Здавалка
Главная | Обратная связь

F44.2 Диссоциативный ступор



Диагностические критерии:

· Признаки ступора:

· резкое снижение или отсутствие произвольных движений,

· отсутствие реакций на внешние раздражители,

· полное или почти полное отсутствие речи,

· отсутствие признаков сна или бессознательного состояния.

· Отсутствие психического или физического расстройства, объясняющих ступор.

· Объективные сведения о недавних конфликтах или иных психотравмирующих событиях.

Возбуждение (лат. excitatio) — общее название психопатологических состояний с выраженным усилением психической и двигательной активности. Различные виды психомоторного возбуждения нередко связанны с изменениями сознания и эмоциональной сферы. В клинической картине наблюдаются приступы аффективной расторможенности, возбуждения, агрессивная или аутоагрессивное поведение, непоследовательность высказываний.

Маниакальное возбуждение — повышенная двигательная активность на фоне эйфории с ускоренным мышлением и отвлекаемостью. Протекает с аффектом веселья, повышенным настроением, сопровождается постоянным стремлением к деятельности, речевым возбуждением со «скачкой идей», упорной бессонницей. Иногда в клинической картине преобладает раздражительность со вспышками гнева и агрессией.

Депрессивное возбуждение — ажитированная депрессия, при которой наблюдается сочетание возбуждения с депрессивным аффектом. Подавленность и тоска проявляются на фоне выраженного двигательного беспокойства и тенденцией к самоистязанию, нанесению себе повреждений. Больные тревожны, мечутся, рвут на себе волосы, заламывают руки, многократно повторяют одни и те же слова, высказывают идеи самообвинения и греховности.

Тревожное возбуждение — часто психогенно обусловлено и носит целенаправленный характер, очень разнообразно по проявлениям. Больной неспособность усидеть на месте, мечется из стороны в сторону, заламывает руки, рыдает, причитает, призывает о помощи, шлет проклятия в адрес судьбы, грозит покарать воображаемых обидчиков.

Галлюцинаторно-бредовое возбуждение — хаотическое возбуждение при глубоком помрачении сознания в структуре делириозных состояний.Возникает при наплыве угрожающих галлюцинаций или преобладании в клинической картине бредовых идей преследования, отравления, воздействия. Эти нарушения сопровождаются аффектом тревоги, страха. Больные напряжены, насторожены, злобны, их ни на минуту не оставляет ощущение нависшей угрозы. Они по-бредовому трактуют все происходящее вокруг, всюду видят опасность, врагов, готовых их уничтожить; внезапно пытаются бежать, наносят повреждения себе, нападают на окружающих.

Эпилептическое возбуждение. Чаще всего возникает при явлениях сумеречного помрачения сознания, перед судорожными припадками и после них, при эпилептических психозах; возбуждение сопровождается резко выраженным аффектом злобы, страха, гневливыми вспышками, агрессивно-разрушительными действиями. Возбуждение может возникать внезапно и в ряде случаев приводит к тяжелым последствиям (убийство, увечья и т. д.).

Истерическое возбуждение — наблюдается при истерических припадках или истерически суженном сознании. Возбуждение сопровождается аффективно насыщенными представлениями и соответственно выразительными театральными жестами и движениями; на высоте состояния возбуждение может достигать степени двигательной бури: крики, дрожание, конвульсии, метание. В других случаях возбуждение проявляется чрезмерной капризностью, раздражительностью, конфликтностью, грубостью, сопровождается скандалами, ссорами, в которые вовлекаются и другие, оскорблениями, вспышками неудержимой ярости и гнева, ведущими подчас к опасным насильственным актам.

Кататоническое возбуждение — двигательное беспокойство с нецелесообразными стереотипными вычурными движениями, гримасничаньем, негативизмом и бессвязной речью. Наряду с этим возможны внезапные импульсивные моторные разряды, сопровождающиеся агрессией, разрушительными действиями, бессмысленной яростью, нанесением себе повреждений.

Кататоническое возбуждение характеризуется следующими симптомами:

· двигательным возбуждением;

· стереотипиями:

двигательными (эхопраксии),

речевыми (эхолалии);

· гримасничаньем, манерностью, вычурностью движений;

· парамимией, диссоциацией мимики;

· импульсивностью поступков, отдельных движений;

· негативизмом;

· амбивалентностью;

· нарушением мышления (разорванность, инкогерентность);

· нарушением речи (вербигирации, мимоговорение, миморечь).

Экстатическое (растерянно патетическое) возбуждение. Больные принимают театральные позы, поют, декламируют стихи, на лице преобладает выражение восторга, мистической проникновенности, экстаза. Речь выспренняя, непоследовательная. Возбуждение может прерываться эпизодами ступора или субступора.

Импульсивное возбуждение. Характерны неожиданные поступки. Больные агрессивны, внезапно вскакивают, куда-то бегут, стремятся ударить окружающих, впадают в состояние неистовой ярости, застывают на непродолжительное время и вновь становятся возбужденными. В речи нередко преобладает стереотипное повторение слов — услышанных (эхолалия) или спонтанно произносимых (вербигерацня).

Гебефренное возбуждение — нелепое поведение с дурашливостью, вычурными поступками, грубыми и циничными шутками, разорванностью мышления. Наряду с этим наблюдаются и элементарные двигательные расстройства (кривлянье, манерность, клоунада), лабильность аффекта, отрывочные слуховые обманы, малосистематизированные бредовые идеи. Настроение у больных изменчиво — они то немотивированно веселы, то без видимой причины становятся злобными и агрессивными.

Немое (безмолвное) возбуждение — хаотическое, бессмысленное, нецеленаправленное возбуждение с агрессией, яростным сопротивлением, нанесением себе и окружающим тяжелых повреждений. На высоте такого возбуждения движения больных становятся ритмическими, напоминают хореатические или атетоидные.

Экстатическое возбуждение обычно предшествует импульсивному, затем может сменяться гебефренным, а иногда немым.

Люцидная кататония — «светлая», то ест без помрачения сознания.

Онейроидная кататония — с помрачением сознания по типу онейроида.

Развитие кататонических расстройств является показателем большой тяжести психического состояния.

Кататония в структуре отдельных болезней — наблюдается при шизофрении, симптоматических психозах, органических и сосудистых заболеваниях головного мозга, психогенных расстройствах.

синдромы психомоторных расстройств

на этапах возрастного развития

Систематика расстройств психомоторики

у детей и подростков

· Синдромы дизонтогенетических двигательных расстройств.

· Регрессивные расстройства психомоторики.

· Нарушение психомоторики при синдроме гиперактивности (СДВГ).

· Навязчивые движения и действия.

· Нарушение психомоторики в структуре синдромов аффективных расстройств.

· Кататонические расстройства.

· Гебефренический синдром.

· Психомоторные пароксизмальные расстройства.

В раннем возрасте (до 3 лет) двигательное расстройство проявляется как задержка в достижении нормальных этапов развития — задержка в освоении ползанья, сиденья, стояния, ходьбе. В возрасте 2–4 лет может появиться неловкость, требующая двигательной координации. Такие дети медленно обучаются бегать, прыгать, подниматься и спускаться по ступеням, не удерживают в руках предметы. Задерживается формирование тонкой моторики.

В МКБ-10 (F82 Специфическое расстройство развития двигательных функций) представлена диспраксия развития (синдром детской неуклюжести) как проявление «минимальной мозговой дисфункции».

Общие диагностические указания:

· Соответствие общим диагностическим указаниям F80–F89.

· Основным признаком расстройства является серьезное нарушение в развитии двигательной координации, которое нельзя объяснить общей интеллектуальной отсталостью или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим расстройством.

· Двигательная координация при выполнении как тонких, так и грубых тестов двигательной координации в значительной мере отклонена от средневозрастных нормативов.

· Типично сочетание моторной дисфункции с некоторым нарушением продуктивности в выполнении зрительно-пространствен­ных тестовых заданий.

· Трудности координации не должны быть обусловлены неврологическим расстройством или дефектами зрения.

Нарушения психомоторики сказываются и на речевых расстройствах у детей, диагностика которых опирается на закономерности нормального речевого развития. Для раннего возраста характерно задержанное речевое развитие и расстройство артикуляции речи.

В рубрике F80 МКБ-10 «Специфическое расстройство развития речи», в подрубрике F80.0 даются диагностические критерии расстройства артикуляции речи, куда включаются:

· расстройство развития артикуляции;

· функциональное расстройство артикуляции:

лепетная речь,

дислалия;

· расстройство фонологического развития.

Дислалия — нарушение артикуляции, когда либо полностью отсутствуют отдельные звуки или звукосочетания, либо они заменяются другими, либо искажены, то есть имеются дефекты звукопроизношения разных звуков или звукосочетаний. Различают три формы дислалии:

· парциальная — выпадает один или два звука, речь остается понятной;

· множественная — выпадает более двух звуков, понимание речи затруднено;

· универсальная — касается многих звуков, речь непонятная.

В раннем и дошкольном возрасте речевые нарушения носят широкий круг, проявляющийся речевым поведением психопатологических синдромов.

Речевое возбуждение.Спонтанная, ускоренная речь; наблюдается при повышенном аффекте, измененных состояниях сознания.

Речевые стереотипии.Однообразное повторение, выкрикивание отдельных слов или фраз, речевых оборотов.

Вычурность речи. Употребление в речи неологизмов, вычурных интонаций.

Замедление речи. Снижение спонтанности и большой латентный период ответов, лаконичные ответы на вопросы, ответы короткой фразой, затухающая, монотонная речь.

Распад речи (потеря речи). Изменение фонематического строя слов, их структуры: речь состоит из звукосочетаний, становится непонятной для окружающих. При потере речи утрачиваются слова, иногда исчезают экспрессивная жестикуляция и имитационное поведение.

Неравномерность темпа и ритма речи. То ускорение, то замедление речи с неравномерными остановками, без учета содержания высказываний.

«Бормочущая» речь.Нечеткое проговаривание слов, фраз.

Скандированная речь. Замедление речи с четкой разделенностью слов на отдельные слоги.

Заикание — нарушение вокализации, проявляющие себя в виде запинок, повторения фонем или слогов и т. д. Все факторы заикания действуют опосредованно через психогенный фактор, который является основным в этиопатогенезе. Заикание у многих детей сопровождается страхом речи (логофобией).

Заикание клоническое.Нарушение ритма, темпа и плавности речи в виде повторения начальных звуков или слогов, слов (логоклония), связанное с клоническими судорогами в артикуляционной мускулатуре.

Заикание тоническое. Нарушение ритма, темпа и плавности речи в виде запинок и остановок, связанное с тонической судорогой в дыхательно-вокальной мускулатуре.

Критерии заикания и речи взахлеб как проявления нарушенного речевого поведения в МКБ-10 представлены в рубриках F98.5 и F98.6.

F98.5 Заикание

· Речь, которая характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, что разрывает ее ритмическое течение.

· Могут отмечаться сопутствующие движения лица и/или других частей тела, что совпадает по времени с повторениями, пролонгацией или остановками в течение речи.

F98.6 Речь взахлеб

· Быстрый темп речи с расстройством плавности, но без повторений или нерешительности в такой выраженности, что уменьшается понятность речи.

В дошкольном возрасте (4–7 лет) соответствующему психомоторному уровню реагирования в психопатологических расстройствах наиболее ранние изменения отмечаются в характере игровой деятельности. Игры утрачивают усложняющийся, конструктивный, творческий характер. Они приобретают однообразность, стереотипность, монотонность, не сопровождаются эмоциональной реакцией, интересом, приобретают патологический характер. Дети предпочитают неигровые предметы, с которыми производят однообразные манипуляции. Они плохо поддаются обучению играм. В подавляющем большинстве случаев в играх отражается глубокое нарушение способности к общению: дети обособляются или даже прячутся от окружающих. Играют молча и не откликаются на зов. Появляющаяся иногда речь–монолог — ни к кому не обращена или адресуется игрушке.

Регрессивные расстройства психомоторики — это отдельные примитивные движения, сложные двигательные акты, свойственные ранним, пройденным этапам постнатального развития психомоторики. Они проявляются в том, что ребенок начинает производить впечатление задержанного в моторном развитии и характеризуются:

· ползанием вместо ходьбы,

· ходьбой на носочках,

· атетозоподобными перебираниями руками,

· потряхиванием кистями,

· верчением пальцев перед глазами,

· взмахиванием руками,

· стереотипными двигательными расстройствами.

Встречаются при ранней детской шизофрении, детском аутизме, психогенных и резидуально-органических расстройствах, прогрессирующих органических заболеваниях ЦНС.

F98.4 Стереотипные двигательные расстройства (по МКБ-10)

Диагностические критерии:

· Произвольные, повторяющиеся, стереотипные, нефункциональные (и часто ритмические) движения, которые не связаны с каким-либо установленным психическим или неврологическим состоянием.

· В эту категорию включается стереотипное самоповреждающее поведение:

· повторяющиеся удары головой,

· шлепанье по лицу.

· тыканье в глаза,

· кусание рук, губ и других частей тела.

Особую группу регрессивных расстройств составляют патологически привычные действия:

· яктация — привычные стереотипные движения (однообразные раскачивания), заменяющие целенаправленную деятельность,

· мастурбация — привычка трогать и раздражать половые органы,

· онихофагия — сосание пальцев рук, кусание ногтей,

· трихотиломания — выдергивание волос на волосистой части головы и бровях (в МКБ-10 диагностируется под рубрикой F63.3 «Трихотиломания»).

Характерны для детей как дошкольного, так и раннего возраста. Встречаются при шизофрении, олигофрении, органических заболеваниях головного мозга.

Нарушение психомоторики при синдроме гиперактивности

· Общая психомоторная расторможенность.

· Расстройство может начинаться в раннем возрасте.

· Двигательная активность повышена даже во сне.

· Несформированность координаторной сферы и тонкой моторики.

· Нарушение моторики характеризуется не только гиперактивностью, но и невозможностью модулировать активность в соответствии с ситуацией.

· Основной признак нарушения — импульсивность, в которой главной чертой является агрессивность.

Навязчивые движения и действия — непроизвольные внезапные, часто повторяющиеся движения, которые воспринимаются как непреодолимые.

Навязчивые движения — выражаются в тикоидных гиперкинезах и движениях: учащенное мигание, повторяющиеся гримасы, кусание губ, движения головой, подергивание плечами, подпрыгивание и т.п. При затяжных навязчивых движениях они становятся привычными, исчезает эмоциональное отношение к ним. Элементарные навязчивые движения — навязчивые тики, которые характеризуются следующими признаками (В.В. Ковалев).

· Навязчивые тики возникают на основе различных целесообразных защитных движений, чаще рефлекторных (напр., мигательный рефлекс при попадании в глаз инородного тела или при конъюнктивите), хотя в дальнейшем они утрачивают первоначальный защитный характер.

· У больного с навязчивыми тиками имеется потребность в повторении навязчивого движения, связанная с эмоциональным напряжением, которое усиливается при задержке этого движения.

· Навязчивые движения осознаются больными (исключая детей раннего и преддошкольного возраста) как чуждые, болезненные, как «дурная привычка».

· Дети школьного возраста часто стесняются своих навязчивых тиков, стараются скрыть или замаскировать их.

· Навязчивые тики не имеют признаков неврологической локальности (например, в виде четкого преобладания с одной стороны), которые нередко наблюдаются при неврозоподобных тиках резидуально-органического происхождения.

· Навязчивые тики значительно усиливаются при волнении и в психотравмирующих ситуациях, в то время как в случае соматического заболевания они либо не меняются, либо даже ослабевают.

· Тики навязчивого характера, как правило, сочетаются с различными невротическими расстройствами, включая навязчивые страхи, опасения и др.

В МКБ-10 клиническая характеристика тиков представлена в разделе F9 «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте», в рубриках: F95.0 «Транзиторное тикозное расстройство»; F95.1 «Хроническое двигательное или голосовое тикозное расстройство»; F95.8 «Другие тикозные расстройства»; F95.9 «Тикозное расстройство, неуточненное».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.