Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРОИЗВОЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ИХ СТРУКТУРА



ПСИХОЛОГИЯ ВОЛИ.

 

1. Понятие о воле.

2. Теории воли

3. Произвольные и волевые действия и их структура

4. Функции воли.

5. Проблема волевых состояний и безвольного поведения

6. Волевые качества личности

7. Развитие воли у человека

 

ЛИТЕРАТУРА

Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения: Учебное пособие. Челябинск, 1979.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М., 1991.

Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М., 1998.

Ильин Е.П. Психология воли. С-Пб., 2001.

Калин В. К. Волевая регуляция деятельности: Автореф. дис. ...д-ра наук. — Тбилиси, 1989.

Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников.— Киев, 1971.

Левитов Н. Д. Психология характера.— М., 1969. (Воля как компонент характера: 42—54).

Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. — Л., 1989.

Селиванов В. И. Психология волевой активности. — Рязань, 1974.

Селиванов В. И. Волевая регуляция активности личности // Психологический журнал. — 1982. — №4.

Шульга Т. И. Становление волевой регуляции в онтогенезе: Автореф. дис. ...д-ра наук. — М., 1994.

Экспериментальные исследования волевой активности.— Рязань, 1986.

 

ПОНЯТИЕ О ВОЛЕ.

Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человек века реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп.

Признаки волевого акта:

- он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. Поэтому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных. Волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения.

- он предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы.

- наличие продуманного плана их осуществления.Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым. «Волевое действие — это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом».

- усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения.Волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральное удовлетворение оттого, что его удалось выполнить. Т. о., воля это способность преодолеть самого себя.

ВОЛЯ - сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся впреднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность, способность человека к самодетерминации, самомобилизации и саморегуляции.

Воля – это способность человека управлять своим поведением, мобилизовать свои силы на преодоление трудностей, стоящих на пути к цели. Не любые действия человека являются волевыми. Действия, не связанные с сознательной постановкой цели и преодолением трудностей (например, поворот головы на резкий или неожиданный звук), являются непроизвольными. Произвольные действия всегда предполагают осознание цели, представление тех операций, с помощью которых она может быть достигнута. Это сознательные действия, направленные на определенную цель и связанные с преодолением трудностей, стоящих перед человеком на пути к цели.

О ТОМ, КАКИЕ ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ СЧИТАТЬ ВОЛЕВЫМИ – В ТРЕТЬЕМ ВОПРОСЕ.

ТЕОРИИ ВОЛИ

Характеризуя состояние исследований воли в мировой психологии, В.А. Иванников подчеркивает: «Судьба понятия воли в истории психологии драматична, если не трагична. Когда-то одно из основных понятий психологии в тридцатые годы двадцатого столетия понятие воли было вытеснено из западной психологии, а в конце века стало исчезать из советской, а затем и российской психологии. Правда в восьмидесятых годах прошлого века западная психология вернулась к исследованиям воли, но назвать это прорывом в психологию воли нельзя»[1] (2005, с.288).

Судьбу психологических исследований воли В. А. Иванников соотносит с борьбой двух трудносогласуемых друг с другом концепций человеческого поведения: реактивной и активной.

Реактивность человеческого поведения Активность человеческого поведения
все поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы и задача его научного изучения сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, определить их связь с реакциями. Для такой интерпретации человеческого поведения понятие воли не нужно. поведение человека понимается как изначально активное, а сам он рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору его форм.
в утверждении реактивной концепции поведения как единственно приемлемой научной доктрины сыграли исследования рефлекторного поведения: безусловных рефлексов и условного (неоперантного) обусловливания. Рефлекс в его традиционном понимании всегда рассматривался как реакция на какой-либо стимул. Отсюда и понимание поведения как реакции. Симптоматично, что под влиянием рефлекторной концепции поведения в первые десятилетия нашего века психология в некоторых учениях была заменена на реактологию (К. Н. Корнилов) и рефлексологию (В. М. Бехтерев). Для такого понимания поведения воля и волевая регуляция поведения необходимы. Оно не только требует возвращения психологии ее прежнего названия как науки о внутреннем опыте, но уделяет достойное внимание проблеме воли в научных исследованиях человеческого поведения. Новейшая физиология высшей нервной деятельности в лице таких ученых, как Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин, удачно подкрепляет и поддерживает эту точку зрения со стороны естествознания.

Но реактивные концепции поведения, особенно в самой традиционной павловской физиологии высшей нервной деятельности, по-прежнему сильны, и исход научной борьбы между ними и теорией активного волевого поведения будет существенно зависеть от того, насколько психологам удастся соответствующими экспериментальными данными доказать реальность иных, чем стимулы, источников поведенческой активности, насколько убедительно смогут они объяснить разнообразные виды поведения, не прибегая к понятию рефлекса. Большие надежды в этой связи возлагаются на современную психологию сознания и когнитивную психологию, на новейшие методы экспериментального исследования человеческой психики. В многообразии научных подходов и трактовок воли отражается противоречивая история ее исследования.

 

Оспаривается даже сам факт существования воли как самостоятельного феномена:

Воля – сознательное и преднамеренное управление поведением человека. Воля = сознательному поведению. К «сознательному» и «преднамеренному» управлению поведением в ряде случаев могут быть отнесены конформизм, уступка негодяю, подхалимаж, оставление поля боя. Т.к. цель поведения и связанные с нею явления осознаются, поведение не приобретает никакого особенного свойства, для характеристики которого понадобилось бы вводить некое новое понятие, отличное от понятий сознания, интеллекта, мышления. Поведение осознанно, осмысленно, и поэтому его природу адекватно выражают термины "сознательное поведение" или "интеллектуальное поведение". Таким образом, термин "воля" оказывается излишним» (Ш.Н. Чхартишвили)
Отрицание воли.Существующие различия в понимании воли, а главное — трудность объективного изучения этого явления привели к тому, что многие авторы сомневаются в реальном существовании воли и полагают, что за этим термином скрываются различные, и отнюдь не только «волевые», психологические феномены, по мере изучения которых они будут все больше выпадать из «волевой обоймы». В. А. Иванников пишет: «…такой особой реальности как воля просто не существует…». Считая понятие воли чисто описательным и в большей мере житейским, чем научным, он считает, что природу воли открыть нельзя, потому что «мы сами (ученые) ввели это понятие для объяснения особого поведения человека. Поэтому, мы должны вернуться к тем явлениям и реальностям поведения человека, которые заставили нас ввести понятие воли. То есть мы должны найти психологический механизм (механизмы), обеспечивающий волевую регуляцию действий, которые человек должен, но не хочет или не можетосуществить в данный момент, а не пытаться догадаться — что есть воля». Другими словами, воля, с его точки зрения, является теоретическим допущением, и не более. Воля как реальное и самостоятельное психическое явление.Понимание воли как самостоятельного и реального психического явления, существующего наряду с разумом и эмоциями, встречается уже у древнегреческих философов. Платон сравнил жизнь человека с колесницей. В нее впряжены два бешеных коня: чувство и воля. Эти силы рвутся вперед, увлекают колесницу и могут ее опрокинуть. Однако управляет колесницей разум. Он крепко держит вожжи, сдерживая безумные порывы коней. Отсюда проистекает и выделение трех сфер личности и, соответственно, трех типов психических процессов: интеллектуальных, эмоциональных и волевых. К. Д. Ушинский (1974) писал, что первая из этих сфер дает человеку умственную, или теоретическую, жизнь; вторая — жизнь чувства или, как обычно говорят, жизнь сердца; третья — жизнь действия, или жизнь практическую. Ту же мысль в других, более современных терминах высказывает и В. И. Селиванов: «Если ум человека есть характеристика сознания по формам отражения объективной действительности, а чувства — характеристика того же сознания по формам отношения к действительности, то воля — это характеристика сознания по формам регулирования самой деятельности человека во внешнем мире» (1974, с. 91). К этой триадической модели все так привыкли, что она воспринимается как аксиома, не требующая доказательств, а вслед за ней аксиоматическим стал и взгляд на волю как на самостоятельное психическое явление.

 

Научные подходы к исследованию воли:

1. «Волюнтаристская» традиция (Эпикур, Блаженный Августин, А. Шопенгауэр, Э. Гартман, Ф.Теннис[2], В. Вундт, У. Джемс, Н Лосский). Воля - особая, надприродная космическая сила, противостоящая разуму и объективным законам природы. Это не разум, не эмоции и чувства, это то, что стоит над человеком, существует помимо человека. Волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Это внешний фактор, фатально определяющий человеческую судьбу, то что уготовано человеку и то, с какой активностью человек должен к этому стремиться.

Блаженный Августин (354-430) выдвинул положение о том, что действиями души и тела управляет воля. Именно она побуждает душу к самопознанию, строит из чувственных отпечатков вещей их образы, извлекает из души заложенные в ней идеи.

Таким образом, в крайнем своем выражении волюнтаризм противопоставлял волевое начало объективным законам природы и общества, утверждал независимость человеческой воли от окружающей действительности.

Еще дальше пошли немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман, объявившие волю космической силой, слепым и бессознательным первопринципом, от которого берут свое начало все психические проявления человека. Сознание и интеллект являются, по Шопенгауэру, вторичными проявлениями воли.

Объяснение поведения человека внешними объективными детерминантами, отождествление ее с некими высшими принципами бытия, с самодовлеющим источником человеческой активности характерно для исследовательской позиции Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, В. Вундта и др.

2. «Абулическая» позиция (абулия(от греч. abulia — нерешительность) — психопатологический синдром, характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности, ослаблением воли). В исследовании воли проявляется в отрицании воли как целостного феномена, как свойства личности и в переносе акцентов в ее исследовании на изучение отдельных волевых качеств, функций. Такая позиция, в той или иной мере характерна для В.А. Иванникова (1998), Е.П.Ильина (2000) и др.

3. Б. Спинозой положена традиция рассматривать волю как свободу выбора человека, как осознание внешних обстоятельств, воспринимаемых как собственная детерминация, как внутренняя свобода. В связи с этим для него разум и воля были одним и тем же. Воля у Спинозы выступает как осознание внешней детерминации, которая субъективно воспринимается как собственное добровольное решение, как внутренняя свобода. В рамках этой традиции исследовали волю В. Виндельбанд, Л.С. Выготский, У. Джемс, Дж. Локк, В. Франкл, Г.И.Челпанов и др.

Волю как выбор одного из нескольких побуждений или как разрешение конфликта мотивов рассматривали Г. И. Челпанов (1926),

Л. С. Выготский при обсуждении проблемы воли также связывал это понятие со свободой выбора: «Самым характерным для овладения собственным поведением является выбор, и недаром старая психология, изучая волевые процессы, видела в выборе самое существо волевого акта» (1983, т. 3, с. 274).

4. Воля - это внутренняя произвольная мотивация (воля=мотивации).

Волевой акт включает в себя борьбу разнонаправленных мотивационных тенденций. Если в этой борьбе берут верх непосредственные побуждения (в том числе и нравственного порядка), деятельность осуществляется помимо ее волевой регуляции. В отличие от этого, волевое поведение предполагает наличие таких психических процессов, посредством которых человек усиливает мотивационные тенденции, идущие от сознательно поставленной цели, и подавляет противоположные. Решающая роль в этом процессе принадлежит мысленному построению будущей ситуации, предвидению (Хекхаузен, Куль).

Связывали волю с мотивацией и отечественные психологи.

И. М. Сеченов: Во-первых, в воле присутствует моральный компонент – волевой акт т.о. есть нравственный компонент мотива. Во-вторых, И. М. Сеченов подчеркивал, что просто так человек не станет проявлять силу воли, для этого нужна веская причина, мотив. «Безличной, холодной воли мы не знаем», — писал И. М. Сеченов.

Г. И. Челпанов выделял в волевом акте три элемента: желание, стремление и усилие. Он связывал волевое действие с борьбой мотивов, наделяя волю функцией выбора (принятия решения о действии).

Н. Н. Ланге: дал свое понимание отличия влечений от хотений, полагая, что последние — это влечения, переходящие в действия и сопровождаемые чувством активности этих действий. Для него хотение — это деятельная воля.

Л. С. Выготский выделяет в волевом действии два отдельных процесса: первый – принятие решения; второй — исполнительный — действие по инструкции, по выполнению решения. Л. С. Выготский, говорит о том, что и в первом, и во втором процессе присутствует вспомогательный мотив «надо», который усиливает побуждение к действию — этот мотив может противоречить мотиву «хочу». Т.о, воля – это мотив, идущий не извне, а изнутри человека.

С. Л. Рубинштейн полагал, что «зачатки воли заключены уже в потребностях как в исходных побуждениях человека к действию». Но волевое действие человека никогда не вытекает непосредственно из них. Волевое действие всегда опосредовано более или менее сложной работой сознания — осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как цели.

Иванников В.А.: воля - «произвольная мотивация».

5. Воля - особая форма психической саморегуляции. Если в описанных выше подходах воля, так или иначе, увязывалась с побудительной функцией поведения, то в рамках рассматриваемого подхода акцент делается на регулятивной функции. Его суть выражена в следующей формулировке: «… Воля есть регулирующая функция мозга, выраженная в способности человека сознательно управлять собой и своей деятельностью, руководствуясь определенными побуждениями и целями» (Селиванов В.И. 1976, с.17). Сторонниками такой научной позиции можно по праву считать М.Я. Басова, Л.М. Веккера, Л.С. Выготского, Р. Мэя, П.А. Рудика, И.М. Сеченова и др.

6. Воля - своеобразный механизм преодоления внешних и внутренних трудностей. Воля, по мнению апологетов этого подхода (К.Н. Корнилова, П.В. Симонова, Б.Н Смирнова, П.А. Рудика и др.), собственно и понимается как способность преодолевать трудности и удерживать первоначально намеченную цели.

Таким образом, в настоящее время ведущие отечественные и зарубежные психологии не только не нашли общих подходов к воле, но и ведут порой агрессивно-наступательные дискуссии, отстаивая диаметрально противоположные позиции в ее толковании.

Воля - динамическое, ситуативное, полидетерминированное образование, проявляющееся в способности преднамеренно восполнять дефицит мотивации, мобилизованности и регуляции поведения и локализуемый как во внутреннем, психическом пространстве личности, так и на границе ее взаимодействия с окружающей социальной и деятельностной средой.

 

Кроме перечисленных выше научных традиций рассмотрения воли, явно обнаруживаются подходы, анализирующие волю по отраслевому признаку (возрастному, профессиональному и т.д.).

Отраслевой подход к исследованию воли. В психологии, прежде всего отечественной, исследования воли выполнялись преимущественно в педагогической, возрастной, спортивной и клинической психологии.

Экспериментальный подход к исследованию волевых качеств, процессов, волевого усилия, методов их выявления и оценки. В этом плане существенный интерес для нашего исследования составляют работы

Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. — Челябинск, 1979.

Иванников В. А., Эйдман Е. В. Количественная оценка волевого усилия при напряженной физической работе // Вопросы психологии. — 1986. — № 5.

Иванников В. А., Эйдман Е. В. Структура волевых качеств по данным самооценки // Психологический журнал. — 1990. — №3.

Калин В. К. Некоторые вопросы методики изучения волевой сферы личности // Материалы III научной конференции по проблемам психологии воли. — Рязань, 1970.

Корж С. В., Носов В. Н. Метод количественной оценки волевого усилия // Психологический журнал. — 1989. — № 2.

Игнатьев Е. И. Экспериментальное изучение простейших компонентов воли у школьников // Вопросы психологии личности. — М., 1960.

Ильин Е. П. Методы изучения эмоционально-волевых процессов, состояний и свойств личности (спорные и нерешенные вопросы) // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции. — Симферополь, 1986.

Лайзане С. Я. Диагностика уровня развития воли и внимания детей // Диагностика интеллектуального развития учащихся. — Рига, 1980.

Махлах Е. С, Рапопорт И. А. К вопросу об измерении волевого усилия и волевых качеств личности // Вопросы психологии. — 1976. — № 2.

 

ПРОИЗВОЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ИХ СТРУКТУРА

Э. Ш. Натанзон (1991) выделила ряд действий, которые можно считать произвольными: сознательные, сознательные с непредвиденными результатами, умышленные, волевые, импульсивные, аффективные, негативистские, внушаемые (скорее — внушенные), нечаянные и даже бесполезные. Выделение этих действий базируется у автора на характере мотивов, побуждающих к данным действиям, и на оценке этих действий педагогом с социальных позиций (какие действия полезные, а какие — вредные).

Сознательное действиехарактеризуется автором как направленное на достижение определенного результата, причем предполагается, что, совершая данное действие, человек предвидит его результат и контролирует ход действия на всем его протяжении.

Сознательное действие с непредвиденным результатомхарактеризуется положительным мотивом и целью, но неожиданно негативным результатом. Это неумышленное действие, пишет автор, с чем, однако, трудно согласиться. Действие все-таки умышленное, иначе непонятно, почему оно сознательное; неумышленным же (точнее, непредвиденным) является его результат.

Нечаянное действие(или поступок) — это действие, совершенное без соответствующего мотива и без соответствующей цели. Когда человек пытается отдать себе отчет в таком действии, то приходит к выводу, что все получилось помимо его воли,

в силу каких-то неблагоприятных обстоятельств. Следовательно, это неумышленное действие. И здесь трудно согласиться с автором. Неумышленным, т. е. не планировавшимся, может быть результат действия, а не само действие. Кроме того, и мотив и цель у человека имелись, иначе он не стал бы осуществлять это действие. По сути, это тоже сознательное действие с непредвиденным результатом.

Умышленное действие, по Э. Ш. Натанзон, характеризуется тем, что мотив, цель и средства для достижения цели носят отрицательный характер, что придает отрицательный характер всему действию. Умышленное действие — продуманное и тщательно планируемое. Но, в таком случае, любое сознательное действие является умышленным. Дело, следовательно, не в характере управления действием, а в отрицательной направленности мотива.

Негативистское действие— это действие, которое совершается человеком при сильной обиде на кого-либо. Мотивом такого действия служит потребность в разрядке своего чувства, желание отомстить, а целью — определенное действие, которое может причинить обидчику неприятности. По существу, это тоже умышленное действие.

Импульсивное действиесовершается по первому побуждению, когда человек недостаточно серьезно обдумал возможные последствия. Против этого трудно возразить. Зато другие характеристики импульсивного действия, даваемые Э. Ш. Натанзон, скорее соответствуют аффективному действию. Так, она приписывает импульсивному действию четко выраженный мотив без четкой цели и отсутствие концентрации сознания на достигаемом результате. Главное — это удовлетворение желания и выражение нахлынувшего сильного чувства.

Внушенное действие, считает Э. Ш. Натанзон, не имеет мотива, а цель его возникает под влиянием других людей, а не на основе собственных потребностей, интересов и чувств. Поэтому внушенные действия в целом недостаточно продуманны. Если не касаться действий, совершенных человеком под влиянием гипнотического внушения, а рассматривать внушение, осуществленное, например, педагогом, то трудно согласиться с автором, что эти действия не имеют мотива. Это внешне мотивированные действия.

Бесполезное действие— это действие, совершаемое «просто так», возникающее само по себе. В нем есть и мотив, и цель, но объективно оно никакой ценности не представляет. Бесполезное действие, как правило, совершают, не задумываясь над тем, какой общественный резонанс оно получит. В сознании самого человека оно выглядит как совершенно безобидное. Это неумышленное действие, но отнюдь не безобидное, считает Э. Ш. Натанзон. Такое действие называется шалостью: дети бьют пустые бутылки, ломают ящики и коробки и т. д.

Волевое действие— это сознательное действие, связанное с преодолением серьезных трудностей на пути к цели и, в связи с этим, сопряженное со значительными волевыми усилиями. Таким образом, волевое действие характеризуется не только наличием определенного мотива, цели, формированием образа ожидаемого результата, но и значительным волевым усилием. С этим трудно не согласиться.

Волевые действия — это разновидность произвольных действий, спецификой которых является использование при достижении цели волевого усилия. Это действия, связанные с преодолением затруднений, требующие больших затрат энергии и сопровождающиеся переживанием внутреннего напряжения.

К волевым действиям относятся: всматривание (при плохой видимости), прислушивание (при плохой слышимости или звуковых помехах), принюхивание, концентрация внимания, припоминание, сдерживание побуждений, проявление большой силы, быстроты и выносливости, т. е. все те сенсорные, мнемические и двигательные действия, осуществление которых требует проявления значительного волевого усилия.

 

Виды волевых действий

Непроизвольные Совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана.
Произвольные Предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность.
Простые Человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Выбор цели, принятие решения о выполнении действия определенным способом осуществляется без борьбы мотивов.
Сложные  

Каждое волевое действие имеет определенную внутреннюю структуру. В простом волевом действии четко выделяются два звена – постановка цели и исполнение. Действие, направленное на достижение цели, осуществляется немедленно, как только возникло соответствующее побуждение. Промежуточные звенья здесь отсутствуют.

Сложное волевое действие включает в себя: осознание цели, ее важности; определение путей достижения цели, наиболее подходящих способов действий; принятие решения; исполнение принятого решения, выполнение поставленной задачи; оценка сделанного.

Оценка сделанного Оценка результата Мотивация Внешние условия
Выполнение поставленной задачи Текущий контроль
Исполнение принятого решения
Принятие решения Предвосхищение возможного результата
Определение путей достижения цели (подходящий способов действия)
Осознание цели и стремление ее достичь
Борьба мотивов  
Потребность

 

Особо значимое волевое действие (героический поступок, подвиг) совершается как порыв в предельно короткое время при мобилизации всех сил личности. В таких условиях все звенья волевого действия как бы сливаются воедино, взаимопронизывают друг друга. Осознание цели, принятие решения, программы действий, определение способов достижения цели здесь вплетается в непосредственные практические действия человека. Чаще всего это бывает в чрезвычайных обстоятельствах: в боевой обстановке, при спасении жизни людей, при стихийных действиях, авариях, катастрофах и т.д.

 

ФУНКЦИИ ВОЛИ

Е.П. Ильин «волевые функции»:

ВОЛЯ (произвольное управление, или самоуправление)
1. Самодетерминация (мотивация) 2. Самоинициация и самоторможение 3. Самоконтроль 4. Самомобилизация (внимание) и самостимуляция

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.