Здавалка
Главная | Обратная связь

Самодетерминация (мотивация)- будем изучать, когда будем проходить МОТИВАЦИЮ.



 

2. Самоинициация и самоторможение. Главная проблема в том, что существует:

1) представления об инициации произвольных действий непроизвольно с помощью возникающих представлений и связанных с ними идеомоторных актов; 2) представления о запуске произвольных актов с помощью волевого усилия (волевого импульса).
У. Джемс приводит следующий пример: «Во время разговора я замечаю булавку на полу или пыль у себя на рукаве. Не прерывая разговора, я поднимаю булавку или стираю пыль. У меня не возникает никаких решений по поводу этих действий, они совершаются просто под впечатлением известного восприятия и проносящейся в сознании моторной идеи» (там же, с. 322). Возникает вопрос: а почему появилась моторная идея? И почему не могло с такой же быстротой пронестись в сознании и остаться незафиксированным в памяти решение, что надо стереть пыль или поднять булавку? Н. Н. Ланге: «1) воля есть тот двигательный импульс, который, возникая из чувствований и влечений, предшествует движениям; 2) этот импульс нами не осознается — воля по существу своему бессознательна; 3) сознаются нами лишь самые движения, как уже исполненные; Таким образом, по Н. Н. Ланге, человек не управляет сознательно ни волевым импульсом, ни волевым усилием; последнее он лишь ощущает, а первое лишено и этого. В. И. Селиванов[3]: «Надо различать два вида волевой регуляции: 1) пусковую, связанную с постановкой цели, решением и началом действия - импульс; 2) исполнительскую, когда требуется затрата волевых усилий на то, чтобы в нужный момент действие усилить или ослабить, ускорить или замедлить, проконтролировать результат, исправить ошибки и остановить действие - усилие»   В. К. Калин[4] разводит два вида усилия: - преднамеренное, которое, как можно понять из высказывания, выполняет роль импульса, запускающего программу действия (очевидно, это то, что я называю волевым импульсом), и - собственно волевое усилие, связанное с преодолением затруднений.  

 

Самоконтроль

Инструментом самоконтроля выступает произвольное внимание. При этом произвольное внимание может быть направлено на

- контроль за ситуацией

- на результат действия

- на само действие.

Причем контроль за действием может быть двух видов: смысловой (что и как делать) и перцептивный (что происходит с частями тела, каково напряжение мышц и т. д.). В свою очередь, перцептивный контроль можно разделить на внешний — зрительный, слуховой, тактильный и внутренний — проприорецептивный и вестибулярный.

Переключение концентрированного внимания, вызванное необходимостью в отдельные моменты выполнения действия переключаться то на одно, то на другое: с действия — на ситуацию или на результат (т. е. с внутреннего контура управления на внешний), это динамический контроль.

Тонический контроль — это перцептивный контроль за действием, осуществляемый постоянно (как фон) при минимальной интенсивности внимания. Примеров такого контроля множество. При чтении: увлекшись ассоциациями, возникшими в связи с прочитанными мыслями, человек не прекращает чтения, а механически бегает глазами по строчкам, осуществляя считывание слов, но не очень или совсем не понимая смысла читаемого. Однако такое отвлечение длится недолго: человек «вдруг» спохватывается, что он отвлекся. Это-то «вдруг» и показывает, что при чтении был задействован тонический (фоновый) контроль за осуществлением двигательной программы действия — перевода взгляда с одной строчки на другую, так как, пока мы пребывали в задумчивости, взор наш оказался уже внизу страницы. Нарушение программы (слежение за текстом и понимание его) приводит к включению динамического контроля.

 

Автоматизация действий состоит в появляющейся в результате упражнения, обучения, тренировки возможности (но не необходимости!) отключать динамический контроль (отчетливое осознавание) за выполнением действия или его частей (с переходом на тонический контроль) и направлять этот контроль на внешнюю ситуацию. Именно благодаря этому и появляется возможность разыгрывать тактические комбинации в спортивных играх, выражать эмоциональную сторону танца и т. д. Однако все это не делает выполнение навыка неосознанным, не приводит к тому, что произвольное действие переходит в разряд непроизвольных. Оно остается сознательным и преднамеренным, а, следовательно — произвольным.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.