Здавалка
Главная | Обратная связь

Упорство и упрямство.



Изучению упорства как самостоятельного волевого качества психологи уделяли значительно меньше внимания, чем изучению настойчивости, по той причине, что упорство и настойчивость часто рассматриваются как одно и то же проявление силы воли. Больше говорят об упрямстве как негативном проявлении упорства.

П. А. Рудик определяет упорство как волю к победе. Он выделяет важную для понимания упорства как особого волевого качества характеристику: упорный человек не пасует перед неудачей.

Мы будем понимать упорство как стремление достичь «здесь и сейчас», т. е. одномоментно, желаемого или необходимого, в том числе и успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам. Оно носит характер одноразового приложения волевого усилия для достижения конкретной и близкой (оперативной) цели, например, когда ученик пытается решить трудную математическую задачу, или когда юный музыкант разучивает гаммы, или когда спортсмен осваивает новый элемент техники спортивного упражнения и т. п. Про упорство говорят тогда, когда у человека что-то не получается и он пытается это сделать еще и еще раз, но, как говорится, за один присест. Упорство часто характеризует волевые усилия при решении интеллектуальных задач, а не только двигательных.

При рассмотрении упрямства допускаются две ошибки.

1. нередко упрямство рассматривается как проявление слабоволия (С.Л. Рубинштейн). Это не так. Упрямство - это тоже волевое проявление, но они выдвигаются человеком вопреки разумным доводам, советам, указаниям других людей. Есть на этот счет притча. Две лягушки попали в банку со сметаной. Одна лягушка, убедившись, что выбраться невозможно, прекратила сопротивление и погибла. Другая продолжала прыгать и биться, хотя все ее движения казались бессмысленными. Но от ударов лапками сметана загустела, превратившись в плотный комок масла, и лягушка, опершись на него, выбралась из банки. Так что не всегда упрямство означает бесполезность прилагаемых усилий. 2. упрямство рассматривается как негативное проявление настойчивости, хотя на самом деле упрямство является бессмысленным или эгоистичным проявлением упорства. Упрямство от настойчивости отличается своей объективной необоснованностью, и субъект упрямствует в своем решении только потому, что это решение исходит от него (этому соответствует пословица: «вся рота идет не в ногу, только я один в ногу») – С.Л. Рубинштейн.

 

К. К. Платонов тоже определяет упрямство как нецеленаправленную настойчивость, которая зависит иногда от инертности нервных процессов, но чаще является чертой характера.

Причины проявления упрямства могут быть разными. В детстве упрямство может быть формой протеста, выражающей недовольство необоснованным подавлением развивающейся самостоятельности, инициативности ребенка. В более позднем возрасте упрямство может явиться следствием стремления к самоутверждению.

Возникновению упрямства у детей и подростков способствуют неблагоприятные условия жизни и воспитания: игнорирование их существенных потребностей, грубое обращение или, наоборот, потакание их капризам и необоснованным требованиям. Не всегда умея разумно проявить свою самостоятельность, подросток может стать неуступчивым по мелочам, начинает отстаивать неразумные решения. Упрямство чаще всего проявляется у эмоционально возбудимых и интеллектуально ограниченных людей.

Упрямство может закрепиться и стать устойчивым отрицательным свойством личности. Преодолеть упрямство трудно, особенно если человек сам не хочет этого.

Настойчивость.

В отечественной психологии, как и в зарубежной, настойчивость подменяется другим волевым качеством — упорством. Для многих психологов настойчивость и упорство — это одно и то же.

Важность настойчивости для характеристики поведения человека признана давно. Исследование этого волевого проявления, обозначается английским словом «persistence». Термин «persistence» имеет довольно широкое семантическое поле и помимо настойчивости включает в себя упорство, терпение, стойкость, последовательность и т. д. Это привело к тому, что фактически под общим названием стали изучаться если и не совсем разные, то, по крайней мере, не совсем тождественные, с нашей точки зрения, волевые проявления: настойчивость, упорство, терпеливость.

В исследовании настойчивости западными психологами выделяют три направления.

настойчивость изучается как черта характера, стабильно определяющее поведение человека (отсюда название исследований — «trait studies»). Ситуативные факторы в данном подходе игнорируются, так как считается, что они перекрываются чертами личности настойчивость изучается как устойчивость к угасанию: исследуется зависимость проявления настойчивости от ожидания успеха или неудачи. настойчивость изучается в контексте проблемы мотивации: исследуется зависимость настойчивости от мотивации достижения

 

В нашей стране:

«Психологический словарь» (1983): настойчивость определяется как качество личности, заключающееся в умении добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Настойчивость характеризуется упорным стремлением достичь желаемого.

В учебнике «Психология» (1984) настойчивость (вместе с упорством) определяется как проявление воли, характеризующееся длительным сохранением (нередко и повышением) энергии и активности в борьбе за достижение цели, в преодолении многих (в том числе неожиданно возникающих) препятствий.

В. В. Богословский (1973): настойчивость - волевое свойство личности, которое проявляется в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью.

Учебник «Психология» (1970): «Настойчивость проявляется в умении человека в течение длительного времени преодолевать трудности и препятствия, неуклонно идти к цели. ...Настойчивые люди проявляют волю не эпизодически, а постоянно и методично».

Таким образом, настойчивость как систематическое проявление силы воли при стремлении человека достичь отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности.

Проявление настойчивости зависит:

1) от степени уверенности человека в достижимости цели

2) от мотивации достижения (стремления к успеху)

3) от наличия волевых установок на преодоление затруднений.

Реализуется настойчивость через многократное проявление упорства и терпеливости.

Самообладание

П. А. Рудик: самообладание - способность не теряться в трудных и неожиданных обстоятельствах, управлять своими действиями, проявляя при этом рассудительность и сдерживая отрицательные эмоции. П. А. Рудик отмечает, что человек с самообладанием не теряется в минуты опасности, не поддается панике, сохраняя ясность ума и сообразительность.

П.И. Иванов: самообладание — это власть человека над самим собой.

«Словарь по этике» (1983) - это моральное качество, выражающееся в способности и привычке человека контролировать чувственную сторону своей психики (эмоции, чувства, желания, привычки, склонности) и подчинять свою деятельность решению сознательно поставленных перед собой задач и требованиям человеческого общежития. Отсутствие самообладания приводит к трусости,бестактности,грубости,распущенности.

Ф. Н, Гоноболин и В. В. Богословский сводят самообладание к выдержке.

Скорее всего, самообладание является собирательной волевой характеристикой, которая включает в себя выдержку, смелость и отчасти решительность, т. е. те волевые качества, которые связаны с подавлением отрицательных эмоций, вызывающих нежелательные для человека побуждения. Самообладание связано с самоконтролем и саморегуляцией эмоционального поведения, с самоограничением эмоционального реагирования и зависит, как отмечал С. Л. Рубинштейн, от соотношения между аффектом и интеллектом.

Выдержка.

В бытовом сознании это качество отражается как хладнокровие, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта.

Выдержка включает в себя:

- умение человека осуществлять контроль над своими чувствами, подчинять свои действия поставленной цели, несмотря на возникающие препятствия и непредвиденные обстоятельства (настойчивость);

- способность преодолевать трудности, подавлять в себе малодушное желание отказаться от намеченных задач (упорство);

- верность избранным идеалам и принципам вопреки тяготам и лишениям, пассивному и активному противодействию и принуждению со стороны открытых врагов (стойкость);

- умение подавлять в себе раздражение, пессимистические или, наоборот, авантюристические настроения при столкновении с сопротивлением окружающих.

У П.А. Рудика (1967)выдержка = терпеливость.

В. К. Калин: выдержка - способность волевым усилием быстро затормаживать (замедлять, ослаблять) излишнюю активированность, сдерживать и подавлять ненужные в данный момент чувства, мысли и привычки, т.е. это способность осознанно владеть собой, своими эмоциями, мыслями, действиями.

Выдержка понимается как устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, т. е. подавлять сильные влечения, желания.

Это качество выражается в устойчивом проявлении в случае необходимости состояния сдержанности, внешней невозмутимости, несмотря на сильное желание отомстить обидчику, ответить грубостью на грубость; выдержка также проявляется в подавлении желания съесть то, что запретили врачи, закурить, когда рядом курят другие, если принято решение бросить курить, и т. п. По сути, в этом качестве проявляется тормозная функция воли.

Выдержку нельзя смешивать с эмоциональной невозбудимостью, бесчувственностью.

На первый взгляд может показаться, что к выдержке следует отнести и терпеливость, о которой речь шла выше, недаром при задержке дыхания экспериментатор говорит испытуемому: «Терпи, сколько выдержишь». Однако это все же разные волевые проявления. Как правильно отметил В. К. Калин, выдержка связана с подавлением спонтанно возникшей активности, с торможением действия. Терпеливость же, наоборот, связана с волевым поддержанием активности, с мобилизацией энергии для выполнения действия.

Несдержанность является поведением, свидетельствующим об отсутствии у человека выдержки. Проявляется несдержанность в агрессивном поведении.

Смелость.

Как в быту, так и в психологии смелость определяется многими синонимичными понятиями: бесстрашие, неустрашимость, отвага, героизм, мужество, храбрость, лихость, удаль, доблесть. Отсутствие у человека смелости также характеризуется многими понятиями: робость, боязливость, осмотрительность, пугливость, трусость.

К. К. Платонов родовым понятием считает бесстрашие и выделяет три его формы: смелость, храбрость и отважность.

Смелый человек тот, который выполняет задание, несмотря на то, что знает о его опасности Храбрость связана с эмоциональным переживанием боевого возбуждения, упоения опасностью. Храброму опасность нравится А отважным можно быть, только достигая общественно значимой цели. Страх у отважного вытеснен чувством долга.

 

Видимо эти формы проявления смелости являются не личностными особенностями человека, а отражают его различные состояния и различную значимость целей для самого человека и для общества.

Смелость предполагает:

- решительные действия во имя достижения поставленной цели,

- верность избранным идеалам и принципам вопреки враждебным обстоятельствам и давлению со стороны других людей,

- откровенное выражение своего собственного мнения, особенно когда оно противоречит устоявшимся или санкционированным властью взглядам, непримиримость в отношении всякого зла и несправедливости.

Нетрудно заметить, что последние три пункта относятся к так называемой социальной смелости. Поэтому не удивительно, что конкретными выражениями смелости наряду с подвигом являются также почин и инициатива.

Там же отмечается, что смелость связана с моральными качествами - мужество, стойкость, принципиальность, самообладание, инициативность. Нравственное оценивание положительно тогда, когда действия направлены на осуществление справедливых и гуманных целей. В противном случае акты смелости могут быть проявлением отчаяния, бравады, показного фрондерства, анархистского бунтарства, нигилизма и авантюризма.

Противоположна смелости трусость. Она часто рассматривается как проявление малодушия, и характеризует поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами.

НО рассматривать любое проявление трусости как социально отрицательное явление, так же как любое проявление смелости — как подвиг, неправомерно.

П. А. Рудик: смелость - способность активно действовать для достижения цели в опасных и трудных ситуациях, сознавая возможность тяжелых для себя последствий, например возможность получить травму.

Учебное пособие «Психология спорта...» (1979): это способность правильнодействовать в опасных ситуациях, продуманно идти на риск.

В.К. Калину: смелость — это способность при возникновении опасной ситуации (для жизни, здоровья, престижа) сохранять устойчивость организации психических функций, выражающуюся в отсутствии снижения качества деятельности. В. К. Калин отмечает, что у смелого редко возникает боязнь или испуг. Смелость проявляется, пишет он, в способности блокировать в зародыше эти эмоции. Он полагает, что блокировать эмоцию и подавить уже развившуюся — это не одно и то же.

Смелость состоит не в бесстрашии как отсутствии страха, а в способности человека управлять своим поведением, несмотря на возникший страх. Чем меньшее дезорганизующее влияние будет оказывать страх на качество действий и деятельности человека, тем выше будет уровень проявляемой смелости. Поэтому смелость - способность человека подавлять защитные реакции при возникновении страха, боязни и качественно осуществлять свои намерения в объективно или субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях.

Вследствие этого смелость является одним из проявлений самообладания.

Таким образом, смелость как волевое проявление состоит не в отсутствии страха, а в способности управлять собой, своими действиями и поступками при наличии страха.

Псевдосмелость.Бывает, что человек храбрится, т. е. принимает бодрый вид, стремясь казаться себе храбрым, на самом деле таковым не являясь. От истинной смелости надо также отличать бравирование как пренебрежение опасностью ради показной храбрости. Примером такой показной псевдосмелости является собака из басни И. А. Крылова «Слон и моська»: «Аи, моська, знать она сильна, что лает на слона».

Решительность.

Говоря о решительности, подчеркнем, что она не синоним смелости, как об этом пишется во многих учебниках и словарях: «смело — значит уверенно, без колебаний». Например, расхрабриться значит набраться смелости и решиться на что-либо; отважиться — осмелиться, решиться; боевой означает и смелый и решительный. И все же решительность и смелость — это два самостоятельных волевых качества. Безусловно, в ряде волевых актов они проявляются одновременно. Неслучайно поэтому и ряд слов обозначает и то и другое.

К.Н. Корнилов (1957), Ф.Н. Гоноболин (1973): решительность - отсутствие излишних (ненужных) колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений, проведение их в жизнь.

Н.Д. Левитов и В.В. Богословский при определении решительности делают акцент на быстроте принятия решения, Б.М. Теплов, В.А. Крутецкий, А.Ц. Пуни — на своевременности и обдуманности принятия решений, а П.А. Рудик связывает решительность с наиболее правильным в данных условиях решением.

В «Психологическом словаре» подчеркивается другая сторона решительности. Там это - способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовать их в деятельности. Отмечается, что решительность особо ярко проявляется в сложных ситуациях, когда поступок связан с известным риском и необходимостью выбора из нескольких альтернатив.

Как видно из вышеизложенного, общим для всех определений является следующее: отнесение решительности к принятию решения, указание на время принятия решения и на значимость ситуации. Поэтому, решительность — это такое волевое качество, которое характеризуется минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, т. е. в ситуации, когда принятие неудачного решения может привести к неприятным последствиям для самого человека и его окружения.

Изучение соотношений между смелостью и решительностью (И.П. Петяйкин, 1975) не подтвердило бытующее мнение, что смелый всегда является решительным. Корреляции между волевыми качествами смелости и решительности обнаруживаются только в опасной ситуации(чем ниже уровень смелости, тем меньше решительность), причем они выражены в большей степени у лиц женского пола. Однако и в этих случаях встречаются исключения, когда многие боязливые в опасной ситуации становятся решительными при необходимости выполнять задание. В неопасной ситуации связи решительности со смелостью нет: решительными могут быть и боязливые, а нерешительными - смелые.

Итак, судя по приведенным данным, мнение ряда психологов (А. Ф. Лазурский, К. Н. Корнилов, В. А. Крутецкий. К. К. Платонов, В. В. Богословский), состоящее в том, что решительность не тождественна смелости, оправдалось.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.