Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие общение.Виды, функции, уровни, критерии удовлетворенности общением.



Общение – специфическое форма взаимодействия человека с другими людьми, процесс установления и развития контактов между ними порождаемый потребностями совместной деятельности.

Общение – процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов по средствам различных знаковых систем.

Функции общения:

1. психологическая

a. обуславливает развитие человека как индивида и личности

b. общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность)

c. общение стимулирует развитие болевых процессов (активность)

d. общение стимулирует развитие эмоциональных процессов аффективность

2. социальная функция

a. определяют развитие общества как социальной системы и развития групп как составных единиц этой системы

b. интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах

3. инструментальная

a. многочисленные связи между человеком и миром

Виды общения

(по Сухому):

1. межличностное групповое межгрупповое и массовое

2. доверительное конфликтное

3. интимное криминогенное

4. деловое личное

5. прямое опосредованное

6. терапевтическое не насильственное

по Андриенко:

1. непосредственное общение прямое естественное общение,

a. субъекты находятся рядом и общаются при помощи различных средств (мимика жесты)

b. такое общение является двусторонним

c. характеризуется полной и оперативной обратной связью => оно реально только в малых группах оно бывает 2 видов:

i. формальное

ii. межличностное

2. опосредованное (косвенное; в ситуациях, когда индивиды отдалены временем и расстоянием (телефон Интернет письма)

a. не полный психологический контакт

b. обратная связь отдалена

c. в группе или между 2 субъектами

3. массовое (определяет социальный коммуникативный процесс представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а так же коммуникацию опосредованную различными видами массовой информации):

a. прямое – митинги демонстрации публика общественный транспорт

b. опосредованное носит односторонний характер и связанно с массовой культурой и СМИ под влиянием информации передаваемой такими источниками формируются мотивы установки которые в дальнейшем определяют их социальные поступки обратная связь сложна и практически не возможна в непосредственном виде.

4. квазиобщение – мнимое общение иллюзия общения (сериал)

Стили общения.

Стили общения:

1. императивное общение – авторитарная директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением установками мыслями принуждение его определенным действиям или решениям. Партнер является объектом, => пассивен. Цель открыта и не завуалирована. Средства оказания влияния: приказы предписания требования. Неуместно

2. манипулятивные – форма межличностного общения при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Партнер по общению = объект (т.е. носитель определенных нужных свойств и качеств) стремление добиться контроля над его поведением и мыслями. Сфера разрешенной манипуляции: бизнес, деловые общения, пропаганда. Не уместны в личных отношениях т.к. разрушают дружбу любовь привязанность. Концепция развита Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на других людей». Э. Шостром «анти – Карнеги или человек манипулятор». Считает что человек, выбравший этот стиль общения, сам становится жертвой манипуляций. Самого себя начинает воспринимать фрагментарно. Переходя на стереотипную форму поведения руководствуется ложными мотивами и целями теряя стержень собственной жизни. «Манипулятора характеризует лживость примитивность чувств апатия к жизни состояние скуки чрезмерный самоконтроль цинизм и недоверие к себе или к другим» наиболее подвержены манипулятивной деформации педагога и психолога. В процессе обучения всегда существует элемент манипуляции.

Императив + манипуляция = монологический стиль общения.

1. монологический стиль – человек рассматривает другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника игнорируя его.

2. диалогическое – равноправное субъект – субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению.

Возможно при:

 наличие психологического настроя на активное состояние собеседника, собственное актуальное состояние себя («здесь и сейчас»)

 неоценочном восприятии личности другого, установка на доверие к его намерениями

 восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение

 проблематизация содержания общения

 персонализация общения (представление своих искренних чувств)

диалогическое общение - глубинное общение, глубокое понимание себя, своего партнера => создает условия для межличностного роста.

12.

13.

14. Специфика коммуникации между людьми:

1. субъект субъектное общение (интерсубъектный процесс)

2. возможность взаимного влияния и типа отношений

3. сходная система кодификации, декодификации

4. коммуникативный барьер – психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации:

a. Барьер социально-психологических различий (социальные, политические, религиозные, профессиональные) вызывают разную интерпретацию одних и тех же понятий, и даже различные мироощущения и миропонимания.

b. Семантический барьер жаргон и сленг, профессиональный язык

c. Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента.

d. Логический барьер если логика коммуникатора слишком слона для восприятия реципиента либо кажется, ему неверной противоречит присущей ему манере доказательства.

В теории коммуникации используют понятие направленность сигналов. Различают несколько видов:

1. ретиальный – сигналы направлены множеству вероятных адресатов. Заставляет членов группы осознавать свою принадлежность к этой группе => происходит социальная ориентация участников коммуникативного процесса.

2. аксиальный – сигналы направлены единичным приемникам.

Информация, исходящая от коммуникатора может быть 2 видов:

1. побудительная выражается в приказе, совете, просьбе, т.е. рассчитана на то чтобы стимулировать к.л. действие.

a. Активация – побуждение к действию

b. Интердикция – запрет нежелательных видов деятельности

c. Дестабилизация – рассогласование или нарушение поведения или к.л. деятельности

2. констатирующая информация в форме сообщения имеет место в различных системах образования, не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому.

Существует 2 знаковые системы при помощи, которых можно передавать информацию:

1. вербальная

2. невербальная

Вербальная коммуникация.

В качестве знаковой системы используется человеческая речь (звуковой язык), т.е. система фонетических знаков. Речь – универсальное средство коммуникации.

При помощи речи мы осуществляем кодирование и декодирование информации. Коммуникатор кодирует информацию, декодирует реципиент.

Схема передачи и восприятия сообщения.

Говорящий имеет замысел, воплощает в систему знаков, а слушающий декодирует. Раскрытие смысла не возможно в не ситуации совместной деятельности.

Диалог – представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, ходе которой выявляется смысл речевого сообщения.

Модель коммуникативного процесса по Лассуэлу:

1. кто передает сообщение – коммуникатор

2. что предается – сообщение или текст

3. как осуществляется передача – канал

4. кому направляется сообщение – аудитория

5. с каким эффектом – эффективность

Позиции коммуникатора:

1. открытая – коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения.

2. отстраненная – коммуникатор держится, подчеркнуто нейтрально сопоставляя противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявляя это открыто

3. закрытая – умалчивает о своей точке зрения, иногда прибегает с специальным мерам чтобы ее скрыть.

Невербальная коммуникация.

Функции невербальных средств общения:

1. дополнение речи

2. замещение речи

3. репрезентация эмоциональных состояний.

7% - слова

38% - звуковые средства

16.

17,перцептивная сторона

социальная перцепция – процесс восприятия социальных объектов (другие люди, социальные группы, большие социальные общности). Понятие ввел Брунер в 1947г.

Варианты социальных перцептивных процессов.

Межличностная перцепция – процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с личностными характеристиками и интерпретация на этой основе поступков и поведения.

Межличностная перцепция - восприятие другого человека.

Функции соц. перцепции:

1. познание себя

2. познание партнера по общению

3. организация совместной деятельности на основе взаимопонимания

4. установление эмоциональных отношений

Механизм взаимопонимая в процессе общения.

Приобретение представлений о себе не абстрактно, а в рамках совместной деятельности, в разработке совместных решений.

Механизм межличностной перцепции:

1.механизм познания и понимания людьми друг друга

 идентификация (отождествление себя с другим)

 эмпатия (вчувствование, сопереживание, не рациональное осмысление, а стремление эмоционально откликнуться на проблему)

 межличностная аттракция (механизм привлечения)

Аттракция- процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношений.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент.

Исследование факторов сходства характеристик субъекта и объекта восприятий, роль экологичных характеристик процесса общения, помогающее поведение.

Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

В отечественной психологии аттракция мало исследована.

2. познание самого себя – рефлексия.

Рефлексия- осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня.

Глубокое последовательное взаимоотношение.

Повысить успех общения может социально-психологический тренинг.

3.механизм прогнозирования поведение партнера по общению – каузальная атрибуция

Интерпретируют поведение других людей в условиях дефицита информации.

Люди начинают приписывать друг другу, как причины, так и образцы поведения и характеристики.

Г.Келли, Э.Джонс, К.Вэвис, Д.Кенноуз, Р.Нисбет, Л.Стрикленд.

Мера и степень приписывания зависит от уникальности или типичности поступка (типичное поведение, предписанное ролевыми ожиданиями, легче поддаётся однозначной интерпретации), от степени соц. желательности/нежелательности поступка.

Эффекты межличностного восприятия.

 Эффект ореола (формирование специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определённых качеств: информация, полученная о человеке накладывается на тот образ, который уже был создан заранее)

Пример: эффект проявляется при формировании первого впечатления о человеке.

Общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств.

 Эффект новизны и первичности (значимость определённого порядка предъявления информации для составления представления о человеке)

Эффект новизны проявляется, когда мы воспринимает знакомого человека. Последняя информация всегда будет оказываться наиболее значимой.

Эффект первичности проявляется, когда мы воспринимаем незнакомца. Первая информация всегда более значима.

 Эффект стереотипизации

Термин спец. стереотип вводит У.Липман в 1922

18, Социально-психологический тренинг - активная групповая подготовка с использованием методов групповой дискуссии, деловой и ролевой игры, направленная на повышение социально-психологической компетенции группы.

Цель и смысл тренинговой работы определяются тремя основными группами требований:

1. со стороны заказчика (руководителя организации)

2. со стороны каждого отдельного участника группы (личные запросы)

3. со стороны ведущего по отношению к членам группы (принципы тренинга)

Процедуры и техника тренинга:

1. Рефлексия и саморефлексия (предполагает постоянное проговаривание участниками групповых событий своих переживаний и чувств с помощью предлагаемых ведущим наводящих вопросов)

2. Экспертный опрос (обязывает тренера и других членов группы принимать комментарии непосредственных участников событий как экспертные и не поддающиеся опровержению)

3. Обучение «языку чувств» (предусматривает подчёркивание и выявление особой психологической реальности, обычно не выводящейся на уровень сознания)

4. Контроль за постоянной позитивной обратной связью (подразумевает по возможности регулярное обеспечение каждого поведенческого акта обратной связью, поступающие от участников игровых ситуации, наблюдателей и ведущего)

19 Большая группа – группа сложившиеся в ходе исторического развития общества занимающая определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. (классы, половозрастные группы)

Признаки больших социальных групп:

1. специфические регуляторы социального поведения. Нравы, обычаи, традиции

2. образ жизни интересы, ценности, потребности

3. язык жаргон, профессиональные термины и т.д.

Структура психологии больших социальных групп:

1. психический склад социальный или эмоциональный характер

2. эмоциональная сфера потребности, интересы, настроение

Проблема соотношения психологических характеристик большой социальной группы и сознание каждой отдельной личности в нее входящей.

Психологические характеристики группы это не сумма черт свойственной каждой личности, но то типичное, что характерное всем индивидам в нее входящим. Следовательно

Та часть личной психологии индивидов составляющих группу, которая принадлежит группе и есть то, что можно назвать психология группы. Не все черты присущие психологии группы, присущи каждому индивиду.

Методы исследования больших групп.

1. этнография – анализ продуктов культуры

2. сравнительные исследования

3. статистический анализ

4. приемы языкознания

Социальные представления разработанные С.Московиси – это обыденные представления к.л. группы о тех ил иных социальных явлениях.

Каждая группа строит образ мира и т.д. социальные представления – инструмент социально познания – метод исследования больших социальных групп.

Менталитет.

Интегральная характеристика некоторой культуры, в которой отражено своеобразное видение и понимание мира ее представителями, их типичных реакций на картину мира.

Менталитет большой социальной группы это типичный для группы набор социальных представлений и соответствующих им образцов поведения.

Стихийные группы – Кратковременные объединения большого числа лиц часто с различными интересами, но, тем не менее, собравшихся вместе по к.л. определенному поводу и демонстрирующих к.л. совместные действия. Могут быть кем-то организованны, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели и может быть весьма активной.

Выделяют: толпа, масса, публика.

Факторы формирования стихийных групп = общественное мнение – массовое сознание = сплав идей убеждений и т.д.

Характеристика общественного мнения:

1. возникает по поводу отдельных событий, явлений общественной жизни

2. достаточно мобильно

3. может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых часто кратковременных обстоятельств

Исследования общественного мнения – ключ к пониманию состояния общества.

Психология толпы.

Толпа – контактная неорганизованная общность, характеризующаяся высокой степень конформизма составляющих ее индивидов действующая эмоционально и относительно единодушно.

Могут возникать элементы организации, если есть человек, который ее возглавит.

Виды толпы:

1. окказиональная (случайность)

2. конвенциональная (толпа, собравшаяся по заранее известному поводу)

3. экспрессивная (толпа, выражающая общие эмоции)

4. экстатическая толпа (толпа, объятая экстазом.)

5. действующая

a. агрессивная (людская масса, совершающая деструктивные действия)

b. паническая (толпа, спасающаяся от кого-то)

c. стяжательная (толпа, борющаяся за ценности)

d. повстанческая (толпа, противодействующая властям)

особенности толпы:

1. повышение групповой внушаемости снижение эффективности действия механизмов контр-внушения

2. повышение эмоциональности восприятия действительности

3. подавление чувства ответственности за собственные поступки

4. появление чувство силы и осознания анонимности

Механизм развития толпы – массовое общение. Психологически воздействовать на толпу можно.

Психология массы.

Более стабильная, чем толпа образование с нечеткими границами, может оказаться организованной. Высока роль организаторов, которые известны заранее, действия массы более четки. Цель и тактика поведения продуманны.

Так же как толпа разнородна, в ней могут существовать разные интересы. Следовательно, ее существование может быть неустойчивой.

Публика

Форма стихийных групп (стихийность выражена слабо) кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с к.л. зрелищем.

Аудитория - публика в замкнутом пространстве.

Собирается ради общей и определенной цели и следовательно она более управляема. Действуют все законы массы и достаточно одного инцидента для превращения в массу.

Способы воздействия, реализуемые в стихийных группах.

Заражение.

Бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. (ритуальные танцы, спортивный азарт). Проявляется не через осознанное принятие информации, а через передачу определенного эмоционального состояния. Можно отметить «реакции заражения». Возникает особенно в больших открытых аудиториях и при помощи многократного отражения (цепная реакция).

Паника.

Возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, которое является следствием дефицита либо переизбытка пугающей или не понятной информации.

Панику сложно наблюдать, т.к поддаешься влиянию и поэтому ее сложно исследовать. Все исследования сделаны на уровне описания. Выявлены условия прекращения паники:

1. нахождение силы способной внести элемент рациональности, захватить руководство в этой ситуации.

2. если находится человек способный предложить образец поведения.

Мера, в которой аудитории поддаются заражению паникой.

1. от уровня развития личности (от уровня развития самосознания). Чем выше уровень развития общества, тем критичнее отношение индивидов к силам заражения, тем слабее действие механизма заражения.

Внушение.

Целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу.

Не критическое восприятие информации.

Классификация информации с точки зрения активности позиции коммуникатора.

1. сообщение

2. убеждение (интеллектуальное воздействие)

3. внушение

23 СОЦИАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ - массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанные с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением потребностей как материальных, так и духовных, и направленные на социальные изменения или сопротивления им в конфликтном противодействии с другими социальными группами. Г. Блумер считает, что "социальные движения можно рассматривать как коллективные предприятия, направленные на установление нового строя жизни. Их начало коренится в состоянии беспокойства, а движущая сила проистекает, с одной стороны, из неудовлетворенности настоящей формой жизни, а с другой - из желаний и надежд на какое-то новое устройство существования".

24 Малые социальные группы.

Малая соц группа – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей соц деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. (Андреева)

Малая соц группа – сообщество взаимодействующих и взаимовлияющих людей. (М. Шоул)

Границы малой группы:

• Нижняя граница

o 2 человека

o 3 человека

• Верхняя граница

o 7 человек (считает Миллер)

o 10-15-20 человек (произвольные числа из практики исследования)

o 30-40 человек (считает Морено)

o Подход Андреевой:

 Группа должна быть реально существующей

 Группа рассматривается как субъект деятельности

Верхней границы как таковой не существует, она ограничивается общей соц деятельностью.

Малой соц группой является группа, представляющая собой некоторую единицу совместной деятельности, её размер определяется эмпирически (опытным путем).

Классификация малых соц групп Кули (не рабочая классификация):

По степени тесноты контакта:

 Первичные (семья, группа друзей) = малая группа

 Вторичные (общение на митингах, демонстрациях)

Классификация малых соц групп Э. Мэйо:

По степени заданности (зависит от характера отношений):

• Формальные – четко заданы все позиции членов, и эти позиции предписаны групповыми нормами; строго распределены роли всех членов

• Не формальные – возникают стихийно, ни статусы, ни роли не предписаны, нет заданной системы отношений по вертикали (компания друзей); может создаваться внутри формальной как группировка

Классификация малых соц групп Г. Хаймена:

По фактору значимости отношений:

o Группы членства

o Референтные группы – группы, в кот индивиды не включены реально, но нормы, которых они принимают. Группы, возникающие внутри группы членства называют «значимый круг общения»

Феномены группового влияния.

1. Феномен соц фасилитации – в присутствии других людей улучшается выполнение действий.

Н. Трипплет заметил, что человек соревнуясь показывает результат лучше, чем с секундомером. В присутствии других людей человек работает более производительно. Это названо феноменом соц фасилитации. (дети с катушками)

Феномен соц ингибиции – присутствие других людей мешает выполнению деятельности (при заучивании бессмысленных слогов, прохождении лабиринта, решение сложных примеров на умножение).

Р. Заенц: «Возбуждение всегда усиливает доминирующую реакцию». То есть в простых, знакомых действиях усиление возбуждения благоприятствует решению.

Н. Коттрелл отвечает на вопрос почему нас возбуждает присутствие других людей. Ответ – боязнь оценки.

Он в 1968 он повторяет эксперимент Заенца с заучиванием бессмысленных слогов, но при этом вводит новую переменную: людям, которые присутствовали, завязали глаза и «незрячие» никак не повлияли на людей, которые заучивали бессмысленные слоги.

2. Феномен соц лености

Если в соревновании по перетягиванию каната участвуют 8 человек, будет ли сумма усилий равна 8 людям?

Нет, сумма усилий будет в два раза меньше.

А. Ингхэм 1974 год. Провел подобный эксперимент, но участвующим были завязаны глаза и из всех тянул канат только один.

6 человек кричащие и аплодирующие изо всех сил будет издавать шум лишь в 3 раза => в 2 раза тише кричит каждый.

Если перед людьми стоит неординарная задача, интересная и увлекательная цель;

Если люди воспринимают свой вклад как незаменимый;

Если считают других членов группы ненадежными, неспособными внести свой вклад;

Если уверены во вознаграждении своих усилий, то феномен соц лености не работает.

3. Феномен группового давления (конформизм).

Конформизм – психологическая характеристика позиции индивида, относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению. (Андреева)

Конформизм – изменение поведения или убеждения в результате реального или воображаемого давления группы (Маерс)

Первые эксперименты конформизма:

М. Шериф 1935-37 год. Цель: получить феномен возникновения норм в чистом виде.

Испытуемый находится в темной комнате, появляется светящаяся точка и со временем начинает двигаться у него спрашивают на сколько сдвинулась точка. Его ответом было 20 см. на следующий день он и еще 2 испытуемых остаются в комнате … у них спрашивают тот же вопрос, ответы различаются (1, 5, 15 см). через 3 дня таких испытаний ответы испытуемых совпали.

Именно это и называется групповой нормой.

«Наши представления принадлежат не только нам»

Д. Филипс отметил, что число самоубийств возрастает после широкого оповещения в СМИ.

С. Аша 1951г. Испытуемый (шестой из 7 человек). За столом сидят 7 участников, им даются задания, на которые все отвечают правильно, на третий раз 5 человек предшествующих перед испытуемым отвечают не верно на элементарное задание, что ответит испытуемый? В 37% его ответ окажется конформным.

Когда работали 1 на 1 с испытуемым, то правильных, бесспорных ответов испытуемый давал 99%.

Эксперименты подчинения Милгрэм. Первый эксперимент в 1965, второй в 1974г. Изучение влияния наказания на обучение.

В лабораторию приезжают 2 мужчин (один из которых подсадной, второй испытуемый). Испытуемый и подсадной вытягивают билеты (учитель, ученик). В роли учителя выступает испытуемый, а подсадной - ученик идет в другую комнату и выполняет задания. За каждую ошибку учитель должен наказывать ученика ударом тока, при этом с каждым разом сила тока увеличивается (на самом деле ток не идет).

Под влиянием экспериментатора (авторитета) 65% людей доходили до максимальной отметки (450в)

При дополнительной переменной, что у ученика плохое самочувствие, 63% «учителей» доходило до максимальной отметки.

1951 год эксперименты Соломона Аша.

Испытуемый 6 в ряду из 7 человек «цель» исследование процессов восприятия я связанных с ним суждений. Всем показывают карточки с отрезками, нужно определить какой из отрезков соответствует эталонному, но в 3 раунде 5 участников перед ним дают не правильный ответ, хотя правильный так же очевиден – 37% ответов оказываются конформными. Когда один на один работали с испытуемыми, 99% ответов были правильными.

Эксперименты подчинения Милгрэм. 1965г – 1-ый эксперимент, повторил в 1974.

Подчинение человека авторитету в лабораторию приезжают 2 мужчин (1 подсадной), подсадной человек становится учеником, испытуемый учителем. Учитель должен давать разряд тока тогда когда ученик ошибается. «цель» изучение влияния наказания на обучение. 65% дошли до высшей точки – при условии что у ученика болит сердце до высшей точки дошли 63%.

Конформизм будет проявляться тогда, когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Различают:

1. внешнюю конформность мнение группы принимается лишь внешне внутри идет сопротивление

2. внутренняя конформность (подлинная) индивид действительно усваивает мнение большинства

3. негативизм противоречие группе при любых условиях и давлении. Негативизм не равен независимости напротив это специфический случай конформизма – нонконформизм.

На западе все поведение делится на конформное и не конформное.

Петровские ученые делят поведение на 3 группы:

1. внутригрупповая внушаемость – бесконфликтное принятие мнения группы.

2. конформность – особое внешнее согласие при внутреннем расхождении.

3. коллективизм (коллективистическое самоопределение) относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива.

Условия конформного поведения:

1. от специфики групповой задачи, чем неопределенней и многозначней задача, тем конформизм будет проявляться больше.

2. если задача сложная, а человек не уверен в своих силах

3. от размера группы. Чем меньше группа, тем выше конформность.

4. от сплоченности группы, чем сплоченней группа, тем сильнее влияние.

5. чем выше статуса, тем больше его влияние на других

6. от возраста дети до 15 лет и старики

7. от пола мужчины реже проявляют конформное поведение, они считают, что проявить и выделить себя легче при помощи нонконформизма

25 Групповая динамика- совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе, в какую то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.

Включает в себя:

1. процесс образования малых групп (психологические механизмы) вопрос о групповой сплоченности (становление групповых норм, и ценности разделения их всеми членами группы)

2. лидерство и принятие групповых решений

3. развитие совместной деятельности

варианты социограммы:

1. мишень

2. группировка

3. индивидуальная

возможности:

1. позволяет получить скрытую информацию о взаимоотношениях в группе.

2. гибкая система проведения и интерпретации (легко изменяется)

3. проста в применении

ограничения:

1. данные носят ситуационный характер

2. дает срез поверхностных отношений

3. нельзя выявить мотив выбора

26 1.Социометрия (Дж. Морено).

Цель: диагностика эмоциональных связей между членами группы. Задачи: определение статуса каждого члена группы, измерение степени сплоченности, обнаружение группировок во главе с лидером. Форма работы: групповая. Особые условия: не раньше, чем через полгода знакомства.

Методическая процедура:

• Формулирование вопроса (критерий социометрического выбора)

• Выбор типа социометрической процедуры (непараметрическая – без ограниченного числа выборов; параметрическая – с ограничением числа выборов; ранжирование – расставить группу в порядке убывания)

• Условия проведения

Составление социограммы:

• Мишень

• Группировка

• Индивидуальная (относительно одного человека)

2.Референтометрия.

Методика позволяющая выяснить степень значимости каждого члена группы для его товарищей по сообществу, выявить с одной стороны тех на чье мнение в данной общности ориентированно большинство ее членов, а с другой тех чья позиция по тому или иному вопросу практически всем безразлична.

Процедура проводится в 2 этапа:

1. проводится социометрия

2. выявляется мнение чьи карточки человек хотел бы увидеть

3. составляется референтометрическая матрица

3.Стратометрия.

Стратометрическая концепция групповой активности. Теория деятельностного опосредования межличностных отношений в группе.

Всю структуру группы можно представить состоящую из нескольких страт – 3.

В – внешний уровень непосредственный эмоциональный контакт (то что измеряет социометрия)

Б – ценностно-ориентационное единство отношения опосредованы совместной деятельностью – совпадение ориентаций на основе ценностей.

А – ядро совместная деятельность и ее цели на этом уровне разделяют цели групповой деятельности.

Осуществление сплоченности осуществляется не за счет коммуникативной практики а за счет совместной деятельности.

Социологическое направление.

Эксперимент в Хоторне. (1924-1936)

Концепция человеческих отношений Мэйо.

Социабильность – потребность ощущать себя «принадлежащим» к к.л. группе.

Цель изначально – влияние освещенности и других нововведений на производительность труда.

28 Личность – систематические качества, которые приобретаются индивидом во взаимодействии с социальным окружением.

взаимодействие протекает в 2 формах в общении и в совместной деятельности

Подходы к структуре личности:

Ковалев 1970г.

1. психические процессы

2. психические состояния

3. психические свойства

Платонов 1975г.

1. биологически обусловленная подструктура:

a. темперамент

b. половые

c. возрастные

d. патологические свойства

2. психологическая подструктура

a. индивидуальные свойства отдельных психических процессов

3. подструктура социального опыта

a. приобретенные знания умения навыки и привычки

4. подструктура направленности личности

a. влечение

b. желания

c. склонности

d. идеалы

e. и т.д.

Леонтьев 1975г

Личность рассматривается как неразрывная связь с деятельностью, личность порождается деятельностью, личность выступает как условие деятельности и является продуктом деятельности. Следовательно основанием в структуре будет являться иерархия деятельностей.

 

Составляющие личности:

 Темперамент

 Потребностно-мотивационная сфера,

 эмоционально – волевая сфера

 когнетивно познавательная сфера

 характер

 способности

признаки личности:

 эмоциональность

 активность

 саморегуляция

 побуждение

Потенциалы личности:

• Познавательный

• Морально-нравственный

• Творческий

• Коммуникативный

• Эстетический

Направленность личности – совокупность важнейших целевых программ, обуславливающих смысловое единство активного и целенаправленного поведения личности.

Направленность личности определяется в различных целях:

• Материальные потребности

• Профессиональная деятельность

• Психологической (политическая зрелость)

Потребности:

• Персонализации (быть личностью) – активное включение индивида в соц связи

• Самореализации – реализовать свои задатки, способности

Самосознание личности включает в себя:

• Самопознание

• Самоотношение – эмоционально-ценностное отношение к себе

• Саморегуляция

o Самоконтроль

o Управление поведением и деятельностью

Самопознание и самоотношение формируют образ «Я», а в дальнейшем и самооценку.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.