Здавалка
Главная | Обратная связь

Характеристика методов соц.- псих. Исследования



Наблюдение – систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений.

Самые главные проблемы, которые встают при этом методе что наблюдать и как фиксировать. Наблюдение может быть житейским и научным.

Виды наблюдения:

Полевое лабораторное. По позиции наблюдателя: скрытое открытое включенное и не включенное. По хронологии: кратковременное, долговременное (лонгитюдное). По фиксации результатов: констатирующее или оценивающее.

Метод анализа документов – представляет собой процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях и процессах содержащийся в документах. При этом методе возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Для преодоления субъективности интерпретации документов вводится особый прием контент-анализ (анализ содержания) – особый более или менее формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные единицы, а затем подсчитывается частота их употребления. Есть смысл применять, когда есть большое количество материала для исследования. Пример: исследования в области массовых коммуникаций. Трудности с выделением единиц в тексте во много м зависит от теоретической позиции и личной компетенции и творческих возможностей.

Опрос – метод предполагающий ответы испытуемого на конкретные вопросы исследователя. Виды:

1. письменный (анкета)

2. устный (интервью) формируется устно при личном контакте с испытуемым задается ряд систематических вопросов ответы фиксируются

сначала гипотеза –> вопросы (утверждения мнения…) выборка примерно 2-3 тыс непрезентативность – блуждающий репортер.

Более легкий экономичный способ обследования – анкетирование; гарантирует большую анонимность. Интервью – даст дополнительную информацию при наблюдении поведения респондента; интервьюер может уточнять вопросы и точно известно что на вопрос отвечает именно тот кто интересует.

Тестирование – метод психодиагностики используются стандартные вопросы и задачи имеющие определенную шкалу значений. Они позволяют подвергнуть полученные ответы математико-статистической обработке и выявить характеристики отличающие 1 человека от другого сравнить данные с результатами нормы которая получается при исследовании статистически-значимой группы людей. Чаще применяются личностные, реже групповые (социометрия).

Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью изучения причинно-следственных взаимосвязей различных социальных явлений в заданной ситуации.

Суть: произвольное введение независимых переменных и контроль за ними, а так же за изменением зависимых переменных.

Выделяют контрольные и экспериментальные группы.

Виды:

1. лабораторный – в заданных условиях с экспериментальной группой, где исследователь контролирует изучаемый процесс.

2. естественный (полевой) – в обычной для испытуемых обстановке.

Экспериментальные условия лишь частично соответствуют жизненным условиям, наиболее точные для проверки гипотез. Поэтому проводят различия между тем, что произойдет и может произойти.

Альтернатива лабораторному эксперименту – квазиэксперимент исследовать не в полной мере или вовсе не контролировать зависимую переменную; он лишь выбирает как, когда, относительно кого/чего определяется независимая переменная. Независимая переменная в квазиэксперименте включает в себя естественные жизненные события: полит решения и несчастные случаи…

Проблемы экологической валидности репрезентативность и Розенталь-эффект

1. необходимо лишь проверять отдельные положения теории, а для анализа реальной ситуации – интерпретировать + квазиэксперимент.

2. невозможность «вырвать» именно тех кто нужен. Чаще всего используются добровольцы => репрезентативность падает

3. результат возникает при присутствии экспериментатора







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.