Самодетерминация (мотивация)- будем изучать, когда будем проходить МОТИВАЦИЮ.
2. Самоинициация и самоторможение. Главная проблема в том, что существует:
Самоконтроль Инструментом самоконтроля выступает произвольное внимание. При этом произвольное внимание может быть направлено на - контроль за ситуацией - на результат действия - на само действие. Причем контроль за действием может быть двух видов: смысловой (что и как делать) и перцептивный (что происходит с частями тела, каково напряжение мышц и т. д.). В свою очередь, перцептивный контроль можно разделить на внешний — зрительный, слуховой, тактильный и внутренний — проприорецептивный и вестибулярный. Переключение концентрированного внимания, вызванное необходимостью в отдельные моменты выполнения действия переключаться то на одно, то на другое: с действия — на ситуацию или на результат (т. е. с внутреннего контура управления на внешний), это динамический контроль. Тонический контроль — это перцептивный контроль за действием, осуществляемый постоянно (как фон) при минимальной интенсивности внимания. Примеров такого контроля множество. При чтении: увлекшись ассоциациями, возникшими в связи с прочитанными мыслями, человек не прекращает чтения, а механически бегает глазами по строчкам, осуществляя считывание слов, но не очень или совсем не понимая смысла читаемого. Однако такое отвлечение длится недолго: человек «вдруг» спохватывается, что он отвлекся. Это-то «вдруг» и показывает, что при чтении был задействован тонический (фоновый) контроль за осуществлением двигательной программы действия — перевода взгляда с одной строчки на другую, так как, пока мы пребывали в задумчивости, взор наш оказался уже внизу страницы. Нарушение программы (слежение за текстом и понимание его) приводит к включению динамического контроля.
Автоматизация действий состоит в появляющейся в результате упражнения, обучения, тренировки возможности (но не необходимости!) отключать динамический контроль (отчетливое осознавание) за выполнением действия или его частей (с переходом на тонический контроль) и направлять этот контроль на внешнюю ситуацию. Именно благодаря этому и появляется возможность разыгрывать тактические комбинации в спортивных играх, выражать эмоциональную сторону танца и т. д. Однако все это не делает выполнение навыка неосознанным, не приводит к тому, что произвольное действие переходит в разряд непроизвольных. Оно остается сознательным и преднамеренным, а, следовательно — произвольным.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|