эмоций Характеристика эмоций
По влиянию на деятельность Стенические (мобилизующие), астенические (дезорганизующие, угнетающие)
По качеству Положительные, отрицательные, неопределенные
По содержанию Низшие (протопатические), высшие (эпикритические)
По механизму возникновения Экстерорецептивные, интерорецептивные
По длительности Временная протяженность переживаний, скорость возникновения и исчезновения
По интенсивности Степень выраженности глубины переживания (от слабой до сильной)

Эмоциональные проявления и их признаки

эмоциональное состояние — определенный психо-эмоцио­нальный тонус, сохраняющийся на протяжении длительного времени и связанный с общим сомато-психическим тонусом субъекта. К эмоциональным состояниям относится настроение. Изменение эмоционального состояния может выступать как ведущая психопатологическая симптоматика при болезни.

Эмоциональные отношения — эмоциональная избирательность, связь эмоций с определенными событиями, людьми, предметами и свидетельствует об активной позиции человека в их оценке. Чувство — одно из проявлений эмоциональных отношений, имеющее четко выраженный предметный характер, отражающее конкретную содержательную субъективную оценку человеком определенного субъекта или объекта. В зависимости от направленности чувства делятся на моральные (переживание человеком его отношения к другим людям), интеллектуальные (связанные с познавательной деятельностью), эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, природы), практические (связанные с общей деятельностью человека). Резкое изменение эмоциональных отношений может явиться источником болезненных состояний.

Эмоциональные реакции — эмоциональные ответы на биологически или социально значимые раздражители, они отличаются кратковременностью и большой интенсивностью. По окончании эмоционального реагирования человек снова возвращается к постоянному для него эмоциональному состоянию.

Чувственный тон — общий относительно постоянный эмоциональный фон, на котором протекают психические процессы. Он отражает степень и качество отношения человека к объекту. Показателем субъективных эмоциональных отношений, обеспечивающих восприятие окружающей действительности, служит эмпатия. Эмпатия — эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого. Первичные эмпатические реакции наблюдаются уже у новорожденных. В процессе психического развития они усложняются и становятся переживаниями отношения ребенка к внутреннему миру других людей (вчувствование). Объектом эмоциональных реакций ребенка могут стать игрушки и животные.

Настроение — длительное, устойчивое эмоциональное состояние, носящее относительно нейтральный характер, но имеющее некоторый оттенок, выражающий наличие комфорта или дискомфорта в организме и окружающей среде. В норме настроение может колебаться в сторону его повышения или понижения адекватно соответствующей обстановке, физическому или психическому состоянию человека.

Страсть — длительное выраженное напряженное эмоциональное отношение с направленностью на определенный объект или вид деятельности.

Аффект (лат. affectus — состояние, переживание) — кратковременное сильное душевное волнение (большой силы эмоциональная реакция), протекающее с возбуждением, сопровождаемым пантомимическими и вегетативными проявлениями. При формально ясном сознании может быть нарушен контроль над своим поведением. Выделяют аффекты:

· физиологический, не сопровождающийся помрачением сознания,

· астенический — быстро истощающийся, сопровождающийся угнетенным настроением,

· стенический — с повышенным самочувствием и психической активностью,

· неадекватный — несоответствующий или противоречащий содержанию переживания или ситуации.

Патологический аффект — кратковременное психическое расстройство в ответ на травмирующее переживание, приводящее к истощению психических процессов, неадекватное по силе и качеству раздражителю, сопровождающееся бурными двигательными и вазовегетативными проявлениями, резким сужением, а затем помрачением сознания, характеризуется частичной или полной амнезией. Патологический аффект проявляется у возбудимых психопатических личностей при органических расстройствах, эпилепсии, при алкоголизме и наркомании.

Стресс (англ. stress — напряжение) — неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, характеризующееся выраженным эмоциональным переживанием (аффектом). Стресс может носить позитивный, мобилизующий характер и негативный (дистресс). В МКБ-10 в разделе F4 «Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства», рубрика F43 посвящена стрессовым расстройствам.

Эмоциональное развитие (эмоциональный онтогенез) в детском и подростковом возрасте находит свое выражение в усложнении объектов, вызывающих эмоциональный отклик в развитии внешнего выражения эмоционального тона ощущений. Эмоциональный опыт в онтогенезе изменяется и обогащается в результате возникающего общения с другими людьми в процессе расширяющегося диапазона восприятий, навыков, знаний, опыта.

Этапы формировния ЭМОЦИй

Возраст Характеристика эмоционального развития
Ранний возраст, до 3–4 лет Эмоции определены воздействием экстра- и интрарецепторов, обусловлены биологическими потребностями, выражаются соматовегетативным компонентом, направлены на самосохранение с появлением нестойких образных представлений о действительности и переживанием удовлетворения, либо неудовлетворения, приятного — неприятного и т.д.
Дошкольный и младший школьный возраст, 3–4…10–12 лет Биологические потребности сохраняются, постепенно под влиянием внешней среды начинают формироваться высшие эмоции, уменьшается возбудимость эмоций и возрастает устойчивость чувств. Так, под влиянием оценки окружающими поведения дошкольника (хорошо или плохо) возникают нравственные чувства. К 10–12 годам эмоции приобретают самостоятельное психическое выражение в чувствах.
Младший подростковый возраст, 10–12…15–16 лет Продолжается совершенствование эпикритических (высших) эмоций, чувства становятся более дифференцированными, в эмоциональных реакциях начинает преобладать критическая оценка и коррекция биологических потребностей и влечений.

 

Возраст Характеристика эмоционального развития
Старший Подростковый и юношеский возраст, 15–16…20–22 года К концу возрастного этапа заканчивается формирование основных высших человеческих эмоций (морально-нравственные, этические, эстетические), расширяется и изменяется круг предметов и явлений, вызывающих чувства. К этому периоду они полностью корригируются интеллектуальной деятельностью, становятся возможным подавление внешних проявлений эмоциональных реакций.

Эмоциональные расстройства у детей и подростков занимают ведущее положение в проявлениях большинства психических заболеваний.

Возрастная незрелость эмоционального

реагирования

· Элементарность эмоций.

· Преобладание положительных эмоций.

· Повышение эмоциональной лабильности.

· Рудиментарность и атипичность аффективных расстройств.

· Замена эмоций возрастными эквивалентами эмоциональных проявлений (соматовегетативными, поведенческими).

ПАТОЛОГИЯ эмоций

рАССТРОЙСТВА РЕАГИРОВАНИЯ — острые, кратковременные, эмоциональные реакции в ответ на различные ситуации, неадекватные причине по силе и степени выраженности, длительности и значимости.

Эксплозивность — повышенная эмоциональная возбудимость и импульсивность в сочетании с инертностью и тугоподвижностью, доминирует злобно-тоскливое настроение. Эмоциональные реакции внезапно начинаются и быстро заканчиваются. Такие реакции свойственны эпилепсии и органическим заболеваниям головного мозга.

Эмоциональное застревание — аффективная реакция продолжается длительное время, оказывает влияние на мысли и поведение, пережитая обида «застревает» надолго у злопамятного человека. Характерно для эпилепсии.

Чувство потери чувств (anaesthesia psychica dolorosa) — мучительное чувство бесчувствия, утрата способности реагировать на происходящие события, «скорбное бесчувствие», наблюдается при депрессии и психогениях.

Эмоциональная монотонность — эмоциональная холодность. У больного наблюдается ровное, холодное отношение ко всем событиям независимо от их эмоциональной значимости.

НАСТРОЕНИЕ — преобладающее эмоциональное состояние (тревожное, веселое, грустное и др.), оказывающее влияние на психическую деятельность.

расстройствА настроения — характеризуются тремя вариантами: симптомами с усилением, ослаблением и извращением эмоциональности.

Гипертимия — повышенное настроение, сопровождающееся усилением двигательной и волевой активности, легкостью в решении всех вопросов, переоценкой собственных возможностей.

Эйфория (греч. eu хорошо, совершенно + phero нести, переносить) неадекватно повышенное, беспечное, беззаботное настроение, переживание полного удовлетворения своим состоянием, недостаточная оценка происходящих событий. Характерна для маниакальных, маниакально-бредовых, парафренного синдромов, алкогольного, наркоманического и токсикоманического опьянения.

Экстаз (греч. ekstasis — исступление, восхищение) крайняя степень экзальтации, при которой на фоне восторженно-исступленного настроения резко доминирует одно предельно выраженное чувство, страсть. Реакции на внешние раздражители, речь, движения во время экстаза обычно отсутствуют, глаза больного широко открыты, взор устремлен вдаль, на лице застывает выражение восхищения. Входит в структуру синдрома особых состояний сознания, маниакального синдрома, онейроидного состояния сознания.

Мóрия (греч. moria — глупость) — немотивированная веселость с нелепым поведением, дурашливо-добродушным настроением, поступками, показным стремлением подшутить над окружающими. Мория наблюдается при некоторых интоксикационных психозах, при травматических повреждениях головного мозга и особенно характерна при церебральных опухолях с лобной локализацией

Все перечисленные симптомы свидетельствуют об усилении эмоционального состояния независимо от того, каковы эти эмоции — положительные или отрицательные.

Гипотимия — пониженное, подавленное, тоскливое настроение, переживание безысходности. Внимание фиксировано только на отрицательных событиях. Входит в структуру депрессивных невротических, онейроидных синдромов.

Апатия (греч. apatia — бесчувственность) — расстройство эмоционально-волевой сферы, проявляющееся безразличием к себе, окружающим лицам и событиям, отсутствием желаний, побуждений и полной бездеятельностью. Апатия характерна для эндогенных негативных и психоорганических синдромов.

Тоска — сопровождается характерным тягостным ощущением, стеснением за грудиной, сопровождается преобладанием грусти, подавленности и угнетением всех психических процессов. Входит в структуру депрессивных, невротических синдромов дисфории.

Тревога — переживание внутреннего беспокойства, ожидание неприятности, беды, катастрофы. Тревога может перерасти в панику (МКБ-10 F41.0 — паническое расстройство, периодическая пароксизмальная тревога).

Страх (фобия)— реакция, содержанием которой является опасение о благополучии и жизни своей и своих близких, отличается интенсивностью, непреодолимостью, несмотря на бессмысленность и усилия с ним справиться. Характерен для фобического и острых бредовых синдромов, помрачения сознания, ночных и дневных страхов у детей.

Такие аффективные состояния как страх и тревога часто наблюдаются как в норме, так и в структуре многих психических заболеваний.

Предложены обобщенные классификации страха и тревоги.

Виды страха

Спектры страха Характеристика страха
По форме и оттенкам проявления · астенический (оцепенение, слабость, нецелесообразность поступков), · стенический (паника, бегство, агрессия), · адекватный и неадекватный (соответствующий и несоответствующий степени опасности).
По степени выраженности · испуг (внезапный и кратковременный страх, при ситуации, угрожающей жизни или благополучию человека), · боязнь (постепенно возникающее чувство страха, при длительном времени опасности, на которую может быть оказано определенное воздействие), · ужас (наивысшая степень страха с характерным угнетением рассудочной деятельности — «безумный страх»).
По форме проявления · витальный (переживание исходит непосредственно из эмоциогенных систем головного мозга), · реальный (опасность исходит из окружающего мира), · моральный страх, или страх совести (возникает в результате рассогласования первичных психических тенденций и более дифференцированных стремлений).
По виду · осознаваемый генерализованный, · осознаваемый локализованный, · неосознаваемый генерализованный, · скрытый локализованный.

 

 

Спектры страха Характеристика страха
По этапам развития · нерешительность, · неуверенность, · смущение, · боязливость, · тревога, · страх, · ужас.

Страх и тревога обычно обнаруживаются в структуре обсессивно-фобического, ипохондрического, депрессивного, галлюцинаторно-параноидного, параноидного, делириозного и других синдромов.

Критерии патологических страхов:

· бескритичность;

· несоответствие интенсивности страха;

· затяжной характер течения;

· склонность к генерализации,

· нарушения общего состояния;

· нарушение поведения.

Синдром страха в дошкольном возрасте

Возраст Проявление синдрома
2–4 года Страх темноты; одиночества; сказочных персонажей; животных
5–7 лет Страх, связанный с нарушениями восприятия; страхи, обусловленные бредовыми переживаниями; фобии

При шизофрении страхи темноты вычурны, нередко сочетаются с повышенным интересом и влечением ко всему страшному, связанные с собственными фантазиями.

 

типы синдрома страхов

Типы страха Проявление синдрома
Навязчивые Конкретность содержания; связь с психогенией, переживание чуждости; активное стремление к преодолению страха.
Ночные невротические Приступы с двигательными возбуждениями, возможны иллюзии и галлюцинации
Сверхценные невротические Аффект страха связан с представлением, убежденность в обоснованности страхов, изменяется отношение к объектам и явлениям, вызвавшим испуг; нет попытки преодолеть страх.
Бредового содержания Переживания скрытой угрозы, возможен обман восприятия
Недифференцированные В виде приступов витального страха с двигательными беспокойствами и соматовегетативными нарушениями

Дисфория (греч. dysphoria — раздражение, досада) — угрюмое, ворчливо-раздражительное и злобное настроение с переживанием недовольства собой и окружающими. Часто сопровождается выраженными аффективными реакциями гневливости, ярости.

Амбивалентность (лат. ambi — с обеих сторон + valens —сильный, психическая двойственность) — одновременное возникновение прямо противоположных чувств по отношению к одному и тому же объекту и человеку. Свойственна кататоническим и эндогенным психозам.

Эмоциональная неадекватность — качественное несоответствие эмоциональной реакции вызвавшему её поводу.

Оба симптома входят в структуру кататонических синдромов и негативных личностных расстройств.

Эмоциональное огрубение — проявляется в утрате наиболее тонких дифференцированных эмоциональных реакций: исчезает деликатность, сопереживание, появляется расторможенность, назойливость, бесцеремонность. Такие состояния могут наблюдаться при алкоголизме, при атеросклеротических изменениях личности.

Эмоциональная, или аффективная, тупость — расстройство, характеризующееся слабостью эмоциональных реакций и контактов, оскудением чувств, эмоциональной холодностью, переходящее в полное равнодушие и безучастность. Такие больные равнодушны и холодны к близким людям, их не трогает болезнь или смерть родителей, иногда сохраняются грубоэгоистические интересы.

Синдромы эмоциональных расстройств

Эмоциональные психопатологические синдромы — это симптомокомплексы, в клинической картине которых главное место занимает стойкое расстройство настроения, проявляющееся либо его снижением (депрессия), либо повышением (мания). Каждый из этих синдромов характеризуется триадой.

Депрессивный синдром (лат. depressum — подавлять, угнетать) — характеризуется депрессивной триадой:

· гипотимией, подавленным, грустным, тоскливым настроением;

· замедлением мышления;

· двигательной заторможенностью.

Степень выраженности сниженного настроения различна: от легкой печали, тоскливости, депримированности до глубокой тоски и отчаяния.

Тоска в ряде случаев воспринимается не только как душевная боль, но и как тягостное физическое ощущение в области сердца, в груди «предсердечная тоска».

Замедление в ассоциативном процессе проявляется в обеднении мышления, их медленным течением, идеями самообвинения. Никакие приятные события не могут изменить направление этих мыслей. Ответы на вопросы у таких больных носят односложный характер, между вопросом и ответом часто длительные паузы.

Двигательная заторможенность проявляется в замедлении движений и речи, речь тихая, медленная, мимика скорбная, движения замедлены, однообразны, больные подолгу могут оставаться в одной позе. В ряде случаев двигательная заторможенность достигает полной обездвиженности (депрессивный ступор). Двигательная заторможенность может внезапно сменяться приступом возбуждения, взрывом тоски (меланхолический раптус — raptus melancholicus).

При депрессиях часто наблюдаются суточные колебания, они наиболее характерны для эндогенных депрессий. Для синдрома также характерны идеи самообвинения, греховности, виновности, которые могут приводить к мысли о самоубийстве.

Простые депрессии

Меланхолическая, или тоскливая, депрессия характеризуется пониженным, подавленным настроением, интеллектуальной и моторной заторможенностью, гнетущей безысходной тоской. Нередко она сопровождается тягостными физическими и соматовегетативными ощущениями (витальная тоска). Больные целые дни проводят в однообразной позе или лежат в постели; движения замедленны, выражение лица скорбное, стремление к деятельности отсутствует. Суицидальные мысли и тенденции свидетельствуют о крайней тяжести депрессии.

Классические варианты характерны для среднего возраста. В молодом возрасте инициальные периоды отличаются рефлексией, выраженными дисфорическими расстройствами, апатическими проявлениями.

Дисфорическая депрессия — характеризуется возникновением на фоне сниженного настроения превалированием атипичного злобно-тоскливого аффекта с угрюмостью, недовольством окружающими, раздражительностью, придирчивостью, вспыльчивостью. Временами появляются вспышки ярости и агрессии со стремлением к разрушению.

Дисфорическая депрессия больше характерна для детского и подросткового возраста и возникает при органических (травматических) поражениях мозга и эпилепсии. Такая депрессия сопровождается оппозиционным, вызывающим поведением, грубостью, драками, антидисциплинарными поступками, уходами из дома, что приводит к школьной дезадаптации. Многие подростки в таком состоянии отказываются от посещения школы и в связи с легкой подчиняемостью примыкают к группам асоциальных подростков. В отечественной детской психиатрии такие депрессии рассматриваются как психопатоподобные эквиваленты депрессивного синдрома, в МКБ-10 — как депрессивное расстройство поведения, требующее сочетание расстройств поведения в детстве (F91) с депрессивным расстройством (F30–39).

Апатическая депрессия — состояние, характеризующееся выраженным снижением и утратой заинтересованности в жизни. На первый план выступают невозможность или затруднение выполнения умственных или физических нагрузок в результате отсутствия желания и стремления к какому-либо виду деятельности, снижение уровня побуждений и всех видов психической активности. В апатической депрессии выделяют апатомеланхолические и апатоадинамические варианты.

· Апатомеланхолические депрессии выражаются пониженным настроением с чувством тоски, идеями самообвинения, суицидальными мыслями, но сами больные именно апатию оценивают как одно из самых тяжелых расстройств.

· Апатоадинамические депрессии характеризуются сочетанием апатии с адинамией. Собственно тоска для этих депрессий нетипична и крайне редко возникает тревога.

Апатическая депрессия характерна для основных симптомов шизофрении, органического поражения мозга и тяжелых астений. В детско-подростковом возрасте почти не встречается.

Тревожная депрессия — характеризуется тягостным, мучительным ожиданием неизбежного конкретного несчастья с ощущением внутренней напряженности, беспокойства, бессодержательной тревоги, сопровождается однообразным речевым и двигательным возбуждением. Синдром обычно сочетается с идеями самоуничижения и аффектом отчаяния. Тревожные депрессии могут быть как ажитированными, так и заторможенными.

· При тревожно-ажитированных депрессиях — преобладает двигательное возбуждение в виде ажитации с ускоренной речью, вплоть до двигательной бури с бесцельными стереотипными движениями или нигилистическим бредом (синдром Котара).

Синдром Котара — нигилистический бред с убеждением, что больной давно умер, «всё внутри сгнило» или, наоборот, что «мучения вечны, и он никогда не умрет и не избавится от них».

Собственно аффективные расстройства могут выступать в сочетании с иллюзиями, рудиментарными зрительными, вербальными и экстракампинными галлюцинациями, фобиями, дереализационно-деперсонализационными расстройствами и ритуалами.

· При заторможенных депрессиях психопатологическую картину в значительной степени определяет тревога. В депрессивной триаде выражена двигательная заторможенность, темп мышления не меняется и идеаторное торможение проявляется тревожно-тоскливым содержанием мышления, наблюдаются идеи самообвинения и неполноценности, суицидальные мысли. Депрессивный бред в детском возрасте является рудиментарным и неустойчивым. К подростковому возрасту он может приобретать более развернутый и определенный характер.

Анестетическая депрессия — утрата эмоциональных реакций на всё окружающее вплоть до состояния «эмоционального бесчувствия» (anaesthesia psychica dolorosa). Такая депрессия характеризуется утратой чувств, в том числе любви к близким, радости, печали, ужаса, исчезновением эмпатии.

В детской клинике эта депрессия возникает только с подросткового возраста, протекает с малой выраженностью. Возникает в рамках приступообразно-прогредиентной шизофрении, когда в одном приступе к анестетическим расстройством могут присоединиться другие деперсонализационные и дереализационные расстройства.

Адинамическая депрессия — на первый план выступают слабость побуждений, вялость, бессилие, невозможность или затруднение в выполнении физической или умственной работы при сохранении побуждений, слабость эмоционального отклика. Выделяют идеаторный, моторный и сочетанный варианты этих депрессий.

· В идеаторном варианте проявления адинамии преобладают над собственно депрессией. В депрессивной триаде идеаторное торможение доминирует над моторным.

· Моторный вариант адинамических депрессий характеризуется преобладанием чувства разбитости, вялости, мышечной расслабленности и бессилия, моторная заторможенность доминирует над идеаторной.

· Сочетанному варианту депрессии свойственны явления как идеаторной, так и моторной адинамии.

Адинамическая депрессия у детей и подростков сопровождается медлительностью и бездеятельностью, снижением продуктивности в учебе, иногда с отказом от посещения школы, который связан с утратой заинтересованности в учебе и контакта со сверстниками. В единичных случаях в вечерние часы возникают эпизоды с тревожно-боязливым аффектом или истероформными состояниями. На этом фоне нередко отмечается девиантное или делинквентное поведение. Адинамическая депрессия наблюдается у детей всех возрастов при шизофрении, реже при циклотимии.

Сложные депрессии отличаются значительным полиморфизмом, глубиной и изменчивостью позитивных расстройств.

Сенестоипохондрические депрессии — характеризуются сверхценной или бредовой убежденностью больного в наличии у него опасного для жизни соматического заболевания, что сопровождается сниженным настроением различного оттенка — тревожным, боязливым, подавленным. Ипохондрические расстройства почти всегда основаны на сенестопатиях, сенестоалгиях, вегетосоматических или деперсонализационных нарушениях, становятся ведущими. Больные сосредоточены на чувстве соматического неблагополучия и высказывают тревожные опасения в отношении своего здоровья.

Эта депрессия характерна для пубертатного возраста, роль в её возникновении играют в основном психогенные факторы. Сенестоипохондрические депрессии являются затяжными, возникают в рамках шизофрении, преимущественно приступообразного характера, и выявляются в период манифестного состояния или после нескольких тревожных или тревожно-боязливых приступов.

В структуре депрессивных состояний с бредом и галлюцинациями большое место занимают кататонические расстройства — от отдельных проявлений в виде повышения тонуса мускулатуры, негативизма до выраженных картин субступора и ступора. Психотические симптомы могут соответствовать или не соответствовать содержанию аффекта. Полиморфность синдрома складывается из депрессивных расстройств, чаще всего с бредом персекуторного оттенка, и ступорозных проявлений. Это, как правило, сложные варианты депрессивных синдромов, для которых характерно сочетание депрессии с бредом или иными синдромами.


Сложные варианты депрессивных

синдромов с бредом

Вид депрессии Характеристика депрессии
Депрессия с бредом самообвинения При депрессивных состояниях, как правило, развиваются бредовые идеи самообвинения, греховности
Депрессия с бредом обвинения и осуждения Больные считают, что их обвиняют в неблаговидном поступке или преступлении, которое они не совершали, но выражают готовность понести любую кару
Депрессия с бредом ущерба и обыденных отношений Больные убеждены, что их имущество разворовывают или портят; наносят урон их благополучию и здоровью
Депрессия с бредом преследования и отравления Эти бредовые идеи нередко имеют склонность к систематизации
Депрессия с нигилистическим бредом (бред отрицания) У больных возникает убеждение, что они утратили дом, семью, родных, близких, что они лишены внутренностей, которые сгнили, что у них нет мозга, тела и т. д.
Депрессия с бредом громадности (синдром Катара) Нигилистический бред мегаломанического (грандиозного по масштабам) фантастического содержания (меланхолическая парафрения)
Депрессивно-параноидные синдромы В структуре сложного синдрома преобладающее значение приобретает острый чувственный бред с характером преследования или осуждения; помимо этого, развиваются кататонические расстройства, явления психического автоматизма

 

Вид депрессии Характеристика депрессии
Ступорозная депрессия Сопровождается развитием массивного двигательного торможения до степени полной обездвиженностью (ступор). Периодическое застывание, повышение мышечного тонуса, чередование мышечной скованности с эпизодами ажитации свидетельствуют о сочетании депрессии с кататонией

При депрессивных состояниях особенно ярко выступают тесная взаимосвязь и единство психического и соматического факторов. Так, при депрессивной фазе маниакально-депрессивного (биполярного) расстройства выделена триада Протопопова:

· расширение зрачков,

· тахикардия,

· спастические запоры.

ДЕПРЕССИВНЫЕ СИНДРОМЫ

НА ЭТАПАХ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

В раннем возрасте (до 3 лет) депрессии выражаются общей вялостью, беспокойством, снижением интереса к окружающему. Этому возрасту присущи депрессивные расстройства:

· Анаклитическая (греч. anaclisis — отсутствие опоры) депрессия, проявляющаяся у детей первых лет жизни, лишившихся матери и не имеющих заменяющего её лица. Наблюдается замедление физического и психического развития, повышенная подверженность соматическим заболеваниям, в отдельных случаях дети заторможены, вплоть до ступорозной кататонии.

Кроме того, у детей раннего возраста выделяют адинамическую и тревожную депрессии.

· Адинамическая депрессия проявляется вялостью, медлительностью, монотонностью, безрадостным настроением.

· Тревожная — плаксивостью, капризностью, негативизмом, двигательным беспокойством.

К тревожной депрессии в МКБ-10 относят:

· F93.0 тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте,

· F93.1 фобическое тревожное расстройство детского возраста,

· F93.2 социальное тревожное расстройство.

Для дошкольного и младшего школьного возраста характерны депрессии:

· астеноподобная (с повышенной утомляемостью, истощаемостью, раздражительностью и гиперестезиями),

· боязливая (с преобладающим аффектом страха, который выступает в сочетании с тревогой, тоской и дисфорией),

· маскированная депрессия (полиморфный симптомокомплекс с соматовегетативной симптоматикой, имитирующей первичную соматическую патологию и маскирующая собственно депрессивные проявления),

· слезливая депрессия (характерен возникающий по любому поводу или беспричинно плач с обильными слезами, с жалобами на снижение сна, аппетита, на телесные ощущения и боли в различных частях тела).

У детей младшего школьного возраста на первый план при депрессии выступают нарушения поведения. МКБ-10 вводит две рубрики:

· F92.0 «Депрессивное расстройство поведения» — расстройство поведения (F91), сочетающееся с депрессивным расстройством (F30–39),

· F92.8 «Другие смешанные расстройства поведения и эмоции» — расстройства поведения (F91), сочетающееся с эмоциональным расстройством детского возраста (F93) и невротическими расстройствами (F40–48).

В младшем пубертатном возрасте уже обнаруживается депрессивный эффект с выраженными вегетативными расстройствами (головные боли, нарушения сна, аппетита, запоры) и стойкими ипохондрическими жалобами. У мальчиков часто преобладает раздражительность, у девочек — подавленность, слезливость и вялость.

В старшем пубертатном возрасте клиническая картина депрессии приближается к депрессивным состояниям у взрослых, но менее отчетлива идеаторная (ассоциативная) заторможенность. Больные достаточно активно высказывают идеи самообвинения и ипохондрические жалобы. Кроме того, характерны преимущественные для этого возраста депрессивные синдромы:

· ажитированная депрессия,

· аноректическая (ведущим симптомом которой является отказ от еды),

· дисфорическая (с высоким суицидальным риском при нераспознанном патологическом состоянии),

· синестопатическая (синестопатии обычно связаны с ипохондрическими расстройствами),

· тревожная (с неустойчивым рудиментарным депрессивным бредом).

Депрессия в клинике шизофрении у детей

вид депрессии Характеристика депрессии
Астеническая Снижение настроения, повышенная истощаемость, капризность, плаксивость, мутизм, соматические эквиваленты.

 

 

вид депрессии Характеристика депрессии
Стертая, простая Недетская серьезность, робость, слезливость, неуверенность в себе, повышенная чувствительность, обидчивость, вегетативные расстройства, соматические эквиваленты.
Угрюмая Подавленное настроение, недовольство, неприязнь к окружающим, озлобленность, протесты, агрессия.
Сенестоальгическая Невеселость, снижение активности, альгические симптомы, неприятные телесные ощущения.
С расстройствами сознания Пониженное настроение с недовольством, дереализация (расплывчатость, остановка времени, ощущение уже виденного), деперсонализация (отчуждение сна, движений, действий, утрата сознания «Я»), игровое перевоплощение.
Ажитированная Общее беспокойство с тревогой, негативизм, истероформное поведение, раптоидные состояния, соматовегетативныерасстройства.

МКБ-10 рассматривает депрессивный синдром в рубрике F30–39 «Аффективные расстройства настроения»







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.