III. Единый Бог становится многим; Нерожденный, родится многим
МУДГАЛА УПАНИШАДА
Ом! Да будет моя речь в согласии с умом; Да будет мой ум основан на речи. O Лучезарный, открой мне Себя. Да принесут они оба (ум и речь) ко мне знание Вед. Да не покинет меня все то, что я усвоил. Я присоединю (т.е. уничтожу различие между) день к ночи этими занятиями. Я произнесу то, что словесно истинно; Я произнесу то, что ментально истинно. Да защитит меня То (Брахман); Да защитит То говорящего (т.е. учителя), да защитит То меня; Да защитит То говорящего – да защитит То говорящего. Ом! Да будет Покой во мне! Да будет Покой в ближних моих! Да будет Покой в силах, воздействующих на меня! I. Краткое изложение Пуруша Сукты Мы объясним Пуруша Сукту: В выражении «тысячеглавый» тысяча подразумевает бесчисленное; словосочетание «десять пальцев» означает бесконечное расстояние, первой строфой выражается распространение Вишну в пространстве, второй – распространение во времени; третья говорит о том, что Он дарует освобождение. Слава Вишну дается в «Этаван» (так велико Его величие). Та же строфа утверждает его четырехмерную природу. «Трипад» и т.д. говорит о славе Анируддхи. В «от Него родился Вират» показано происхождение Пракрити и Пуруши от четвертой части Хари. «Йат Пурушена» говорится о жертвоприношении, а также Мокше. В «Тасмад» объявляется о сотворении мира. «Ведахам» говорит о славе Хари. В «Яджнена» говорится о конце творения и освобождении. Тот, кто знает это, становится освобожденным. II. Высшая тайна В Мудгалопанишад детально рассматривается величие Пуруша Сукты. Васудева обучил знанию Бхагавана Индру; снова передал эту великую тайну Пуруша Сукты в двух частях смиренному Индре. Она такова: Пуруша, описанный выше, создал объект вне имен и форм, трудный для понимания мирских людей, и принял форму, состоящую из тысячи частей и способной даровать Мокшу взглядом, для того, чтобы облегчить страдание (полу)богов и других (существ). В этой форме, наполняя собой мир, он все же был вне него на бесконечном расстоянии. Этот Нараяна есть прошлое, настоящее и будущее. Он – податель Мокши для всех. Он больше, чем величайший – нет более великого, чем Он. Он распространил себя в четыре части и с тремя из них существует в небесах. Милостью четвертого, Анируддхи Нараяны, начали существовать все миры. Эта (часть) Нараяны создала Пракрити (материю), чтобы творить миры (Пракрити символизирует четырехголового Брахму). В своей полной форме последний (Брахма) не умел создавать, но Анируддха-Нараяна научил его этому: «Брахман! Медитируй на части своего тела в виде жертвоприношения, на оболочку грубого тела в виде жертвоприношения, на Меня в виде Агни, на время весны в виде гхи, на время лета в виде дров, осени в виде шести вкусов пищи – сотвори это жертвоприношение в Агни и дотронься до тела – этим сделаешь тело (твердым как) Ваджра (алмаз). Из него появятся результаты в виде животных. Из него появится мир подвижного и неподвижного. Следует понимать, что способ освобождения основан на сочетании Дживы и Параматмана». Тот, кто знает это Создание и Освобождение, проживет полную жизнь. III. Единый Бог становится многим; Нерожденный, родится многим Жрецы Адхварью поклоняются Ему в виде Агни. Он в виде Яджуса объединяет все. Самаведины поклоняются Ему как Саману. Все установлено в Нем. Змеи медитируют на Него в виде яда. Змеи знают Его как змея, боги – как силу, люди – как богатство, демоны – как волшебство, Ману – как средства к существованию, сверхлюди – как сверхчеловека, Гандхарвы – как красоту, Апсары – как благовоние. Он становится всем тем, в форме чего Ему поклоняются; поэтому следует думать «Я есмь Высшая Сущность», и это исполнится (для того, кто знает это). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|