Здавалка
Главная | Обратная связь

РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА



Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях.

1. Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные.

2.Обретение человеком контроля над своим поведением.

3. Выработка волевых качеств личности.

Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции и только затем — в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирований волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным волевым качествам.

Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек

4. сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения, значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени.Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной, работоспособности и воли.

Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей." Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости, как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность. Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным «правлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, Появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.


[1] В.А. Иванникова «Психологические механизмы волевой регуляции» (1998)

[2] По некоторым данным именно немецкий социолог Ф. Теннис назвал направление в науке, идеализирующее волю «волюнтаризмом». Хотя иногда пальму первенства в этом вопросе приписывают Ф. Паульсену.

[3] Селиванов В. И. Психология волевой активности. — Рязань, 1974.

[4] Калин В. К. Волевая регуляция деятельности: Автореф. дис. ...д-ра наук. — Тбилиси, 1989.

[5] По этому поводу можно сказать, что у животных, скорее всего, есть зачатки волевого поведения и одним из них является проявление ими волевого усилия, о чем пишет и П. В. Симонов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.